Критерии живости героев

Критерии «живости» героев.

Посвящается Геленор Лавкрафт с благодарностью за её критические комментарии к заметке «Картонные и живые».

                «Живцов? Моргунов? Мшевелидзе?»
                Никита Богословский «Называя фамилии»

Мышка-мысль ищет выход из лабиринта Минотавра.

«Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы какой-то страсти, какого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их многообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен.
У Мольера  лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан водя, лицемеря. У Шекспира лицемер произносит судебный приговор с тщеславною строгостию, но справедливо; он оправдывает свою жестокость глубокомысленным суждением государственного человека; он обольщает невинность сильными увлекательными софизмами, не смешною смесью набожности и волокитства. Анджело лицемер  – потому что его гласные действия противуречат  тайным страстям1 А какая глубина в этом характере!»
А.С.Пушкин, Table-Talk, «Застольная беседа» 1835.
Правда, Пушкин сам не различает двух аспектов: Способностей и нравственности. У него всё свалено в одну кучу, а это совершенно разные ипостаси и смешивать их нельзя.  Человек высоконравственный может не обладать никакими специфическими способностями и, тем не менее, быть нравственным.
Подлец может обладать одной выдающейся спсособностью или даже многими, причём в самой высокой степени, и, тем не менее, оставться подлецом!

Но вернёмся к кардинальному вопросу: Что такое ЖИВОЙ герой и что такое плоский?
А может быть следует расширить этот вопрос: Что такое ТАЛАНТЛИВОЕ изображение чего-то, героя ли, героини, события, предмета?
Бездарь и графоман может (и это один из характернейших признаков бездарности) описывать всяческие ужасы космического масштаба и нас, читателей, это не трогает, «ни уму, ни сердцу»!
Ни эмоционально нас это не задевает, ни какой-нибудь интересной не банальной мысли.
А талант описывает явление самое обычное, самое что ни есть заурядное так, что восхищаешься таким описанием.
Опять произвольный и субъективный элемент: ВОСХИЩАЕШЬСЯ.
Один восхищается, другой –  нет!
Уточним: Описание (любое) – плоское или живое?
Итак, пока, не сумев ответить на вопрос, мы всё же расширили его: ЛЮБОЕ ОПИСАНИЕ может быть живым, то есть каким-то трёх-четырёх... МНОГОМЕРНЫМ, или заурядной планарией.
Примеры этой «многомерности» я приводил неоднократно.
Например:
«Дёжа в тёплой до вонючести дворницкой Остап Бендер отшлифовывал в мыслях...»
Если  из этой фразы выбросить слова «ДО ВОНЮЧЕСТИ», это было бы обычным описанием некого процесса мышления Остапа.
Слова «До вонючести» сразу меняют ВСЁ! Это немедленно создаёт перед нашим умственным взором объёмную картину: тёплую комнатушку, очевидно, полуподвального типа, давно, или вообще никогда, не проветриваемую, потому там и тепло и вонюче. В дальнейших главах Ильф и Петров дают более точное определение причине этой «вонючести». Тоже, гениально описанную:
«В дворницкой стоял запах гниющего навоза, раcпространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали».
БЛЕСК! Мы сразу, из этих немногих слов, переносимся в эту дворницкую и начинаем прямо чувствовать этот запах! ГЕНИАЛЬНО! И так у Ильфа и Петрова ПОСТОЯННО!

«Эме Танатогенос говорила на языке Лос-Анжелеса и СКУДНАЯ МЕБЛИРОВКА ЕЁ ИНТЕЛЛЕКТА, О КОТОРУЮ ОББИВАЛ  КОЛЕНКИ ПРИШЕЛЕЦ ИЗ ЕВРОПЫ была приобретена в местной школе и университете...»
Ивлин Во, «Незабвенная»

Что описывается здесь: Туповатая и заурядно мыслящая дура. Но если бы Ивлин Во ТАК описал бы нам свою героиню, она была бы плоской тенью. А именно то, КАК он описал её глупость, делает её живой! Её интеллект предстаёт перед нами некой жалкой обстановкой комнатки, с кроватью, тумбочкой, стулом и ещё какой-нибудь мелкотой, типа комодика. Но тесно расположенной в маленькой комнатушке и поэтому герой-любовник всё время натыкается на эти предметы. Многомерное описание заурядного мышления. Мышление ПЛОСКОЕ, а описано оно в многомерном пространстве.
Упомянутый в эпиграфе Никита Богословский. Литературный талант!  Написал «пьесу», используя лишь фамилии деятелей искусства!

