Онегин и современные ему общественные отношения

      

     Непреходящая актуальность романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» обусловлена его особой значимостью в русской литературе XIX века. Раскрытие и постижение культурных смыслов, заложенных в  произведении, потенциально предоставляет огромные возможности для духовного становления и развития   читателя.

     Нынешний  этап развития мировой цивилизации отличает повышенный интерес к осмыслению бытия конкретного человека в контексте его сопротивления негативным этическим реалиям современного ему общества. К такому осмыслению нас подталкивает прежде всего тот факт, что совокупно любой социум очень редко следует тем моральным нормам, которые сам же провозглашает высшими духовными ценностями. Здесь налицо ситуация двойных стандартов, которая неявно разрушает общество изнутри. В таких обстоятельствах всегда появляются отдельные интеллектуалы, открыто не принимающие современное им общество, а часто и активно пытающиеся  его изменить. Понятно, что здесь требуется не только фундаментальное осмысление взаимодействия отдельной личности и общества, но и понимание необходимости сопротивления личности негативным социальным нормам, какими бы привычными они ни казались.

     В наше время человечество сталкивается с новыми вызовами:  резко деформируется ментально-ценностное ядро общества,  распространяются идеи национальной и религиозной нетерпимости, появляются новые секты тоталитарного типа, распространяются алкоголизм, наркомания, паранаука, оккультные практики… - все это, к сожалению, создает иллюзию устаревания традиционных моральных норм и духовности.

     Роман «Евгений Онегин» имеет большое гуманитарное значение; фактически, А. С. Пушкин этим романом насаждает человечность и нравственность в души читателей, что помогает избежать не только  повторения ошибок прошлого, но и впадения в крайности, не свойственные  цивилизации,  основанной на гуманистических идеалах, в настоящем.

     Литература — как и любая иная форма искусства — в своём развитии всегда направлена в будущее, ведь её цель — изменение общества в лучшую сторону, побуждение отдельного человека к осмысленному саморазвитию. И здесь историческая ретроспектива отходит на второй план. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что роман  «Евгений Онегин» является не только образцом искусства слова, но и феноменом русской культуры, ведь А. С. Пушкин намечает в нем дальнейшие тренды духовного развития российского общества и человеческой цивилизации в целом.

     Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» привлекает внимание большого числа специалистов и рядовых читателей уже почти двести лет. Пучок смыслов, заложенный  автором в этом произведении, определяет большое разнообразие подходов многочисленных критиков и  рецензентов к анализу романа.

     Оговоримся сразу, что Евгений Онегин восходит к лирическому герою А. С. Пушкина. В этом романе поэт пытался постигнуть логику и закономерности духовных исканий человека своей эпохи.  Главный вопрос, который  неминуемо встаёт перед нами, — это вопрос оценки Евгения Онегина как личности, как главного героя романа.

     Здесь мы, во-первых, должны ответить на вопрос, как же сам автор характеризует своего героя. Обратимся к тексту романа. Во второй строфе А. С. Пушкин пишет: «Онегин, добрый мой приятель...» - чем обозначает достаточно близкие отношения со своим героем, а первая строфа погружает нас во внутренний мир Онегина:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!

     Итак, для Евгения Онегина ложь и неискренность в отношении умирающего  - «низкое коварство». Он предвидит, что ему придётся примириться с такой аморальной необходимостью, и переживает по этому поводу. Отсюда сразу можно сделать неоспоримый вывод: Онегин — высокоморальный человек, не принимающий современных ему общественных реалий.

     Если это так, то особый интерес вызывает его воспитание и дальнейшее образование. И автор нам говорит, что

Monsieur l'Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

     Очевидно, что для начала XIX века это очень странная система воспитания: отсутствие назидательности и телесных наказаний при постоянных беседах в Летнем саду с monsieur l'Abbе,  французом-эмигрантом, и, судя по его педагогическим приемам учить  «всему шутя», сторонником идей Просвещения, практически воплощавшим эти идеи в жизнь.

