Сказка про первое письмо

Здравствуй, мой дорогой Гном.

Вот тебе обещанное письмо. Надеюсь, наш старый дом пребывает в должном порядке, моя мансарда все так же уютна и пахнет красками, наш добрый кот Фома так же восхитительно  циничен, канарейка не занижает ноты, а Дама без устали смотрит вдаль и все так же загадочно улыбается. Еще надеюсь, что ты передашь им привет и прочитаешь мое письмо, возможно, первое из многих, ведь путь мой достаточно долог и полон событий, про которые я, ну, вдруг, захочу вам рассказать.

После нашего с тобой недавнего водочно-котлетного разговора, когда ты так красочно показал мне мою нерешительность, многие картины поменяли свои места, корзина наполнилась рваной бумагой, а путешествие мое стало неизбежным. Знаешь, это было трудно, собраться в дорогу. Нет, не перешагнуть порог и отправиться в путь, с этим-то как раз проблем не было, а именно собраться: решить, что взять с собой. Я обозрел свое имение и с легким изумлением понял, что нет ничего, без чего я бы не смог обойтись! Даже краски, даже инструменты мои любимые - и те я бы оставил, лишь бы пуститься в путь. Хотя, если быть откровенным, пара твоих котлеток и фляжка с горькой все-таки примостились было в моих карманах, но эта минутная слабость была исправлена, и котлеты остались в твоем распоряжении, ты наверняка их уже пересчитал и проверил фляжку - стоит, где стояла - за картоном с наброском “Синей травы”. Ну, ладно. Если совсем честно, кое-что я с собой взял. Довольно многое, вообще-то. Не мог не взять: я все еще верю во фразу "мы в ответе за тех, кого приручили". Наш Фома, конечно, может сказать, что это одна из тех самых бумажных выдумок, которые сломали жизнь целой куче народу, но, что делать, живешь - живи. Но котлеты я оставил! Честное слово!

Ну, что же, я открыл окно и вышел в мир. Тебе наверняка любопытно, через какое из окон нашего старого дома я прошел? Ну, ты же сам сказал, какая разница, потому я начал с последнего, это показалось мне наиболее логичным, что ли,  да и сил потребовало немного, шаг - и все.

Я сделал этот шаг, и в тот же миг почувствовал, что позади меня образовалась некая печальная и, на первый взгляд, невосполнимая пустота, а перед моими глазами ясно нарисовалась картина: ты, Фома, Дама, канарейка, и вот это незанятое место. И я подумал что  каждый человек в какой-то момент должен спросить себя: что если я вдруг исчезну, вот, просто “чпок” - и меня не стало, вот тогда людям, которые рядом и вокруг, станет легче или тяжелее? Выдохнут ли они с облегчением, или появится у них в сердце чувство утраты? Ну, в самом же деле, это же универсальный способ понять, кто ты для людей и мира, какова объективная ценность твоего пребывания на этом свете. Правда, насколько универсальный, настолько же бесполезный.

И тут же я увидел, что пустота, оставшаяся после меня, не так уж и пуста. Какая-то часть отражений из тени и света осталась там, впечаталась в воздух, в стены, в вас самих, а у меня внутри засветились искорки, которые я без проблем могу назвать по именам. И пусть меня временно нет в старом доме, я уверен: та частичка меня позволит вам пребывать в спокойствии и благополучии.

Я отправился в путь. После долгих лет пустоты, после еще более долгих лет ожидания я иду искать своего Лучшего друга. Иду сам, не разбирая дороги, не надеясь на благосклонность случая. Я иду. Кто знает, что ждет меня впереди? По крайней мере, наша Дама на прощание напророчила мне и встречу с чудовищем, и знакомство с какими-то чудаками и вообще много интересного. Но мы же с тобой знаем: она тот еще экстрасенс.

Вышел утром. Если честно, не очень-то это утро было подходящим для начала пути. Снизу белое в серых слякотных пятнах, сверху серое в белую крапинку, зябко и неуютно, еще и кашель замучил, но, как есть, как пришлось. Я довольно бодро зашагал вперед по… Ну, за неимением лучшего можно было бы назвать это дорогой.  Шаги свои я вполголоса сопровождал легкомысленной песенкой, которую вы как-то придумали с твоим другом и собутыльником Лепреконом. Помнишь? “За тем перекрестком такие же ямы, такие же стены, такие же лужи, налево, направо, в обход или прямо...” Ну, и так далее. Размерчик у нее, конечно, не маршевый, ну да и я не строем шагал. Оказалось, между прочим, что известную поговорку “если не знаешь, что делать, делай, хоть что-нибудь” следует понимать вовсе не метафорически, не образно, а, именно что, буквально. То есть, в моем случае, надо двигать ногами, и это будет как раз тем, что нужно для разбора накопившихся мозговых болячек. Да! То есть, все равно, что делать: помаши руками, помой посуду, погуляй в парке, поменяй у кота песок. Помогает, черт побери, помогает!

