Мир гласности и заблуждений

Мысли – оплот надежды.
Слова – иллюзий дурман.
Гласности воды – безбрежны,
Разум попался в капкан.

     Есть ли выход из неволи,
     Когда главенствует туман?             
     На языке от слов мозоли,
     Жизнь – заблуждений балаган.

    Человек живет, общается, работает в гигантском социальном коллективе (обществе). Для обеспечения безопасности людей во всех структурах социума созданы общепризнанные модели безопасного поведения. Это некие усредненные схемы человеческой деятельности, направленные на упорядоченность социального общества в процессе обширного взаимодействия людей.

     Данные стандарты (социальные нормы, законы, правила, регламенты) направлены на создание защитных барьеров. Они представляет собой набор обязанностей (правил) одного человека по отношению к другому. При их нарушении возникает беспорядок, столкновения, конфликты.

    Однако в эту систему ограничений не включены мысли и слова, которые являются базой (каркасом) любого социального общения. По этой причине наши мысли и слова абсолютно свободны от каких-либо границ. Никто не запрещает думать и говорить обо всем на свете.

    "Homo sapiens" по сути своего существования обречен на мыслительный процесс. Человеческий разум отражает восприятие жизни при помощи размышлений. Однако мысль может быть использована человеком только для своего внутреннего мира. Для внешнего мира общения люди используют слова, которые являются речевыми и знаковыми коммуникациями в процессах воздействия, обозначения, обмена.

    Мысли – в глубине раздумий, слова – на поверхности общения. Слова могут быть обманчивы, мысли – нет. У мысли – только один хозяин, тот, кто создал ее. Откровенная (искра Божья) или без осознания, робкая или крамольная, в зеленых одеждах рассуждений или черных отчаяния, мысль всегда стоит на пороге единоличного откровения, преодолевая который попадает в необъятную страну гласности со своими правилами. Где основное гласит – выделиться и быть услышанным.

      «Голая» мысль нуждается в словесной «мимикрии». Смена тайного покрова на многоцветный наряд проходит не просто. Мысль необходимо обличить в соответствующий фантик слов, адаптируя для прослоек общества. В результате, плоды разума: пассивные идеи, получают активность слов и сплетают сети иллюзий для человека. Словесное полотно, вытканное человеком для общения, является не познанной нивой для собеседников, которые для его прочтения используют личные измышления и знания.

      Выпестованная разумом мысль при разговоре-общении (любой подаче слова) оказывается на игровом поле с необъятным количеством игроков и еще большим количеством мячей, образуя мир заблуждений.

       Каждое слово уже имеет значение и является носителем конкретных признаков, однако человек осмысливает его через собственную призму знаний, опыта. Любое высказанное (услышанное) слово может быть понято превратно по ряду причин: неумение (нежелание) слушать, профессиональная специфика, степень образованности, субкультура (жаргон), среда обитания, культура, возраст и др.

    Понятие «слово» людьми всегда волновала философов, писателей, исторических деятелей.
 «Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали», И. Гете.
«Мысль изреченная есть ложь», Ф.Тютчев.
«К слову сущему всегда непонятливы люди», Гераклит.
«Сталкиваясь с многозначностью слова, ум теряет силу», Т. Гоббс.
«Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», К. Прутков.


                ***

     Поезд «Москва-Адлер» мягко отошел от перрона. В одном из купе пятого вагона, волей судьбы или по случайному стечению обстоятельств для людей, собрались пятеро пассажиров. Тридцатилетняя женщина, мужчина лет пятидесяти с сыном инвалидом, молодящаяся бабушка с трехлетним ребенком. Несколько минут все ехали в тишине.

   Первой начала разговор женщина:
- Меня зовут Миринда, я еду в Адлер к друзьям.
- Я – Рудольф. Отца зовут Сергей Иванович, он бывший военный. Мы едем в пансионат. –  медлительно выговорил парень лет двадцати, улыбаясь. Мужчина не счел нужным вступить в разговор.
- Я – Софья Петровна. Это прелестное дитя – мой внук Кирилл. Мы едем в Сочи повидать его родителей.
- Так, вот кто забрал мой билет. – зашипел мужчина. –  Какая-то старушенция лишила меня покоя.
- Как вы смеете меня оскорблять. – женщина поправила рукой прядь волос. – Я – ни какая-то бабуся. Я – женщина. Да – в возрасте, это правда. И этот билет - мой, я взяла его в кассе. А вы – опустившийся мужлан, не имеющий представления, как общаться с женским полом.

