Премия

  Этот рассказ я хочу посвятить своему отцу.Его не стало,когда мне было всего 10 лет.Поэтому мои воспоминания о нём отражает память ещё маленького человечка,практически ребёнка.Папа был честный человек,открытый для всех,общительный и компанейский,влюблён в свою работу.Работа для него была ВСЁ!Наверно даже главнее и ценнее семьи,т.к мы его видели дома только вечером,когда он возвращался с работы.Он отдыхал и отсыпался,а на следующий день рано утром опять уходил на работу.Выходных дней у него почти не было,поэтому если удавалось в какое - нибудь воскресенье пойти погулять с папой в парк или на набережную,то это был для меня праздник. Отец  был мелиоратором ,занимал должность главного инженера управления и сутками мотался по многочисленным совхозам и колхозам области,трясясь в жёстком уазике по колдобинам и ухабам  пыльных сельских дорог.Вопросы решал быстро и оперативно,его очень ценили на работе ,поэтому его труд был отмечен многочисленными Почётными грамотами,несколькими трудовыми медалями ну и конечно премиями.
 
 Однажды,за заслуги в освоении и мелиорации земель,отец вместе с группой товарищей по работе получил Республиканскую премию.Деньги были по тем временам неплохие и друзья решили отметить это событие в ресторане.Папа был непьющий,но в данном случае видимо сработал "синдром Шурика" из кинофильма "Кавказская пленница".Торжественное событие отмечали весело, по всей видимости,напитки были разные и разной крепости,тостов было много,вполне возможно,что он и выпил - то совсем немного,но отсутствие практики быстро сказалось на состоянии.В общем - домой лауреат приполз за - полночь,как выражаются - "на бровях".Сил хватило лишь на то,чтобы скинуть одежду и рухнуть на диван спать...
 
 Проснувшись рано утром,я первым делом тихонечко прокрался в комнату родителей,посмотреть - вернулся ли отец с работы.Мне тогда было годика четыре от роду и я конечно -  же,как и любой ребёнок,был очень любопытный.Легонечко приоткрыв дверь в комнату я убедился,что мой родитель на месте,крепко спит как и мама,которая до ночи ждала возвращения отца,но ,видимо, не выдержала долгого ожидания и заснула.Папкины рубашка и брюки небрежно валялись на полу возле дивана,рядом с ними лежало несколько каких - то скомканных бумажек.Я подошёл поближе  и увидел,что это были ...деньги.Да,маленький - маленький,но что такое деньги и какие вкусности можно было на них купить я уже тогда понимал. Не с целью украсть,а с целью положить всё на своё место я быстренько подобрал валявшиеся бумажные комочки и хотел положить их в карман отцовских брюк,но неловко поднял штаны с пола.  Из кармана с шелестом полетели уже ровненькие новенькие купюры.Их было много и ...я растерялся от такого богатства.Растерялся и испугался,что всё это может вдруг пропасть.Наверно, в этот момент я думал именно так,поэтому быстренько собрал рассыпавшиеся по полу деньги и потащил их в свою комнату.Ну а там спрятал их за одёжный шкаф.Мозг ребёнка почему - то решил,что когда их никто не видит,то и ругать меня не будут.В принципе так и получилось...
 
 Но желание выделиться среди своих маленьких друзей также существовало.Хотелось похвастаться перед ними тем,что есть у меня,а у них нет!Наверно ещё и поэтому я тогда спрятал всё это богатство за шкаф в надежде таким образом "купить" себе авторитет.Забыв про все наставления родителей и бабушки,что брать чужое нехорошо я,недолго думая,взял одну из скомканных бумажек(им оказался рубль) и положил себе в карманчик летних шортиков.По приглушенному ворчанию двух голосов я понял,что проснулись мама с бабушкой и обсуждают возвращение отца.Видимо, полностью я все деньги не собрал,так как мама,проверив отцовские карманы,была недовольна отсутствием в них большей части премии.Но батя крепко спал и выяснение всех обстоятельств было отложено до вечера.Ну а меня накормили и отпустили гулять во двор с ребятишками.
 
