За всех, кто не вернулся

Один мой знакомый рассказал интересную семейную историю.

Его дед был немец, но не просто немец, а солдат Вермахта. Войну начал 22 июня 1941 года на советской границе. Дошел до Сталинграда, где был ранен. По выздоровлению возвращен в действующую армию. В 1943 году попал в плен под Курском. Сидел в лагере для военнопленных. Поскольку парень был любознательный, за эти годы неплохо научился говорить по-русски и в лагере стал переводчиком. После того, как лагерь интернировали, остался в России. Работал, женился, получил комнату в коммуналке с общей кухней. И надо же было так случиться, что во все остальные комнаты вселили ветеранов – бывших красноармейцев. Ну и он – Вальтер и Вальтер с легким иностранным акцентом. Может быть, эстонец, а может и латыш. Мало ли в то время в Сибири было ссыльных из Прибалтики?
Однажды заходит Вальтер на общую кухню, а там два красноармейца водку пьют. Один и спрашивает:
- Вальтер, а ты воевал?
- Воевал.
- А награды есть?
- Есть.
- Покажи.
А Вальтер каким-то образом сохранил в плену пару немецких наградных крестов. Вот их он и выложил на стол перед бывшими красноармейцами. Поглядели мужики на кресты, почесали в затылках и один из них говорит:
- Тащи-ка, Сашка, наши звезды.
Один из мужиков принес и высыпал звезды в общую кучу с крестами, второй достал непочатую бутылку водки и разлил на троих.
- Садись Вальтер. Выпьем за всех, кто не вернулся с войны.
Насколько рассказывала парню его мать (сам он деда в живых не застал), Вальтер еще 10 лет каждое воскресенье пил водку на кухне с красноармейцами. Этим людям уже нечего было делить, общего горя на всех хлебнули.

P.S. Когда я поставил эту историю в интернет, люди засомневались, что немец в плену мог сохранить награды. Честно не знаю. Как мне ее рассказали, так и записал. Хотя...
«Положение о военнопленных» ЦИК и СНК от 19 марта 1931 года "Находящиеся при военнопленных обмундирование, белье, обувь и другие предметы личного обихода, личные документы и знаки отличия, а также металлические каски и противогазы как при взятии в плен, так и во все время нахождения их в плену отобранию не подлежат".


Рецензии