Волшебные слова 2. 0 Синопсис улучшенной сказки

Линейная сказка выглядела так:
http://www.proza.ru/2018/10/29/868


Герои:
Иван – обычный крестьянин.
Милолика – дочь ведьмы, владеющая колдовскими навыками.
Змей – колдун, желающий уничтожить добрую ведьму, чтобы захватить царство
Царь – отец Милолики
Лесной дядька – помощник царевны

Сцена 1 Город
Милолику ведут в башню. Она обнимает отца и её запирают. Отец собирает совет. Решает отправить богатыря на змеиное болото.
Милолика плачет и поёт грустную песню о том, что её некому защитить.

Сцена 2 Историческая справка. Лес.
Раскрытие сюжета песни Милолики:
В лесу живёт белая ведьма. Она помогает людям, животным и лесным духам. Её хочет уничтожить колдун, принимающий облик Змея. Он живёт на болоте. Между ними вражда. Ведьма защищает людей – колдун вредит людям.
Через лес едет молодой царь. Он видит ведьму и влюбляется в неё. Они женятся. У них рождается дочь. Называют её Милолика.
Милолика маленькая девочка. Они с матерью идут в лес собирать травы. Там на них нападает Змей. Мать укрывает дочь платочком невидимости. Змей и белая ведьма сражаются. Змей утаскивает мать Милолики в болото. Она пропадает. Маленькую царевну из леса выводит птица.
Царицу считают умершей. Царь скорбит.

Сцена 3 Царские палаты.
Царь в окружении дружины выбирает богатыря, который пойдёт на бой со Змеем. У ворот города выставляют стражу для того, чтобы незнакомцы не попали в город.

Сцена 4 Лес
На поваленном дереве сидит Лесной дядька. Вокруг него птицы и звери. Он рассказывает им о том, что Змей-колдун узнал о том, что Милолика унаследовала от матери добрые колдовские силы и хочет завладеть ею. Он, приняв облик юноши, приходил свататься к царю, но девушка раскрыла его и велела отцу его прогнать. Змей пообещал выкрасть Милолику силой.
Лесной дядька подсказал Милолике как зачаровать башню, чтобы Змей её не достал.
Он призывает лесных духов и животных помочь царевне.
Просит птиц помочь в поисках доброго человека. Птичка наблюдает за Иваном. Видит как он помогает людям. Рассказывает об этом лесному дядьке. Он посылает к родителям Ивана лесных духов в образе детей.

Сцена 5 Деревня. Дом Ивана
Дед и бабка сидят на лавочке. Перед ними на траве играют дети. Маленькая девочка сплетает венок и надевает деду на голову. Он смотрит на своего сына Ивана. Тот сидит рядом и ест орехи.
Дед говорит сыну, что пора жениться.
Выгоняет сына на поиски жены.
Иван собирает вещи и отправляется в дорогу.

Сцена 6 Опушка леса
Лесной дядька ждёт Ивана у дороги, притворившись попавшим в беду. Иван помогает. В награду лесной дядька шепчет Ивану волшебные слова.

Сцена 7 Змеиное болото
Змей сидит на болоте. Его вызывает на бой богатырь. Происходит битва. Змей убивает богатыря. Тот умирая, говорит, что всё равно найдётся тот, кто его одолеет. Змей достаёт из трясины меч-рубило, и разглядывая его говорит, что только он способен его погубить.
Птичка слышит это и летит к лесному дядьке.

Сцена 8 Подводное царство
Царь-рыба лежит на дне реки. Маленькие рыбки плавают рядом. Водную толщу пронизывает голос Ивана, произносящего волшебные слова. Царь – рыба вспоминает, как много лет назад мать Милолики спасла её детей, оставшихся в иссохшем русле реки.
Рыба пообещала ведьме помощь в любую минуту. Волшебные слова и есть тот призыв о помощи.
Рыба всплывает, перевозит Ивана через реку. От тела рыбы исходит сияние, наделяющее воду целебной силой.
Иван набирает светящуюся воду во флягу.

Сцена 9 Волшебный лес
В лесу тёмно и тихо. Перешёптываются деревья, иногда слышны птичьи голоса.
Громким шумом над лесом проносятся волшебные слова.
Деревья вспоминают о том, как в лесу бились ведьма и колдун. Она защищала лес и деревья. Колдун был изгнан.
Древесные духи в благодарность ведьме пообещали помощь в любую минуту.
Деревья расступаются перед Иваном. Он заходит в лес. Видит красные ягоды.
Ягоды - это капли крови, пролитые во время битвы ведьмы и колдуна.
Иван собирает ягоды.

Сцена 10 Стены города
Ивана не пускает стража. Он использует волшебные слова для того, чтобы пройти в город.
Видит Милолику и слышит её песню. Влюбляется. Пробирается в башню.
Целует её. Милолика влюбляется в него и дарит платочек невидимости.

Сцена 11 Царские палаты
Иван говорит царю, что хочет жениться на Милолике. Царь рассказывает ему о том, что нужно победить Змея.
Иван выбалтывает слова и они теряют силу. Царь гонит Ивана прочь.
Иван, несмотря на запрет, похищает Милолику из башни. Змей уносит её на болото.
Птичка видит это. Улетает.

Сцена 12 Лес
Птичка летит к лесному дядьке и сообщает ему о потере Иваном волшебных слов и похищении царевны. Дядька посылает к Ивану лесного духа в образе старушки.

Сцена 13 Город
Иван плачет. Старушка сообщает ему про меч-рубило.

