Памяти Веры Холодной посвящается II часть

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЭССЕ О ВЕРЕ ХОЛОДНОЙ
Андрей Глущенко-Молчанов
О своем творческом методе лучше всего сказала сама Вера Холодная в одном из интервью: «Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. В каждой роли нужно быть иной. Моя мечта – роли трагические, вроде Маргариты Готье. Вы знаете, игра в кино требует много напряжения и сильно утомляет. Но я люблю это творчество! Будущее экрана велико и необъятно. И я счастлива, если мои тени на экране дают хоть немного радости людям».
Восстановив справедливость, можно приступать к биографической справке, посвящённой великой актрисе чёрно-белого немого кино, «звезде» отечественного киноискусства, «королеве экрана» с таинственной судьбой, но с такой ошеломительной славой в истории кинематографа «серебряного века»!
Многие участники дискуссий, кулуарных разговоров, происходивших в те годы о бурном развитии кинематографа, не только сопоставляли театр и кино, но и противопоставляли один вид искусства другому. Вставал вопрос, не опасный ли конкурент, этот, внезапно ворвавшийся, «малопристойный фарс»... А ещё волновало и другое: возможности кино, ведь на экране в натуре «мчатся» поезда и автомобили, летают птицы и «взмывают» в облака аэропланы... Вот где действительность предстаёт без обмана, без каких-либо подделок! На театральной сцене подобного не достичь... Безусловно, техническая сторона в кинематографе стоит на планку выше, чем в театре. Но зато для экрана, нужны особенные актёры. Часто можно было видеть, что прекрасные артисты драмы или балета для немого кино оказывались непригодными совершенно. Далеко не каждый театральный артист, даже, если он и получил специальное актёрское образование, может уловить специфику и технику подачи образа фрачного героя и салонной красавицы, присущую кинематографу, и овладеть ею. На экране всё видно, любая фальшь и всякий штамп «навсегда припечатан». Кстати, в первые годы Советской власти режиссёры дореволюционной формации пробовали ориентироваться на актёров, сложившихся в предреволюционный период. Они снимали «кинозвёзд» различной величины, но, к сожалению, воспитанные на исполнении ролей фрачных героев и салонных красавиц, такие артисты выглядели более чем нелепо в образах и костюмах крестьян и рабочих. Поэтому в тот период основное внимание в решении этой проблемы сосредотачивалось на подготовке новых «профессиональных кадров» в специальных учреждениях, государственных и частных. И, за короткий период, всё же удалось создать группу квалифицированных актёров, вошедших в производство и участвовавших в съемках многих тогдашних кинолент.
Вёрнёмся к предыстории. В период развития немого кино репертуар кинотеатров - будь то русские или зарубежные фильмы - представлял собой очень неприглядную картину, потому, что индустрия кинематографии, если оставить в стороне научные ленты и хронику, был заражён чисто торгашеским духом. Зарубежные и отечественные кинодельцы, фабриканты и прокатчики кинолент, эксплуатируя повышенный интерес к кино широких масс населения, насаждали, в большинстве своём, примитивные, низменные, пошлые, мещанские вкусы. На экранах преобладали психологические драмы и трагические мелодрамы, взятые из пресловутой «великосветской» жизни с трагикомическими переживаниями «обольщающих» мужчин и «роковых» женщин в «роскошной» обстановке. Периодически мелькали остросюжетные и невероятные приключения беспощадных, кровожадных, но ловких и неуловимых бандитов и убийц, киноманы не гнушались ни глупейшими комедиями, крайне примитивными по содержанию, ни малопристойными бессюжетными фарсами. Приёмы актёрской игры, заимствованные из театра без учёта специфики немого кино, нередко «приобретали характер антихудожественной утрировки».
