Теория Раскольникова

"Я не такой, как другие...", "Я смотрю на мир иначе...", "Я... Я... Я...", "Я уникален..."
Вот и он, миф о собственной исключительности. Каждый человек считает необыкновенным себя, свой мир, свои мысли. Наша маленькая Вселенная - все, что у нас есть, ведь иначе мы и не существуем. Это чувство - пережиток законов выживания, где чрезмерная забота о других приводит к неминуемой гибели.

Главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников публикует в журнале статью со своими размышлениями о делении людей на два типа: “право имеющие” и “твари дрожащие”. Первые — “необыкновенные” люди, которые могут переступать черту человечности, им дозволено идти по головам, уничтожать все преграды на пути к  достижению собственной цели, которая, по их мнению, необходима всему человечеству. Второй же тип людей — это большинство, обыкновенные люди, предназначение которых заключается лишь в закономерном воспроизведении себе подобных.

Раскольников, сравнивая себя с Наполеоном, приходит к выводу, что он ничем не хуже француза , что он тоже может ломать чужие жизни для достижения "высшей" цели. Именно с этой мыслью он готовится к преступлению, к убийству процентщицы, не подозревая, что этим самым уничтожит собственную душу.

После убийства теория Родиона с треском разрушается, он осознает: нет никаких особенных, он такой же, как миллиарды других.

"Ведь этот мир заменяемых, что может быть смешней твоего протеста? Поучись относиться к себе как к низшему из существ. Это однородный мир: в нем не существует избранных — как и лишних. Не приходится прав отстаивать. Ладно не убедишь — но ты даже не разозлишь никого. Раньше без тебя обходились как-то ведь."


Рецензии