Пусть снисходитеьная юность свой суд над зрелостью

(о Ваншенкине К.Я.: 1925 - 2012)

Судьба поэта Константина Яковлевича Ваншенкина сложилась трудно, но ярко и удачливо -  школа, Великая Отечественная война (хлебнул её по полной), затем любовь и семья, профессиональное занятие литературным творчеством. 

Его лирические стихи самобытны, узнаваемы и любимы не одним поколением россиян.
Многие стихи поэта стали песнями - простые и ясные стихотворные строчки легко ложились на музыкальную канву.  Песни: «Алеша», «Вальс расставания», «За окошком свету мало», «Каблучки», «Как провожают пароходы», «По Северной Двине», «Я люблю тебя жизнь», «Солдаты», помнят и поют.  Авторами музыки песен чаще всего были Эдуард Колмановский, Аркадий Островский, Валентин Левашов,  Евгений Жарковский, Ян Френкель.

Военные впечатления были настолько сильны, что поэт Ваншенкин обращался к теме войны всю свою жизнь, пытаясь понять и философски осмыслить её в преломлении человеческой жизни, сопоставляя порой время военное и послевоенное. Он исследует природу фронтового товарищества, выполнения человеком воинского долга по защите Родины.

Стихи Константина Ваншенкина сюжетны, достоверны. «Неспешность и основательность» отмечал в них поэт Н. Рыленков. Но Ваншенкин, вместе с тем, видит такие грани жизни, которые недоступны обычному человеку, лишенному поэтического зрения, его стихи насыщены такими подробностями, которые порой раскрывают образ, как нельзя лучше. Вот одно из его стихотворений о войне,  написанное в 1952 году:

Земли потрескавшейся корка.
Война. Далёкие года...
Мой друг мне крикнул:
- Есть махорка?.. -
А я ему: - Иди сюда!..

И мы стояли у кювета,
Благословляя свой привал,
И он уже достал газету,
А я махорку доставал.

Слепил цигарку я прилежно
И чиркнул спичкой раз и два.
А он сказал мне безмятежно:
- Ты сам прикуривай сперва...

От ветра заслонясь умело,
Я отступил на шаг всего,
Но пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего.

И он качнулся как-то зыбко,
Упал, просыпав весь табак,
И виноватая улыбка
Застыла на его губах.

И я не мог улыбку эту
Забыть в походе и в бою
И как шагали вдоль кювета
Мы с ним у жизни на краю.

Жара плыла, метель свистела,
А я забыть не смог того,
Как пуля, что в меня летела, 
Попала в друга моего...

В 2010 году Константин Ваншенкин отметил 85-летний Юбилей. Несмотря на преклонный возраст, поэт активно работал. "Я поражаюсь его энергии, буквально пару дней назад он прочел мне свои новые стихи", - рассказывала дочь поэта Галина Ваншенкина корреспонденту ИТАР-ТАСС. Она также сообщила, что на днях вышла новая книга его лирических стихотворений "Вернувшийся". В качестве предисловия к книге он взял слова Александра Межирова, написанные еще в 1970-е годы: "Не он овладел мастерством, а мастерство само овладело им".

Стихи Константин Ваншенкин  начал сочинять рано. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны. Потом долгое время не писал и вернулся к этому только после войны.

Свое первое серьезное стихотворение "Будапешт взят!" Ваншенкин написал в 1945 году, будучи 19-летним юношей, но уже понюхавшим пороху. Вот это стихотворение:

Земли, камней, железа груды,
Бессильно сникли провода,
И у руин притихшей Буды
Ворчит дунайская вода.

Мосты упали на колени
И воду из Дуная пьют…
Всю ночь идут соединенья,
И каблуки всю ночь куют.

И вдоль осколками избитых
Колонн монаршего дворца,
Ночною свежестью умыты,
Войска проходят без конца.

Я эту ночь не позабуду.
Вошли мне в память навсегда
Вся тишь ошеломленной Буды,
Дворец и темная вода.

Как отмечают литературоведы, К.Я.Ваншенкин раньше многих поэтов военного поколения обратился к природе. Красота и гармония природы, поэтического слова - его творческая цель. Графика пейзажа обрамляет его стихи различной тематики – от любви, овеянной высоким целомудрием, до воспоминаний о военном лихолетье.
Пейзажным шедевром считается его стихотворение «Белой ночью на Двине»:

Мерцанье над лесом и пляжем –
Как блики на белом ноже.
- Немного стемнеет, и ляжем…
- Темнее не будет уже.

От этого ясного слова,
Что просто сказал капитан,
Как будто очнулся я снова,
И душу мне свет напитал.

Над этим течением быстрым
Я тут же запомнил в лицо
По низкому берегу пристань
С уютным названьем «Сельцо».