Для основной массы народа России кино всегда было любимым видом искусства. Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно рождалось уже при развитом киноискусстве в индустриально продвинутых странах, таких как Германия, Франция, Италия, Дания, Америка, и др. Несмотря на то, что выпуск первых российских кинолент был с довольно примитивной «экранизацией», он достиг сразу внушительных размеров и результатов, особенно к 1914 году, началу Первой мировой войны. Россия, доказывая свою возможность быть на уровне мирового кино, гордилась своим кинематографом, связывая его со всеми историческими процессами, происходящими и в стране, и в мировом пространстве. Кинематограф России всегда шел, и в те времена, и при Советской власти, и в наше время, и всегда будет идти, от позиции «добра, чести, достоинства и любви к России, ко всему российскому», впрочем, как и вся российская культура. В то время всё кинопроизводство России было в основном сосредоточено в руках Московской кинофирмы «Тиман и Рейнгардт» («Товарищество Тиман, Рейнгардт, Осипов и К*), выпускавшей фильмы под общим названием «Русская золотая серия», так и хочется добавить — великолепного «серебряного века». А вскоре на Садовой открылся синематограф «Буфф». Новшество братьев Люмьер всех покорило и театральная жизнь столицы расцвела новыми яркими красками.
Необходимо отметить, что культурная, художественная, театральная и кинематографическая жизнь Москвы 1910-х годов била ключом. Талантливые театральные артисты - А. Коонен, М. Чехов, М. Ермолова, И. Москвин и мн.др. - радовали зрителей своим театральным искусством и вызывали восхищение. Такие режиссёры, как Евгений Бауэр, Пётр Чардынин и Вячеслав Висковский, покоряли зрителей своим кинорежиссёрским мастерством, в кинолентах блистали актёры: Иван Камский, Василий Степанов, Антонина Пожарская, Александра Гончарова, Иван Потёмкин, Витольд Полонский, Осип Рунич, Владимир Максимов, Иван Худолеев, Григорий Александров, Петр Баратов, Андрей Платонов и др. Поначалу ленты немого кино были коротенькими, слабо связанными между собой, пятнадцати-двадцати минутными, с крайне наивными сюжетами и сценками, рассчитанными на то, что зритель просто узнает литературных героев. Первыми кинолентами были: пятнадцатиминутная короткометражная лента по мотивам Л.Н. Толстого «Идиот» (1910) Петра Чардынина, передающая только схему классического романа, его сюжетную сторону, и коротенькая кинолента с раскланивающимися персонажами «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, группировавшимися вокруг бюста писателя (1909) — российский немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина, комедия в пяти сценах по мотивам одноимённой поэмы Н.В. Гоголя, бегло иллюстрирующий отдельные эпизоды «Мёртвых душ». В ролях: И. Камский — Чичиков. В. Степанов — Собакевич. Б. Георгиевский — Плюшкин. А. Пожарская — кухарка Плюшкина. П. Чардынин — Ноздрёв. Л. Храповицкая — дама, приятная во всех отношениях. А. Гончарова — дама просто приятная. И. Потёмкин — Петрушка.
Но уже в период Первой мировой войны, особенно к концу 1914 началу 1915 года, появились выразительно оформленные, режиссёрски вдумчиво поставленные ленты, такие как «Война и мир» Л.Н. Толстого - первый короткометражный немой фильм, снят в 1913 году режиссёром Петром Чардыниным, князя Болконского в нем сыграл актер Иван Мозжухин, через два года режиссер снял еще одну киноленту по роману Толстого – «Наташа Ростова», где блистали Вера Каралли и Витольд Полонский, в том же, 1915 году, свою версию создали Владимир Гардин и Яков Протазанов, пригласившие на главную роль Ольгу Преображенскую. Вскоре появилась кинолента «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, режиссёра Владимира Гардина, фильм снят в 1914 году, вышел на экраны 9 февраля 1915 года, Лизу играла Ольга Преображенская, Лаврецкого — Е. Уваров, Марфу Тимофеевну — Людмила Сычёва, Лемма — Владимир Шатерников, Паншина — Борис Орлицкий, картина славилась операторской работой Александра Левицкого. Не осталась без внимания и кинолента «Бесы» Ф.М. Достоевского — 1915 год, режиссер и сценарист - Яков Протазанов, оператор: Е. Славинский, художник: И. Суворов, производство: Товарищество «Иосиф Ермольев», актеры: Иван Мозжухин (Николай Ставрогин), Лидия Рындина (Лиза Тушина), А. Ивонин (Иван Шатов), Николай Панов (Степан Верховенский), Наталья Лисенко, Вера Орлова, Пётр Старковский, в основу фильма был положен подлинный исторический факт: убийство в Москве в 1869 году лидером «Народной расправы» студента, отошедшего от революционной деятельности. В центре сюжета — блестящий дворянин, любимец женщин Николай Ставрогин, вовлеченный в тайное общество.
