02. Беженцы в Дании

7 сентября, понедельник, продолжение.
Вчера вечером 166 беженцев были расселены по двум отелям в Рёдбю. Ночь прошла спокойно, у одного из отелей дежурили три полицейские машины, двое полицейских стояли у входа.
Ранним утром пара беженцев попыталась покинуть отель. Они открыли окно и вышвырнули наружу крупный мешок, следом в окно полез мужчина. Тут же подоспели полицейские и вынудили мужчину вернуться в гостиницу опять же через окно вместе с мешком. Беженец объяснил полиции, что его цель не Дания, а Швеция, Норвегия или Финляндия. Полиция же объяснила, что если они не собираются просить убежища в Дании, то будут возвращены в Германию.
Те же беженцы, что решались просит убежище в Дании, были встречены в лагере сандхольм флагами и приветствиями. Встречала их кучка людей, испирированная действиями подобных групп в Германии и Австрии. Нет нужды говорить, что они представляют собой едва ли тысячную часть страны. Раз люди проделали такой долгий и тяжелый путь, они будут наверняка рады видеть, что им в стране рады. Как обычно, в таких ситуациях появляются активисты, которые создают группы, после комитеты. Так и в этом случае. Сейчас вот создается комитет под названием "Добро пожаловать".
Тем временем в Рёдбю паромом прибыл новый поезд, в 9:40, а с ним 140 беженцев. Все они будут по прибытию сопрпвождены в холл ожидания, здесь же у них поинтересуются, не желают ли они просить убежища в Дании, и если нет, то будут возвращены в Германию. Эти люди уже не пытаются бежать, в отличие от вчерашних беженцев, они выглядят усталыми, но пытаются улыбаться. Видя, наверняка, что к встрече с ними хорошо подготовились. Видят также неподалеку, в сорока метрах, суровые внедорожники, которые могут преследовать даже по пересеченной местности.
Среди беженцев присутствуют также немцы и датчане, они выражают неудовольствие всеми этими непредвиденными задержками.
Вот пример беженца. Семья из пяти человек из Сирии. Женщина рассказывает, что тысячу раз уже расскаялась в этой поездке. Чтобы оплатить поездку, ей пришлось продать, дом, машину, драгоценности и все, что имело хоть какую-то ценность. Целью была Швеция, а теперь на их пути встала Дания. Сначала они добрались до Анкары, что в Турции, из Турции перебрались в Грецию на резиновой лодке, собранной из нескольких лодок, опасное плавание, 42-45 человек на борту. Из Греции путь пролег через Македонию, Сербию, Венгрию, австрию, Германию. И вот теперь они сидят в задрипанном отеле в стольже задрипанном городишком Рёдбю и удивляются: зачем им нужно было переживать все эти испытания? Она не понимает, почему они не могут проследовать дальше в Швецию, где все хорошо и где спокойно. Тем более, что в Германии им было сказано, что они без проблем преодолеют Данию.
У этих людей совершенно упрощенные понятия о законах, о перемещении по Европе. Если кто-то что-то сказал, то так оно и есть. А если кто-то сказал что-то другое, то опять же так оно и есть. Главное выбрать из всех вариантов наиболее подходящий, и поверить в него. Скажем, если приобрести в Германии билет до Швеции, то Швеция как конечная точка такой покупкой гарантирована.
Даже женщина признает, что лучше бы им было остаться дома, незели подвергать детей подобным испытаниям. Я с ней согласен, тем более, что детям 9, 11 и 14 лет, и если семья действительно преодолела такой путь длиною в 24 дня, то я снимаю перед ними несуществующую шапку.
Но я скептик, и не верится мне во все это, тем более, что сам беженец, и в 92-ом сам преодолел свой нелегкий путь. Всего лишь от Варшавы до Свиноустья на поезде, после на пароме до Копенгагена. И вот когда на первую ночь остановились в Дании в хостеле, и ночью над моим трехлетним сыном Августом начали роиться комары, то подумалось: а стоит ли заграница всех этих детских мучений? А у этой женщины ночей похуже было целых двадцать четыре. Уж сделайте что-нибудь, чтобы я поверил в ее историю.
Пока длится разговор женщины с журналистами, муж ее, Самир, ходит из комнаты в комнату - комнат две, в одной из них спят дети. Наконец он объявляет, что сам он и другие сирийские мужчины решили объявить голодовку: не будут ни есть, ни пить, пока их не пропустят дальше в Швецию.
