Жизнь прожита не зря

(Фото автора)

Бой с фашистами в самом разгаре –
Свищут пули, и пушки палят,
И "пылает" земля под ногами,
"Запекаясь" от крови солдат.
 
Их предсмертные крики и стоны
Заглушает орудий раскат,
И редеют до рот батальоны,
Но пути нет, пути нет назад.

Поле боя солдат вдруг оставил
Из последних решающих сил,
Нет, не к славе стремился Евстафий,
Он к безвестной могиле спешил…

Волоча перебитые окровавленные ноги, в горячке, полз Евстафий к железной дороге, проходящей неподалёку от места сражения, с одной мыслью – принять на рельсах мгновенную смерть. Лихорадочно бормача:" Другого выбора нет. Кому я буду нужен калека? Какой обузой стану жене, ей бы в пору детей поднять. Старшему Мишке семнадцать только, остальные четверо – мал мала меньше, а последыш, и вовсе, на руках ещё». С этими словами почти в беспамятстве замер Евстафий на пропитанных смолой шпалах.

«О, браток, да ты совсем плох», - жалостливо запричитал железнодорожный обходчик, обнаружив на своём объекте полуживого бойца.

Взвалив на плечи худощавого Евстафия, путейщик приговаривал: «Непорядок, нельзя так, браток, нельзя…»

После многочасовой операции, лёжа на госпитальной койке с ампутированными выше колен ногами, Евстафий хотел одного – умереть. Домой не писал, возвращаться не собирался ни под каким предлогом.

Но однажды в палату вдруг вошла его Евдокия, которой из госпиталя сообщили о тяжёлом состоянии её мужа.
Кинулась Дуся на грудь Евстафия, заголосила: «Без тебя, родненький, к деткам нашим ни за что не вернусь…»

Привезла она суженого в родное село, в то время, когда немец подходил к берегам Дона. Вскоре новое несчастье навалилось на их семью. Пошла Евдокия в погреб, да как на грех, сорвалась с верхних ступенек прогнившей лестницы, получила серьёзные увечья.

…Отец – инвалид, прикованная к постели мать, забота о младших братьях, сёстрах – всё легло на неокрепшие плечи Михаила. Успевал паренёк и на работу в колхоз. Где за ним был закреплён тракторок.

Восемнадцать исполнилось Мише, ровесников на защиту Родины призвали, а ему около полугода давали отсрочку, пока мать не встала на ноги.

Для материнского сердца проводы сына на фронт были непомерно тяжелы.
«Не дай Бог, кровинушке хлебнуть долюшки отцовской. Не дай Бог», - стоя на коленях перед образами, слёзно повторяла мать.

…Меж тем наши войска отстояли Воронеж. С зачистки его улиц, площадей, уцелевших зданий начинался фронтовой путь Михаила. Немало оставалось в городе неразорвавшихся снарядов, готовых в любую секунду наделать много бед…

...Весной сорок третьего Мишу, как знатока техники, направляют на учёбу в Тамбовское танковое училище. После его успешного окончания сержант Михаил Самаргин в составе 350-го самоходного полка командиром орудия боевой машины попадает в Западную Украину.

И пришлось ему сражаться не с немецкими захватчиками, а с бандеровскими группировками. Михаил думал – лучше бы он воевал на передовой. Там по крайней мере очевидно, где свои, а где враги. А тут попробуй разберись: днём перед тобой простой миролюбивый человек, а ночью он – противник, вооружённый до зубов.
Но как говорится – судьбу не выбирают, и чашу её – и сладкую, и горькую – каждому приходится испить до конца. Испил её и Михаил Евстафьевич Самаргин.

Своего несчастного, обездоленного отца Миша больше никогда не обнял, не утешил. Незадолго до Победы его не стало.

После 9 мая сорок пятого года ещё около двух лет продолжалась служба Михаила. И что обидно, уже в мирные дни он получил пулевое ранение в живот. При охране железнодорожного моста от налёта бандеровцев Миша ненадолго покинул свой танк и был подстрелен короткой автоматной очередью, бившей из ближайшего лесочка.
К счастью, наиболее жизненно важные органы остались неповреждёнными. Здоровье парня в последующем полностью восстановилось.

По увольнении в запас танкист Самаргин вернулся к мирной профессии тракториста. Но спустя год он решил сменить род занятий и освоил дело киномеханика.
В его распоряжение поначалу поступила «без колёсная» кинопередвижка. Демонстрация же фильмов предстояла во всех сёлах Левороссошанского тогда района, кроме Колодезного. Там уже имелась стационарная киноустановка.

Добираясь попутно, поочерёдно Михаил доставлял деревенским жителям непередаваемую радость встречи с киногероями. Более сорока лет посвятил он избранной однажды профессии.

В середине пятидесятых Михаил познакомился с юной девушкой Валей из Верхнего Марьина. Вскоре они поженились. Вместе прожили менее двадцати лет. Овдовевший Михаил остался с пятью детьми. Прямо, или косвенно судьба матери Михаила передалась таким образом ему.

Его старшая дочь Галина по сути заменила мать младшей Светланке, которая ещё в школу не ходила. Теперь Светлана – выпускница Воронежского пединститута (факультет иностранных языков, профилирующий – испанский).

…Муж Светы – испанец. Его родина стала постоянным местом жительства его русской жены и их ребёнка. На жизнь за границей Светлана не жалуется, правда, скучает по родным, в гости приезжает не так часто, как хотелось бы.

Её сёстры «мама» - Галя, Александра и Лидия – живут и трудятся в Левой Россоши. Единственный брат Миша в Валуйках. Он – машинист поезда.

Гордится Михаил Евстафьевич своими детьми. По праву гордится, все они – достойные люди. Значит, не напрасно жил, воевал, трудился ветеран Великой Отечественной война М.Е. Самаргин.
-------------
Январь 2003 год, с. Оболенское.


Рецензии
Ниночка, очень пронзительно о судьбе наших простых, но героических людей. С уважением.

Татьяна Темнышева   10.10.2019 15:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюш, за проявляемый интерес к судьбам моих земляков!

С поклоном низким, Нина.

Нина Пигарева   10.10.2019 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.