Малыш инсц. повести Стругацких

                Предисловие
     ( Звездное небо. Появляется экран телевидения с помехами. Сквозь помехи появляется диктор новостей.)
Диктор.  Только что мне сообщили, что с международного ракетодрома ПЛУТОН стартовал звездолёт «ЭР-2». В состав экипажа вошли: капитан корабля доктор медицины Яков Вандерхузе, начальник экспедиции ксенопсихолог Геннадий Комов, кибернетик радист Станислав Попов и геолог-биохимик Майя Глумова. "ЭР-2" участвует в международном проекте «КОВЧЕГ-1», целью которого является исследование планеты АРТА на возможность переселения туда первой колонии людей. По информации учёных увеличение солнечной активности несёт в себе потенциальную опасность для нашей планеты…    (Экран и звук постепенно тухнут и исчезают )               
   ЭПИЗОД 1               
         Снежная равнина. На горизонте видны горные массивы. Идет снег. На авансцене стоит человек.
Попов-  Надо запомнить этот день. 22 мая 2164 года. Моя первая  экспедиция,моя первая планета, мой первый проект КОВЧЕГ ОДИН!
                ( Подошла Майя)
Майя-      С кем это ты тут разговариваешь?
Попов-     Так! Просто любуюсь пейзажем. Возможно, это новый дом для целого человечества!
Майя-        Не новый дом, а старый замок с привидениями…
Попов  -    Это очень похоже на Землю!
Майя-        ДА, но это не Земля. В этом вся беда с землеподобными мирами. Все время чувствуешь себя обманутым.
Попов-      Зато параметры у планеты прекрасные, редкостные. Атмосфера, гидросфера, климат, термический баланс – все как по заказу.
Майя-     Помяни моё слово: вся эта наша затея, весь проект провалится на этой планетке!
Попов-    Почему?
Майя-      Все вокруг пропитано древними смертями! Любой человек с элементарным чутьём чует здесь неладное. Запах смерти, понимаешь? Даже хуже того – запах бывшей жизни!
Попов-    Да-а-а! Была здесь жизнь когда-то…
Майя-     … и в один миг все кончилось…     ( Подошёл Вандерхузен)
Вандер-  Да нечего здесь бояться, нечего. Планета биологически пассивна: нет здесь ни вирусов, ни бактерий. Ничего здесь нет кроме океана, скал и карликовых деревьев.
Попов-    Да! И растительность здесь жалкая. Но при всем при том       вызывает к себе уважение: температура до минус двадцати, под корнями – сплошной солёный песок, а им нормально. (подошёл Комов)
Комов-    Хватит болтать. Займитесь делом! Попов, вас я попрошу отправить радиограммы. Я оставил их в рубке. Связь со мной через глайдер. Яков! Вы готовы?
Вандер-   Готов.
Комов-     Не оставляйте её одну. Новые планеты всегда полны неожиданностей. Спокойно! Не нервничайте, Яков! Это я по-поводу вашего нечего бояться.
Вандер-     Я почти тридцать лет в космосе. ( уходит)
Комов-     Ну и замечательно. Майя, ваш квадрат шестьдесят четыре. Мои точки: западный берег озера, высота семь, высота двенадцать. Возвращение в восемнадцать ноль-ноль по местному времени. В случае задержки предупредить. (уходит)
Попов-       При других обстоятельствах соблазнительно было бы рискнуть и нарушить инструкцию. Но только не здесь.
Майя-        Почему? Его боишься?
Попов-       Нет! Просто меня взяли именно на такую планету, для которой инструкции не писаны. За ненадобностью. Здесь я могу уйти и на пять километров, и на сто двадцать пять, и ничего не случится ни со мной, ни с моим кораблём, ни с десятком других кораблей, рассаженных сейчас по всем климатическим поясам планеты.
Майя-        Философ. Займись делом! И поменьше любуйся пейзажами! (Уходит)
                ЭПИЗОД 2
              Рубка корабля!  Командный пульт. Три экрана. Три крутящихся кресла и журнальный стол.
Голос Попова- Я остался один. У меня было много одиночества и много, очень много мёртвой тишины. Это была тишина особенная – пронзительная, взводящая все нервы, – тишина огромного, совершенно пустого мира.     (неожиданно громкий и резкий сигнал связи. На одном из экранов появляется мужское изображение)
Попов-    Эр-2 на связи.               
Голос-      Привет Стась! Ну, что там у вас?
Попов-     У нас ничего. А у вас как?
Голос -      У нас ящерицы передохли.
Попов -     Эх, вы. Предупреждал же вас Комов: не торопитесь вы с пресмыкающимися.
Голос-       А кто с ними торопится? Если ты хочешь знать моё мнение, они здесь просто не выживут. Слишком жарко!
Попов -     Купаетесь?
Голос -      Окунаемся время от времени.
Попов–     Что так?
Голос–       Пусто! Вроде большой ванны… Я заплыл километров на пять, сначала все было хорошо, а потом вдруг как представил себе, что это же океан, а тут кроме меня ни единой живой твари… Нет, старик, ты этого не поймёшь.
Попов-       Вадик! У нас то же самое. Только холодно.
Голос -       Конец связи. Меня вызывает база.
Попов-       Пока! (Переключается и рассматривает экран с изображением ландшафта планеты ) Айсберг, туман, тёмные скалы, заросли маленьких кустарников. Не выскочит из этих корявых зарослей чудовище, чтобы пожрать меня, – нет здесь никаких чудовищ.    (Послышался странный звук)         Это все тишина. Тишина и пустота. Как говорит Вандерхузе- человек не терпит пустоты.  (снова послышался звук) Ха-ха! Ну что ж, звуки начались. Надо полагать, скоро начнутся видения… (Слышен плач ребенка)
Женский голос - Где ты, Шура… Больно…
Мужской– Что случилось? Где ты?
Женский-  Я ничего не вижу, Шура… Здесь кто-то есть… Да отзовись же, Шура! Больно как! Помоги мне, я ничего не вижу…
Попов-    Хорошо хоть, что никто меня не видит. Обидно, что я оказался такой нервной развалиной. А уж, казалось бы, послали для начала в самое что ни на есть безопасное и спокойное место. Значит, так… расскажу обо всем Вандерхузе, а завтра, наверное, уже пришлют мне замену…                А потом – санатории, медосмотры, процедуры и целые моря сочувствия и жалости… Вот позорище!  На первом же практическом деле сорвался. Да ну вас всех!
                (Надел наушники)
                ЭПИЗОД 3
           (появляются Комов,Вандерхузе и Майка)
Комов-  Попов! Почему не отвечали на вызовы? (сорвал наушники)
Попов-   Что случилось?
Вандер-  Очень грустная находка, Стась. Мы нашли погибший корабль.
Попов-   – Наш?
Майка-     Да. Наш.
Попов–     Много жертв?
Вандер–   Двое.
Попов–      Кто?
Вандер– Пока не знаем. Это старый корабль. Авария произошла много лет назад.
Попов-    Чепуха какая-то. Планета открыта всего два года… Может первопроходцы? Или вольные исследователи? Двое их, как я понял?
Майка-    Да! Двое! Коряга бесчувственная!
Попов–    Подожди, что ты…
Майка–   Ты к роботам своим иди, с ними вот обсуждай, сколько там лет прошло и почему их там двое, а не трое, не семеро…       
Попов-     Я же совсем не то хотел…
Майка-     У них все кости переломаны… Но они ещё жили… Пытались что-то делать… 
Комов-   Стась! Надо немедленно составить экстренную радиограмму. (Вандерхузе протягивает Комову листок бумаги. Комов бегло проглядывает написанное.) Это не информация, Яков! Если мы пошлём донесение в таком виде, они решат, что мы не способны самостоятельно провести экспертизу. И во что превратится наша работа? Сюда явится толпа?
