Моя лекция для учителей-словесников...

(Для учителей, словесников и ин-язовцев...)

Хорошо живётся учителям химии: у них есть своя таблица,- периодических элементов,- Дмитрия Менделеева!..

Хорошо будет житься и словесникам: у них будут тоже свои таблицы,- таблицы Андрея Лиса!..

Однажды я, живя в Новосибирске, прочитал однодневную лекцию для учителей русского языка и русской литературы. В Доме Учителя с удовольствием приняли моё предложение почитать лекции. Там состоялись очередные курсы по повышению квалификации. А у меня к тому времени было уже достаточно своих наработок, и схем: и по логике, и по языкам,- и по эстетике.

А моя лекция называлась так: "Применение логических схем в лингвистике и эстетике".

И я подготовил на листе размером А4 -чертежи схем, достаточные для каждого участника.
На одной стороне были,- схемы по логике, по языку и по алгоритмам внедрения.
А на обороте была всего лишь,- схема по эстетике. И в конце лекции я раздал эти листы для учителей, даря...

Перейдём ко схемам!- ( см. рисунок сверху...)

Озаглавлено было так. Наглядная( геометро-алгебраическая) логика; четырёх-членная, больше чем диалектическая; из бинарных оппозиций. Названия для схем: 1. Анализаторо-синтезаторы; 2. Соразмерники. 3. Системники. Из-за необходимости сокращать рисунки; часть этих оглавлений теперь находятся справа сбоку и посередине...

Сверху рисунка, выделенном тюркисом, размещена история развития логических систем. Мои схемы объединяют в себе достижения 2-ух наук( теории множеств и теории вероятности и комбинаторики)...

От бинарностей структуралистов и через триаду диалектиков я пришел ко собственной «Тетраде» или ко четвёрке; алгебраически: А; АБэ; Бэ; БэА... Причём; вторичное А лучше первичного А(= первичного хаоса), будучи воплощением Идеи и,- Продуктом... Первичная смесь АБэ является= поиском идеи-идеала. Вторичная смесь БэА= фантастика, поставленная на поток...

Во трёх-функциональнике есть уже 3 функции-признака. Тогда я выделял Тв. п. во чистый признак-падеж; но со временем я пересмотрел смыслы и определил третьим признаком Идею, как изобретение... Признаки размещены в центре круга, определяя секторальные смыслы. Смешиваний,- включая и исходные одно-составные 3,- = 15...

Глубина возможного количества смешиваний увеличится до бесконечности( по мере увеличения начальных признаков-функций). Рядом приведённый круг, с 4-мя признаками( + признак времени), имеет уже количество 64: количество всех возможных смешиваний + начальные признаки!

Для сравнения; справа приведены начальные системники. Вариант,- спортивной сетки соревнований. И логический круг( признаков 5: a-b-c-d-e),- с возможностью смешивания только двух признаков. При желании; можно было бы, оставив первичные признаки по краям, расширить возможности комбинирования признаков,- добавляя те же дополнительные полукружные и тэ-дэ деления.( Как я это сделал в наброске ко диссертации,- см. другую мою статью...)

Но постановка признаков в центр круга,- революционизировало процессы мышления. Это экономнее; да и быстрее... С помощью циркуля и линейки можно очень быстро начертить логические схемы для анализа систем,- с любой степенью сложности!..

Под бардОвой жирной чертой приведены четыре варианта применения квомбов. Первые 2 схемы систематизируют парадигмы согласных( слева) и гласных( справа). Оглавления,- в бардовых квадратах снизу схем: Согласные; Гласные...

Квомбы= перекрёстные дво-функциональники; когда модификация первичной раскладки располагается перпендикулярно самой себе. В результате; мы имеем 4 * 4 = 16 вариантов. Они могут иметь разное количество членов множества или вариантов.
В согласном квомбе этих вариантов-членов 4. Деление на Смычные и на Щелевые; и посредине: на аффрикаты( смычно-щелевые и щеле-смычные)... Это была раскладка по горизонтали. По вертикали была раскладка по Глухости и Звонкости; и на первом главном переходе( от глухих ко звонким) возникали Сонорные-носовые согласные. Однако; я теперь предпочитаю расстановку глухих согласных сверху( звонкие согл. соответственно,- снизу...); по принципу писания слева направо и, главное, сверху вниз ...

Я применял эти схемы при преподавании английского языка. Оранжевыми кружками выделены звуки и буквы, которых нет в русском языке. Это помогало быстрее понять особенности английского и других языков; и,- в исправлении или постановке правильного произношения.

Во кв-омбе для гласных  членов было уже только 3( А-Э-Ы). 2 раскладки были такие: по музыкальному Подъёму(: на октаву); и по Огублённости/ Лабиальности. Также,- с переходами в одну и другую стороны... Синие кружки сигналят об иностранности и помогают в улучшении произношения...

Схемы отделены друг от друга жёлтым цветом.

3-я схема посвящена анализу системы русского склонения. Она здесь весьма упрощённая; признаки-падежи только обозначены начальными буквами. Но принцип анализа уже становится ясен.

Слева Предлоги( 6 вариантов: Р.-Д.-В.-Тв.-Пр.-Пр.); справа Окончания( со тремя типами склонения,- М,, Ср, и Женский). Сверху Множественное число; снизу,- Единственное... Я выделял предложный падеж( с вопросом О КОМ) в отдельный падеж,- в отличие от того же падежа( с вопросом ГДЕ...)

