Аль-Хаджжадж и его полководцы

Начало VIII в. время великих завоевательных походов арабов и широкого распространения ислама. Завоевания шли и в Африке, и в Европе (на Пиренейском полуострове), и в Средней Азии, и в Индии.

Владычествовали над арабами халифы из династии Омейядов. Сами они не могли возглавлять все походы, потому опирались на верных полководцев. Особым фанатизмом выделялся среди них могущественный Абу Мухаммад аль-Хаджжадж*, губернатор в Хиджазе** и в Ираке.
_______________________________
* Хаджжадж (араб.) — костолом.
** Хиджаз — почти вся западная часть современной Саудовской Аравии.

Надо сказать, что арабские племена тогда делились на кейситов и кальбитов.

Кейситы* — это группа племён, изначально живших в Центральной и Северной Аравии. Выходцы из кейситов считали себя благородными, высшей кастой среди арабов. Из этих племён происходила династия Омейядов, относился к кейситам и Хаджжадж. Главным своим отличием кейситы полагали жизнь по законам бедуинов — кочевников пустыни. Кейситы настаивали на том, что все завоёванные арабами неарабские народы являются их рабами.
__________________________
* Это деление сохраняется и в наши дни. Кейситы сегодня называются аднанидами или мударитами. Особую группу бедуинов составляют противники кейситов — яманиты. Родоначальником племени кейситов был Кейса, а яманитов — Яман.

Иначе полагали кальбиты*. Эти племена были из Южной Аравии. Их вожди стремились к созданию единого мусульманского общества и принимали единоверцев из любых народов равными себе. Они считали возможным пользоваться достижениями культуры других народов, даже вступать с инородцами в брак.
______________________________
* Кальбиты сегодня называются кахтанитами или араб аль-ариба. Этим племенам принадлежат главные места мусульманского хаджа — территории Мекки и Медины.

Халифы Омейяды, хотя и были из кейситов, в большинстве своём предпочитали опираться на кальбитов. Им нужен был единый мусульманский халифат. При этом кальбиты и кейситы враждовали между собой, и порой дело доходило до смертоубийства.

В первые годы правления династии Омейядов произошла вторая фитна (680 — 692 гг.) — ожесточённая междоусобная война за престол халифа. Государство фактически распалось на несколько мелких образований. Законным халифам пришлось собирать его заново. Для этого в столицу государства в Дамаск были призваны люди, особо проявившие себя в первые дни противостояния c врагом. Тогда-то и появился при дворе халифа Абд аль-Малика безродный кейсит из городка Таиф что близ Мекки по имени Абу Мухаммад аль-Хаджжадж бин Юсуф аль-Такафи.

Отец его был или каменотёсом, или подрабатывал на стройках — точно не известно. Сыновей своих (их было двое*) он сумел выучить, а потому аль-Хаджжадж начинал трудиться как учитель. В двадцать лет он оказался участником фитны на стороне Омейядов и проявил себя в важнейших сражениях мужественным и хитрым бойцом. Это позволило молодому человеку явиться в Дамаск ко двору молодого халифа Абд аль-Малика и записаться в охранный отряд, выполнявший функции современной полиции. Халиф как раз собирался в поход на взбунтовавшуюся знать Ирака. Неожиданно в отряде вспыхнул мятеж, спровоцированный иракскими лазутчиками. Опытный боец, аль-Хаджжадж возглавил усмирение смутьянов. Сделал он это быстро и толково, чем очень понравился аль-Малику. Халиф без долгих раздумий поставил безродного кейсита во главе боевого отряда. Так начались карьера выдающегося полководца и его дружба с халифом.
____________________________
* Брата полководца звали Касим бин Юсуф.