     Такое воспитание и материальный достаток предопределили  юность Онегина:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

     Мы видим, что высший свет сразу же принял Евгения Онегина. Однако поэт акцентирует наше внимание на неискренности и фальшивом блеске этого мира. А чем же приглянулся  свету наш герой? Всё просто:

Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
...
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать...

     Евгений  с готовностью окунулся в жизнь высшего света, «наука страсти нежной» полностью поглотила его. Однообразные развлечения,  неглубокие, поверхностные отношения, неинтересные разговоры и постоянно довлеющий над естеством этикет - все это сковывало мышление и затрудняло духовный рост. Рутинные балы и классические театральные постановки не давали  пищи для размышлений. Неискреннее, формализованное, вынужденное великосветское общение привело к изменениям в личности Онегина — он начал превращаться в эмоционально холодного лицемера. Ложь, произносимая постоянно, незаметно и неизбежно подменяет собой правду в умах говорящих и слушающих; в светском обществе грань между ложью и истиной стирается, квалификация поступков с позиций хорошего и плохого теряет всякий смысл, фактически добро и зло уравниваются.

    Онегин не сразу заметил свойства высшего света, поскольку  был молод и неопытен. А между тем он чуть не потерял себя навсегда. В таком окружении настоящее чувство в душе  главного героя начало отмирать. Нарастающая душевная опустошенность влечет за собой успешное освоение навыков светского волокитства — и он уже не мог различать флирт и любовь, эти понятия постепенно становились для него тождественными. Онегин  располагал к себе женщин, но душа его пустела. Множество легкомысленных связей в юности привело героя к потере понимания содержательной стороны любви между мужчиной и женщиной, адюльтер стал для него привычным  и  не вызывал угрызений совести.

     Каждый день  был наполнен суетой, и сначала герой принял такой образ жизни. Но вскоре  светская жизнь  вступила в его понимании в противоречие с истинными духовными ценностями, и Онегин почувствовал, что внешний блеск этой жизни никак не наполняет  уже развившуюся душевную пустоту. Герой  попытался выбраться из  духовной ямы. Он осознал, что в Петербурге оказался в плену страстей  чуждого всему русскому, по сути западного города — да и в плену своих страстей тоже. Онегин начал критически осмысливать  происходящее и постепенно пришел к выводу о фатальной духовной пустоте высшего света.

     Герой осознал, что ему требуется срочный выход из сложившейся ситуации, где нет возможностей дальнейшего духовного роста. Отъезд Евгения  в деревню был продиктован желанием сменить условия жизни в надежде на внутреннее преображение. Однако в деревне его душа была глуха к впечатлениям: психическая инертность и поверхностность восприятия достались ему в наследство от блестящей столичной жизни.

Онегин  изменил хозяйственный порядок в имении, облегчил жизнь  крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

     Таковое смелое преобразование в сельском укладе можно понять, вспомнив воспитание героя — воспитание  monsieur l'Abbе в духе идеалов Просвещения. Но идеалы Просвещения с трудом ложатся на российскую почву — и этот поступок привел к тому, что

... в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

     Консервативное поместное  дворянство отвернулось от Евгения, да и сам он потерял интерес к новому окружению,  не отличавшемуся  высоким уровнем культуры и образования. Ситуацию несколько исправляет знакомство с Ленским - юным поэтом, долго жившим в Германии, получившим там образование, ставшим  поклонником Канта. Это обстоятельство предопределило тлеющий конфликт между Онегиным и Ленским: просвещенческий интеллектуальный рационализм и материалистическое свободомыслие столкнулись с категорическим императивом морали и духом как главной категорией и целью существования. И Онегин, и Ленский стремились к духовному росту, но их взгляды на мир были не сопоставимы друг с другом, что определило смысловые барьеры в их общении, но барьеры поначалу не мешали их искренней дружбе.