В расплавленных отсветах белых
Свободно катилась Двина,
И четко был вычерчен берег,
Где каждая мелочь видна.

Две церковки, знавшие цену
Себе, не терялись в пути,
Пока им не вышли на смену
Две тоже – зеркально почти.

Уверенность ровного света,
Отсутствие всяких теней.
И в сердце сознание это,
Что долго не станет темней.

На Архангельском Севере Константин Ваншенкин бывал не единожды, любил его. Люди и природа Севера находили отклик в душе поэта.  В 1967 году вышла его книга «Соловьиный коридор». В предисловии к поэтическому сборнику он поясняет:
«Это книга лирических стихотворений о Севере. Не об Арктике, не о Заполярье, а о старом русском Севере: Заонежье, Беломорье, Северной Двине, Сухоне, Вычегде. Это удивительные места, одни из лучших на земле, а может быть, и самые лучшие».

В стихах Ваншенкин описывает не только полюбившуюся красоту Севера. Он рассказывает о людях, живущих и работающих здесь.  Он показывает сплавщиков, лесорубов, речников…      

Впервые встретился с Севером Ваншенкин во второй половине 40-х годов в качестве участника одной из экспедиций по перегону судов, полученных по репарации из Германии. Стихотворение «Повенец» он посвятил начальнику экспедиции Ф.В. Ная-нову. Процитируем отрывок из него:

<…>
Лед подтаявший колышется
С четырех сторон,
И негромкий, еле слышится,
Льдинок перезвон.

<…>
И блестит водою серою
Меж гранитных скал
Устремленный прямо к северу
Беломор-канал –

Чья-то радость, чье-то горюшко…
Входим в первый шлюз.
Он вздымает ввысь, как перышко,
Парохода груз.

<…>
Шлюзование кончается,
Уходить черед.
На воде легко качается
Белый пароход.

Речные суда перегонялись для эксплуатации на реках Сибири. Путь проходил по Неве, Свири, Беломорско-Балтийскому каналу, Северной Двине, Белому морю и Северному морскому пути. Суда зимовали в Лимендском затоне Котласа.

С этим городом у Константина Ваншенкина сложилась особая связь – здесь жил его фронтовой товарищ Борислав Бурков .  После Великой Отечественной войны они потеряли друг друга из вида, пока в 1959 году Борислав Николаевич не увидел в журнале «Юность» стихи и фотографию друга-поэта. Через редакцию Бурков узнал адрес, они стали переписываться, встречаться.

Первая же  встреча друзей в Котласе подсказала Ваншенкину тему рассказа «Во второй половине дня». В рассказе тоже встреча друзей военной юности, многие детали сюжета напоминают котласские места.  Рассказ датирован автором 1965 годом.
Позднее одну из своих книг К.Ваншенкин назвал «Поездка к другу» - по одноименному стихотворению. Книга вышла в 1971 году. А стихотворение было написано в 1964 году с посвящением - «Однополчанину Б.Буркову»:

Восемнадцать лет
Не видал я друга.
Затянула вьюга
Тот военный след

Но в былом дыму,
По былому следу
Я сегодня еду
Все равно к нему.

Говорю о нем.
А прозрачно-серый
Чуть трепещет Север
За моим окном.

Вьется в соснах след,
И стучат колеса.
День стоит белесо,
Как сплошной рассвет.
Лес со всех сторон,
Кроны красных сосен,
Елок сотни сотен…
Впереди – перрон!

Резко сужен круг,
И в секунду эту
Никого там нету –
Лишь один мой друг…

«Мне судьба твоя
Всех других дороже.
Ведь с собою тоже
Здесь встречаюсь я.

Ведь сквозь нас с тобой
Тот же ток пропущен,
И считаем сущей
Мы его судьбой.

Ах, который год,
Все не утихая,
Та пурга лихая
В нас с тобой поет…»

Восемнадцать лет!
…Гомонит округа.
Все здесь знают друга:
-  Добрый день! Привет!

Говорит мой друг,
Щурясь, как от света:
- Познакомьтесь – это
Мой военный друг.

Восемнадцать лет
Посвистали мимо,
Но насколько зримо
Сохранился след!..

И подумал вдруг
И второй и третий:
«Где сейчас на свете
Мой военный друг?»

…Мы в дому сидим
И в глаза друг другу
Сквозь свою разлуку
Через стол глядим.
Говорим сейчас,
Что за годы эти
Вымахали дети –
Чуть не выше нас!

…А средь зыбкой тьмы
Нет конца просторам,
Далям, по которым
Прошагали мы.

Льется звездный дым.
Смолкнул город Котлас.
Беспредельный космос
Распростер над ним.