Главной задачей аль-Хаджжаджа стало подавление внутриарабских бунтов. Молодой человек справлялся с поручениями быстро и без смущения — он никогда не считался со знатностью врагов и их близостью к сановникам аль-Малика, для устрашения бунтовщиков конфисковывал имущество у их семей, казнил равно и рабов, и знать. Не удивительно, что уже в самом начале службы у халифа аль-Хаджжадж нажил себе много врагов, особенно среди кейситов. То ли в знак презрения к своим врагам, то ли в знак своего бескорыстия и преданности Аллаху, военачальник всю жизнь носил простой чёрный плащ и простую чёрную чалму. Его даже прозвали «чёрным ангелом».

Ненависть знати не помешала аль-Хаджжаджу стать главным полководцем халифов. За великие заслуги в отвоевании Мекки в конце 692 г. халиф назначил его наместником Хиджаза, что означало поручение восстановить Мекку и Каабу, которые пострадали в междоусобной войне. Когда эта работа была с успехом выполнена, в 694 г. халиф возвёл своего любимца на самый высокий пост в государстве Омейядов — аль-Хаджжадж стал наместником Ирака. В эту область входили не только земли нынешнего Ирака, но ещё и земли Персии и Хорасана, т.е весь Восток страны. Наместнику Ирака надлежало не только управлять порученными ему территориями, он же отвечал за дальнейшее расширение границ халифата и за исламизацию иноверцев соседних стран.

К 697 г. усилиями аль-Хаджжаджа единство халифата было полностью восстановлено, так что встал вопрос о продолжении захватнических походов.

Аль-Хаджжаджу арабы обязаны выдвижением из безродных двух выдающихся полководцев своего времени.

Первым был Кутейба ибн Муслим. Опасаясь своих личных врагов из знати, аль-Хаджжадж в 704 г. предложил халифу этого худородного тридцатишестилетнего кейсида на пост наместника важнейшей области халифата — Хорасана (Восточного Ирана) и не ошибся. В дальнейшем Кутейба организовал и возглавил великий десятилетний поход (704 — 714 гг.) в Среднюю Азию, благодаря которому население огромной территории Мавераннахра было навечно исламизировано и стало истинным оплотом мирового мусульманства. Мавераннахром* (Заречьем) назывались земли за правым берегом Амударьи, там процветали такие прославленные центры Восточного мира, как Самарканд, Бухара, Хива, Ферганская долина и др.
____________________________
* В Мавераннахр входили: большая часть Узбекистана, Западный Таджикистан, Западный Кыргызстан, Восточный Туркменистан, Южный Казахстан.

А вот второго полководца можно без преувеличения назвать чудом. Младший брат аль-Хаджжаджа Касим бин Юсуф никогда не уезжал из родных мест. В Таифе он женился, в Таифе в 693 г. у него родился сына. Мальчика назвали Мухаммад ибн Касим. Отец умер рано, года два воспитанием сына занималась мать. Но затем Мухаммада забрал к себе дядя аль-Хаджжадж, который и обучил племянника нехитрой военной науке. Можно сказать, что полководец собственными руками взрастил великого полководца.

В 705 г. умер халиф аль-Малик. Он ещё при жизни определил порядок престолонаследия. Его сыновья — старший аль-Валид и младший Сулейман — были объявлены соправителями. Поначалу престол переходил к аль-Валиду, после смерти которого халифом должен был стать Сулейман, а не старший сын аль-Валида. Могущественным защитником прав аль-Валида выступил наместник Ирака аль-Хаджжадж.

Аль-Валид I спокойно принял власть и царствовал десять лет. Положение во власти осложнялось лишь тем, что халиф аль-Валид, как и отец, продолжал опираться прежде всего на племена кейситов, а наследник Сулейман всё более и более тяготел к вождям племён кальбитов. Но первую скрипку при дворе всё равно играл фанатичный жестокий кейсит аль-Хаджжадж.

