О фильме Хождение по мукам - 2017 г

В ФИЛЬМЕ НЕТ ТОЙ ГЛУБИНЫ ПОСТИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ, ЧТО ИМЕЕТСЯ В РОМАНЕ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО "ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ".

Посмотрела по НТВ новую экранизацию романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» и была несколько разочарована фильмом. Сам роман я читала очень давно, и не помню деталей, но видно невооружённым глазом, что фильм получился много мельче и посредственнее, чем литературный первоисточник. Впрочем, нынешние режиссёры всегда прикрываются спасительной фразой – «по мотивам произведения». Это очень удобно – сочиняй, что хочешь…

Итак, в сериале представлена эпоха глобального разлома российской  жизни. Суровые и жестокие события Первой мировой войны, затем Октябрьской революции и Гражданской войны железным катком прошлись по всему обществу, начиная от дворянского сословия, заканчивая крестьянами и рабочими. Однако в фильме основной акцент делается на судьбы русской интеллигенции, которой революция принесла полный слом привычного образа жизни, страдания и мучения, кровь и слёзы. А также  необходимость делать мучительный выбор: как жить дальше, с кем идти – с красными или с белыми, принимать советскую власть или думать о бегстве за границу. Такой выбор делают и главные герои сериала – сёстры Булавины – Катя и Даша, и их любимые мужчины – офицер Вадим Рощин и инженер Иван Телегин.

Основным недостатком фильма я считаю НЕЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Герои попадают в сложнейшие ситуации, а я почему-то смотрю на всё это равнодушно, как бы со стороны. Не переживаю за них, а просто наблюдаю, что там дальше приключится, какая очередная «мука» их ожидает. Кстати, в чудесной экранизации 1977 года ощущения отстранённости от героев не было. Наоборот, там я переживала за каждого из них очень сильно. Почему недостаточная эмоциональность поселилась в новом фильме – не знаю, наверное, это упущения в сценарии или недочёты режиссуры.
Несколько разочаровал показ предреволюционной жизни интеллигенции в Петербурге. Ну нет в фильме ощущения того чудесного, волшебного «серебряного века», когда всё вокруг кипело, бурлило, дышало новыми социальными идеями, необыкновенным творчеством, предощущением грядущих перемен. Хотя довольно чётко с экрана прозвучала мысль о том, что богатая и образованная часть общества сама виновата в том, что стряслось в 1917 году. Она ведь только развлекалась и пировала, не думая, что кто-то рядом тяжело работает -  сеет хлеб, стоит у станка, прислуживает аристократам, а живёт при этом очень скудно и голодно. Предчувствие революции в фильме продекларировано ярко, но не ощущается эмоционально, хотя есть сцены и рабочей демонстрации, и разгона её казаками, и митингов в заводских цехах.

Хочется сказать несколько слов о главных героях. Больше всего мне понравилась Даша Булавина в исполнении артистки  Анны Чиповской. Она милая, обаятельная, эмоциональная девушка. Храбрая, когда это необходимо, трудолюбивая, внимательная и добрая, когда ей приходится работать в госпитале. Но не очень-то она похожа на дореволюционную барышню – современность проскальзывает во всех её словах и действиях.
Катя в исполнении Юлии Снигирь не впечатлила меня совсем. Она выглядит старой, слишком худой и измождённой, равнодушной ко всему, даже к своим страданиям. Особой интеллигентности в ней я тоже не заметила. Чаще всего на неё неприятно смотреть.
Иван Телегин в исполнении Леонида Бичевина предстаёт каким-то наивным мальчишкой. Причём, он не взрослеет ни на германском фронте, ни в сражениях Гражданской войны, хотя тяжёлых испытаний на его долю приходится очень много. Раздражает также вечно лохматая, нестриженная шевелюра Телегина в бытность его на фронтах в качестве офицера. 
Вадим Рощин в исполнении артиста Павла Трубинера показался мне весьма строгим и основательным человеком, но, по-моему, ему не хватает блестящей офицерской выправки.
Потряс меня поэт Бессонов в исполнении Антона Шагина. Это нежить какая-то – аморфная и заунывная, а не живой человек. К тому же, по роману Толстого, он гибнет на германском фронте, а тут его удивительные приключения продолжаются вплоть до закономерного финала в Советской России. Видимо, создатели фильма хотели показать типичную судьбу русского поэта в годы революции (напрашивается сравнение с Александром Блоком).
Сильно не понравился мне батька Махно (арт. Евгений Стычкин): это отталкивающая, карикатурная фигура, и его хочется просто раздавить, как клопа. У Толстого, помнится, он тоже нехорош, но не до такой же степени. 
На протяжении второй половины сериала меня очень раздражали второстепенные персонажи – Лиза Расторгуева ( Светлана Ходченкова) и Аркадий Жадов (Андрей Мерзликин). Видимо, их сюжетная линия необычайно увлекла создателей фильма, и они решили показать нам в рамках основного действия ещё и крутой мини-детектив с ограблениями, перестрелками, погонями, убийствами – хотя ничего этого нет у Алексея Толстого. Мне кажется, что НТВ и так заполонило телеэкран всякими «ментовскими войнами», а тут ещё и в исторической ленте мы вынуждены смотреть на этот бандитский беспредел. Хотя мотивы «хождения в бандиты» этих двух персонажей абсолютно ясны: работы не было, денег не было, несколько дней не ели. В такой ситуации беспринципные люди идут и грабят.