Вандер-      Иначе говоря, вы не хотите скопления посторонних. Так?    
Комов-         Именно так.
Вандер-       А в таком вот виде пойдёт? « В квадрате сто два обнаружен потерпевший крушение земной корабль типа «Пеликан», регистрационный номер такой-то, в корабле останки двух человек, предположительно мужчины и женщины, бортжурнал стёрт, подробную экспертизу… начинаем завтра»
Комов-      Пусть будет так, лишь бы нам не мешали работать. Загадок и так хватает. Сегодня я обнаружил на самой макушке высоты двенадцать дохлую рыбу. И это уже не первая мёртвая рыба из тех, которых мы запустили в озеро! Ну, хорошо, можно выяснить, почему рыбы гибнут, но почему она оказалась на скале? На макушке горы! Нет! Сейчас нам толпа не нужна.
Попов-       Да уж! Загадок хватает. Не нравится мне эта планета!
Вандер-   (читает донесение) «Факты заставляют предположить, что… корабль был поражен метеоритом в момент появления из подпространства.» У корабля абсолютно разрушен рейсовый двигатель.
Комов-     Согласен. Дальше…
Вандер-    Личные бумаги…
Комов-      Разбирать их – дело не наше, кроме того, они в таком состоянии, что мы можем только напортить. Завтра я их законсервирую… Надо будет дать отдельную радиограмму, что останки пилотов в ближайшее время будут отправлены на базу.
Майка-     Может здесь похороним?
Комов-      Нельзя. В подобных случаях останки заливают стеклопластом и высылают на Землю. Теперь относительно причин и обстоятельств смерти пилотов. Формулировку я предлагаю такую: «Положение трупов свидетельствует о том, что смерть пилотов наступила вследствие удара корабля о поверхность планеты. Мужчина погиб раньше женщины, успев стереть бортжурнал. Женщина была жива еще некоторое время. Смерть застигла её уже в кессонной камере».
Вандер-    Не слишком ли это категорично, Геннадий? Непонятность какая-то. Бедняжка была просто не в состоянии доползти до кессона.
Комов–     Тем не менее она оказалась там.               
Майя-      Никто не знает, на что способен человек в критических условиях.
Попов-     И особенно женщина.
Майя-       Чего?
Попов-      Ах, эти женщины! Ох, эти женщины!
                Будто бы ветер шальной переменчивы,
                Славой худою и доброй повенчаны.
Майя-       Стась! Не умничай. Без тебя тошно. Я другого не понимаю. Почему он стер бортжурнал? Ведь был же удар, человек умирает…
Попов-      Ну это как раз… может быть. Агония, шарил руками по пульту, зацепил ключ…
Майя-        Какой ты умный! Как у тебя все просто!
Комов-      Ну хватит. Устроили тут детский сад. Вопрос о бортжурнале, вынесен в раздел фактов особого значения… Да! Попов, тут есть кое-что по вашей части. Вам известно кибернетическое оборудование кораблей типа «Пеликан»?
Попов-       Да! Конечно!
Комов-      Вот опись всех обнаруженных кибермеханизмов. Проверьте, все ли на месте.
Попов-      Да, пожалуй, все на месте. А вот этого я не понимаю. Что такое: «Ремонтный робот, переоборудованный в шьющее устройство»?
Майя-     Понимаешь ли, Стась, трудно тут что-либо объяснить. Просто ремонтный кибер, превращённый в шьющее устройство. В устройство, которое шьёт, понимаешь?
Вандер-    У кого-то из них, видимо, у женщины, было несколько необычное хобби.
Попов-      Но это точно – ремонтный кибер? Тогда здесь полный комплект. Просто на редкость полный.
Комов-      Спасибо! Прошу вас, Яков, привести все это в окончательный порядок, мы подпишемся, и уже сегодня можно будет радировать. А теперь, если ни у кого нет дополнительных соображений, я пойду.   (Вандер и Комов уходят)
                ЭПИЗОД 4               
 Майя-      Как-то нехорошо все это. Неправильно. Должна же быть минута молчания какая-то… А тут: положение останков, топографические параметры… Комов никому не даёт рта раскрыть. Всё ему ясно, всё понятно, а на самом деле не верю я, что ему все ясно!
Попов-     Ты чего завелась?
Майя-      Мне просто не нравится, как Комов себя ведёт. 
Попов-    А раньше ты о нем не так говорила. Раньше ты о нем всегда: "Душа общества, человек редкостной общительности, остроумный..."
Майя-       Он мне нравился, да! И папе нравился. Но тогда мы с ним не работали: я же помню, он действительно был душой общества...
Попов-      А я всегда считал его не от мира сего...
Майя-       Теперь хожу и считаю дни, сколько мне с ним работать осталось…
Попов-     А это ещё что такое?
Майя-       Я бы сказала- игрушка.
Попов-      Я бы тоже так сказал, что игрушка. Но зачем?
Вандер-  (появляясь) Ты так ставишь вопрос? Зачем? Хобби. Ничего удивительного.
 ( Вандер занялся бумагами. Майка разложила карты-простыни и что-то рассматривала. Появился Комов и уселся в кресле и вдруг… Он сидел прямой, красные глаза его вылезли из орбит, он смотрел куда-то мимо и стремительно бледнел.)
Комов-      Да вот же он! Вот он! Дверь! Дверь!
  ( Кто-то согнувшись в неслышном беге, скользнул в дверь и исчез в коридоре. И тогда Попов рванулся за ним.)
Майя-       Ушёл!
Вандер-     Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
Попов-      (Вернувшись) Ушёл.
Майя-        А может быть, это все нам почудилось?
Попов-      (неожиданно взорвавшись) Что ты понимаешь в галлюцинациях! И не надо тебе ничего понимать!
Майя-        А может быть, это землянин?               
Вандер-    Откуда?               
Майя-      Ну… мало ли откуда… Мы же не знаем всех деталей проекта. Может, переброска уже началась.
Попов-      Не похож он. Потом наши одеты, а этот совсем голый! Побегай между айсбергами голышом!
Комов-      Попов. Рассказывайте все, что было в нашем отсутствии. До мельчайших подробностей.
Голос Попова-    Я рассказал все – о шорохах, о запахах, о детском плаче, о криках женщины, о своих глюках. Майка слушала меня, приоткрыв рот, Вандерхузе хмурился и укоризненно качал головой, а Комов не отрываясь глядел мне в лицо. Когда я закончил воцарилось молчание.
Комов-      Вы уверены, что это плакал ребенок?
Попов–      А с чем это можно перепутать? Во всяком случае, очень похоже…
Комов-       Значит так… Резюмирую: этот район планеты, вопреки данным исследований, обитаем крупными позвоночными, причём есть все основания предполагать, что они разумны. По-видимому, это троглодиты, приспособившиеся к жизни в подземных пустотах.
Попов-      А мои голоса?
Комов-     Успокойтесь, Стась. Ваши «голоса» легко объясняются, если предположить… Опа! Приходится предположить, что они присутствовали при агонии.
Вандер-     А не слишком ли замысловато?
Комов–      Предложите другое объяснение. Я не хочу ничего утверждать категорически, но все это очень похоже на попытку войти с нами в контакт.
Вандер–    Да, похоже. Тогда всё это означает решительную перемену в наших судьбах. Во-первых, планета занята, придётся искать другую. Во-вторых, если окончательно выяснится, что аборигены разумны, нас сейчас же попрут отсюда, а вместо нас прибудет сюда Комиссия по контактам.
Майя-        Конец «Ковчегу». Жалко.               
Комов-      Чтобы не терять времени зря, я нашу дискуссию записал. Стась, закодируйте все это и отправьте в экстренном импульсе прямо в Центр, копию на базу. Как полномочный член Комиссии по контактам я беру командование на себя. Все работы по проекту «Ковчег» прекращаются. Объявляю весь наш район зоной предполагаемого контакта. Роботы переводятся в трюм. Выход из корабля только с моего личного разрешения.