Воспользовавшись доверием и уважением со стороны халифа, аль-Хаджжадж стал назначать на ключевые должности в халифате верных ему людей. Дело дошло до того, что в 708 г. наместником Персии был направлен его пятнадцатилетний племянник Мухаммад ибн Касим. Предполагалось, что управлять мальчик будет с помощью письменных указаний дяди. Но случилось так, что едва Мухаммад прибыл в свою резиденцию в Ширазе, как взбунтовались местные курдские племена. Возглавив небольшой ширазский гарнизон, молодой человек действовал столь решительно и умело, что со смутой было покончено в считанные дни. Это событие сняло все вопросы о возрасте и открыло Мухаммаду прямой путь к высшим военным должностям.

В 710 г. правитель Цейлона* отправил аль-Хаджжаджу корабль, на котором находились несколько мусульманских девушек, которые потеряли своих отцов, при жизни занимавшихся на острове торговлей. Корабль вёз также богатые подарки для халифа и наместника. У берегов Индии на путников напали пираты из Дебала, порта на берегу индийского Синда. Сокровища они похитили, команду и пассажиров увели в рабство. Одной девушке удалось сбежать из плена и передать на родину письмо с мольбой о спасении. Письмо это передали наместнику Ирака.
______________________________
* Цейлон — ныне Шри-Ланка.

Синдские пираты издавна считались главной угрозой арабскому мореходству в Аравийском море. Прочитав мольбу девушки о спасении, аль-Хаджжадж решил, что пришло время кончать с индусскими разбойниками. Для начала он обратился с посланием к правителю Синда радже Дахиру, где потребовал вернуть арабских пленников, возместить нанесённый ущерб и покарать злодеев. Раджа ответил, что пираты ему не подвластны и за их грабежи он ответственности не несёт.

Тогда аль-Хаджжадж отправил в Синд небольшой карательный отряд, потом ещё один. Оба раза экспедиции окончились разгромом арабских войск. Это уже был отличный повод начать большую войну.

В 711 г. в поход на Индию отправилась шеститысячная арабская армия во главе с восемнадцатилетним полководцем Мухаммадом ибн Касимом. Накануне состоялась его свадьба с дочерью аль-Хаджжаджа, так что в поход молодой человек отправился в ранге зятя наместника Ирака.

Первым делом арабы осадили Дебал. С собою они привезли катапульту, подучившую название «Невеста». Обслуживали её пятьсот человек, а глыбы, которые она метала, более походили на огромные куски скал. От одного выстрела катапульты рухнула башня храма Будды, на котором развевалось знамя гарнизона. Это событие столь подорвало моральный дух защитников города, что той же ночью раджа Дахир бежал прочь, а бойцы сдались на милость победителя. Мухаммад ибн Касим не пожелал праздновать лёгкую победу: оставив небольшой отряд разбираться с пиратами, он спешно пустился в погоню за раджой.

Вскоре арабы вышли к городу Нирун*, переправились через Инд, и в июне 712 г. близ Равара состоялось генеральное сражение пятитысячного арабского войска с пятидесятитысячным воинством индусов. Раджа Дахир командовал сражением верхом на боевом слоне. Удача сопутствовала ему, пока арабские лучники не поразили слона стрелой с подожжённым хлопком. Перепуганное огнём животное бросилось в реку и чуть не погубило раджу. Дахир спасся, но только для того, чтобы рухнуть поражённым стрелой в самое сердце. Потеряв полководца, индусы бежали с поля боя.
__________________________
* Нирун — современный Хайдарабад в Пакистане.

Получив сообщение о гибели супруга, старшая жена Дахира созвала своих служанок, и женщины по индийскому обычаю покончили с собою самосожжением. Зато вторая жена раджи по имени Рани Лади и две его дочери предпочли жизнь и сдались в плен Мухаммаду ибн Касиму. Полководец тогда же женился на Рани Лади, а дочерей раджи отправил как трофей халифу аль-Валиду.

Пока армия Мухаммада ибн Касима сражалась в Северной Индии, а войско Кутейба ибн Муслима покоряло Среднюю Азию, в Дамаске назревали грозные события. Примерно с 712 г. у сорокапятилетнего халифа Аль-Валида стали периодически повторяться глубокие обмороки. Он неожиданно падал без чувств — где угодно и когда угодно. Определить причину болезни врачам не удалось. А вот задуматься о том, кому передать власть, халифу пришло время.

