Судьба человека

            Дорогие читатели! В этом номере газеты «Синьковские просторы» я расскажу вам об очень интересном человеке нашего поселения.
Судьба, которой была не лёгкой, о человеке, будучи совсем ребёнком, испытавшим  весь ужас, страх и боль военного времени- Ольге Антоновне Рахаевой.
          Ольга Антоновна  родилась 30 сентября 1937 года в крестьянской семье, в Алексеевском районе Воронежской области в селе Ильинка. Село было большое 1300 домов, у каждой семьи своё хозяйство, сады.
          В семье Литвиновых было семь детей, двоих  семья потеряла ещё в младенчестве. Ольга была младшим ребёнком, самой маленькой и, как полагается, самой любимой. Жили дружно, родители трудились в колхозе, старшие сёстры работали на железной дороге, а младшие дети помогали дома по хозяйству.
Папа – Антон Поликарпович был удивительным мастером по дереву, а мама – Мария Васильевна хорошей портнихой. Одежду мама перешивала по ночам от старших сестёр младшим. Их мастерство давало небольшой заработок для семьи. Антон Поликарпович и Мария Васильевна были  простыми, честными, открытыми и добрыми людьми.  Они воспитали четверых детей – Владимира, Надежду, Евдокию и Ольгу – настоящими патриотами своей Отчизны. Да, именно настоящих патриотов своей Родины, которые не сломились под натиском фашизма, которые ценой своей жизни вместе со своим народом шли к светлому будущему.
        Никто и никогда в то время не мог, подумать, что в июне 1941 года вероломно на Советскую землю вступит нога немецкого захватчика. Но, к большому сожалению, так произошло.
Отец  Антон Поликарпович и сын Владимир  ушли на фронт защищать Родину в трудную годину, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Владимир ушёл на фронт в семнадцать лет добровольцем, дошёл до Берлина и, по окончанию войны еще три года служил, восстанавливая Берлин.
Женщины из семьи Литвиновых стойко и мужественно встречали каждое испытание уготованное им судьбой.
Из детских воспоминаний Ольги Антоновны:
        «В 1942 году немцы заняли Воронеж и Воронежскую область. В наше село доставляли раненых солдат: каждый дом, каждый хлев, был заполнен ранеными. Настолько много их было, что негде было их разместить и, по инициативе моей мамы на скотном дворе был устроен госпиталь. Мы работали при госпитале, в наши детские задачи входило стирать ленты-бинты и скручивать их на палочку, чтобы таким образом они разглаживались. За мной и каждым из моих сверстников было закреплено несколько солдат, чтобы ухаживать за ними подать попить, присмотреть, поговорить и т.д.
         И вот ближе к декабрю месяцу немцы захватили наше село. Они не гнушались, убивали всех: и раненых солдат, и местное население. Вдоль поселковой дороги от дома к дому лежали трупы людей.
         Мы с детьми рыли большой котлован и на санках свозили туда убитых в одну братскую могилу, где в наше время стоит большой мемориал. Это было самое страшное в моей жизни. Даже в мирное время я долго не могла подойти к умершему человеку.
        Мой дядя был начальником железнодорожного вокзала и, вот когда пришли немцы по доносу предателей, немецких прихвостней, его расстреляли. Ночью мы с сестрой похоронили его прямо у вокзала. По доносу всё тех же «нелюдей» на утро к нам пришли немцы: моих сестёр, маму и меня повели расстреливать за окраину села.
         Мы шли тихо, мама шептала нам, чтобы мы не боялись, и когда в нас будут стрелять, чтобы мы смотрели смерти в лицо. Немцы подгоняли нас, подталкивали, бурча, что-то на немецком языке. Я оступилась, и упала, зацепившись за ногу одного из немецких солдат, мама с сёстрами подбежали меня поднимать, мы замешкались, и те два немца пошли вперед, они гнали других людей, которых вместе с нами вели расстреливать. Глядя в глаза немцу, который остался с нами, я думала о брате, о папе и не могла поверить, что минуты наши сочтены. И вдруг немец говорит нам, что когда он сделает - «Пуф, вы падать». Не понимая, что происходит, я уже катилась вниз под откос к реке - притоку Тихого Дона. Сколько мы там пролежали, я не знаю, но надо было уходить. На другом берегу реки была другая деревня, где жила мамина мама, т.е. наша бабушка. Мы приняли решение перебраться вплавь на тот берег реки. На улице холодно, река покрыта небольшим льдом, который резал нам руки и открытое от одежды тело, пока мы переплывали.