     Ленский позволил себе маленькую ложь,  очень неприятную Онегину:  пригласил приятеля  на именины Татьяны, умолчав о том, что  у Лариных соберутся помещики, с которыми у Онегина не сложились отношения.  От скуки и в отместку Ленскому Евгений  решил посмеяться над  возвышенным чувством друга: стал приглашать его невесту  почти  на каждый танец, говорил  комплименты,  заставлявшие Ольгу сиять.

     Юный поэт не понял и не должен был понимать, что причиной  ухаживаний Онегина за его невестой стала скука и раздражение друга, а также легкомысленное  кокетство Ольги.  Ленский вызвал Онегина на дуэль. И только получив  вызов,  главный герой осознал аморальность своей шутки:
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

     Евгений  осознает всю абсурдность сложившейся ситуации и хотел бы не допустить дуэли:
… пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

     Однако в историю вмешался «старый дуэлист» Зарецкий - любитель ссорить людей и ставить их к барьеру. Онегин предпочёл бы  примириться с Ленским, но участие Зарецкого привнесло свои коррективы: отказ от дуэли грозил бесчестьем. Онегин вынужден был участвовать в этом фарсе - он стал заложником своей вольной шутки, приведшей к смерти, наверное, его единственного друга.

     Ещё одним человеком, оказавшим значительное влияние на процесс становления личности Онегина, стала Татьяна Ларина.
Если чувство любви практически не знакомо Онегину, то Татьяна преисполнена этим чувством, она живет им. Евгений Онегин разуверился в том, что кто-то сможет помочь ему в жизни найти себя: несмотря на постоянный поиск, его душа остается холодной — как того требовал высший свет. Татьяна же никогда не видела высшего света — она сохранила искренность, простоту и осталась собой. Не зная в сущности Онегина, она сразу  полюбила идеальный образ, который сложился в её воображении под воздействием французских любовных романов. Но литературные сюжеты всегда конфликтуют с реальностью, и Онегин на тот момент не мог ответить ей взаимностью: он был не в силах подняться над своим эгоизмом и испытать любовь.

     Татьяна могла стать спасением для Евгения Онегина, но тогда он не смог этого понять. Душевный кризис, в котором  оказался герой, возможно было преодолеть только пробуждением чувственной составляющей души, но  он гнал от себя всякое чувство. После убийства Ленского  Онегиным «овладело беспокойство, / Охота к перемене мест», и он отправился путешествовать.

     В Петербург герой возвращается  изменившимся человеком и внезапно встречает Татьяну - теперь гордую великосветскую даму.  В душе Евгения  просыпаются чувства.  Страдая от любовных мук, он пишет Татьяне письмо.

     Это событие предопределило окончательное и бесповоротное изменение личности Евгения Онегина — из холодного и расчетливого интеллектуала, частично воспитанного, а частично испорченного высшим светом, он превратился в искреннего и эмоционального человека. В его мировосприятии просвещенческая рациональность сменяется  пробудившимися чувствами. Пусть Татьяна потеряна навсегда, но жизнь Евгения наполняется переживаниями, и тем самым разрешается главный внутренний конфликт Онегина — конфликт установок, насаждённых в его душу светским обществом, с его личными моральными установками.


Рецензии
Замечательно!!! Прочитала с наслаждением Вашим пониманием и характеристикой образа Евгения Онегина. И всех событий, изображённых А.С.Пушкиным в романе.

Я не литератор, простой, обычный читатель, но Ваш текст, высокопрофессиональный, написан так, что понятен и простому читателю. Спасибо, с восхищением и с самыми добрыми пожеланиями!

P.S. Познакомилась с откликами. Тоже интересно и не однозначно. Ещё раз сердечно благодарю за публикацию. С уважением и с пожеланием творческих успехов,

Альбина Лисовская   10.10.2023 13:29     Заявить о нарушении
Рад, что заинтересовала тема, спасибо за отклик)

Сергей Путилин   10.10.2023 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.