                ЭПИЗОД 5
ЭКСТРЕННАЯ, НУЛЬ-СВЯЗЬ. ЦЕНТР. БАДЕР. КАПИТАНУ ЭР-2 ВАНДЕРХУЗЕ. СРОЧНО ПОДТВЕРДИТЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ОСТАНКОВ ДВУХ, ПОВТОРЯЮ, ДВУХ ТЕЛ НА БОРТУ КОРАБЛЯ И СОСТОЯНИЕ БОРТОВОГО ЖУРНАЛА, ОПИСАННОЕ В ВАШЕМ ЭКСПЕРТНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Комов-     Яков. Подтвердите то, о чём они вас просят. Стась. Передайте подтверждение, а потом, Яков, я вас попрошу, просмотрите всю официальную документацию относительно бортовых журналов.
Вандер-     Вы мне лучше просто скажите, что вас интересует.
Комов-      Меня интересует, случайно или намеренно был стёрт бортжурнал. Если намеренно, то почему. Существуют же какие-то правила, предусматривающие уничтожение бортжурнала.
Вандер-     Не существует таких правил.
Майя-        Генадий Юрьевич. А почему такая паника?
Комов-      В смысле?
Майя-       Не могли же они там подумать, что мы спутали останки землянина с останками какого-нибудь аборигена и добавили лишний труп…
Голос-        ЭР-два?
Попов–      ЭР-два слушает! Говорит кибертехник Попов. Кого вам, Михаил Альбертович?
Голос–       Комова, пожалуйста.
Комов–      Я тебя слушаю, Атос.
Голос–        Что у вас там произошло?
Комов–      Аборигены.
Голос–       Поподробнее, если можно.
Комов –     Мы сами начали понимать, что к чему, всего два часа назад. Я подготовил для тебя информацию, начал уже ее кодировать… Одним словом, потерпи, пожалуйста.
Голос–       Понятно. Но сам факт существования аборигенов достоверен?
Комов–      Абсолютно.
Голос–       Как ты намерен действовать дальше? Будешь ждать комиссию?
Комов–      Нет. Я начну сегодня же. И я очень прошу тебя: оставь ЭР-два с экипажем в моем распоряжении.
Голос–       Разумеется. Ну, не буду тебе мешать. Если что-нибудь понадобится…
Комов–     Спасибо, Атос. Конец связи.  (Вышел)
                ЭПИЗОД 6
(Вандерхузе копался в документах. Майка расстелила по всей каюте огромную склейку и лежала на ней с лупой в глазу. Попов за пультом управления )
Майя–     Ничего не понимаю! Негде им здесь жить. Все мало-мальски годные для обитания точки мы обследовали.
Попов-     Это насквозь промерзший мир, и при одной мысли о том, чтобы здесь жить, ступать босыми ногами по этому каменному крошеву кожа на спине у меня начинает ёжиться.               
    Майя-       Прав Комов, который считает аборигенов пещерными людьми. Под этим плато есть обширные участки подземного тепла, так что если они живут в пещерах, то от холода они во всяком случае не страдают».
Попов-      А что же они едят?
Майя-       Если есть пещерные люди, могут быть и пещерные животные. А потом – мхи, грибы…
Попов-      Ну это ещё бабушка надвое сказала… Вот почему из девяти гуманоидных рас только три согласились иметь с нами контакт? Почему?
Майя-        В чем состоит главная задача всякого контакта?
Попов-      Изучение разума…
Майя-       Это только слова, потому что на самом-то деле нас интересует проблема нашего, человеческого разума, иначе говоря, нас прежде всего интересуем мы сами. Мы пытаемся понять, что мы такое. Для этого нам необходимо посмотреть на себя чужими глазами, совсем чужими…
Попов-      А зачем это, собственно, нужно?
Майя-        А затем, что человечество становится галактическим.
Попов-      Чего?
Майя-        Идеал земного человека строился на опыте предков, идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни.
Попов-      При чем здесь галактический идеал? По-моему, люди в космосе не становятся какими-то там галактическими. Я бы сказал, наоборот, люди несут в космос Землю – земной комфорт, земные нормы, земную мораль.
Вандер-     Ого!
Попов-       Вы не согласны?
Вандер-     Представляете себе, действительно, было такое правило!
Майя-        Какое правило?
Вандер-     Комов попросил меня отыскать правила, предписывающие уничтожать бортжурналы.
Майя–       Ну?
Вандер–     Есть такое правило. В старом «Своде инструкций». В новом – нет. Откуда мне было знать? Я же не историк. Так вот: «если ты потерпел крушение на неизвестной планете, населённой разумными существами, ты обязан был уничтожить все космографические карты и бортовые журналы.»
                (входит Комов)
Комов-      Вандерхузе, Глумова, Попов!  Сейчас я выхожу!
Вандер-     Один?
Комов-       Да! Яков, вы остаётесь за старшего. Главное: обеспечить непрерывное круговое наблюдение. При появлении аборигенов немедленно известить меня. Стась, там мои радиограммы. Передайте их как можно быстрее. Я думаю, нет надобности объяснять, почему никто не должен выходить из корабля. Давайте за дело.
           ( дешифратор снова заверещал.)
    ЭР-2, Вандерхузе, Комову. Информация. Обнаруженный вами корабль есть экспедиционный звездолет «Пилигрим». Приписан к порту Деймос. Отбыл в свободный поиск в зону "Ц" Последний отзыв получен шестого мая сто сорок восьмого года из области «Тень». Экипаж: Семенова Мария-Луиза и Семенов Александр Павлович. С двадцать первого апреля сто сорок седьмого года пассажир: Семенов Пьер Александрович. Архив «Пилигрима»…»
Комов-     Так я и думал! Это человек! Вы понимаете, ребята? Это человек!   (уходит)
Майя-        Вот, значит, почему игрушки…
Вандер–     Почему?
Майя–        Он с ними играл.
Вандер–      Кто?  Комов?
Попов–        Семенов-младший. Пассажир. Ребенок.
Вандер–      Какой ребёнок?
Майя–         Папа! Ребёнок Семеновых! Понимаете, зачем у них было это шьющее устройство? Чепчики всякие там, распашоночки, подгузнички…
 Вандер –   Так у них родился ребёнок!? Ну конечно! Значит, родился он в апреле сорок седьмого, а отозвались они в последний раз в мае сорок восьмого…
Майя-         Как часто они должны были выходить на связь?
Вандер–     Раз в месяц…  Если корабль находится в свободном поиске…
Майя–          Невероятно! В день крушения младенцу был год и один месяц. Как же он выжил?
Вандер-       Ясно, что сам по себе он выжить не смог бы. Годовалый ребёнок. Ледяная пустыня.
Майя-        И тем не менее он уцелел и вырос!
Попов-       Семенов стер бортжурнал. Значит, кого-то увидел…Какие-нибудь пришельцы-гуманоиды? Они случайно оказались поблизости, выкормили младенца, а потом улетели… Так?
Майя-        Чепуха ведь…
Попов-      Тогда аборигены?
Вандер-    Нет, ребята, либо мы встретили в космосе точную реплику человечества, либо это космический маугли. Не знаю, что более невероятно.
                ЭПИЗОД 7
Комов-      Внимание, на борту! Я вышел на позицию. Смотреть вокруг хорошенько. Мне отсюда видно не много. Стась, мои радиограммы вы отправили?
Попов-      Еще не все.
Комов–      Хватит философствовать, принимайтесь за дело. Майя! Забудьте обо всем и следите за экраном. Попов, чтобы последняя моя радиограмма через десять минут была в эфире.