Семья Ханны и самира не желают оставаться в Дании, ведь они уже изначально ехали в Швецию, где у них друзья-сирийцы. Если им запрещено в Швецию, они желают обратно в Германию или в австрийскую Вену, где с ними хорошо обращались. Здесь они опасаются беженских лагерей и скорой зимы.
Около 12 часов понедельника примерно 200 беженцев покинули отель и помещение станции в Рёдбю и пешим ходом направились в сторону Швеции. Полиция, впрочем, уверяет, что управляет процессом. Беженцы этим утром покинули отель под названием "Остановись и поспи" с единственной целью - Швеция. Если честно, мне уже и самому захотелось в Швецию.
Их пока всего 60 человек, и они прошли уже 2 километра от гостиницы до центра Рёдбю. Полиция сопровождает их со всех сторон, пытается передать им воду, но беженцы воду от них не принимают, полагают, что вода отравлена. И вообще, датской полиции они очень боятся. Я и сам подтвержу, что датские полицейские дубинки, что когда-то прошлись по моей спине - очень жесткие.
К 60-и беженцам из отеля добавились еще 140, что прибыли в Рёдбю в 10:30. Лишь только поезд подъехал к перрону, как из него высыпало огромное число беженцев и закричало: "Идем. идем в Швецию!". После чего беженцы побежали через пути, мимо отелей, где прежние беженцы были расквартированы на ночь. Когда они вышли на моторвай, пара полицейских раскинула в стороны руки, пытаясь их остановить. "Идто по моторваю опасно"-кричали они. Но это не помогло: в настоящее время 100-150 человек двигаются по моторваю в северном направлении.
Время два часа, и беженцы уже в восьми километрах от Рёдбю. Они двигаются медленно, потому что не желают терять друг друга из виду. Колонна неоднородная: много молодых, здоровых мужчин, но присутствуют и люди в возрасте, женщины, дети. Инстинкт самосохранения подсказывает им держаться вместе, вещи тоже затрудняют передвижение, оттого и двигаются медленно.
Выглядят они уставшими, и когда полиция предоставляет автобусы для женщин у детей, кое-кто забирается в них. Но сразу после этого мужчины, что остаются снаружи, поднимают шум, и все один за другим покидают автобусы.
Те из беженцев, кто устал больше других, постепенно оказываются в конце колонны, и полицейские рассчитывают, что рано или поздно они займут места в автобусах, поэтому автобусы сопровождают колонну. Полиция уверяет, что может предоставить спортивный зал или что-то подобное на пути, где беженцы смогут передохнуть. Понемногу полиция приручает беженцещв брать воду и пищу из их рук, и те даже благодарят их за то. Беженцы говорят, что ведут себя так вовсе не потому, что не любят Данию, просто им нужно в Швецию. Это у них уже настоящая мантра.
А вот группа из 60 человек, та, что вышла из Рёдбю первой, и что отказывалась от "отравленной воды" из рук полицейских, ушла недалеко. Они по-прежнему кружат в окрестностях Рёдбю. заблудились?
Швеция тем временем готова принять беженцев, если только им удастся перебраться через пролив, отделяющий Данию от Швеции, Оресунд (Ушной пролив, он и вправду вуглядит вроде уха). Когда беженцы попадут в Швецию, они будут точно зарегистрированы в Миграционной службе и переправлены в городок Симприехамн, что в 120 километрах от Мальмё. здесь они будут расселены в беженском лагере, их ожидает 105 свободных комнат различных размеров, трехразовое поитание, интернет и телевидение, и пакеты с надписью "Добро пожаловать" (там будут все гигиенические принадлежности). Местное население также готово помочь всем возможным: предоставят одежду, развлечения, кое-кто готов придти, чтобы пообщаться с беженцами, потому что народ просто фантастически (любимое датское слово) рад видеть беженцев здесь. Сверх прочего, наняты 11 человек, которые для вас (беженцев) сделают все в любое время суток.
А тем временем около ста пятидесяти человек застряли в поезде в Рёдбю. Двери вагонов были заблокированы и откроются лишь когда полиция получит подкрепление.
Датская писательница и режиссер взяла беженцев в свою машину, поскольку считает, что не запрещено брать на дороге голосующий народ. В одной машине с ней едут шесть палестинских сирийца. Братья-близнецы, мать их и еще трое из семьи. Всех она подобрала по дороге, когда те шли пешком в сторону Копенгагена. В этих местах она оказалась случайно, проезжая, увидела толпы людей. Даже маленькие дети были в толпе, причем стояла жара. Не увидела смысла в том, чтобы ехать в машине до Копенгагена в одиночку. Не посчитала, что запрещено подвозить голосующих по дороге.