- Это мой билет. – лицо Сергея Ивановича побагровело. – Когда я начал оформлять билеты, было два нижних. Пока я заполнял первый бланк, второй ушел.
- Так бывает. – сделала попытку примирить соседей Миринда. 

- Но только не у меня. Я всегда добиваюсь своего и буду спать на нижней полке. Вам придется с внуком спать на моем месте.
- Мы будем на своем месте в соответствии с билетом. Мне и на нижней полке будет нелегко спать с ребенком. Мы ютимся вместе.
- Не нужно было ехать.
- Я вынуждена стерпеть это неудобство. Нам очень нужна эта поездка.

- Вы – же женщина... – с сарказмом произнес Сергей Иванович. – Где ваше женское сострадание к больному человеку? Мне нужно ухаживать за сыном, он может соскользнуть с полки. Будьте сердобольны к инвалиду.

- Как вы себе это представляете?
- Мне все равно. Я должен обезопасить жизнь Рудика.
- Папа, я справлюсь. Я не упаду.
- Нет, твоя безопасность – это мое дело.
- Да, успокойтесь вы.

    В купе вошел проводник. Он улыбался. На бейдже значилось «Владимир».
- Проверка. Все на своих местах? Предъявите билеты.
- Я не успела распечатать свой билет. Вы сверяли свой список при посадке. – Миринда торопливо листала айфон.
- Я хорошо вас помню. Не беспокойтесь. Еще раз проверим.
- Вот мой билет.
- Мне нужна еще одна нижняя полка. – агрессивный голос заставил вздрогнуть служащего. – Мой сын инвалид, он не может быть один в таком неудобном пространстве.

    Проверив билеты, проводник заверил раздраженного мужчину: «Я попробую помочь. Может кто-то захочет обменяться местами. Посмотрим свободные места в других вагонах».

    Пассажиры пятого купе стали устраиваться удобнее для своего многочасового путешествия. Мальчик с бабушкой вышли в коридор. Женщина уткнулась в планшет. Отец заставил сына лечь, а сам зашелестел пакетами. Напряженность стала спадать.

   Прошло довольно много времени, пока Владимир не вернулся обратно в купе: «К сожалению, нет ни одного свободного нижнего места во всем составе. Поезд переполнен пассажирами. На нижних полках едут только пожилые люди или дети. Разгар лета. Все едут отдыхать на море. – пожал плечами он. – Вам придется ехать в соответствии с билетами. Немного придется потерпеть. Ты ведь, справишься». – улыбнулся проводник юноше и заторопился к выходу.

    Вскоре поезд замедлил свой ход и остановился на небольшой станции. Софья Петровна с внуком зашли в купе, чтобы не мешать посадке. На перроне суетились отъезжающие. Стоянка была всего несколько минут.
- Бабушка, – прилипнув к окну, закричал Кирилл. – Цирк приехал!

     Все посмотрели в окно. Группа, ярко одетых, девушек и юношей двигалась на перроне. Они, то сходились парами, то образовывали круг, приседали, совершая немыслимые движения руками, ногами, туловищем.

- Кирюша, это не циркачи. Не понятно, то ли танцуют, то ли шалят. Но это опасные игры рядом с проходящими поездами.
- Какое-то безумие, – буркнул мужчина.
- Смотрите, как они носятся друг за другом.
- Похоже, они танцуют.
 Миринда, глядя в окно, прошептала: «Вспомните Ницше: «Те, кого видели танцующими, казались безумными тем, кто не мог слышать музыку»».

      Поезд медленно тронулся. В этот момент на перрон выскочил мужчина, нагруженный громадными баулами. Рядом с ним бежал мальчонка лет семи с рюкзачком на спине и крошечной собачкой на поводке.
- Остановите поезд!
- Сидел до последнего, разиня!
- Да еще дитем рискует. – пассажиры возбужденно делились предположениями.
- Нужно дернуть стоп-кран. Может что-то случилось.
- Не вздумайте! Вы будете лично отвечать за остановку поезда.
- Из-за таких, всегда недоразумения происходят.
- Вы, правы. Беспорядки учиняют на любом месте.
- Может, от полиции убегает?
- Да, бросьте. Это пьяница. Бежит, шатается. Еще и ребенок рядом. Куда мир катится.