Сцена 14 Змеиное болото
Иван вызывает Змея на бой. Змей отрубает Ивану ноги. Иван исцеляется водой.
Иван вызывает Змея на бой во второй раз. Змей кидает его в трясину. Иван использует ягоды и раздвигает трясину.
Находит меч-рубило.
Вызывает Змея на бой и надевает платочек невидимости.
Змей не видит Ивана и тот подбирается поближе. Пронзает Змея мечом.
Змей умирает.
Иван освобождает Милолику.

Сцена 15 Царские палаты
Свадьба Ивана и Милолики. За столом Царь, Иван, Милолика, родители Ивана.
В палаты входит лесной дядька. Снимает с себя рубашку и бороду. Все видят мать Милолики живую и здоровую.
Продолжение следует…


Рецензии
Включаю дотошность на полную катушку.

1) Первая сцена не показывает яркого конфликта. Мы видим меры предосторожности и решение послать богатыря. Даже Пропп рекомендовал начинать сказку с потери/пропажи, а уж я сам советовал стартовать прямо с максимально трагичного момента. А тут - рутина царской жизни.

2) Вторая сцена - сама по себе сказка. Есть противостояние антигерою, есть положительный герой, есть битва, есть потеря/пропажа. Причём, тут уже интересные и необычные ходы, свадебка идёт вперёд, а потерей/пропажей сюжет как бы заканчивается. Я бы сильно подумал над тем, чтобы этот кусок в начало вытащить.

3) Пустая сцена. Раз решили отправить богатыря, то либо это должен быть персонаж с историей и своей характеристикой, либо и выбирать нечего.

4) "Он рассказывает им о том, что Змей-колдун узнал о том, что Милолика унаследовала от матери" - любимая игрушка автора матрёшка? Я угадал? Сватовство перевоплощённого дракона настолько сильная сцена, что никак нельзя прятать её в рассказ неизвестного перса! А вот птички, наблюдающие за Иваном меня не впечатлили. Ни к чему они там.

5) Конфликт Ивана не раскрыт. Вот если бы старший - умный был детина, средний был и так и сяк, а вот младший вовсе был дурак, то вот это уже другое дело. А сейчас Выгоняние Ивана на поиски жены выглядит блёкло.

6) Проходная сцена. Если решено Ивану назначить колдунскую силу, так и назначим. Трагизьму не хватает.

7) Такая важная сцена идёт совершенно мимо кассы. Битва героя и злодея - самая кульминация сюжета и вот на этом самом месте есть ахринетительно удачный момент сделать сильный авторский ход. Тут все читатели будут ждать, что вот она гибель кощеева пришла, ан нет, герой пропал, злодей торжествует, читатель судорожно читает дальше - как же так? что за неожиданный поворот?
А всего то надо для этого превратить безвестного и бесполезного рыцаря в полноценного персонажа со своей историей и своим конфликтом. Вот если бы он был старшим братом Ивана? А? А, спрашиваю? Конфликт старшего-умного и младшего-дурака - раз! Конфликт из-за прынцессы, в которую старший тоже втюрился - два! Конфликт с напрашивающейся сюжетной линией (уже описанный) - три!
Три, Карл, три конфликта автор на полном скаку прошляпил мимо!

8) Проходная сцена. Она конечно лучше, чем 6, но всё равно фиговатая.

9) Вообще, воду, ягоды и волшебные слова надо объединять в одну сцену. Тут нечего размазывать на три эпизода, действия вообще нету.

10) Этому Ивану уже волшебного лута нагрузили полную котомку. Такое ощущение, что сам он бестолочь и ни с чем справиться не может. Причём, конфликта у Ивана всё нет и нет.

11) Вот похищение прынцессы Иваном - это хороший момент. Тут уже проявляется конфликт. Но если чуть-чуть поднажать и вместо выгоняния Ивана прочь просто взять его и в темницу бросить - это уже будет бодрячок. А если к тому же на казнь приговорить, как нарушителя спокойствия, вот тут то и задёргается что-то у Ивана внутри. А то он всё как рохля, на всём готовеньком всю сказку.

12) Дядька, ау! Долбоящер оказался наш Иван, все полимеры прос... потратил в общем, и довольно бестолково!
Ну это не беда! Сейчас мы ему ещё полимеров подбросим, пусть дальше ... тратит.

13) Иван плачет! Это наш герой - румяный пряник. Он за весь сюжет ещё пальцем о палец не ударил и вот его обидели, живым из города за шкварник выкинули.

14) Единственная толковая сцена во всём сюжете. Тут придраться не к чему.

15) Ну ладно, тут хэппи-энд, где, собственно ему и место.

А теперь в общем и целом. Конфликт героя нашего Ивана начинается только в сцене 11. Сцены 12 и 13 считаем проходными и не заслуживающими внимания. А в 14 сцене конфликт уже разрешается. Итого, весь конфликт работает 2 (прописью две) сцены из 15. Это не просто мало, это невразумительно мало.

Конфликт Милолики начинается с сцене 4 со сватовства дракона. Завершается этот конфликт в 11 сцене похищением собственно её. Из 6 сцен расположенных между ними, 5 описывают нам совершенно бесконфликтного Ивана, на которого уже смотреть тошно, до того он бестолковый. Одна сцена хорошая, где безымянный рыцарь выходит на баттл. Итого, конфликт работает на 3 (три) сцены из 15.

Общее эмоциональное напряжение по сценам (в процентах от уровня "упал со стула от неожиданности"):
1) 10%
2) 50%
3) 0%
4) 30%
5) 10%
6) 25%
7) 40%
8) 5%
9) 5%
10) 10%
11) 25%
12) 0%
13) 0%
14) 50%
15) 10%

Средний уровень эмоционального напряжения 18%

Василий Макаров   07.02.2019 01:01     Заявить о нарушении