Но вернёмся к сюжету. Начинается Первая мировая война, и резко обрывается беззаботная жизнь русской интеллигенции. Мужчины уходят на фронт, женщины работают в госпиталях. Довольно сильно прописаны сцены германского  плена Телегина и его побега. А в петербургских гостиных к началу 1917 года уже отчётливо звучит мысль о том, что эта война никому не нужна, она несёт только гибель и горе, и что зря Россия ввязалась в эту войну, потакая амбициям самодержавия.

А потом начинается череда революций, привычная жизнь героев ломается полностью, и они начинают метаться, искать способы выжить в новых условиях.
Меня удивило то, как предвзято создатели фильма оценили Октябрьскую революцию. По улицам шатается пьяная матросня, не менее пьяные рабочие идут куда-то с красными транспарантами и революционными песнями, другие пролетарии крушат оборудование на заводе, где до этого работали. У «буржуев» экспроприируется жильё, и в освободившиеся комнаты заселяется какое-то отребье. Но если все кругом пьяные и дурные, кто же тогда сумел построить новый мир на обломках Российской империи? Впрочем, в последней серии режиссёру пришлось-таки показать и этот новый мир, ведь Алексей Толстой писал последнюю часть своего романа, уже вернувшись из эмиграции. И соответственно, пересмотрел своё отношение к Октябрю…
Гражданская война раскидала главных героев по враждебным лагерям. Причём, выбор каждого во многом был случаен: так сложились обстоятельства. Рощин считает, что победили хамы и быдло. Он их ненавидит, а сам, в поисках Кати, идёт к красным. То есть, семейные ценности для него важнее, чем политика или будущее устройство страны. Горчайшая мысль о том, что воюют свои против своих, и все кругом теперь враги, не мешает нашим героям помогать друг другу в критических ситуациях, спасать близких от гибели и бед. И в этом опять проявляется высшая правда, ведь на самом деле людям-то нужно простое человеческое счастье: любовь, семья, дети. И ради этих вечных ценностей можно преодолеть любые испытания и вытерпеть любые муки. 


Рецензии
Согласен с авторской оценкой, экранизация не очень удачная, до уровня Ордынского, а тем более, Рошаля, не дотягивает.
И уж совсем ни к селу ни к городу сунули этого Шагина с примитивным лицом простака на роль поэта Бессонова. Бессонов - это блоковская утончённость, интеллект, аристократизм, кураж . Хорош был в этой роли Козаков, но никак не Шагин с глупыми глазами-пуговицами. Ему лакея играть, а не Бессонова.

Сергей Соломонов   23.03.2019 02:12     Заявить о нарушении
Сергей, а ведь точно вы подметили про Шагина! Странное впечатление от его Бессонова, неприятное...

Шестакова Елена Аркадьевна   23.03.2019 22:35   Заявить о нарушении