У всех шести иностранцев есть есть родственники там, в странах на севере. Именно туда они и направляются. И ее путь лежит туда же, там она их и высадит. Где именно, уточнять пока не станет.
Шесть иностранцев, по ее и их словам, добирались до Дании 40 дней, и оказались здесь всего лишь вчера вечером. Теперь они, сидя в машине, могут на какое-то время  расслабиться, а далее им предстоит проехать оставшийся кусочек пути до Швеции.
Восемь часов вечера. Небольшое число беженцев окказывается покинуть поезд, его приходится отогнать в Падборг, чтобы не мешать движению других поездов.
Поезд остановился в Рёдекро еще в понедельник утром и полиция уже с утра начала вести переговоры с беженцами. В поезде примерно 80 человек, всем. кто не беженец, позволили его покинуть, тогда как беженцев отвезли во Фрёслев-школу в Падборге. Таких набралось 30 человек. Оставшиеся в поезде выглядят нервными, подавленными, они испуганы и говорят лишь о том, чтобы их переправили в Швецию.
Полиция беспрестанно уговаривает беженцев покинуть поезд и говорит, что те просто обязаны выйти. Объясняет, что выйти в Дании не представляет для них опасности. Полиция также объясняет, что в Швецию у них уже нет возможности попасть, раз они были остановлены в Дании.
Речь идет о беженцах, что попали в Данию не паромом, а сухопутным, поездным путем. После того, как легальные пассажиры и часть беженцев покинули поезд, оставшиеся беженцы принялись стучать изнутри поезда по окнам и громко колотить в двери. сдавшихся беженцев зарегистрируют, опросят, по какой причине они собираются просить убежище в стране.
Есть сообщение, которое полиция подтвердила, что один из полицейских использовал против беженцев слезоточивый газ.
За сутки предположительно 650 беженцев пересекли датскую границу. Но вскоре уточняется, что цифра скорее ближе к восьмиста.
Датчане и здесь проявляют свою хитрую натуру. Премьер Лёкке Расмуссен обратился к шведам с предложением принять беженцев, что сейчас находятся в королевстве. Аргументируя это тем, что беженцы все равно не желают оставаться в Дании, а выражают пожелания попасть в Швецию, где у них находятся родственники (здесь можно вставить слово "возможно"). Премьер подчеркнул, что датчане всегда ведут себя достойно и не желают оставлять беженцев в стране насильно, против их воли. Переводится это примерно так: мы создали в стране атмосферу нетерпимости по отношению к иностранцам, при слове Дания у людей на лице сразу появляется выражение ужаса. Люди отказываются выходить из вагонов, принимать воду и еду из рук датчан из боязни быть отравленными. А в это время датчане выставляют себя великодушным народом: мы люди приличные, не станем же мы принуждать их жить с нами.
Все это напоминает не очень хорошие моменты из истории прошлого века.
К ночи насчитывается уже порядка тысячи беженцев. Местные люди звонят в полицию и интересуются, как они могут помочь им, но полиция и сама в растерянности, поскольку определенная помощь беженцам может повлечь за собой уголовную ответственность. Советуется обращаться к общественным организациям и оказывать помощь через них во избежание неприятностей. К примеру, помогать беженцам в их передвижениях по стране - фактически незаконно.
Во вторник рано утром состав в Падборге был очищен от беженцев. В поезде оставалось 19 человек, и после полуночи они решили покинуть поезд и были отправлены в школу Фрослев. Всего они провели в поезде 18 часов: сначала в Рёдекро, затем в Падборге. В целом в школе находится 280 человек, которых ждет регистрация. Сколько из них захотят остаться в Дании, неизвестно, но полиция предполагает, что не больше половины.
Коммуна в Копенгагене организовала приемный пункт для возможных беженцев. Здесь их примут и зарегистрируют, хотя в пункте пока ни одного беженца и даже нет никакой информации, что кто-то там вообще когда-нибудь появится. Но главное - это готовность принять 300 человек, обеспечить их всем необходимым для жизни. Жители Копенгагена приносят в пункт одежду, еду, но полиция советует им обращаться с этим в общественные организации.