- Мой вагон... Откройте тамбур...
  Женщина-проводник покачала головой.
- Откройте. – взвыл опоздавший, проводнице проплывающему мимо последнего вагона.
- Давай на ходу, – опуская подножку со ступенькой, сжалилась женщина.

   От танцующих на перроне, отделилось несколько парней.
- Пацан, бери пса в руки. Сейчас поможем. – мужские крепкие руки схватили мальчика, забросили в тамбур, туда же через мгновение полетели сумки и опоздавший пассажир.

- Ну, вы даете. Как же вы сыном рисковали, да и сами могли ушибиться.
- Милая, даже не знаю, как благодарить тебя. Машина сломалась. На пол дороге бросил. Чудо, что успели на поезд.
- Отдышитесь. Да идите. У вас вагон для проезда с животными. Оставьте часть сумок. Их никто не возьмет.

      В открытое пятое купе заглянула цыганка. Крупная женщина в длинной юбке с громадной сумкой за спиной сразу загундосила.
- Миленькие, шали вам принесла. Покупайте. Отличный товар. Такой сейчас не купите. Натуральная козья шерсть. – купе заполнилось грудой пушистых платков, шарфов.

       Цыганские глаза цепко оглядели пассажиров. Приценившись к кошельку каждого, приветливо улыбаясь, она сделала попытку заглянуть в души пассажиров.
- Какой прелестный мальчик. Богатым родился. Вон на личике судьба написана. Вы, дамочка, встретите свое счастье в поездке. Ты здоровым будешь. Вы, папаша, еще женитесь да внуков понянчите. – цыганка нашла для всех слова.

    Сергей Иванович промолчал. Миринда и Софья Петровна стали перебирать платки. Вдруг раздался голос Рудольфа:
- Папа, я хочу, чтобы она ушла. Женщина давит на меня.
- Хлопчик, что я тебе сделала?
- У меня от вас заболела голова. Вы гипнотизируете. Я не буду вам подчиняться.

    Женщины, уже выбрав по два платка, достали кошельки. Но после слов юноши вернули товар незадачливой продавщице.

- Покупайте, –  выкрикнула цыганка. – Хлопец-то совсем хворый. – она подмигнула им.
- Уходите.
- Я не буду покупать.
- Я тоже.

    Рассерженная женщина, что-то бормоча на своем языке, быстро запихнула вещи в баулы и вышла. Через пару минут они услышали елейный голос цыганки в соседнем купе.

- Сынок, как ты? Тебе пора обедать.
- Я чувствую обман и плохих людей. – Не обращаясь ни к кому, сказал юноша. – Папа, хочу спать.
- Да... да... отдохни, конечно. А я тебе приготовлю поесть.
- Только легкий салатик. Меня тошнит.

- Какой у вас чувствительный сын. – восхитилась Софья Петровна. – Я до сих пор не разбираюсь в людях. Меня могут обмануть.
- Спасибо, что поддержали нас. – Сергей Иванович, сидя на краюшке нижней полки, стараясь не задеть сына, стал доставать из хозяйственного баула посуду и продукты.

     Изумленные женщины наблюдали, как в объемную миску легла шинковка. Аккуратно, не выронив на стол ни кусочка, мужчина натер сырую цветную капусту, свежий огурец, твердый сыр. Затем сложив руки на колени, стал ждать, когда пробудится сын.

- Бабушка, так вкусно пахнет. Я хочу есть. Ты пирожки с вишней взяла?
- Да. Сейчас покормлю тебя. Только сначала, кусок курочки, а потом пирожки. – она достала пакет с продуктами. – Пирожки, будете есть? – предложила соседям Софья Петровна. – Я очень люблю возиться с тестом. Постоянно, то пеку, то жарю пирожки. Фигура от них, конечно, страдает. Но все можно в меру. Сергей Иванович?

- Я пирожки люблю. Ни жарить, ни печь их не научился. Но брать не буду. Обижен на вас. Я – чувствительный человек, ваши пирожки комом в горле станут.