Вандер-    А ведь я знавал Семеновых. Должен вам сказать, очень странные люди были. Романтики старины. По-моему, Шурик и Мари так ничего и не нашли в космосе, во всяком случае, ничего такого, о чём стоило бы рассказать.
Майя–        Но зато они были счастливы.
Вандер-     Майечка! Тот, кто счастлив, ничего и не ищет.
Комов-       На борту! Смотреть внимательно! Не болтайте.
Попов-        Вижу!
Комов–       Где?
Попов–        Идет к нам по берегу, со стороны айсберга. Градусах в шестидесяти влево от вашего направления на корабль.
Майя–         Я тоже вижу!
Вандер-      Неужели вы его не видите, Геннадий? Он же прямо у вас на траверзе, к вам он сейчас ближе, чем к нам…
Попов-          Бр-р-р, по такой холодине – нагишом…
Вандер-        Да, видно, нелегко ему здесь пришлось.
Комов-         Следите за люком. Если он войдёт- сообщите мне, а сами запритесь в рубке… Внимание! Я его вижу! Он идёт ко мне. Сейчас я буду занят. Не отвлекайте меня. Продолжайте внимательно следить за окрестностями, но никаких локаторов, никаких активных средств вообще. Попробуйте обойтись инфраоптикой. Всё.
                ЭПИЗОД 8
Вандер-     Стада в хлевах, свободны мы до утренней зари! Давайте сделаем так. Майка идёт отдыхать. Я остаюсь у экрана, а Стась пусть спит у рации. Через четыре часа я его разбужу. (Майя уходит)
Попов-       Сварить кофе?
Вандер-     Нет, спасибо. Я вот думаю: он ходит на ногах, он активно пользуется руками, это само по себе не есть что-то врожденное, это воспитывается.
Попов-        Неужели это все-таки гуманоиды? Ничего не понимаю.
Вандер-     Стась!
Попов–       Да?
Вандер–     Посмотри на экран.
Попов–        Над горами?
Вандер–      Да. Именно над горами.
Попов–        Что это такое?
Вандер–      Не знаю. Я заметил эту штуку минуту назад.
Попов-         Неужели они? Надо сообщить Комову.
Вандер–      Комов отключился. Эта штука страшно вибрирует, вся трясется. Совершенно невозможная штука.
Попов–         Какая же у него высота?
Вандер–       Около шестисот метров.
Попов–         Елки-палки!
Вандер-    Стась! Бегом на пост УАС. Приведи в готовность носовую ПМП. Сиди и жди. Без команды – не стрелять.
(послышались приглушенные отрывистые звонки сигнала сбора. Навстречу мне мчалась Майка, на ходу натягивая куртку.)
Майя–      Что случилось?
Вандер-    Пост УАС!
Попов–     Есть пост УАС!
Вандер–   Готовность!
Попов–      Есть готовность!
Вандер–    Обе цели видишь?
Попов–      Да. Накрываю обе одним импульсом.
Вандер–    Обрати внимание: сорок градусов к востоку – третья цель.
Попов–      Вижу третью цель,
Вандер–    Это хорошо. Но ты, однако, не горячись. Стрелять только по моей команде.
Попов–      Вас понял
Вандер-   Может быть, они просто за нами наблюдают.
Майя-       Мы за ними, а они за нами.
Вандер-    И даже, собственно, не за нами, наверное, а за своим воспитанником, как, мол, он здесь, не обижают ли его… Вообще-то, противометеоритная пушка – страшная штука. Одно дело – сровнять с грунтом какую-нибудь скалу, а другое дело – вот так…   
Майя-       Пощупать бы их локатором-пробником, но нельзя.
Вандер-    Пост УАС! Как видишь цели?
Попов-       Только что были, своими глазами видел… А теперь их нет.
Вандер-     Комов возвращается. Майя, беги на камбуз, приготовь что-нибудь горячее.
Комов-        Замёрз как собака. Странно, странно, ребята. Но это ещё не самое странное – мало ли странного бывает на чужих планетах. Вот вам два фундаментальных факта, которые, так сказать, уже теперь лежат на поверхности. Во-первых, Малыш… его зовут Малыш… уже научился бегло говорить и понимать практически все, что говорят ему. И это мальчишка, который ни разу не общался с людьми!
Майя–      Что значит – бегло? После четырёх часов общения – бегло?
Комов–    Да, после четырёх часов обучения – бегло! Но это, во-первых. А во-вторых, Малыш пребывает в совершенной убеждённости, что он – единственный обитатель этой планеты.
Попов–     Почему же единственный? Какой же он единственный?
Комов–     Малыш совершенно убеждён, что кроме него на этой планете нет ни одного разумного аборигена. Ребятушки! У нас много работы. Завтра утром Малыш намерен нанести нам официальный визит.
                КОНЕЦ 1 акта
                ЭПИЗОД 9
    То же, что в первом акте, только по рубке натянуты гирлянды с лампочками.
Комов-    Вы подключили диагностер с индикатором эмоций?
Вандер-  Да! Но фиксирует он только три основные позиции: отрицательные (красная лампочка), положительные - (зеленая ) и все остальные эмоции (белая лампочка).
Комов-     Он приближается. Майя, быстро на пост внешнего обзора!
Майя-       Геннадий Юрьевич…
Вандер-    Может я пойду?
Комов-      Ну как же вы, Яков, не понимаете? Не желательно, чтобы первая встреча с ним прошла в её присутствии. Идите, Майя. Идите! По местам, ребята! Яков! Когда вы сердитесь к вашим бакенбардам не хватает на ушах кисточек.
              (Майя возмущенно ушла)
Вандер-   Девять сорок по бортовому времени. Стась! Фиксируй!
Комов-     Если ему понадобятся ваши бакенбарды, как-нибудь соберитесь с силами и позвольте ему подёргать вас за них. И пусть он больше спрашивает, как можно больше... 
             (появился Малыш)
Малыш-   Щелкунчик! Я тебя, старикашечку моего, вылечу, на ноги поставлю, в люди выведу… Курвиспат…
Вандер-   Что?
Малыш-  Что? Стада в хлевах, свободны мы до утренней зари! Что это?
Комов-     Видеофон.
Малыш-   Феноменально!
Комов-     Вот еда.  Хочешь поесть?
Малыш–    Еда – отдельно? Не похоже. Шарада.
Комов–       Не похоже на что?
Малыш–     Не похоже на еду.
Комов–        Все-таки попробуй.
( Малыш вдруг упал на колени и открыл рот. Глаза его были закрыты. Это длилось всего несколько секунд, затем он вдруг мягко повалился на спину)
Малыш-       Это – ваша еда. Я так не ем.
Комов-          Смотри, как надо…
Малыш-        Нельзя! Ничего нельзя брать руками в рот. Будет плохо!
Комов-          Ладно! Что будем делать?
Малыш-        Чушь! Сверчок на печи! Когда вы отсюда уходите?
Комов–          Сейчас объяснить трудно. Нам очень, очень нужно узнать все о тебе. Когда мы узнаем о тебе все, мы уйдём, если ты захочешь.
Малыш–        Ты знаешь обо мне всё. Ты знаешь, как я возник. Ты знаешь, как я сюда попал. Ты знаешь обо мне всё.
Комов-            Почему ты думаешь, что я всё это знаю?
Малыш–          Я размышлял.
Комов–            Я ничего не знаю о том, как ты здесь жил до меня.
Малыш–         Вы уйдёте сразу, когда узнаете обо мне всё?
Комов–            Да, если ты захочешь.
Малыш–          Тогда спрашивай! Спрашивай быстро!
Комов-             Почему ты так долго прятался?
Малыш-           Курвиспат. Я давно знал, что люди придут снова.  Потом я увидел: люди пришли. Мне стало плохо. Шарада. Вечером я увидел: один сидит отдельно. Я подумал и понял: ты ждёшь меня. Чеширский кот! Вот как было.