Международное внимание заслужило большое историческое полотно «Оборона Севастополя» Александра Ханжонкова, в которой удачно сочетались игровые сцены с документальными, потому, что снимались на подлинных местах бывших сражений. Полюбились такие полотна, как «Трехсотлетие дома Романовых» А.О. Дранкова, при участии актёров Московского художественного театра. Огромной популярностью пользовался российский исторический фильм режиссёров Василия Гончарова, Кая Ганзена и Александра Уральского «1812 год», где широко использовался опыт живописи знаменитых художников: В.В. Верещагина, И.Н. Репина, В.Е. Маковского, А.Д. Кившенко. Лучшим дореволюционным фильмом считается фильм «Пиковая дама» по мотивам повести А.С. Пушкина, поставленный режиссером Я. Протазановым, в котором роль Германа играл замечательный и всеми любимый артист Иван Мозжухин. Драма «Псковитянка» по драме Льва Мея, созданная производством: Т-ВО «ШАРЕЗ» (Шаляпин-Резников) в 1915 году, единственный русский фильм с участием Федора Ивановича Шаляпина (1873—1938), а так же первая роль в кино Бориса Сушкевича и Михаила Жарова. Режиссер ленты: Александр Иванов-Гай, оператор: Альфонс Винклер, удожник: Владимир Егоров. Актеры: Федор Шаляпин, Волк-Крачковская, Николай Салтыков, Глафира Чернова, Е. Корсак, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский, Михаил Жаров, Владимир Болтин, Владимир Карин. Участие в немом кино корифеев театральной сцены — В. Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и многих других выдающихся театральных артистов — еще плодотворнее сблизило молодое отечественное киноискусство с уже великой к тому времени театральной школой России. Да, было время, были люди, было на кого смотреть...
Конечно, далеко не все актёры театра усваивали особенности игры тогдашнего киноматографа. Единственными выразительными средствами актёра чёрно-белого немого кино были мимика, жесты и изысканность тела, умение им владеть. Поэтому проблемы актеров немого кинематографа были одними из наиболее трудных. Далеко не каждый артист мог превратить отсутствие звучащего слова в специфическое средство воздействия, разработать изощрённую систему выразительности и, таким образом, возвести «искусство молчания» в «высокую степень общения». Не каждый, даже получивший специальные навыки, способен передать с помощью символов, жестов, а так же пластикой тела свои эмоции, изобразить желание, просьбу, состояние души. Ведь для того, чтобы: проявить эмоции зрителя, возбудить его фантазии необходимо обладать яркой чувственной окраской, владеть искусством перевоплощения, уметь ориентировать на зрителя каждую позу, каждый жест, каждое движение. Нередко бывали случаи, когда даже самые знаменитые артисты немого кино оказывались совершенно беспомощными перед камерой, потому, что внешность исполнителя - актёра в кино, его типажные данные имеют гораздо большее значение, чем на театральной сцене. Многие из тех, кому посчастливилось овладеть мастерством немого киноискусства относились к кинематографу как к чему-то неполноценному, второсортному. Поэтому их имена навсегда канули в лету.