Кажется, сам того не заметив, нашёл хоть какую-то ниточку (Ариадны ли?): МНОГОМЕРНОЕ ОПИСАНЕИЕ ПЛОСКОСТИ!
Чем это лучше моих предыдущих написаний типа: Незаурядное описание заурядности?
Тем, что оно более конкретно!
То же, что я писал не раз  о мышлении Эйнштейна в науке – выход мыслью из плоскости в другое измерение! То есть мы приходим к довольно простой, а, оказывается, для меня, совсем непростой,  истине, что творческое мышление в науке или в искусстве ОДИНАКОВЫ ВЫХОДОМ ИЗ ПЛОСКОСТИ В МНОГОМЕРНОЕ ПОНЯТИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО!
4 II 2019

P.S. Бездари – проецируют объёмное тело (событие, явление, предмет, живое существо) НА ПЛОСКОСТЬ и тем создают убогих планарий.
Талант берёт нечто на плоскости и за счёт конформных отображений изгибает её, создавая нечто многостороннее, многомерное!
Так мне видится радикальное различие и «секрет ЖИВОСТИ описания » героев или событий или явлений природы.


Рецензии
Интересная теория, дорогой мой Эспри. Опять приятно удивлена, что Вы относитесь к моим комментариям слишком всерьез. И все же... тот же Шейлок у Шекспира -- это ПЬЕСА. Описаний как таковых там нет и быть не может. А он таки живой. Вкусность языка и афористичность? С Бендером работает. А как объяснить, что у одного и того же писателя, в одной и той же книге одни герои живы, другие картонны? Я не придираюсь,но..
Я хочу еще эту тему.

Геленор Лавкрафт   06.02.2019 20:32     Заявить о нарушении
Дорогая Геленор,
Спасибо!
К любым комментариям и замечаниям, которые стимулируют МОЁ ДУМАНИЕ, я, естественно, отношусь с должным вниманием. Ваша, очень эмоциональная, реакция на Мышкина и Беатрису подвигнула меня к размышлению: А где, действительно, истина в таких очень уж личных оценках? Ведь я же в ответе Вам написал, что "истина одна, а подделок под неё тысячи"! Так, кто ближе к ней? Необходимы объективные критерии. Попытался чевой-то придумать. Пока -- слишком общо! Это не литературный анализ на "живость" или "плоскость", а некий почти философский принцип.

На Ваш вопрос, мне кажется, ответить легко:
Автор при написании:
А. Только человек со спадами в творчестве и с подъёмами (редкими, увы!)
В. К одним героям, неважно, "положительным" или "отрицательным" автор чувствует "привязанность". К другим -- равнодушен. Вот и получаются планарии. Пушкина, например, очень тянул к себе образ Марины Мнишек. Иными словами, не только читатели, но и сам автор воспринимает одних героев ЖИВЫМИ, а других -- плоскими!!
Спасибо за вопрос! Последняя мысль кажется мне интересной и, возможно, она тоже ключ к ответу на проблему многомерных и плоских описаний.
Ильф и Петров признавались, что с самого начала, родившись как сугубо ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ герой (по их плану), Бендер стал "нахально пролезать из одной главы в другую" и они сердились на него за наглость, как будто он совершенно живой человек!
Это работало их НАДСОЗНАНИЕ!
Катаев, старший брат Евгения, сказал им: "Ваш Бендер добил меня окончательно!"
Гениально чуткий к чужому таланту человек! Честь ему и слава!
Ваш, с благодарностью, Эспри

Эспри Де Лэскалье   06.02.2019 23:11   Заявить о нарушении
Самоопровержение вышесказанного!
Чушь собачья!
"Кукловод и его марионетка". Там я ясно показываю, что такой талант, как Набоков оставался равнодушным к созданным им героям и, будучи энтомологом бездушно прикалывал их к ткани повестования, любуясь затем, как холодный эстет, их агонией и талантливым языком описывая увиденное.
В очередной раз я промахнулся в своих домыслах.
С извинениями Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 01:48   Заявить о нарушении
Да, а Федор Михайлович обожал и Алешу, и князя Мышкина... не сходится.

Геленор Лавкрафт   07.02.2019 03:48   Заявить о нарушении
Увы!
Такова "Се ля ви".