Комов–         Откуда ты знал, что люди придут снова?
Малыш–       Я размышлял.
Комов–         А может быть, кто-нибудь рассказал тебе?
Малыш–       Кто? Камни? Солнце? Кусты?
Комов–         А почему тебе было плохо?
Малыш–       По бим-бом-брамселям! Потому что люди.
Комов–          Люди хотят, чтобы всем вокруг было хорошо.
Малыш–        Я знаю. Люди уйдут, и будет хорошо.
Комов–          От каких действий людей тебе плохо?
Малыш–        От всех. Они есть – это плохо. Они уйдут – это хорошо.
Комов-           Ты когда-нибудь общался с людьми?
Малыш-         Это вопрос. По бим-бом-брамселям! Я всегда хотел узнать: почему длинные волосы на щеках?
Комов–           Ответьте ему, Яков!
Вандер–          Как тебе сказать, мой мальчик… Это красиво, это мне нравится… По-моему, это достаточное объяснение, как ты полагаешь?
Малыш–          Крассссиво… нраааавится… Колокольчик! Нет, ты не объяснил. Но так бывает. Почему только на щеках? Почему нет на носу?
Вандер–           А на носу некрасиво. И в рот попадают, когда ешь…
Малыш–          Правильно! Но если на щеках и если идёшь через кусты, то должен цепляться.
Вандер–           Видишь ли, я редко хожу через кусты.
Малыш–     Не ходи через кусты. Будет больно. Сверчок на печи!  А ты?
Попов–        Что  я?
Малыш-     Феноменально! Щелкунчик.
Комов–       Что значит «щелкунчик»?
Малыш–     Не знаю! Просто слово. Приятно выговаривать. Щ-щелкунчик.
Комов–       А откуда ты знаешь эти слова?
Малыш–      Помню. Два больших ласковых человека. Гораздо больше, чем вы…
                Баю-баю-баю бай
                Спи, Малыш мой, засыпай
                Потеплей тебя укрою
                Спи, Малыш мой, я с тобою
По бим-бом-брамселям! С-сверчок на печи. Мар-ри, Мар-ри! Сверчок кушать хоч-чет!  Кошенька моя, ласонька.
Колокольчик!.. Опять мокренький…
Комов–         И ты всё это помнишь?
Малыш–     Конечно! А ты разве не помнишь всё?
Комов–       Нет!
Малыш–     Это потому, что ты размышляешь не так, как я! Я помню всё. А сейчас ответь мне: что вверху? Ты вчера сказал: звезды. Что такое звезды? Сверху падает вода. Иногда я не хочу, а она падает. Откуда она? И откуда корабли? Очень много вопросов. Ты ответишь?
Комов-        Я попробую!
Малыш-     А у тебя так бывает? Ты просыпаешься и вспоминаешь, будто сейчас только видел что-то. Иногда это хорошо известное. Иногда – совсем новое, такое, чего не видел раньше.
Комов–     Да, бывает. Это называется сон. Ты спишь и видишь сны.
Малыш–   Откуда это берется? Что это такое – сны?
Комов–     Небывалые комбинации бывалых впечатлений.
Малыш–   Чеширский кот! Но я так и не понял, почему я вижу во сне то, чего раньше не видел никогда. Сны! Как они возникают, зачем они нужны? Я буду размышлять! (Неожиданно Малыш вскочил и убежал)

                ЭПИЗОД 10
Вандер-    Странно! Как же это аборигены исхитрились так одурачить Малыша, что он даже не подозревает об их существовании; и как это Малыш умудряется помнить так точно все, что слышал в младенчестве?
Комов-        Любопытная картина получается… Майя!  Эти появлялись?
Майя (появляясь) -  Восемь штук. Только сейчас пропали, а то торчали вдоль всего хребта… Я сделала несколько снимков.
Комов–     Молодец!       Натренировалась? Небось всё пушки наводила?
 Майка-     Безнадёжное дело. Если все они одновременно в нас плюнут, нам каюк. Просто не успеть.
Попов-       Ты действительно веришь, что в нас могут плюнуть?
 Майка-      А ты?
 Попов-       Непохоже что-то...
 Майка-       А если непохоже, то чего ради я там сидела с этими пушками, пока вы здесь...
Комов-       Майя, при следующей встрече обязательно будете присутствовать вы… Яков, пойдёмте ко мне. Надо всё проанализировать.  Я думаю, он снова придёт… (уходят)
Майя-       Тебе его жалко?
Попов-      Почему, собственно, я должен его жалеть? Он бодрый, живой… Совсем не жалкий.
Майя–       Я не об этом. Вот я слушала, и мне тошно делалось, как Комов себя с ним держит. Ведь ему абсолютно наплевать на мальчишку…
Попов–    Что значит – наплевать? Ты ведь понимаешь, что без Малыша в контакт нам не вступить…
Майя–      Понимаю. От этого меня и тошнит. Малыш-то ничего не знает об аборигенах… Слепое орудие!
Попов–     Ну, не знаю! По-моему, ты здесь впадаешь в сентиментальность. Он ведь все-таки не человек. Он абориген. Мы налаживаем с ним контакт. Чувства здесь ни при чём. Он ведь к нам тоже, прямо скажем, любви не испытывает. В конце концов, что такое контакт? Столкновение двух стратегий.
Майя –     Скучно ты говоришь. Тебе только программы составлять. Кибертехник.
Попов-    Но ведь Малыш – это единственная ниточка, которая связывает нас с этими невидимками. Согласна?
Майя-      В том-то и дело. Что бы Комов ни говорил, как бы он ни поступал, сразу чувствуется: его интересует только одно – контакт. Все для великой идеи!
Попов–    А как надо?
Майя–     Не знаю. Может быть, как папа… Во всяком случае, он – единственный из вас, кто говорил с Малышом по-человечески.
Попов-     Ты что, не хочешь, чтобы контакт состоялся?
Майя–      Да хочу, хочу…  наверное, но вот прослушала я эту вашу беседу…
Попов-     Стоп! Я догадываюсь, что с тобой происходит. Ты думаешь, что он – человек… Нет, ты дослушай. Тебя просто сбивает с толку, что он умеет говорить.  Но и это ведь, в конце концов, не наше! Никакой человек не способен научиться бегло говорить за четыре часа. Оборотень это, если хочешь знать! А не человек. Мастерская подделка. Подумай только: помнить, что было с тобой в грудном возрасте, а может быть – и в утробе матери… Разве это человеческое?..
Майя-      Ты хочешь сказать, что аборигены превратили его в робота?
Попов–    Да нет же… Просто не нужно разводить вокруг него сантименты.
Майя-       Пост УАС – Комову! Малыш приближается.
Комов–     Понял вас. Попов, на пост внешнего обзора. Майка, оставайтесь на месте.
                ЭПИЗОД 11
        (Появляется Малыш. В руках у него корзина. Малыш видит Майку, корзина у него опрокидывается. Выпадают камни.)
Малыш-   Мам-ма!.. Мам-ма... Вот вопрос. Почему мне все интересно? Почему у меня все время появляются вопросы? Мне от них нехорошо. Нет слов. Не могу объяснить. Они у меня чешутся. Ш-шарада. Сначала я думал, вопросы идут изнутри. Но я поразмыслил и понял: все, что идёт изнутри, должно делать мне удовольствие. Значит, вопросы идут снаружи? Правильно? Но тогда, где они лежат, где они висят, где их точка?
Майя –       Я боюсь ошибиться, боюсь ответить неправильно или неточно.
Малыш–    Вот ещё вопрос. Откуда берутся ответы? Я всегда считал: есть ответ – это удовольствие, нет ответа – беда. Почему?
 Комов –      Я смогу ответить, но только когда узнаю о тебе всё.