В России у истоков развития этого совсем непростого, скорее очень сложного, многообразного и, даже можно сказать, драматического искусства - «немое кино», или как его называли «Великий немой» - стояли многие талантливые режиссёры и актёры, «кинозвёзды» различной величины, среди которых самой яркой оказалась «королева экрана» актриса Вера Васильевна Холодная. В немом чёрно-белом кино есть что-то притягательное, но и загадочное. А «звёзды» «великого немого» справлялись с задачей, поставленной перед ними: «передать без помощи слов, без лишних спецэффектов необыкновенную гамму бурных эмоций и необузданных чувств». Подобное даже и не снилась многим современным актёрам...
Эпоха отечественного немого кино длилась недолго, впрочем, ровно столько же длилась вся жизнь нашей героини, «звезды экрана» Веры Холодной, которая, вровень с эпохой, оставила неизгладимый след в развитии отечественного кинематографа. Поэтому мне и захотелось познакомить читателя с теми артистами «великого немого», которые всегда останутся в памяти первопроходцами. Будущая великая актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (в девичестве Левченко) родилась в Полтаве, в начале последней четверти девятнадцатого столетия (5 августа 1893 года), в особенное историческое время, которое можно ознаменовать «великолепным» и отнести его к русскому Ренесансу - «серебряному веку». Родилась она в интеллигентной семье Василия Андреевича Левченко и его жены Екатерины Сергеевны, урождённой Слепцовой. Познакомились они в Москве и ещё будучи студентами поженились. Мать закончила Александро - Мариинский институт благородных девиц, отец - словесное отделение московского университета, далее он работал учителем словесности, преподавал в городской гимназии. Вера была старшей дочерью, и когда ей исполнилось два года, семья переехала в Москву на постоянное место жительства по причине кончины дедушки, отца Василия Андреевича. Помимо старшей дочери Веры, вскоре у супругов появились ещё две дочери - Надежда и Софья. Детство и юность актрисы прошли в любящей семье, на стыке двух веков, в период начала исторических войн, жестоких катаклизмов и мировых революций. Через восемь лет от холеры умер глава семьи, не вынеся горя, сильно заболела и мать, поэтому все заботы о младших сестричках легли на плечи юной Веры.
В подростковом возрасте Верочку отдали учиться в частное учебное заведение, в гимназию Перепёлкиной, где преподавались точные науки, иностранные языки и особое внимание уделялось эстетическому воспитанию. Но будущая «звезда экрана» с детства мечтала только о балете. И будучи серьёзным начитанным подростком, проявляя свои способности как в творчестве, так и в спорте, юное дарование в десятилетнем возрасте сумело сдать сложные экзамены и, уговорив мать,  поступить в балетное училище при Большом Театре. Говорят, что ей пророчили будущее великой балерины. В новом учебном заведении всё Верочке очень нравилось, а хореография давалась ей достаточно легко. По свидетельству сестры актрисы, Софьи, «Вера проявляла большие способности к балету и мечтала быть на сцене». Правда, проучилась Вера в балетном училище не долго, любящая, но властная бабушка запретила ей заниматься этим «легкомысленным и безнравственным делом» и всё-таки сумела настоять но том, чтобы внучка вернулась к естественным наукам, о чем актриса впоследствии неоднократно жалела.
Ещё в подростковом возрасте будущая великая актриса страстно увлеклась коньками и большим теннисом. Она также прекрасно играла на фортепиано и хорошо пела, любила читать стихи однокашникам. Она читала литературу отечественных и зарубежных классиков и любила мечтать... К этому времени Вера активно играла в гимназических спектаклях и капустниках, тогда уже на театральной сцене  ога искала утешение. В старших классах гимназии Вера приняла участие в школьном самодеятельном спектакле А.Н. Островского «Бесприданница», где ей впервые досталась главная роль, с которой будущая «звезда» успешно справилась. В пятнадцать лет Вера, побывав на спектакле Габриеле д'Аннунцио «Франческа да Римини», который оказал на неё неизгладимое впечатление, окончательно «заболела» театральным искусством (в главной роли тогда блистала великая русская актриса Вера Комиссаржевская).