Добравшись до бабушки, мы сняли с себя мокрую одежду и быстренько залезли греться на печку, как сразу же раздался стук в дверь и окна - это были немцы, которых, как нам казалось, в этой деревне нет. И вот, в чём мы были одеты, ещё даже не успели просохнуть и согреться, нас стащили с печи, выгнали на улицу и опять повели. Нас гнали километров тридцать. В скотный двор согнали всех: детей, стариков - не щадили никого, и подожгли. Мама крепко держала нас в своих объятиях, когда мы заходили в сарай, под натиском людей, мы оказались в дальнем углу сарая. Она, так крепко прижимала нас к своей груди, что я слышала, как грохочет её сердце, именно грохочет, как барабанная дробь.  «Мы будем жить, не бойтесь милые мои детки, не смотря ни на что, мы будем жить!» - шептала нам мама.
        «Сарай горел: огонь, дым, крики, стоны людей, лай немецких собак, всё это Ольга Антоновна вспоминает с болью в сердце. Даже на минуту, я не могу себе представить, что пережил наш народ в то страшное время.
      Ольга Антоновна: «Люди пытались сломать стены, выбить маленькие  ставни окон, выбить двери, но с той стороны автоматная очередь косила их как косой. В то время сараи строили из соломы, глины и виноградной лозы, и поэтому под натиском людей стены стали рушиться, крыша провалилась. По воле судьбы или с Божьей помощью, моя семья оказалась на улице, шёл сильный дождь со снегом, мы лежали до темноты, боясь, пошевелиться». Таким образом, мы спаслись.
Собаки перестали лаять, стоны еле были слышны, я попыталась встать, но не могла шевелиться, тело настолько закаменело от страха и боли, что я лежала, боясь издать малейший звук. Еле слышно мама позвала нас, - «Олька, Дуся, Надя». Услышав мамин голос, от радости, я зарыдала так, что эхом моё рыдание разносилось далеко за реку. «Тихо, тихо, моя родная, немцы рядом….маленькая моя девочка, всё хорошо, мама и сёстры с тобой» - прошептала мама.
Поднявшись на ноги, мама позвала – «Есть кто живой»? В живых остались не многие, люди умерли не столько от огня и дыма, сколько от давки, как я уже сказала, сарай рухнул.  Потихоньку выбравшись, мы побрели к госпиталю, потому что он находился на окраине нашего села. Придя в госпиталь, мы уставшие, голодные, холодные, расположившись кучкой прямо на земле, прижавшись, друг к другу, пытались согреться, и что делать дальше никто не знал».
            Наша героиня дремала, уткнувшись в мамину грудь, ей снились детские сны, что нет войны, что её семья живет в мирное время, цветёт их красивый сад.... Она думала о солдате, за которым ухаживала  в этом госпитале.
Для маленькой Оли он сочинил песенку, и говорил ей так: «Ты не плачь, дитя. Если придут немцы или полицаи ты не бойся их, Оля, ты пой песенку.  «Мой папа на войне, на фронте. А, я его куколка, вы меня не троньте!».
Её сладкий сон нарушили выстрелы и бомбёжка. Очнувшись от выстрелов и бомбёжки, Олька ухватилась за мамину руку, но, как всегда, ровным и бесстрашным голосом мама сказала - «сохраняйте спокойствие, это наши бомбят, не бойся, Олька, не бойся…».
           «И правда-это, были наши войска. За время войны ещё много раз наше село захватывалось и освобождалось. Много раз мы – дети, смотрели смерти в глаза, но каждый из нас верил, что мы победим, что отцы наши, братья и советские солдаты вытеснят фашизм с нашей земли.
Вторая волна немцев пришла летом, было уже не так страшно, было голодно, но всё-таки мы как-то выжили».
            В 1945 году вернулся контуженный и раненый папа. Для маленькой Ольги судьба преподносит всё новые и новые испытания.
Однажды теплым июньским днём, папа подозвал Ольку к себе и попросил привести к нему батюшку, который жил в двух домах от них. Пришёл батюшка, как потом узнала девочка, батюшка провёл папе по церковным коконам – соборование, и когда папа приложился к кресту, тихонько опустился на кровать и уснул вечным сном. Для маленькой Ольки это было больнее, чем «горящий сарай». Будучи уже взрослой Ольга ходила в церковь, но не могла прикладываться к кресту, как это делали другие.
          Послевоенное время шло своим чередом, восстанавливались города, сёла, колхозы, совхозы, шли комсомольские «кличи». Кто-то оставался в деревне, а кто-то её покидал, уезжая на комсомольские стройки.
Воспоминания из мирной жизни Ольги Антоновны: «Когда папа воевал на фронте, он написал брату письмо, где просил, если вдруг со мной что-то случится, забери Ольку себе на воспитание».
         «Брат Владимир вернулся с войны и уехал из родной деревни в Московскую область, где женился и строил свою семью. Время шло, я росла, окончила школу. Брат сдержал данное обещание отцу- приехал и забрал к себе.
Я с детства мечтала поступить в медицинский институт. Моя мечта почти сбылась. Утром рано брат с женой проводили меня в институт, я была уверенна, что я пройду, но, нет, я недобрала один бал. Придя домой к брату, рассказала ему, что провалила и поеду домой. Что делать? Жена брата посоветовала не уезжать, а поступить в культпросвет училище».