Подвиг Анники Холм Нильсен, или как спасти беженца
Анника выложила свой поступок на Фэйсбук, причем не с целью привлечь внимание к себе, а скорее с намерением убедить друг поступать так же. Явно, что в ней говорил юношеский идеализм, явно также, что в проблемы "исхода" беженцев она вовсе не вдавалась. Налицо влияние того события, когда датчане во время второй мировой переправили на рыбацких лодках евреев из нацистской Дании в безопасную Швецию. Поступок с ее стороны может и наивный, но хочется все же пожелать Дании побольше таких героических людей.
Датская политика по беженцам, по ее словам, превратила ее в контрабандистску людьми. Группа, к которой она принадлежит, получила информацию, что на центральную станцию Копенгагена (Ховедбанегард) должен из Германии прибыть поезд с беженцами. Они прожфали поезд на перроне несколько часов, поскольку тот пришел с опозданием. И все это время они стояли, готовые оказать помощь.
Из вагона поезда вышел человек, который производил впечатление беженца. Он выглядел очень-очень усталым, полностью расстерянным. Девушки показали ему табличку, где было написано: "Добро пожаловать! Желаете в Швецию?" на арабском языке. Мижчина кивнул, и поскольку повсюду на вокзале находились полицейские, действовать нужно было скоро и уверенно.
Девушки поспешили увести беженца с центрального вокзала, к своей яхте, на которой они тотчас же отчалили в Мальмё. Анника, студентка, рассказала, что плавание заняло два часа. Она рассказывает, что желала бы жить в стране, которая с открытыми руками принимают людей, которые бегут от войны, голода и нужды.
Желаю, говорит она, как можно большему числу людей попасть в Швецию, сделаю все, что смогу, и других призываю к тому же. А если Ингер Стойберг (местная националистка в правительстве и министр интеграции) пожелает остановить меня, она может прямо сейчас поместить меня в тюрьму.
Беженец был очень слаб и постоянно повторял группе, в которой были люди, понимающие арабский, что у него очень болят ноги, что где-то в пути он подвергся пыткам (?). То и дело он, даже будучи в яхте, повторял: я доверился вам, я доверилсяя вам, точно не был до конца уверен в том, что с ним собираются сделать.
Даже хотя транспортировка через границу в Швецию была нелегальным предприятием, это того стоило, считает Анника. Беженец пережил ужасные вещи, его дом к тому же был разбомблен. Лично у меня здесь множество вопросов и недоверия, но речь сейчас не обо мне.
Шведская группа активистов на той стороне уже готова была принять беженца, когда яхта прибыла в порт Мальмё. Они проводили мужчину к шведским властям, и несколько часов позднее анника получила известие, что тот получил регистрацию в стране.
После того, как она поведала обо всем этом на Фэйсбуке, многие откликнулись на ее слова и пожелали представить под это дело свои автомобили и яхты.

Из забавного. Организация "Друзья животных" объявила, что все недельные пожертвования будут переданы в пользу беженцев. Однако вскоре отказались от этих своих намерений. Стали приходить письма и звонки от любителей животных, где люди возмущались таким решением: средства должны расходоваться на животных, а не на людей. Да и какое отношение имеют беженцы к животным, и наоборот. Не был ли в действиях организации заложен особый смысл?

Швеция заявила, что соблюдает действующие правила в отношении беженцев, и Дания также должна их придерживаться. Неважно, где хотят обосноваться беженцы, их дела должны рассматриваться в Дании, если это первая страна, куда они попали. Швеция же имеет право отослать беженцев обратно в Данию, если они там зарегистрированы. Как Дания толкует правила - это ее дело. Отказываются беженцы от того, чтобы их дела велись в Дании, нужно высылать их обратно в Германию.

О помощи беженцам, которая может повлечь за собой тюремное заключение.
Гостеприимство. Можешь ли ты приютить у себя беженца? Да, можешь предоставить ему постель, но только если эти персоны зарегистрированы полицией в Дании.
Поездки. Можно ли перезти беженца в Швецию? Нет, запрещено даже предлагать беженцу такую поездку, за это полагается тюремное заключение.
Деньги. Можно ли давать деньги беженцу? Можно, но только на самое необходимое, на "расходы одного дня".
Пища. Можно ли давать пищу и одежду беженцам? Да, как правило, с этим не должно возникнуть проблем.
Впрочем, правила полностю размытые и в каждом случае требуется особое рассмотрение. К примеру, писательница и режиссер Лисбет Зорнинг рискует получить наказание, если заранее знала, что беженцы находятся в стране нелегально.


Рецензии