Малыш–     Тогда узнавай! Узнавай скорее! Почему не узнаёшь? Я расскажу сам. Был корабль, только больше твоего, теперь он съежился. Потом было так. – Мари… Мари… Ма… ри…
          (Ребенок закричал)
– Шура… Где ты, Шура?.. Больно… Что случилось? Где ты? Я ничего не вижу, Шура… Да отзовись же, Шура! Больно как! Помоги мне, я ничего не вижу…– Так было долго. Я устал кричать. Я заснул. Когда я проснулся, было темно. Мне было холодно. Я хотел есть. Я очень сильно хотел есть… и чтобы было тепло. Нет. Так мне не рассказать. Так я буду рассказывать столько времени, сколько я живу. Что делать?
Комов-         Тебя накормили? Согрели?
Малыш–      Стало так, как мне хотелось. Пока не прилетели люди.
Комов–         А что это было?
Малыш –      Но я не могу ответить. Дай мне слова. Ты мне дал много ценных слов, но все не те.
Комов–         Какого это было цвета?
Малыш–       Никакого. Цвет – это когда смотришь глазами. Там нельзя смотреть глазами.
Комов–         Где – там?
Малыш–       У меня. Глубоко. В моем доме.
Комов–         А как там на ощупь?
Малыш–      Прекрасно. Удовольствие. Ч-че¬ширский кот!
Комов–         Ты там спишь?
Малыш–       Я там всё. Сплю, ем, размышляю. Только играю здесь. Там тесно играть. Как в воде, только ещё теснее.
Комов–         Но ведь в воде нельзя дышать.
Малыш–      Почему нельзя? Можно. Теперь ты всё обо мне узнал?
Комов-         Ничего я о тебе не узнал. Ты же видишь, у нас нет общих слов.
Майя-           Может быть, у тебя есть свои слова?
Малыш–       Мам-ма! Мам-ма…Слова… Это когда двигается рот, а потом слышно ушами. Это только у людей.
Комов –        Теперь ты знаешь слово «океан», но океан ты видел и раньше. Как ты его называл?.. Я слушаю.
Малыш–        Что ты слушаешь? Я назвал.
Майя–           Может быть, ты можешь показать?
Малыш–      Мам-ма! Лицо, руки, тело, это для размышления. Этих вещей много. Что делать? 
Комов–        Придумал. Ты возьмёшь меня к себе. Я сразу многое узнаю.
Малыш–      Об этом я размышлял. Я знаю, что ты хочешь ко мне. Я тоже хочу, но я не могу. Это вопрос! Когда я хочу, я все могу. Только не про людей. Я не хочу, чтобы они были, а они есть. Я хочу, чтобы ты пришёл ко мне, но не могу. Люди – это беда.
Комов –       Тогда я возьму тебя к себе. Хочешь?
Малыш–      Куда?
Комов–         К себе. Туда, откуда я пришёл. На Землю, где живут все люди. Там я тоже смогу узнать о тебе все, и довольно быстро.
Малыш–      Но ведь это далеко. Или я тебя не понял?
Комов–         Да, это очень далеко!
Малыш–       Нет! Я не могу далеко. Один раз я играл на льдинах. Заснул. Проснулся от страха. Льдина уплыла, и я видел только верхушки гор. Я очень захотел вернуться… закричал, и льдина сразу пошла обратно к берегу. Теперь я знаю, мне нельзя далеко. Нет, к тебе я не могу.
Комов–         Ну хорошо. Я знаю, что ты любишь задавать вопросы. Задавай, я буду отвечать.
Малыш-        У меня много вопросов. Но не сейчас. Ты не можешь ко мне, я не могу к тебе. Значит, узнать всё про меня ты не можешь. Ш-шарада! Я ухожу. Мне сейчас плохо. Размышляй быстрее, потому что мне хуже, чем вчера.
                (Малыш убежал)
                ЭПИЗОД 12
Вандер-    Теперь уже нет никакого сомнения в том, что аборигены подвергли организм мальчика огромным изменениям. Может быть, чтобы приспособить к условиям существования в этом мире?
Комов-      И тут мы вплотную подходим к вопросу о природе аборигенов. Аборигены являются существами либо микроскопическими, либо гигантскими.
Майя-         Почему?
Комов-       Потому что Малыш воспринимает их самих, как часть природы, окружающей его с младенчества.
Попов-    Почему аборигены спасли Малыша, почему они вообще заинтересовались им?
Вандер-   Как совместить очевидно высокий уровень знаний с полным отсутствием следов какой бы то ни было разумной деятельности?
Комов-     Вопросы, вопросы! Я думаю, что аборигены создали между собой и нервной системой Малыша устойчивую внутреннюю связь. Вы помните, он испугался на льдине, и они тут же вернули его к берегу, он хотел есть, и они тут же его накормили...
Вандер-    А теперь через Малыша они дают нам понять, что не желают нас, поэтому Малыш находится в таком сильном возбуждении.
Майя-     Почему они так отталкиваются от общения с людьми? Почему? Очевидно же, что мы мешаем не ему. Мы мешаем аборигенам.
Комов-     Я решил- в ближайший контакт с Малышом я не вступаю. Ваша очередь, молодёжь!  Вы будете играть с ним в мяч и катать его на глайдере. Не стесняйтесь с ним, ребята, веселее, проще! Представьте себе, что он – ваш младший братишка-вундеркинд… Яков, вам придется побыть на дежурстве. А я притаюсь, как паук, буду за всем этим наблюдать и регистрировать. Поэтому извольте экипироваться «третьим глазом». Если Малыш будет спрашивать обо мне, скажите, что я размышляю. Пойте ему песни, покажите ему кино… И пусть он больше спрашивает, как можно больше. Чем больше, тем лучше… По местам, ребята, по местам!
                ЭПИЗОД 13
  (  Улица. Снег. Попов и Майка нацепили на лбы обручи с «третьим глазом» . Потом Майка взяла мяч. Чтобы не замёрзнуть, минут пять постукали.)
Попов-      Кто жизнью бит, тот большего добьётся.
                Пуд соли съевший выше ценит мёд.
                Кто слезы лил, тот искренней смеется.
                Кто умирал, тот знает, что живет!
Майя-        Это ты сам сочинил?
Попов-      Нет! Это не я. А вот ещё…
                Чем ниже человек душой,
                Тем выше задирает нос.
                Он носом тянется туда,
                Куда душою не дорос.
Майя-         Здорово!
 Попов-       А почему у вас с отцом фамилии разные.
Майя-         Стасик! Тебе не надоело задавать глупые вопросы? Значит так должно быть. Ой! Мне почудилось какое-то движение справа.
Попов-       Малыш! (вышел Малыш и упал на землю плашмя) Малыш!
Малыш-    Мам-ма! Мам-ма!»
Майя–       Да, колокольчик.
(Малыш сел – перелился из лежачего положения в сидячее.)
Малыш–    Скажи ещё раз!
Майя–        Да, колокольчик!
Малыш–    Феноменально! Щелкунчик!
Попов–       Мы тебя ждали, Малыш.
Малыш–     Зачем ты меня ждал?
Попов–        Ну, как зачем…  Мы скучаем без тебя. Нам без тебя плохо. Нет удовольствия, понимаешь?
Малыш–    Тебе плохо без меня?
Попов–       Да!
Малыш–    Феноменально. Тебе плохо без меня, мне плохо без тебя. Ш-шарада!
Попов–        Ну почему же – шарада? Если бы мы не могли быть вместе, вот тогда бы была шарада. А сейчас мы встретились, можно играть… Вот ты любишь играть?
(Попов посмотрел на Майку, приглашая ее принять хоть какое-нибудь участие в беседе. Но она ничего не сказала, просто хмуро глядела.)
Малыш–     Я всегда хотел спросить, зачем вы заворачиваетесь? Что это такое?
Попов–       Одежда.
Малыш–    Одежда. Зачем. Все люди в одежде?