Но только после окончания гимназии Вера стала посещать кружок молодых артистов Московского Художественного Театра, где знакомилась с талантливыми начинающими актерами. Интерес к кино Вера проявляла далеко до своего желания стать киноактрисой и, скорее всего, относилась к нему как к неизведанному зрелищу. Поэтому существует несколько версий появления актрисы в кулуарах кинематографа. Например, Александр Вертинский утверждал, что это произошло именно благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то, повстречав её на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привёз её на кинофабрику и показал дирекции». Александр Вертинский появился в доме Холодных осенью 1915 года — он привез Вере письмо от ее мужа Владимира, находившегося в тот момент на фронте — и на всю жизнь остался верным и преданным её другом. На решение Веры Холодной стать киноактрисой, безусловно, повлияли разные причины, и всё же, главное обстоятельство, явившееся основой, подтолкнувшей Веру на путь актрисы в кино, во многом, стало крайне тяжелое материальное положение семьи, после отъезда мужа на Первую мировую войну.
Сама Вера рассказывала, что самое большое влияние на неё оказало кинотворчество Асты Нильсен, звезды датского немого кино, и поэтому Верочку немое кино стало привлекать неимоверно. Для неё всё было удивительным, и всё завораживало, и захватывающие сюжеты фильма, и то, как актеры двигались на экране, и любовные страсти героев, и их трагикомические разрешения. Правда, звукового кино в ту пору не было и «любовные страсти», и «комические сцены», и «драматические развязки» озвучивали пианисты за кулисами, так называемые «тапёры», но Вера не на шутку «просто заболела» синематографом, причём, конечно, понимая, что обладает очень красивой внешностью, необыкновенно выразительными глазами и фотогеничностью.
Красавице Вере Холодной безумно хотелось попробовать свои силы в кино, и её дебют, наконец, состоялся в 1914 году на кинопредприятии «Тиман и Рейнгард» («Эра»), где снималась «Русская золотая серия» кинорежиссёра Владимира Гардина «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого. В этой картине она сыграла малозаметную роль. Вера появлялась в массовой сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей главной героине её нелюбимую дочь. Мастера привлекла в ней красота, эффектная внешность, томный взгляд и он рискнул её снять в эпизодической роли. Этот фильм оценен соотечественниками как один из лучших образцов киноискусства своего времени, так как основные роли исполняли опытные мхатовские актёры, а съёмку осуществлял известнейший в те годы оператор Александр Левицкий. Позже Владимир Гардин пожалел о том, что пригласил Веру в свою картину, заявив, что из Веры Холодной никогда не выйдет актрисы, так как кроме её внешних данных и холодной красоты у нее более ничего нет, никакого сценического таланта. Просто она чересчур впечатлительна и склонна к меланхолии. После этого на некоторое время девушка оставила мысли об актёрской карьере.
В 1915 году карьера Холодной получила новый виток. Во время очередного посещения клуба «Алатр», Вера, по воле случая, познакомилась с артистом «Студии Александра Ханжонкова» Никандром Туркиным и режиссёром Евгением Бауэром, работавшим в компании «Ханжонков и К», который сразу же предложил Вере сняться в фильме «Песнь торжествующей любви» по мотивам повести И.С. Тургенева (1879), посвящённой памяти Гюстава Флобера. Одна из поздних повестей Ивана Сергеевича, рассказывающая о дружбе, о любви и слабостях людей, подвластных игре страстей и неведомых сил, которые приближают их в конце концов к неминуемому краю небытия... В этой картине она успешно снялась... сразу в главной роли (Валерия). Фильм произвёл сенсацию и неизгладимый фурор, а главная роль принесла Вере Холодной мгновенную знаменитость, широкую известность, востребованность, и популярность. Зрители её сразу же назвали «королевой экрана».
Когда режиссер-художник фирмы “Ханжонков и К” Евгений Францевич Бауэр (Анчаров) собирался снимать мистическую любовную драму «Песнь торжествующей любви» по повести Тургенева, на главную роль ему требовалась женщина необыкновенной красоты, причем опыт и умение играть тогда его не интересовали. Красотой Веры Холодной он был потрясен, а вдобавок и убедился в ее киногеничности. Фильм имел оглушительный успех.