Через какое-то время, чтобы занять голову, я решил вспомнить, что же случилось тогда на Черном озере, и, к слову, никому из вас я толком об этом еще и не рассказывал, а следовало бы. Так что, настало время оглянуться назад. Я действительно оглянулся назад и определил, что как раз туда и шагаю. Иными словами - возвращаюсь, что бы это ни значило.

Мы с лучшим другом были вместе всегда. Ну, или вернее, с того момента, как я себя осознал отдельным существом и почувствовал, что вокруг что-то есть, Мой друг уже тогда был рядом. Не думаю, что я в этом оригинален, и не знаю, почему так произошло. Видимо, это такое условие. Есть старая идейка, что каждому из нас при рождении дается сопровождающий, оберегающий, подсказывающий правильные решения и верные пути. Ну, допустим, как сказал рэбе на приветствие “Христос воскрес”. Только вот мой Лучший друг ничего не подсказывал. Ну, или я не понимал его подсказок. Да ладно, он был к жизни еще менее приспособлен, чем я! Чуть что, прятался под кровать или на полку какую-нибудь. И, честно сказать, чаще всего ему самому кто-нибудь бы подсказал, что делать с этим вот всем.

Он просто жил, и мне с ним было хорошо, как ни с кем. Со временем я стал защищать его, как мог, оберегать и ограждать от внешних беспокойств. Мы с другом изначально были по природе своей существа робкие, так что, чаще всего проблемы решались либо бегством, либо слезами, совсем мальчишкам в том окружении не подобающими, за что были прозваны плаксами, гнилушками  и еще по-всякому, не очень-то хочется вспоминать.
А, да, жили мы с ним тогда в местечке с говорящим названием Гнилой угол в совершенно первозданной дикости, где из человеческого было несколько светлых душ да потрепанные стопки листов бумаги со словами и картинками.
Стопок было не очень много, приходилось порой ждать своей очереди. Кроме того, большинство из них было заполнено словами, которые приклеивались к глазами и подменяли собой часть мира вокруг. И чем больше мы читали, тем больше слов приклеивалось, так что со временем вместо значительной части окружающего мы стали видеть не то, что на самом деле, и потребовалось время, раздумья, усилия и даже боль, чтобы обнаружить и отскрести хотя бы часть этих наростов. Наверняка знаю, что и сейчас, возможно, большая часть реального мира скрыта от меня за этими скелетиками чужих мыслей и желаний. А вот картинки люди обычно переводили «под копирку» или срисовывали на отдельные листочки для красоты и на память, но нам с другом было лениво, поэтомы мы стали рисовать сами.

Но, я отвлекся. Заманчиво, конечно, было бы рассказать подробно, что я помню о том времени, расписать, так сказать,  все прелести детства. Например, как маленькие грязные божки заливали пылающей пластмассой муравьиные города и с восторгом рассматривали обожженные трупики, как рассекали тонкой палкой, словно саблей,  на лету бабочек и стрекоз, как заразились ложью и научились отнимать жизнь. Но, согласись, понаписано подобного более чем много, и добавлять к сказанному гениями и иже с ними свою полушку нет у меня никакой охоты.

Так что, перейду сразу к моменту завершения постройки корабля, то есть, ко времени, когда мы выросли, зажили самостоятельной жизнью, обзавелись обязанностями, определили разницу между “я хочу” и  “мне надо”  и перестали удивляться, слыша бесконечный ледяной смех неба по поводу шутки, которую оно с нами всеми сыграло.
Ну всё, извини, не буду больше развозить философию, знаю, как ты этого не любишь. Тем более, что я собираюсь сделать нелегкое признание, и чем дольше я оттягиваю этот момент, тем труднее мне на это будет решиться.

К тому времени мы уже здорово портили нервы друг другу. Его все больше не устраивало, как я живу, Я, как мог, пытался его развлечь, успокоить, найти компромисс. Именно поэтому, ради чертова компромисса, мы начали строить корабль, и он у нас получился. Здоровый такой, пузатый, с кучей палуб, с мачтами и пушками, с рангоутом и такелажем и всякой другой всячиной. С красивым названием. На какое-то время это нас увлекло и позволило мне заниматься своими ежедневными обязанностями.

Однако, когда корабль был закончен, наши споры разгорелись с новой силой. Мой друг категорически не был согласен с тезисом “жить ради других”, и буквально настаивал на том, чтобы мы немедленно все бросили, сели на корабль и отправились вперед. Ну, во-первых, возражал я, что значит, вперед? Куда это, вперед? Перед бывает разный. Сам не заметишь, как твой перед превратится в зад. А во-вторых, ты хочешь плыть на этом? Вот на этой декорации? Друг мой! Это же игрушка! Она при всем твоем желании не поплывет, поверь взрослому и серьезному - а я тогда считал себя взрослым и серьезным - человеку.