 Нужно немного рассказать про сам двор.Дом наш состоял из двенадцати подъездов и располагался буквой П,примыкая свободными сторонами к длинной стене ,за которой находились склады,гаражи и фабрика игрушек,образуя тем самым уже замкнутый прямоугольник,внутри которого и находилась территория отдыха жильцов,обрамлённая по периметру асфальтовой дорогой для движения автомобилей,огороженная красивым кованым металлическим ограждением.По углам этого прямоугольника находились 4 деревянные беседки,в которых любили играть дети,а пенсионеры -"забивать козла".Особенно это выручало в дождливую погоду.

 Выйдя на улицу,я с важным видом сообщил пацанам,скучавшим в одной из беседок,что у меня есть целый рубль денег.Учитывая,что фруктовое мороженое стоило в то время 7 копеек,а бутылка лимонада 17 копеек - я был по нынешним меркам олигархом,имея такой клад за шкафом!Мальчишки с завистью глядели на помятую коричневую бумажку,а я в это время наслаждался своим превосходством над ними.Но долго так продолжаться не могло.Поступило предложение скушать мороженого и мы всей гурьбой поскакали к киоску мороженого ,где набрали лакомства,а рядом в булочной купили ещё и 3 бутылки лимонада.Пировали от души,все перемазались во фруктовой начинке,облились газировкой,что не смогло укрыться от глаз мамы,когда я вернулся домой.На вопрос "за чей счёт был банкет" пришлось выдумать,что нашёл на улице рубль и мы с друзьями потратили его на мороженое.Не думаю,что такой ответ маму удовлетворил,но выяснять подробности она не стала,решила поберечь силы для более существенного и злободневного допроса своего супруга.
 
 Наконец проснулся глава семьи.И примерно с час не мог понять  - чего от него хотят любимая жена с ещё более любимой тёщей. А меня уже начал страшить гнев мамы ,но выдать всю правду я так и не решился,подло оставив отца разбираться с женщинами и принимать на себя совсем не заслуженную вину. Он, бедняга, абсолютно не помнил, что было в ресторане,сколько выпил и куда мог потратить столько денег.Обзванивали по телефону друзей,но их состояние пока не позволяло приближаться к ним с какими-то расспросами.Ситуацию с расследованием решили отложить до завтра.Ну и я немного успокоился в надежде,что всё как - то само рассосётся,хотя червячок совести таки грыз меня,заставляя обдумывать свой поступок.Но желание опять похвастаться перед друзьями пересилило и я,сунув в карман уже зелёненький "трояк",снова отправился гулять во двор к своим друзьям.
 
 В беседке,где мы были на виду у родителей,собралось уже приличное количество мальчиков и девочек,которые ждали продолжения.И оно не заставило себя ждать.Жестом фокусника,достав из кармана "трёшку",я сорвал восхищённые аплодисменты всей толпы ребятишек,и мы опять гурьбой понеслись к нашему любимому киоску.Накупили мороженого,а в булочной - лимонада,конфет и сладких пряников,всё притащили в беседку и устроили пир.Чем и выдали себя.Вернувшись в дом я был подвергнут перекрёстному допросу двух главных своих родственниц,а отец только молча сидел в сторонке и наблюдал,как его чадо перепугано лепечет про новую находку под дворовой беседкой,на которую и были закуплены все эти сладости.Наверно в душе он даже гордился мною,т.к "пароли и явки" выданы не были,а на вопросы я в основном молчал,как партизан.Проведённый обыск в детских игрушках результата не принёс и уставшие родители отпустили дитё спать.
 
 Пока я спал,мама скорее всего выяснила происхождение денег на дворовые пиры у родителей моих друзей и подружек,из ребят скорее всего кто то не стал скрывать,что деньги на мороженое доставал Олег из карманов своих широких штанин.Оставалось дело за малым - отыскать схрон.Но это - то и было самым сложным.Поэтому, за мной была устроена слежка:то мама каждые 5 минут заглядывала в комнату,где я играл игрушками,то бабушке срочно понадобилось простирнуть мои вещи,то отец,тихо войдя в комнату,задумчиво осмотрел взглядом все укромные места и уголки,где можно было бы спрятать клад.Но добрый шкаф не хотел выдавать своей тайны,щёлочка между стеной и задней стенкой была очень мала,туда с трудом проникали детские пальчики,а пошарить там линеечкой или какой нибудь тоненькой палочкой родители пока не догадались. А во мне уже проснулся азарт.Раскроют или нет?Найдут или нет?!
 