Вот, что писал в это время о Вере Холодной режиссер Иван Николаевич Перестиани: «На облике сравнительно юной Веры Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени. И, возможно, что именно эта пассивная нежность фигурки, глаз и движений роднила ее со зрителем». По мнению же Александра Вертинского, эта роль явила собой вершину успеха Холодной, а Чеслав Сабинский отметил, что «... манера и стиль актрисы были безошибочно найдены». Сам Александр Ханжонков, предвидя успех фильма, ещё на стадии съёмок, просмотрев несколько репетиционных сцен, принял твёрдое решение заключить с актрисой контракт сроком... на три года. Так постепенно мир кино вошел в жизнь актрисы Веры Холодной и стал ее призванием на всю оставшуюся жизнь. С этого часа кинокарьера Веры Холодной круто пошла в гору.
Тогда же Вера Васильевна Холодная снялась сразу еще в нескольких кинолентах: «Лунная красавица» (1916, жанр: драма, режиссер: Евгений Бауэр, в главных ролях: Янина Мирато, Петр Баратов, Вера Холодная, Войцех Брыдзинский и Г. Шмольц), «Пробуждение» (1915, жанр: социальная психология, режиссёр: Пётр Чардынин, артисты: Вера Холодная - Люба, Арсений Бибиков - Николай Хлынов, её муж, Витольд Полонский - Сергей, друг детства Любы, секретарь мужа, отмечалась игра Веры Холодной, передающей «заметно тонкое понимание условностей экрана, вызывающее даже со стороны самых строгих критиков кинематографических постановок из театральных журналов самые лестные отзывы»), «Дети века» (1915, жанр: драма, режиссер: Евгений Бауэр, оператор: Борис Завелев, продюсер: Александр Ханжонков, в ролях: Вера Холодная - Мария Николаевна, Иван Перестиани, Арсений Бибиков, Ольга Рахманова, Витольд Полонский, В. Глинская, С. Рассатов, А. Сотников, критиками кинолента была оценена высоко, Веру Холодную - «эту хрупкую, робкую женщину с очень правильными чертами лица» — назвали «символ эпохи», считается, что совершенно не случайно фильм был назван «Дети века», а был «... это век таков, что он обрек героев на измену, на гибель, на страдания», «В мире должна царить красота», Вера Холодная играла здесь роль некоей демонической красавицы, актрисы-колдуньи по имени Лия Ванда, буквально завораживающей публику одним своим появлением, (фантастика, драма, другие названия: «Человечество должно быть прекрасно», «Роковое увлечение», «Призыв Афродиты», «Любовь Афродиты», лента произведена на кинопредприятии И.Н. Ермольева, драма в 4-х частях: 1. Чудодейственное средство. 2. Рабы красоты и страсти. 3. Ревность безумная. 4. Кошмарная месть, в ролях: Лия Ванда – В. Холодная, Артур, ученый – А. Громов, Сарра, его ассистентка – Н. Нельская, Альди, художник – Л. Жуков, фильм вышел на экран 02.02.1916), «Дети Ванюшина», драма по одноимённой пьесе Сергея Найдёнова (1901), пьеса ставилась во многих театрах, в том числе и в обеих столицах, и в 1915 году режиссёр Яков Протазанов создал на её основе короткометражный немой фильм.
Вера Холодная успешно играла не только томных и холодных красоток, но и второстепенные роли, например, в «Лунной красавице» перед зрителями она предстала в образе пожилой дамы в седом парике. Вера получала одобрительные отзывы современников, её любили, считая, что актриса «очень верно» исполняет свои роли и в большинстве моментов выглядит «бесподобно правдиво». Режиссёр Евгений Бауэр с большой точностью угадывал возможности любимой актрисы и именно Вере Холодной  отводил особое место в своём творчестве.