Попов–       Все.
Малыш–     Но людей много? Сколько?
Попов–       Пятнадцать миллиардов.
Малыш–     Пятнадцать миллиардов. Пятнадцать миллиардов! И все в одежде… А ещё что?
Попов–        Не понимаю.
Малыш–     Что они ещё делают?
Голос Попова-     Я набрал в грудь побольше воздуху и принялся рассказывать, что делают люди. Странно, конечно, но до сих пор я как-то не задумывался над этим вопросом. Малыш слушал словно заворожённый.
Малыш–    Так много дел. А зачем пришли сюда?
Попов–       Майка, расскажи ему. Мы начали большое дело, но как только поняли, что твоя планета занята, мы сразу же отказались от нашей затеи. Знаешь, Малыш, давай пойдём поиграем. Посмотришь, как интересно играть с людьми.
Майя–        Хочешь, я покатаю тебя на летательной машине? Ты будешь летать в воздухе и все будет внизу – горы, болота, айсберги…
Малыш–     Нет, летать – это обычное удовольствие. Это я могу сам.
Попов–        Как сам?
Малыш –    Когда захочу – летаю…
Попов–        Так полети!
Малыш–     Сейчас не хочу. Сейчас мне удовольствие с вами. Хочу играть! (Майке, нежно.) Мам-ма... (На мяч) Это что?                Майка-       Это мяч. Им можно играть. (Отдает мяч Малышу.)
Малыш-     Что делать? Как играть?
Попов-       Кидай его мне, я буду отбивать. Сейчас научишься и будет удовольствие.
 (Начали играть в мяч. Послышался хохот Малыша. И вдруг все кончилось. Малыш остановился, проводил взглядом мяч и сел на песок.)
Малыш–    Это было хорошо. Я никогда не знал, что бывает так хорошо. Странно. Никогда со мной так не было.
Майя–         Как?
Малыш–     Чтобы я хотел для себя и не мог.
Майя–         А что ты хочешь?
Малыш–     Я хочу разделиться пополам. Сейчас я один, а хочу, чтобы стало два.
Попов–        Ну, брат, тут и хотеть нечего. Это же невозможно.
Малыш–      А если бы возможно? Плохо или хорошо?
Попов–         Плохо, конечно.
Майя –         Устал, Малыш?
Малыш–    Нет. Больше не зови меня играть. Мне плохо, а сейчас ещё хуже. Я разорвусь пополам. У меня внутри все болит. Я хочу разорваться, но боюсь. Поэтому не могу.
Попов–      Ну что ты, Малыш! Просто ты не привык к людям. Надо чаще встречаться, больше играть…
Малыш–    Нет! Больше не приду.  (Малыш медленно пошёл прочь.)
 Майка-    Малыш! (сорвалась с места, догнала его и пошла рядом. Вдруг она остановилась, а Малыш побрёл дальше.)
Попов–      Ну что?
Майя–       Все в порядке.
Попов–     Привыкнет! Я думаю, что в конце концов… Майка, ты же «третий глаз» потеряла!
Майя–     Я его не потеряла. Знаешь, Стась, мне кажется, я тоже могу разорваться пополам.
                ЭПИЗОД 14
    Рубка корабля. Комов, Вандерхузе, Глумова, Попов что-то рассматривают через зал и комментируют.
Голос Попова-  Малыш уходил от корабля на запад вдоль береговой линии, прямо через дюны и заросли. У нас на приёмном экране мелькало то бледное небо, то заиндевелый песок. Казалось, что он двигался без определённой цели. Потом на экране вдруг появилось озеро. Малыш, не останавливаясь, вошёл в него, на мгновение мы увидели взбаламученную воду, затем изображение потускнело и исчезло – Малыш нырнул.
Майя-        Что-то он долго под водой… Фу! Я уж думала, что он утонул.
Попов-       Смотрите! Что это?
Вандер-    Похоже, что разбитый «ПЕЛИКАН».
Попов-      Досталось ему при падении. Зрелище не из приятных.
Комов-      Тише! Он идёт к горам.
Вандер-     Значит, он идёт к ним...
Майя-         Ух ты! Он, кажется летит!
Комов-       Да! Это несомненно. Запись ведётся?
Попов-       Конечно!
Комов-      Замечательно!
Майя-      (закрыла лицо руками) Разбился?
Вандер-   Ну что ты, маленькая моя.
Комов-     Посмотрите. Все пространство заполнено фосфоресцирующим туманом. Это не обычный туман, в нем угадывалась какая-то структура.
Попов-     Ого! Это совершенно невозможно. Люди. Десятки, сотни людей, целая толпа, выстроенная в правильном порядке.
Комов-     Майя! Включите инфракрасное изображение. (раздался резкий крик) Зачем вы это сделали? – Вы либо хулиганка, либо… Исключаю вас из группы контакта. Запрещаю вам выходить из корабля, входить в рубку и на пост УАС. Ступайте отсюда.
     (Майка, не говоря ни слова, повернулась и вышла.)
Попов-    А что, собственно, произошло? Что она такого сделала?
Комов-    Она включила прожектор.
Вандер-   Аварийную лампу-вспышку, вмонтированную в обруч. Можно представить себе, каково пришлось обитателям пещеры, когда в вечном мраке вспыхнуло маленькое солнце.
Попов-     Подумаешь! Нажал человек не на ту клавишу, ошибся…
Вандер-   Да, действительно. Наверное, так оно и было. Клавиши рядом… Как вы полагаете, Геннадий?
Комов-     Попов. Прошу вас немедленно передать эту запись в Центр. Экстренно.
Вандер-   У нас у всех несколько напряжены нервы в последнее время, Геннадий. Неудивительно, что девочка ошиблась… Мне самому хотелось как-то улучшить изображение… Бедный Малыш. По-моему, это он закричал…
Комов-    Да! Не многое мы узнали. Обидно. Это объяснительная записка. Отправьте сразу же по окончании передачи записи. (Устало уселся в кресло)
(Попов прочёл и передал радиограмму.)
ЭР-2, КОМОВ – БАЗА, ГОРБОВСКОМУ. КОПИЯ: ЦЕНТР, БАДЕРУ. НАПРАВЛЯЕТСЯ ВАМ ЗАПИСЬ С ПЕРЕДАТЧИКА ТИПА ТГ. НОСИТЕЛЬ МАЛЫШ. ЗАПИСЬ ПРЕРВАНА ВСЛЕДСТВИЕ СЛУЧАЙНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ЛАМПЫ-ВСПЫШКИ ПО МОЕЙ НЕБРЕЖНОСТИ. СИТУАЦИЯ НА НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ.
Попов–    У меня все закончено. Можно быть свободным?
Комов–    Да! Из корабля не выходить. (встал и вышел)
                ЭПИЗОД 15
Попов-     Он взял всю вину на себя. Какого дьявола, в самом деле? Что она – маленькая? В куклы она тут играть решила?
Вандер-    Во всяком случае, для Майки опасность вылететь из космоса существенно уменьшилась, а позиция и реноме самого Комова заметно ухудшились. А с Майкой мы ещё поговорим.
Попов-    А мне показалось, что она довольна и никаких следов раскаяния.
(входит Майя)
Майя-     Как начальство?
Попов-    В раздумье. Решает, вздёрнуть ли тебя на фок-рее немедленно или довезти до Дувра, где тебя повесят на цепях.
Вандер-   Похоже на то, что контакт ты нам сорвала.
Майя-       Грешна.
Попов-     Думаете, что он больше не вернётся?
Вандер-   Напротив! Уверен, что вернётся. Он слишком любит задавать вопросы. А теперь у него появилась масса новых. Я понимаю тебя, Майка, но ни в какой степени не оправдываю. Так, знаешь ли, не поступают… Пойду в рубку.
Попов–     Ты это сделала нарочно или случайно?