 Поэтому,собираясь в очередной раз гулять ,я выбрал момент,когда недремлющее око мамы отвлеклось на телефонный звонок и вытащил из за шкафа очередную бумажку.По иронии судьбы это была уже голубенькая "пятёрка".Свернув её вчетверо,я засунул купюру в носок,резонно предполагая,что буду обыскан на выходе во двор.Так и произошло:под предлогом укладывания мне в карман носового платка,бабушка под пристальным взглядом мамы непринуждённо проверила мои карманчики .Но ничего интересного выявлено не было и я был отпущен во двор к друзьям,которые встретили меня радостными криками и призывами снова идти за мороженым.Но мозг маленького "ротшильда" сработал чётко:незаметно вытащив из носка денежку я увлёк ребятишек вроде как - бы для поиска чего-то под нашей беседкой.Друзья игру поддержали,мы начали усердно шарить руками  под беседкой,в результате чего я с громким криком "ура!" торжественно поднял  в вытянутой руке "найденную пятёрку" и изображая вождя краснокожих индейцев с радостными криками помчался во главе своего радостного племени к любимому киоску.Мы опять накупили сладостей ,сладкой воды,соков,пряников и конфет, мороженого,ещё сдача оставалась и вернулись к беседке.Ну а там,как говорят - "картина маслом"...
 
 В поднятой от земли пыли две раскрасневшиеся от усердия и гнева женщины(моя мама и бабушка) ворочали под беседкой песок и скопившийся мусор двумя палками,выгребая всё наружу,в надежде найти хотя бы гривенник!Отец стоял за заборчиком,у  подъезда дома и всё происходящее его откровенно веселило.На лице была улыбка и громко  выражать своё приподнятое настроение ему ,пожалуй, мешало только уважение к любимой тёще.Но увидав толпу детей с лимонадными бутылками,пакетами конфет и мороженым,он не выдержал и громко расхохотался.Женщины,вначале не поняв что является причиной смеха, обернулись в его сторону.Но проследив за его взглядом - уставились на нас,сверля глазами все наши покупки. -"Всё,Олег,тебе - капец!"- пронеслось у меня в голове.Но отец ,зажав таки в себе остатки смеха,подошёл к забору и стараясь говорить серьёзным голосом сказал:-"Ну что,сын,пошли сдаваться.Капитуляцию буду принимать я.Пленных не берём!"Я ,вздохнув с сожалением,но наверно и с облегчением,подошёл к забору,перелез через него,протянул отцу оставшиеся от покупок деньги  и мы медленно пошли к подъезду,оставив наших женщин стоять с открытыми от удивления ртами и глядеть нам в след. Мне стало так легко и спокойно от того,что всё закончилось так просто и что мой папа понял меня и моё желание ну хотя-бы на очень короткое время выделиться среди остальных.Я конечно- же сдал все деньги до последней бумажки,для чего пришлось отодвигать с места шкаф.А отец ,в свою очередь,наверно был также счастлив,что его премия не была безвозвратно утеряна или потрачена и практически сохранена в целости.Не могу точно сказать,как они там уже с мамой её разделили,но то,что гардероб мамы обновился - это точно.А я,как вы сами понимаете - свой "приз" проел с друзьями.Ну и не жалею об этом!


Рецензии
Добрый день , Олег! Понравилась история про мальчика- комбинатора. Прям не по годам находчив и изобретателен. Очень яркая фигура отца. Вроде в стороне, а сына просчитал! Спасибо, за удовольствие!

Алексей Бакалдин   09.02.2019 17:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Алексей.Всю мою дальнейшую жизнь меня не покидает чувство,что отец всё понял с самых первых минут,когда более - менее пришёл в себя после застолья.И ему интересно было как я выкручусь из этой ситуации.И под конец он просто помог мне это сделать без урона завоёванному авторитету.Спасибо Вам за отзыв.

Олег Новиков 2   08.02.2019 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.