Быстро Вера Холодная становится самой популярной актрисой в России. Она была чрезвычайно востребована. Ее имя на афишах кинотеатров гарантировало максимальные кассовые сборы. Русское кино к этому времени с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и не случайно Вера Холодная всего за четыре года с небольшим снялась в нескольких десятках фильмов, по различным данным от сорока до восьмидесяти, тем самым став в один ряд с ведущими звёздами мировых кинематографических держав. Зрители воспринимали красавицу актрису как какое-то сверхъестественное явление. Её завораживающий холодный взгляд, её недоступная неземная красота казалась им далекой, как отражение столь же недосягаемых далёких и холодных звезд. Способствовала этому и фамилия — Вера Холодная — которую принимали за сценический псевдоним.
Однако, как мы знаем, фамилия оказалась подлинной и досталась актрисе от мужа, студента-юриста Владимира Григорьевича Холодного, с которым Вера познакомилась на выпускном балу, когда наконец-то пришло время покинуть стены учебного заведения и впервые оказаться в аристократическом обществе. Молодой человек с первого взгляда полюбил девушку и вскоре сделал ей предложение. Их глубокие чувства в дальнейшем выдержали все испытания и невзгоды. Вскоре они поженились и их брак оказался на редкость счастливым. После свадьбы они с мужем и всей семьёй переехали в большой красивый дом, где в 1912 году у супругов родилась дочь Евгения. Вера оказалась любящей женой и замечательной матерью, ей хотелось еще детей, но врачи запретили Вере даже думать об этом и, как минимум, в течение ближайших лет, и супруги через год с взаимного согласия взяли маленькую девочку – Нонну, удочерив её. Жизнь молодой семьи и отношения супругов были вполне благополучными. Владимир, являясь азартным спортсменом, увлёкся спортом, автомобильными гонками и участвовал в издании газеты «Авто», первой, и долгое время единственной в России, которая освещала вопросы спорта. Сам издавал журнал на спортивную тему и приобрёл к этому времени автомобиль, на котором они с Верой любили разъезжать по красавице Москве. Владимир Холодный был участником Первой мировой войны, проявлял храбрость, был отмечен званием героя, в 1915 году он был тяжело ранен в ногу под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием.
Карьера Веры Холодной быстро восходила к «звёздной». Картины с её участием рекламировались ещё до начала съёмок. Критики наблюдали в ней «тонкое понимание условностей экрана», к 1916 году Вера Холодная приблизилась к статусу «звезды первой величины» и закрепила его за собой окончательно после фильма «Жизнь за жизнь», сыграв в одной из лучших постановок того времени. Особой интригой фильма стало актёрское соперничество молодой актрисы Веры Холодной и профессиональной талантливой актрисы МхТ Лидии Кореневой. Тамощним критикам и зрителям предоставилась возможность сравнить двух прекрасных актрис, две великолепные манеры актёрской игры (в кино они сыграли роль сестёр-соперниц). В статье «Театральной газеты» обращалось внимание на «полный контраст» между игрой двух актрис, здесь же отмечалась актриса Вера Холодная, «наиболее чутко усвоившая основной бауэровский ритм». Критики отмечали, что «... игра Л.М. Кореневой внимательно следилась, волновала и трогала, но запоминался образ другой героини, которая не играла, но жила на экране, была в родной стихии».
Вера Холодная проработала в компании «Ханжонков и К» чуть больше года, снявшись за это время в тринадцати фильмах. Она покинула компанию и перешла в киноателье Дмитрия Харитонова к режиссёру Петру Чардынину по двум причинам: «из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах», ну и, конечно, по причине более высокого гонорара, предложенного Дмитрием Харитоновым. С момента перехода Веры Холодной в киноателье Дмитрия Харитонова она снималась только у режиссёра Петра Чардынина и лишь в порядке исключения давала согласие на работу с другими режиссёрами. Необходимо отметить, что к этому времени Вера Холодная стала актрисой на которую «шёл зритель». Актриса на экране выбирала такое выражение образа, которое было понятно самому наивному, не искушённому ни в каких тонкостях человеку, попавшему в зрительный зал. И этими приёмами Вера Холодная пользовалась в совершенстве. Теперь с уверенностью можно сказать, что её актёрская игра в немом кино была основана на реалистическом понимании мира. Она умела выбрать такие сценические эффекты, которые наиболее просты, наиболее наивны и наиболее знакомы каждому зрителю. И несмотря на то, что актрисе необходимо было владеть максимальной статичностью и максимально означенными моментами выразительности, Вера Холодная неимоверно динамична в своих фильмах, внутренне богата и актёрски индивидуальна. Каждый её жест, который возникал на экране, в подпочве своей имел знамя «тонкой натуры», означал «правильное понимание всех оттенков природы», которая «преодолена и побеждена» человеком.