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 03:56   Заявить о нарушении
C'est la vie --я заюлудился в трёх соснах. Начал вспоминать героев Набокова -- а они-то все ПЛОСКИЕ, кроме Лолиты!
Я прочёл почти все романы Набокова, живая -- только Лолита. а остальные, описанные необыкновенно выразительным языком -- бледные тени. Неживая природа у него ОЖИВАЕТ!
«Березы вдруг рассеялись, полдюжины домишек посыпали с
холма, едва второпях не попав под поезд, затем прошагала,
блистая стеклами, огромная багровая фабрика, чей-то шоколад окликнул нас с пятисаженного объявления...»
«Отслужившая своё швейная машина занимала проход в ванную, где по обыкновению короткая ванна, созданная для карликов племенем великанов, наполнялась так же медленно, как бассейны и резервуары в русских задачниках»
ЭТО ЖИВОЕ!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 04:23   Заявить о нарушении
А Цинциннат? Нее... не плоский. Хотя сюр. И Лужин - типичный Аспергер ( как и я)

Геленор Лавкрафт   07.02.2019 08:12   Заявить о нарушении
Мне кажется, что и "Цинцинатик" и Месье Пьер и девица, дочка коменданта, -- плоские до идеальной линейной тоньшины. Лужин -- псих и не более, Король, Дама, Валет -- все планарии, Машенька, Подвиг, Дар, Пнин-- не люди, а схемы. Вот Гумберт Гумберт -- живой! И Долорес -- живая, хотя мамаша её тоже плоская. Думаю, что я с Набоковым ошибался до вчерашнего дня. Как художники, есть маринисты, пейзажисты, баталисты и портретисты, так и писатели различаются в проявлениях своего таланта. У Набокова совершенно изумительный описательный события и предметы язык, но в героях -- нет жизни. Он, как энтомолог, привык писать "натюрморты"! Я не раз уже говорил, что Набоков и в литературе остался энтомологом. Думаю, диагноз правильный. А у Ильфа и Петрова --универсализм. В двух романах и описательная гениальность и живость героев! Ивлин Во тоже более универсален, чем Набоков. У него три главных героя -- Деннис, Эме и Джойбой -- живые. В этом романе он мастерски владеет и искусством парафраз и пародий. У Эренбурга в "Хулио Хуренито" -- вроде бы схема, "Великий провокатор". Ан, нет! Живой!
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 16:03   Заявить о нарушении
Прошу прощения, не понял, "Аспергер"?
Per aspera ad astra?
Дама "колючая", как тернии?
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 16:26   Заявить о нарушении
Ещё один критерий «живости» – как герой думает?
И это, одновременно, определяет и субъективность читательского подхода.
ЭТО Я – оцениваю «живость» героя по данному критерию, но для других – это вовсе НЕ критерий!
Эпизодические герои у тех же Ильфа и Петрова6
Митрич, Никита Пряхин, Изнуренков, Гигиеншвилли – они нам представлены с их индивидуальной, пусть тупой и заурядной, но манерой дУмания!
Поэтому для меня – они живые.
Для других критерием является чувства героев.
В этом – корень наших разногласий по поводу Беатрисы!

ВПРОЧЕМ, «теплее»!
Возможно, я переусердствовал, стараясь найти АБСОЛЮТНУЮ истину там, где её НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Мысль в принципе верная: Истина одна, а подделок под неё тысячи. Но эта доктрина НЕ МОЖЕТ быть применена к любому явлению, по крайней мере к эмоциям и восприятию.
Вот, где моя ошибка!!!
Нельзя сделать объективными чувства!
Красный цвет – это НЕ СВЕТ С ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЛИНОЙ ВОЛНЫ!
ЭТО -- ОЩУЩЕНИЕ! Дальтоник не видит его таким, как я!!!
Восприятие нами литературных героев – это наши мысли и чувства, как и восприятие красного цвета. А в них нет объективности, поскольку во Вселенной нет ОБЪЕКТИВНО хорошего и плохого, холодного эмоционально или пылкого. Есть температурно горячее или холодное. Но это же явное «НЕ ТО»!
Нет и не может быть некой абсолютной истины в чувствах и ощущениях.
Но в мыслях это может быть и ещё как!
Ваш Эспри.

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 17:56   Заявить о нарушении
Синдром Аспергера... да, весьма колючий господин. Вы можете найти в интернете информацию. Набоков в "Лужине" описал это мастерски

Геленор Лавкрафт   07.02.2019 19:58   Заявить о нарушении
Спасибо!
Признаюсь, не заметил в Лужине никакой "колючести", заурядную психопатию!
Паранойя! И его самоубийство это только подчёркивает.
Набоков и о "Лолите" написал, что это произведение станет классическим образцом психиатрии.
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   07.02.2019 20:09   Заявить о нарушении