Право на природные ресурсы России

Введение
 
         В наши дни по Конституции РФ природные ресурсы как бы принадлежат народу России, но этого реально не видно. Народ не получает дивидендов от их продажи госкорпорациями. Возникает вопрос, есть ли право народа России на природные ресурсы, и если есть, то почему оно не реализуется?
          Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, можно поинтересоваться, что такое право и узнать его историю в разных источниках.

Основная часть

         Считается, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
         Чтобы составить общее представление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.
1. Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.
То есть это как бы образ жизни.
2. Право — это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт — общее название всех конкретных нормативных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).
         То есть это свод социальных законов, под которые не подпадают законы природы, по которым, в частности, протекают биологические процессы в организме человека типа обмена веществ. А обмен веществ вызывает естественные потребности организма человека и физиологические акты, естественные отправления, в том числе.
         Человек нуждается в воздухе, воде, пище и т.д. Нужда в них определяет естественное право на них. Потребляя продукты природы, с усвоением их он их присваивает. Они становятся его собственными – собственностью. Так рождается право присвоения или право на собственность.
         Труд, изготовление продуктов также даёт право на их присвоение, право собственности на них. То есть труд является актом присвоения, если он не отчуждён. И если в нормативно-правовых актах можно найти право на труд, то права на отчуждение труда вы не найдёте, хотя по неписанным правилам это явление в нашем обществе есть.
         Заметим также, что нас учат, будто «естественные права реализуются непосредственно, т.е. без какого бы то ни было правоприменительного акта».
         Из истории можно узнать, что Новое время было временем естественного права.
         В Декларации независимости США 1776 г. указывается, что «мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».
         Заметим, право на жизнь имеет под собой право на продукты природы или естественные ресурсы.
         В знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в преамбуле говорится, что представители французского народа решили изложить в Декларации «естественные, неотъемлемые и священные права человека», к числу которых относятся «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2 Декларации).
         Здесь право собственности является естественным, а не устанавливается нормативно-правовым актом, Конституцией.
         В настоящее время различают два основных направления теории естественного права:
1. неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катраин, И. Месснер);
2. светская доктрина, согласно которой естественные права исходят из самой человеческой природы, а писаному (позитивному) праву предшествуют естественные права, базирующиеся на принципе справедливости.
Заметим, что справедливость это равенство.
         В числе естественных прав разные авторы называют:
* право на жизнь (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.);
* право на свободу (И.Л. Пструхин);
* право на равенство (А.Б. Венгеров);
* право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);
* право на личную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);
* право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);
* право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);
* право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев);
* право на собственность (А.О. Хармати);
* право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);
* право на безопасность, на сопротивление угнетению (B.C. Нерсесянц);
* право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);
* право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).
         Однако отнесение ряда из этих прав к числу естественных в юридической литературе подвергается сомнению. Например, собственность при определенных обстоятельствах может быть отделена от человека.
         Что это за обстоятельства, не уточняется, хотя известно, что они есть в классовом обществе с частной собственностью на факторы производства или производительные силы: орудия труда, предмет труда и рабочую силу. При государственном капитализме также есть отделение собственности на средства производства от человека.
         Выделяют следующие признаки естественного права:
1. принадлежность к человеку с момента его рождения;
2. неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека.
         Получается, что природные ресурсы принадлежат человеку с момента рождения и не отчуждаются от него. Тем не менее, вода в наше время продаётся, то есть отчуждается, является товаром. Чтобы поохотится, порыбачить – присвоить продукты природы, нужно купить лицензию или разрешение. Отчуждаются газ, нефть, прочие природные богатства.
         Принято считать, что при реализации естественных прав имеются свои особенности:
1. естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;
2. реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.
         Последний пункт как бы касается физиологического акта под название дыхание или потребление кислорода. Однако суицид, самоубийство через повешение  доказывает, что в реализации естественных прав может участвовать воля.
         В общем, подводя итог, нужно сказать следующее.
1. По неотомистской теории источником права на землю и природные ресурсы является Бог. Он их сотворил. Поэтому собственность на землю, природные ресурсы священна, сакральна. Частная собственность на них священной не может быть. И если частные собственники не являются наместниками Бога на земле, то их право на землю и природные ресурсы нелегитимно.
2. По светской доктрине, согласно которой естественные права исходят из человеческой природы, эта природа социальная, а не биологическая. Поэтому право является социальным, а не естественным. В этом случае право собственности устанавливается законодателями, и их законы субъективны, не относятся к законам природы. Законодатели землю и природные ресурсы не создают и права устанавливать форму собственности на них не имеют.
3. При натуралистическом подходе источника права на землю и природные ресурсы нет, так как их никто не создавал, они возникли, или существуют сами по себе. Поскольку люди – частный случай природы, то они есть продолжение её, или, наоборот, она есть продолжение их. Она их.

Заключение

         Из изложенного следует, что нужно решить, по какому праву частные лица России наживаются на эксплуатации земли и природных ресурсов России, отчуждая от них народ.   


Рецензии
К приведенным Вами основным определениям "право"
добавлю, м.б. будет полезно:
Лет двадцать назад работал в Москве Выдающийся бескорыстный правозащитник Эдуард Иванович Маслов. Сейчас вроде бы убраны упоминания о его работах из сети. Поэтому пишу:
В его определении "право" после разбора недостатков существующих определений, было начало определения:
"Право - механизм, состоящий из правомочности, обязанности ответственности "
Начало - потому, что целая таблица составляла расшифровку первых трёх составляющих по уровням.
Недостаток приведенных Вами определений: тавтология.
Посмотрите:
Ваше : право - совокупность ... правил
Во втором определении "правила" заменены синонимом актов.

Вода водяная - если попроще. Добавлю: упомянутый механизм предполагает договор. Договор предполагает силу. Силу, которая следит за балансом договаривающихся интересов. В случае переизбытка силы у одной из сторон - право противоположной стороны ничтожно, предполагает забвение. И т.д. и т.п.
Т.е. право тоже зависит от силы, что мы умалчиваем зачастую.
С уважением и пожеланием при возможности помочь автору
Руслан Ишалин 2
в его исковых заявлениях.

Георгий Сотула   06.02.2019 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо, господин Сотула за замечания:Недостаток приведенных Вами определений: тавтология.Однако эти определения не мои, они взяты из источника http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/teoriya-estestvennogo-prava.html. Источник кто-то убрал из текста. Я лишь их анализирую.

Александр Витязев   06.02.2019 20:31   Заявить о нарушении
Спасибо.

Георгий Сотула   06.02.2019 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.