Ещё задолго до этого времени, Пётр Чардынин и Александр Ханжонков ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звёзд», подметив тот факт, что зрители отождествляют актёра/актрису с созданными ими на экране сценическими образами. Поэтому, с появлением в кинематографе актрисы такого ранга, они предложили публике смотреть в одном фильме сразу и Витольда Полонского, и Владимира Максимова, и Веру Холодную, закрепив за каждым из них своё амплуа, постоянный экранный образ и статус «звезды экрана». И надо отметить, что с ролью первой отечественной кинозвезды, Вера, взяв её на себя, великолепно справилась. Вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым она сумела образовать постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами. Места действия, сюжеты и среда выходящих кинолент менялись, но артисты Полонский и Максимов, неизменно «представали как элегантные герои-любовники или развращённые фаты, а Холодная — как безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей». И здесь именно Вера Холодная опять же оказалась первой российской актрисой со строго очерченным амплуа («типажём»), этим самым заглянув далеко в будущее. К концу эры немого фильма актёр чёрно-белого экрана в значительной мере был постепенно вытеснен «обладателем характерной внешности», так называемым «типажём». А режиссёров «великого немого» постепенно вытеснили режиссёры-диктаторы, которые легко научились штамповать «детали» будущих монтажных образов из тех актёров, чьи характерные особенности чаще совпадают с характером действующих лиц.
Последующая работа трио в фильме «У камина» оказалась первой совместной лентой сразу трёх «экранных звёзд», трёх популярных и любимых артистов. Действие фильма строилось «... на любовном треугольнике. По сюжету, Вера Ланина (Вера Холодная), супруга важного чиновника (Витольд Полонский), под влиянием минутной слабости отдаётся влюблённому в неё князю Печерскому (Владимир Максимов). По возвращении мужа она признаётся ему во всём, и тот, желая Вере счастья, даёт жене развод и возможность соединиться с Печерским. Но Вера, не в силах простить себе измены любимому супругу, уходит из жизни. Фильм заканчивается тем, что у гроба умершей встречаются полные скорби муж и любовник». И, опять-таки..., актриса Вера Холодная была зрителями более востребована, чем её коллеги по цеху, потому, что, как считали критики и зритель, герои Витольда Полонского и Владимира Максимова были лишены всякого характера, тогда как героиня, которую играла любимая всеми «звезда» Вера Холодная, имела яркий человеческий характер, который публике был близким по душе.
Фильм ожидал огромный и зрительский, и актёрский, и коммерческий успех, поэтому вскоре последовало продолжение ленты. Успех фильма «У камина» побудил Петра Чардынина выпустить продолжение под названием «Позабудь про камин, в нём погасли огни…». Сюжет фильма, по сути, повторял сюжет «У камина» и, не смотря на это, имел ещё больший успех. А коммерческий успех и первой, и последующей картины стал самым рекордным за весь период существования русской дореволюционной кинематографии.
Актёрская карьера Веры Холодной продолжалась и на протяжении всего периода Первой мировой войны. В перерывах между киносъёмками актриса приезжала на фронт к мужу, который был призван в армию после начала военных действий. Вера Холодная принимала активное участие в благотворительных концертах, военные боготворили артистку, называя её «своей Верочкой», они скупали все билеты на все её сеансы и концерты. Вера так же участвовала в благотворительных продажах подарков в фонд воинов и их семей.


Рецензии