Но информационно-геометрические клеточные вакантности( переходы по вертикали содержат уже намётки по будущим формам: будущих множественного и единственного чисел,- см. справа.. Это создало предпосылки для моделирования и для появления инженерной лингвистики...

Слева в промежуточных зонах-полосах я размещу будущие предлоги для падежей и их смешиваний. Но, давая эти схемы учителям, я не сильно откровенничал; времени на это у меня просто не было... ( см. другую мою статью на тему Падежей!..).

4-ая схема посвящалась анализу системы спряжения. Вертикально раскладка( 1 и 2 спряжения) и 2 полосы,- для попыток объединяющих изменений...

На наклонных линиях было размещение по Времени; 5 членов: Прошлое нсв.; Прошлое св.(: совершённое); Настоящее нсв.(: незавершонное); Будущее неопределённое; и Будущее завершонное...

Горизонтальная раскладка была намного интереснее; слева были Действительные причастия; затем посередине шли Возвратные причастия; справа,- Страдательные причастия( всё это во всех 5-ти временах!..); и на обратном пути посередине,- причастия от глаголов состояния( на ЕТЬ: белеющий-умнеющий)... Причастия и будущего времени уже встречаются в русском языке(: непобедимый...); но потенциально можно создать формы действительных причастий и причастий состояния в будущем времени(: победящий и поумнеющий!..). Формы будущего неопределённого времени также возможны: будущий,- делать\умнеть; будущий быть деланным...

Становилось ясно, чем отличаются формы Делав-сделав-делая-будучи делать-сделая( появлялся также оттенок будущего времени,- для деепричастий). Будучи быть деланным,- также возможно. Схема была опробована в обычной школе Новосибирска. Благодаря схеме; мы со школьниками проходили 6-ти часовой курс занятий( по плану),- всего лишь за 2 часа!.. Попутно развивая -логическое мышление.

На обороте моего листа приводился анализ по Эстетике. Расклад( 4 на 4) имел только одного члена функции. И там анализировались как писатели так  и литературные течения. ( см. здесь же рядом мои статьи по литературоведению!). Вкратце лишь упомяну; там будут расклады по Лирике и Эпосу и, минимум, по их 2-ум смешиваниям; и попутно раскладка по соматике чувств...

...Результаты моей лекции были неоднозначными. В конце её кто-то из учителей спросил, можно ли применять эти схемы в обычной школе. Я не стал рекомендовать их ко скорейшему применению. Это, сказал я, скорее для собственного развития словесников, чтобы лучше понимать свой предмет.

Проблема состоит в том, что отсев невоспитанных и неспособных учеников происходит, на мой взгляд слишком поздно,- после 8-го класса. Не так, как во более просвещённой Европе, где отсев по способностям происходит уже после 4-го класса...

И, из опыта собственного преподавания, мне стало ясно одно,- лучше  давать эти логические схемы только хорошо воспитанным и настроенным на дальнейшее обучение в ВУЗах детям. Например; когда я вёл "Английский клуб" на базе бывшего Дома Пионеров, это было просто наслаждение: кружок был платный и дети приходили с настроем чему-то реально научиться!.. А об-умнять неблагодарных наглецов, это, образно говоря, «рыть самому себе могилу»: общая дисциплина в классе падает( дети чувствуют, что,- благодаря моим логическим схемам,- самое важное в жизни они уже якобы познали). Хотя во старших классах или факультативно я бы рекомендовал эти системники ко применению и во обычных средних школах...

Слева внизу приведёны алгоритмы проведения реформ языка. Схема "А"= простая схема, более годящаяся для описательного подхода к тому же склонению. Схема "БЭ"( буква тоже красным)= это более сложный 3-ёх-функциональник.

И стрелками указано, что частичная реформа русского склонения означает,- использование тре-рольника для латания дыр на квомбе,- перекрёстном одно-рольнике( с перекрёстной модификацией ...).

Алгоритм же кардинальной реформы любых систем склонения разных языков, предусматривает другой подход; на основе более сложной схемы влиять на отсталые подвиды существующих систем склонения!.. Так; я попытался при этом объединять близко-родственные языковые группы( славянскую, балтийскую и германскую...) (см. другие мои статьи, относящиеся к возрождению футуризма!..).

Что же касается моей выше-упомятутой статьи по эстетике, которая тогда находилась на обороте розданных листов, то с нею Вы можете познакомиться во других моих статьях здесь же,- в соседней папке:  "Статьи по филологии"...

Если быть совсем точным; моя лекция состоялась 08.04.93; лекция была двух-часовая; а зар-плату( лекторские= 10000 р.) я даже не стал забирать: настолько я был доволен самим обстоятельством, что это мне удалось сделать!.. Конечно; в 2 часа уложиться и обо всём там подробно рассказать( например, о схеме по Эстетике),- у меня просто не было возможности.


(Рисунок автора; дополнения возможны...)


Рецензии
Андрей! Как при такой широте охвата "сфер описания и осмысления", Вам удаётся сохраниться "в норме"?
Может Вы пытаетесь воссоздать "философский камень"?
Может Вы просто смело излагаете мысли, которые другие предпочитают не афишировать?
Однако Вы безусловно одарённый человек, смелый, но не вполне ответственный за "базар".
Какой есть, тем и хорош - успехов и благополучия!!!
С уважением Борис

Борис Вугман   07.01.2021 13:59     Заявить о нарушении
Спасибо!..
С уважением, Андрей.

Андрей Дэ-Лис   07.01.2021 17:04   Заявить о нарушении