           Ольга Антоновна поступила в Егорьевский культпросвет-техникум и благополучного его закончила, получила профессию организатор-методист клубной работы. По распределению попала в Пушкинский район в село Барковка, где была назначена заведующим Домом культуры. Здесь началась её самостоятельная взрослая жизнь. Там она познакомилась со своим будущим мужем - Рахаевым Анатолием Васильевичем, который всячески помогал ей в её работе в местном Доме культуры.
           В 1960 году Ольга и Анатолий поженились. На тот момент Анатолий закончил Тимирязевку, и его направили работать в Ярославскую область в местечко Бычково. Естественно Ольга поехала за ним. Приехав туда, ей предложили должность заместителя директора по воспитательной работе в техникуме, она согласилась, и проработали они там с мужем до 1964 года.
          В 1964 году жизнь распорядилась так, что они переехали уже с маленькой дочкой - Мариной в посёлок Новосиньково. Муж устроился преподавателем, тогда в Яхромский совхоз техникум, а Ольга Антоновна воспитателем в общежитие.
Хорошее было время, доброе, Ольга Антоновна участвовала во всех мероприятиях, как культработник, вместе со студентами они организовывали разного рода встречи, вечера, концерты, слёты и т.д. Она организовала хор из преподавателей, и с этим хором они с концертной программой объездили всю Московскую область.
          В 1967 году Ольгу Антоновну Рахаеву перевели в библиотеку. Работа кипела и ладилась. Особое место в своей работе О.А.Рахаева посвятила музею «Боевой славы», который она вместе с коллегами, преподавателями и студентами, собрали по крупицам. Сотни тысяч детей, студентов, прошли через музей, где Ольга Антоновна проводит, и сейчас, познавательные и интересные экскурсии, где делится прожитой жизнью во время войны матерей, детей и наших доблестных воинов. Боль, скорбь, радость и гордость за наш Великий и непобедимый народ-всё это отражено в музее.
         Возможно, работа библиотекаря не так заметна, как труд учителя или врача, и нельзя увидеть какой-то конечный результат их работы. Но, всё то влияние, которое оказывает на общество их работа - неоценимо. Вот уже пятьдесят лет она трудится во благо своей профессии, к которой привела её судьба. Это - один из лучших библиотекарей - способный, творческий, знающий своё дело специалист, хорошо владеющий теорией и практикой библиотечного дела. Это подтверждается грамотами и дипломами Министерства культуры и образования.      
    Ольга Антоновна скромная женщина – это правда. Она по-настоящему интеллигентна и, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, не выпячивает собственную значимость. Деликатна – это тоже, правда. Коммуникабельный, эрудированный, вежливый, талантливый, с открытым сердцем человек. Ольга Антоновна продолжает стойко трудиться на благо подрастающего поколения сельского поселения Синьковское. За военно-патриотическую работу с молодёжью  и за сохранение исторической памяти, была награждена медалью, которую в 2011 году ей вручил президент Российской Федерации Д.А Медведев.
Создав атмосферу тепла, уюта, она сумела сделать свою библиотеку местом общения студентов, настоящим очагом культуры, внедряя новшества в родные стены библиотеки Яхромского колледжа.
         Ольга Антоновна замечательный библиотекарь и любит свою профессию. Она работает в гармонии с читательской аудиторией, всегда «в теме». Как сказала сама Ольга Антоновна: «Надо с любовью делать своё маленькое дело и этой любовью делать его большим».
         Она идёт в ногу со временем и своим богатым жизненным опытом делится с коллегами и студентами Яхромского аграрного колледжа.
        У каждого человека – своя судьба, которая предначертана свыше. У Ольги Антоновны не простая судьба, которая била её в течение жизни ещё не раз, но она стойко и мужественно принимала каждое испытание, которое преподносила ей судьба.
        Хрупкая, милая, интеллигентная - Ольга Антоновна вызвала у меня чувство гордости и восхищения при беседе с ней.
       Дорогие читатели! Я возьму на себя ответственность от себя лично, и от  Вас, выражаю слова искренней благодарности О.А. Рахаевой. 
        Спасибо Вам, дорогая Ольга Антоновна!  За Ваш труд в годы Великой Отечественной войны, за самоотверженность, за ваше мужество, и за наш покой. Вместе с советским народом, Вы, будучи ребёнком, не только защищали Родину, Вы вершили великую историю и боролись за мирную и счастливую жизнь.
Вы гордость страны, пример для подражания. Мы, ваши потомки приклоняемся пред Вами и героями, которые  прошли через весь ужас войны и остались живы для того, чтобы мы могли сказать Вам большое человеческое спасибо!!! И низко покланяться… 
 Живите долго и радуйте нас своим присутствием.
Крепкого здоровья, и пусть судьба приносит  Вам  только улыбки, а слёзы будут только от радости!!! Храни Господь  Вас и Вашу семью!


Рецензии