Впрочем, более всех озаботился этим наместник Ирака аль-Хаджжадж. Ведь Сулейман и кальбиты представляли для него прямую угрозу. По совету ли наместника или по собственной воле, но аль-Валид задумал отменить решение отца и назначить своим наследником собственного старшего сына. Открыто противиться халифу никто не смел, поскольку из-за его спины выглядывали могущественный аль-Хаджжадж и его полководцы с лучшими армиями мира. Не известно, как бы развернулись дальнейшие события, но 9 июня 714 г. неожиданно умер наместник Абу Мухаммад аль-Хаджжадж бин Юсуф аль-Такафи. Почему так случилось, не известно, но исследователи версию отравления в данном случае единогласно отрицают.

Неожиданная смерть его главного защитника парализовала волю халифа. Он смирился со своей неудачей и в феврале 715 г. умер, оставив престол младшему брату. Потомки аль-Валида более никогда не претендовали на власть в халифате.

Мухаммад ибн Касим продолжал покорять Индию. Если какие-то города оказывали сопротивление, арабы истребляли всё взрослое население, а детей продавали в рабство. С теми, кто сдавался на милость победителя, обращались благородно. Говорят, что таким методом кнута и пряника Мухаммад мог бы покорить всю Индию, поскольку население искренне ненавидело радж. Но судьба предначертала молодому завоевателю иной путь.

Вместе с известием о кончине халифа Абд аль-Малика полководец получил отставку. Новый халиф Сулейман ибн Абдул-Малик обвинил Мухаммада в излишней жестокости и в предательстве. Якобы доставленные в Дамаск дочери синдского раджи рассказали, будто молодой человек зверски изнасиловал их, а потом в насмешку отправил порченных красавиц в дар халифу. Терпеть подобное оскорбление Сулейман не собирался.

Мухаммада ибн Касима арестовали, заковали в цепи и вывезли в иракский город Васит. Там его до смерти запытали в тюремной башне, добиваясь признания в похищении сокровищ синдского раджи.

Но есть и другой рассказ. Будто в наказание за оскорбление халифа завоевателя Индии раздели догола, вымазали нефтью и, зашив в свежую бычью шкуру, оправили по жаре в Дамаск. В дороге шкура высыхала, превращаясь в стальной уменьшающийся футляр. Умирал Мухаммад долго и мучительно. Когда Сулейману сообщили о гибели полководца, тот разыграл сцену раскаяния, обвинил дочерей раджи в клевете на великого юношу и повелел замуровать их живьём в крепостной стене.

Халиф Сулейман ибн Абдул-Малик смещал по одному ставленников аль-Хаджжаджа и расправлялся с ними. Недосягаемым для него оставался лишь великий полководец Кутейба ибн Муслим. На радость Сулейману полководец переоценил свою популярность в народе. Кутейба решил не дожидаться, когда за ним придут, и в 715 г. попытался поднять восстание. Однако мало кто согласился последовать за бунтовщиком — верная армия предпочла в этой сваре нейтралитет. С полководцем остались только пять его братьев и четверо сыновей, да ещё небольшая кучка арабских воинов-соплеменников. Значительно превосходившие их численно враги, которые состояли преимущественно из кальбитов, сперва расстреляли восставших из луков, а когда оставшиеся в живых скрылись в палатке, обрушили её и копьями добили шевелившихся под пологом. Кутейбе отрезали голову и отправили её в дар повелителю.

Так верные слуги халифа Сулеймана расправились с теми, кто силой оружия распространил ислам на огромные просторы Азии. Этим убийством закончились великие завоевательные походы арабов и арабский этап исламизации Азиатского континента. Полководцам аль-Хаджжаджа не повезло: Халиф Сулейман ибн Абдул-Малик правил всего неполных два года и умер так, будто Аллах покарал его за предательство веры.


Рецензии