Майка–     А ты как полагаешь?
Попов–      Комов взял вину на себя.
Майка–     То есть?
Попов–      Лампа-вспышка была включена, оказывается, по его небрежности.
Майка–     Очень мило. Великолепный жест.
Попов–      Это все, что ты можешь мне сказать?
Майка–      А что тебе, собственно, нужно? Чистосердечное признание? Раскаяние? Слезы в жилетку?
Попов–       Прежде всего я хотел бы узнать, случайно или нарочно?
Майка–      Нарочно. Что дальше.
Попов–      Дальше я хотел бы узнать, для чего ты это сделала?
Майка–      Я сделала это для того, чтобы раз и навсегда прекратить безобразие. Дальше?
Попов–       Какое безобразие? О чём ты говоришь?
Майка–      Потому что это было отвратительно! Потому что это было бесчеловечно. Потому что я не могла сидеть сложа руки и наблюдать, как гнусная комедия превращается в трагедию. И нечего сверкать на меня глазами! И нечего за меня заступаться! Ах, как он великодушен! Все равно я уйду. Уйду в школу и буду учить ребят.
Попов –     Нагло себя ведешь! Нагло!
Майка–      А дальше?
Попров–     Всё!
Майка–      А если всё, то иди и целуйся со своим Комовым. А заодно со своей кибертехникой. А мы, знаешь ли, просто люди, и ничто человеческое нам не чуждо.    (ушла)
                ЭПИЗОД 16
Попов-     Все ясно. Был у меня товарищ – нет у меня товарища. Ну что ж, перебьёмся. Глупо. Как всё это глупо!.. Ну ладно, не нравится тебе эта затея. Ну, откажись!.. Ведь так все шло славно, только-только с Малышом сошлись! А теперь вот ни Малыша, ни друга… (сработал радиовызов) – Кто вызывает?
Голос–   Это член Комиссии по контактам. Горбовский моя фамилия. Мне очень нужно поговорить с Геннадием Юрьевичем. Или он, может быть, спит?
Попов–     Сейчас, Леонид Андреевич. Сию минутку, Леонид Андреевич…  Комова в рубку. Срочный вызов с базы. (Появляются Комов и Вандерхузе)
Комов-       Комов слушает.  Это вы, Леонид Андреевич?
Голос–        Это я, здравствуйте… Во-первых, большое вам спасибо, Геннадий. Я просмотрел все ваши материалы и должен вам сказать, что это нечто совершенно особенное. Безумно интересно. Геннадий, а как вы представляете себе дальнейшую судьбу Малыша?
Комов–      Малыш будет посредником между Землёй и аборигенами. Для этого я совершенно беспощадно стремлюсь восстановить в нем человека. Ситуация критическая. Сознание Малыша принадлежит нам. Подсознание – им.  Мне нужно ещё буквально несколько дней. Я освобожу его подсознание. Я уверен: мы сумеем убедить Малыша, что наши цивилизации – это равные партнёры со своими достоинствами и недостатками. Мы обязаны рискнуть. Такого случая больше не будет никогда. Вот моя точка зрения, Леонид Андреевич.
Голос-      Геннадий, контакта ведь больше не будет. Так думаю не только я. Пора бить отбой.
Комов–     Контакт будет!
Голос–       Контакта не будет. Геннадий, мы имеем дело со свернувшейся цивилизацией. С разумом, замкнутым на себя.
Вандер–    Это не замкнутость. Это квазизамкнутость. Они стерилизовали планету и явно поддерживают ее в таком состоянии. Это квазизамкнутость, Леонид Андреевич.           (появилась Майка)
Комов-       Вы предлагаете отступиться, а я хочу использовать этот единственный шанс до конца. Лазейки для контакта остаются.
Голос-        Геннадий, вы помните, Шура Семенов стер бортжурнал. Я не успел ещё сказать вам, Шура стер журнал не на планете, а ещё в космосе. Потому что он в космосе подвергся нападению. Перед вашим приходом я принял сообщение из Центра, они обшарили околопланетное пространство и обнаружили…
Комов-       Кого?
Голос-         …Спутник автомат с космической миной.
 Вандер-      Если мне не изменяет память, такой спутник-автомат, что-то вроде вооружённого часового, устанавливался, если планета объявлялась запрещённой.
Голос-          Вот эта мина и сработала по кораблю Семеновых...
Вандер-       Насколько я помню, те, кто устанавливали такого вооружённого часового, на своём опыте убеждались в некоммуникабельности местной цивилизации.
Комов-         Неужели же никто из вас не понимает, что Малыш - это случай, единственный случай, по сути и последний! Ведь этого больше не случится никогда. Понимаете? Ни-ког-да!
Голос-          Судя по некоторым деталям конструкции, спутник установили здесь Странники порядка сотни тысяч лет назад. Странники считали эту планету запрещённой. Вопрос: почему? Ответ может быть только один: они поняли что контакт с ней грозит для неё серьёзными потрясениями. Геннадий, вы думаете своим интеллектом победить интеллект целой цивилизации? Странники, по-видимому, намеревались вернуться сюда, да вот почему-то не вернулись – возможно, что Странники вообще покинули Галактику. Я вас совсем заморил, извините. Идите отдыхать.  Конец связи.   (отключилась аппаратура)
Комов-       Жаль. Я бы смог… Мы бы смогли… Малыш - это случай, невозможный!
Майка-       Как мы все здесь запутались! Бедный Малыш… Смерть Семеновых. Неизвестность. Теперь мы, конечно, отсюда уйдём.
Вандер-       Нас всегда где-нибудь подстерегает неизвестность. И прикасаться к ней - всегда означает идти на риск. Что же делать, ошибки могут нести гибель, но они же открывают пути к познанию. Главное, чтобы меньше было ошибок нелепых.
Попов-         Это он! Это Малыш!  (выбежал и через мгновение вернулся с предметом в руках) Он оставил мяч и третий глаз возле самого люка.
Вандер-       Разум, замкнутый на себе.    
Комова-      Такого случая больше не будет никогда.
Попов-          В одно окно смотрели двое.
                Один увидел дождь и грязь.
                Другой — листвы зелёной вязь,
                Весну и небо голубое.

                ЭПИЛОГ
              На авансцене стоят все участники спектакля. За ними звездное небо.

Голос 1 -       Привет
Голос 2 -       Привет.
Голос 1 -      Побеседуем?
Голос 2 -     Конечно давай побеседуем!
Голос 1 -     Ты сейчас настоящий? Или это твоё изображение?
Голос 2 -     А ты как думаешь?
Голос 1 -     Феноменально! Щелкунчик! Я это обдумаю, а потом спрошу ещё раз…А как узнали, что люди думают головой? Если я думаю только головой, то почему я совсем не могу размышлять без рук?..
Голос 2 –    Это очень частное. Это не всегда и не везде.
Голос 1 -     Почему вы можете, а я не могу?
Голос 2 -     Есть предположение, что ты все-таки не… не совсем человек…
Голос 1 -     Не совсем? Тогда что такое человек совсем?.. У тебя усталый вид.  Ты устал?
Голос 2 -      Ничего. Терпеть можно.
Голос 1 -      Странно, что ты устаёшь.  Я почему-то никогда не устаю. Иди спать.
Голос 2 -      Мне интереснее с тобою, чем спать.
Голос 1 -      Нет. Ты иди и спи. Странные мы все-таки существа. Но только скажи мне сначала: пока ты спишь, никто не придёт на этот берег?
Голос 2 -      Никто. Можешь не беспокоиться.
Голос 1 -     Это хорошо. Так ты спи, а я пойду поразмышляю.
Голос 2 -     Конечно, иди.
Голос 1 -      До свидания.
Голос 2 -      До свидания, я отключаюсь.
Голос 1 -      Сверчок на печи.


Рецензии