Он не слушал, он смертельно обижался, он устраивал безобразные сцены и пытался всевозможными способами испортить мне жизнь. Слава Богу, мой лучший друг не стал травиться алкоголем, к счастью, у него почти немедленно после приема чего-нибудь горячительного начинала страшно болеть голова, чего у меня не бывает в принципе.

Ну вот, я и подошел, наконец, к сути.

Однажды он сказал, что отправится в плавание без меня. Ты понимаешь, мой дорогой Гном? Без меня. Зачем? Чтобы доказать мне, что корабль умеет плавать, а вперед - это всегда вперед, а обязанности - это просто запрограммированное мертвецами  изменение пространственных координат симбиоза специализированных комплексов одноклеточных микроорганизмов. Вот, по поводу последнего я не совсем уверен, что все правильно запомнил.

Я пытался его отговорить, честно, пытался. А потом решил, пусть. Пусть отправляется, ему же хуже. Или лучше? Вообще-то, я понимал, что это абсурд и самоубийство. Да. Признаюсь тебе, дорогой Гном. Я понимал и, тем не менее, согласился. И убил своего Лучшего друга. Нет, мы, конечно, с ним договорились. Дескать, если корабль утонет, будем считать, что друг утонул вместе с ним, и никто не будет виноват.

Возможно, была весна. Поздняя. Или ранняя осень. Второе вероятнее. Мы взяли на берег с собой маленькую девочку, идиоты. Казалось тогда, это будет неплохим для нее развлечением. Совсем рядом с домом было Черное озеро. Почему его так называли, я не знаю, вообще цвет воды у него действительно был какой-то черноватый. Не суть. Друг заявил, что это прекрасное место, ведь из озера вытекала маленькая речка, она  впадала в большую речку, а та, как нам рассказывали на уроках географии, где-то далеко-далеко становилась морем и даже, представляешь, океаном. Много-много после, я встретился с настоящим океаном и понял, насколько все не так, как на самом деле. Ой, опять отвлекся.

Как я и говорил, корабль совершенно не держался на воде. По крайней мере, вначале. Пока мой Лучший друг, приговаривая “для остойчивости”, не натолкал в трюм всякой дряни и грязи, что подобрал прямо на берегу. Я еще мог его отговорить. Скажу больше, я еще мог отправиться с ним. Хотя, тогда, вероятнее всего, у нас тобой не было бы нашего старого дома, а у меня - не было тебя. Но я решил, пусть плывет. Так лучше.

Я следил, как корабль неуклюже, как-то боком, удаляется от берега. Я не видел на палубе Лучшего друга, но я знал, что он был там. Ну, то есть, я был уверен, что он был там! Где же еще? А когда корабль вдруг начал крениться на бок, зачерпнул бортом и стал уходить под воду, я услышал плач. Плакала маленькая девочка, которую мы - самовлюбленные дебилы - взяли с собой. Как я мог объяснить ей происходящее? “Так надо?” “Так всем будет лучше?” Ха... Знаешь, это были такие искренние и горькие слезы, что я подумал: она мне не простит никогда. А ведь она не понимала, что на корабле кто-то есть! Для нее это было просто неудачное испытание... Не понимала.  Чувствовала.

К счастью, я оказался неправ. Неправ, что девочка не простит - выросла и простила. Неправ, думая, что виновен в гибели  друга. Он выбрался из смертельной переделки - мне еще предстоит встретить его и выяснить, как ему это удалось. Да и вообще, во многом я, все более и более взрослый человек, оказался не прав…

Теперь тебе ясно, почему  я так расшумелся, когда голубь принес письмо? Ведь все это время я был уверен, что убил своего Лучшего друга…

Ну, вот, я и рассказал тебе эту историю, всю, стараясь ничего не переврать и не утаить. И значит, все это уже в прошлом, превратилось в черные буковки, уснуло где-то в закоулках памяти и не может больше цепляться за настоящее и царапать его своими занозистыми боками. Посмотрим, что будет дальше. По крайней мере все, что я видел и мимо чего прошел, подтверждает нашу с тобой мысль: то, что происходит, и должно происходить. Зачем-почему, справедливо-несправедливо, честно-нечестно, больно или приятно - это все людские слова, а на самом деле, дорога не бывает та или не та. Как, помнишь, в еще одной песне, которую вы придумали с Лепреконом:

“Все в жилу, все в рифму,
Все, в общем-то, правильно…”

На этом заканчиваю. Что-то там маячит впереди, не разберу еще. Напишу в другой раз. Всем привет, и всем нам - удачи!

Твой Н.


Рецензии