В котласской семье Бурковых чтят и любят поэта Ваншенкина, бережно хранят его письма, фотографии, книги, подаренные автором. Таисия Леонидовна Буркова рассказывает, что в Котлас Ваншенкин приезжал с женой – прозаиком и поэтессой  Инной Гофф. В 1965 году на одной из книг, песенном сборнике «Другу», Ваншенкин сделал надпись: «Дорогим друзьям Борису и Тасе с нежностью от автора. Костя». Сборник был назван по одноименной песне «Другу». Вот некоторые строчки из этой песни:

Всё нам кажется, друг,
Будто мы до сих пор молодые, -
Посмотри: это дети уже молодые у нас.
Старый друг, верный друг, мы с тобою
Грозной юности дни вспоминаем опять и опять…

В 1972 году Ваншенкин совершает новое путешествие по Северу. Об этом путешествии подробно и красочно рассказывает известный ученый-литературовед Александр Михайлов в книгах «Моя Гиперборея» и «Северная тетрадь».

В группу путешественников К. Ваншенкин был приглашен Ал. Михайловым. Кроме них в поездке по Северу приняли участие литературный критик из Архангельска Шамиль Галимов, главный редактор Северо-Западного книжного издательства Таисия Трескина, архангельский журналист Евгений Салтыков. Последний был инициатором и организатором этого мероприятия.

В путешествие по маршруту Архангельск – Котлас и обратно они отправились по Северной Двине. Стояла прохладная ветреная погода. На катере «Северодвинец» добрались вначале до Малых Корел, побывали в музее деревянного зодчества, затем перебрались на родину Ломоносова, и уже в Усть-Пинеге пересели на пассажирский теплоход «Олекма». Для пассажиров теплохода Евгений Салтыков подготовил специальную радиопередачу – Константин Ваншенкин читал свои стихи, были исполнены песни на слова поэта. Салтыков организовал творческую встречу поэта с экипажем теплохода.

В Котласе состоялась встреча К. Ваншенкина и Б. Буркова. Вот как описывает это Ал. Михайлов:
«Двое суток, которые мы провели в этом городе, Борислав Николаевич опекал нас. А встреча их с Ваншенкиным была трогательной. Я смотрел на этих двух немолодых уже людей, ветеранов войны, смотрел в их глаза, которые в этот момент говорили больше слов; слова были обычные, ритуальные, ничего не значащие, а в глазах словно отразилось прошлое, оно связывало старых солдат».

В годы войны Б.Бурков и К.Ваншенкин служили в парашютно-десантной дивизии. Удивительно то, что только Бурков (будущий торговый работник) сотрудничал в дивизионной газете (он хорошо рисовал), а не Ваншенкин (будущий поэт). 

В Котласе гости  побывали в поселке речников Лименде, на судостроительно-судоремонтном заводе, в музеях древнего Сольвычегодска, встретились в редакции газеты «Двинская правда» с журналистами, поэтами, общественностью города.

От Котласа к Архангельску путешественники плыли на теплоходе «Индигирка».
Под впечатлением этой поездки на Север К. Ваншенкин написал стихотворение «Белой ночью на Северной Двине», а через некоторое время и песню о северной величавой реке. Музыку к песне «По Северной Двине», прозвучавшей по архангельскому радио и телевидению в канун годовщины Октябрьской революции, написал композитор Ян Френкель, он же был и первым её исполнителем.  Слова песни опубликовала газета «Правда Севера». Позднее песню удачно исполнял приятным бархатным баритоном знаменитый певец Владимир Трошин.

Последними прижизненными изданиями книг К. Ваншенкина стали лирические сборники стихов «Шёпот»,  «Женщина за стеной», «Вернувшийся». В авторском предисловии к сборнику «Женщина за стеной» он пишет:
«Что же такое лирика? Это не просто написанный стихами регулярный дневник. Жизнь каждого человека ограничена одинаковыми рам-ками — рождения и смерти. Но проживается она совершенно по-разному, даже людьми одного времени и внешних обстоятельств. Идущие по той же улице видят не одно и то же. Зацветшая сирень или опавшие листья, прекрасная женщина и смех ребёнка вызывают различные ассоциации и воспоминания. Но боль былой утраты и нынешние будничные дела и обязательства соединены в нашей душе необыкновенно естественно. Все эти вечные темы — жизнь, любовь, война, смерть, природа — понимаются и воспринимаются нами по-своему. Таинственный личный код, основной мотив, узнаваемая интонация — это и главенствует в жизни и поэзии, ощущаясь нами как лирика.

Хоть ты свой каждый ход
Цветною ниткой вышей,
Поэзия живет
Естественностью высшей.
Огромная страна,
Бушующая вьюга,
Обычные слова,
Нашедшие друг друга».


Рецензии