Тропинка

Узкая длинная тропинка в снегу между двух владений, огороженных металлической оградой с обеих сторон. Мне казалось, что в современном городе существование тропинки в глубоком снегу невозможно.  Образ, который можно увидеть лишь на картинах художников 19 столетия. Однако всё, бывшее в прошлом, вполне может быть и сегодня. Современность лишь для тех, кто живет сегодня,  кажется современной. На самом деле любая современность вполне себе древняя и  готова провалиться в самые дремучие доисторические времена.
 
Я ступаю на тропинку и сразу попадаю в особый мир. Это некая нейтральная полоса между тем, что слева, и тем, что справа. Вместе с тем позади себя оставляешь то, что было раньше, и приближаешься к чему-то другому. Бывает так, что на  тропинке встречаешься с кем-либо, и эта встреча, совешненно случайная, невольно запоминается. Когда идешь по проспекту, навстречу сотни людей, и никого не различаешь, все для тебя – никто.

И вот вижу вдали фигуру человека. Она единственна во всем пространстве,  зажата в белую полоску между двух оград. Она идет по той же узкой, след в след, тропинке, что и я. Фигура приближается,  и издали, в мареве идущего снега, видно, что это женщина. Легкость и воздушность походки выдают в ней праздничность ее жизни. Безусловно, она не знала ни разочарований, ни утрат на своих путях. Она шла навстречу, прекрасная и опасная. Она была подобна весне, скрытой до времени в коконе из снега.

Как же мы разминемся? – думал я. А она приближалась. И вот она посмотрела на меня, очевидно, подумав о том же. Мы встретились глазами. Во всем этом было что-то от сновидения. Время словно замедлилось, секунды и даже доли секунды длились долго. Я думал о том, что сейчас уступлю  дорогу, вместе с тем я любовался ее узким лицом,  совершенно без теней, размытым, глазами, что были открыты широко. Это могли быть глаза рыси, прозрачные, спокойные, не выдающие ни испуга, вообще никаких чувств, только вопрошание, выражающееся во взгляде вперед. Так она могла смотреть на что угодно, но тут оказался я, и только в губах,  чуть дрогнувших,  проявилось  то ли желание что-то сказать, то ли сказанное безмолвно. Я ступил в сторону,  в глубокий снег, стал вдруг ниже ее, а она, чуть склонив голову, едва заметно зардевшись румянцем,  прошла мимо.

Первая встреча, неожиданная встреча, кого не ждал, кто явился как чудо. Мы, выходя на улицу по тому или иному совершенно будничному поводу, в душе своей  ждем удивительного. У детей это развито гораздо больше, у взрослых спрятано глубоко внутри. Может быть, с нами каждый день происходит что-то невероятное, но мы не замечаем. Мы живем прагматично и целенаправленно, полагая, что возьмем от жизни все именно своим волевым усилием. Это – вряд ли.

Однако незнакомка, такая близкая, такая доступная и такая таинственная, ушла. Неужели ее явление было сродни явлению портрета в музее? Не прикоснуться, не заговорить… И этот страх наткнуться на отказ, на ответную защитную грубость! Тогда тот образ, что возник в этом идеальном пейзаже, окажется разрушен! И это будет невыносимо!

Я шел дальше по тропинке, уже оставалось немного до ее конца, и казалось, встретившаяся женщина лишь  воспоминание о чем-то, что было давно-давно. А что было, уже и не вспомнить в подробностях, но это – было. Почувствовав необъяснимую тревогу, не было ли все лишь моей фантазией, воображением праздного сознания, я оглянулся, и, вздохнув с облегчением, увидел тающую вдали фигуру. Теперь она казалась грузной, словно шла пожилая женщина с продуктовыми сумками в руках…


Рецензии