Динозавры учат шахматам. Конь 5

Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

Произносимый текст:

«А теперь попробуем это.
При помощи своего коня тебе надо пройти по доске и взять все чёрные пешки.
Чтобы двигать коня просто кликни на поле, куда может пойти конь, то есть отсчитай две клетки в одном направлении и одну вбок.
Осталось пять пешек.
Остались четыре пешки.
Остались три пешки.
Остались две пешки.
Осталась всего одна пешка.
Замечательно!
Просто фантастика!
Ты взяла их все!»

Комментарий:

A
«А теперь попробуем это.»

Одна из сложностей для комментатора заключается в том, что ему неведомо: читал ли его Читатель другие комментарии или это первый и последний материал из серии, попавшийся Читателю на глаза.
Я знаю, что уже освещал подобный текст ранее и не один раз.
Но для Вас начну всё сызнова, так, будто бы вижу текст впервые в жизни.
Как, вполне вероятно, и Вы.
Этот текст совершенно никак не освещает тему «Конь», которой мы и занимаемся.
Первое правило в работе с малышами гласит:
«Ни одного лишнего слова»!
С точки зрения гроссмейстера-программиста это хорошая «подводка».
С точки зрения профессионала преподавания детям основ шахмат на потоке рассматриваемый перл не просто излишество, но очень вредная трата энергии малыша «не туда».
Малыш пришёл к вам на занятие.
Он здесь появляется первый месяц, два раза в неделю.
Он ещё только начинает привыкать к обстановке.
Он вам доверился.
Он вам поверил.
Он согласен вас слушаться и слушать.
И в этот момент происходит то, что в «Двенадцати стульях» Ильф и Петров представили бессмертным «Остапа понесло»!
Представьте себе: детки сидят в два ряда. Все двенадцать! Пять мальчиков и семь девочек. Девочки впереди. Мальчики сзади.
Все сосредоточенно серьёзно ответственно смотрят на большой экран монитора на стене.
И тут с экрана раздаётся:
«А теперь попробуем это!!
Что за текст?
Что за «пробы»?
Что «это»?
А теперь представьте, что с экрана раздаётся ОДНО слово.
Чётко.
Внятно.
Акцентированно.
Эмоционально.
С подъёмом!
Вы спросите: «Какое слово?»
Выстраданное – отвечу я вам, выработанное годами.
Вот он – этот супер-текст:
- ИГРАЕМ!

B
«При помощи своего коня тебе надо пройти по доске и взять все чёрные пешки.»

На доске статичная позиция.
Задание носит чисто технический характер.
Дальше, в уроке «Ферзь» ребенку предложат микроигру: ферзь против пяти пешек.
Эх!
Если бы разработчик микроигры знал «Лисичку-обжору»!
В ней одна ладья успешно борется сразу с восемью пешками!
И нередко выигрывает партию!
Плохое задание, слабая идея, вызывает к жизни и слабое сопровождение, непроработанный не выстраданный текст.
«При помощи… тебе надо пройти по доске и взять…»
Это что же?
Ребёнок должен САМ пройти по доске, а Конь вроде палки-костыля, или поводыря слепого?
Тогда лошадку лучше было бы назвать… Сен-Бернаром… или вроде того.
На ваш выбор: боксёр, доберман, золотистый ретривер, колли, лабрадор, пудель, ротвейлер, эрдельтерьер. Не стесняйтесь!
Только не Конь!
Или Кони-поводыри встречаются?
Теперь представим себе малыша на гигантской – 4х4 метра доске между шести в половину его роста пешек.
«Тебе надо взять все чёрные пешки»
Мне не смешно.
Мне грустно.
Я отношусь к интенсивно мыслящим людям, и ловлю смыслы произносимого быстрее, чем говорящий успевает закрыть рот.
Все смыслы!
А часто и те, которых сам говорящий решительно не замечает.
Говорильня в этом месте программы просто невероятная.
Текст не продуман.
Не выстроен.
Не отточен.
Безответственен.
Словно автору невмоготу промысливать то, что будут слушать десятки тысяч, миллионы.
И ведь это в лучшей программе десятилетия!
Жах!
Мы просто отключаем звук!
И говорим в этом месте сами!
Что именно говорим?
А формулу хода коня!
«Раз-два, вбок!
Раз-два, вбок!»
И так все восемнадцать ходов, пока не скушаем именно всё шесть чёрных пешек.
Вероятный маршрут у нас выложен для примера в материале
http://www.proza.ru/2016/10/22/1949
Играем с Динозаврами! Конь и Рейтинг!


C
«Чтобы двигать коня просто кликни на поле, куда может пойти конь, то есть отсчитай две клетки в одном направлении и одну вбок.»

Теперь Вы уже догадываетесь, что весь этот избыточный текст мы в уши ребёнка не вливаем.
Я беру в свою ладонь кисть руки малыша, устраиваю его ладошку на мышке «правильно» и действую его рукой пока он не начинает сам активно кликать и шевелить мышку.
Зачем слова?

D
«Осталось пять пешек.
Остались четыре пешки.
Остались три пешки.
Остались две пешки.
Осталась всего одна пешка.»

Про этот «обратный подсчёт» могу заметить, что он имеет право на существование, создавая хоть какую-то иллюзию «общения» с машиной.
Понятно, что я с большим удовольствием считал бы прогрессивно:
- Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть!


E
«Замечательно!
Просто фантастика!
Ты взяла их все!»

Ребёнка необходимо хвалить.
Однажды я предложил родителям небольшой список возможных похвал.
Понятно, что мои рекомендации просто не читают.
А хто я такой?
Но сегодня и только для Вас

Пример списка похвал для вашего ребёнка
http://www.proza.ru/2017/04/29/441

Чем грешат шахматные программы для малышей?
http://www.proza.ru/2016/10/25/120

Главное в искусстве говорить это искусство молчать
http://www.proza.ru/2016/11/23/189

Примечание: ссылаться на Комментарий удобно, например, так: "Конь 1D"

Все кнопки темы "Конь":

Конь 1. http://www.proza.ru/2019/01/31/1245
Конь 2. http://www.proza.ru/2019/01/31/1474
Конь 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/2174
Конь 4. http://www.proza.ru/2019/02/02/141
Конь 5. http://www.proza.ru/2019/02/06/2211


Рецензии