- Миринда, угощайтесь.
- Я не буду пирожок. – отрезала соседка.
- Фигуру боитесь испортить. От одного не поправитесь. – Софья Петровна протянула выпечку девушке. Фруктовая сдоба оказала странное воздействие на попутчицу. Она вздрогнула, лицо исказилось. Пространство тесного купе взорвалось от истошного крика: «Не буду. Уберите его».

- Успокойтесь. Не хотите, не ешьте. – Софья Петровна была сбита с толку.
 - Я не ем. – отчеканила Миринда.

      Который раз в купе установилась нервозная тишина.
- Бабушка, давай есть. – Кирилл, взяв в одну руку кусок запеченной птицы, в другую – соленый огурец стал смачно жевать, глядя в окно. Обиженная Софья Петровна, присоединилась к внуку. Вскоре они, жмурясь от удовольствия, приступили к выпечке.

    Пирожки с вишней горкой лежали на столе. Покрытые, медовой глазурью, они издавали тончайший аромат. Свежеприготовленный салат не отставал от собратьев. Он благоухал огуречной свежестью с сырной ноткой. Продукты предлагали себя в обмен на сытое довольство тела.

      Первым зашевелился Рудольф.
- Как пахнет. Папа, когда будем обедать?
- Сынок, почти все готово. Салатик заправить оливковым маслом или сметаной? Котлетку будешь с лапшой или картофельным пюре? Сейчас быстренько заварю. На десерт достать песочное лукошко с черникой или меренгу с клубникой?

- А что ты сделал? – развернувшись, спросил сын. – Я попросил легкий салат.
- Так такой и приготовил.
- На сыр смотреть не могу. Сделай салат из огурца и помидора, заправь оливковым маслом. Меренгу хочу с малиной.
- Хорошо. Ты, главное не нервничай. Тебе нельзя. Я сам этот салат съем. – быстро нарезая овощи в другую тарелку, бормотал Сергей Иванович. – Только малины в магазине не было, клубнику последнюю взял.

- Поезд стоит двадцать минут. – объявил проводник, проходя по вагону. – Можно погулять.-
 Первой из купе вышла Миринда. За ней потянулись бабушка с внуком.
- Мы с тобой спокойно поедим. Устал я от этих женщин. – Сергей Иванович стал быстро накрывать стол. Сын промолчал.

    На выходящих из вагона пассажиров обрушились крики продавцов:
- Пирожки с картошкой и капустой.
- Рыба в кляре. Толстолобик копченый. Карась жареный.
- Картофель отварной с котлетой.
- Пирожки с вишней и смородиной.
- Мед. Покупайте липовый мед.
- Яблоки. Груши. Персики.

   Выйдя из вагона, Миринда, сразу же направилась к торговке пирожками.
- Сколько стоит пирожок с вишней?
- Пятьдесят рублей. Свежие. Только тетушка испекла. Она печет, я торгую. Берите, не пожалеете.

   Девушка, купив два пирожка с вишней и бутылку кваса, удовольствием стала есть. Откусив большой кусок, девушка наткнулась на удивленный взгляд Софьи Петровны.
- Что вы смотрите? Не видели, как люди едят.
- Я думала, вы пирожки не употребляете.
- А вы не думайте, если причину не знаете. – Миринда отвернулась.
- Бабушка, давай по мороженке съедим. – своевременно попросил Кирилл. Развернувшись в обратную сторону, они пошли к прилавку с мороженным.

    Время остановки промчалось незаметно. Свежий воздух сделал свое дело, лица посвежели. Оставшиеся в купе, тоже казались довольными. Пассажиры пятого купе расселись по местам. Миринда и Сергей Иванович расположились на вторых полках. Поезд тронулся.

     Молчание нарушила Софья Петровна:
- Кирюша, у тебя глазки закрываются. Давай, я тебя уложу спать. – буквально через несколько минут послышалось мерное сопение мальчика. Вскоре к нему присоединились все пассажиры.

   Спустя некоторое время взрослые проснулись. Стали смотреть на проносящие мимо деревья, луга, поселки и города. Поезд шел быстро. Но пассажиры начали скучать.

     Первым начал Сергей Иванович.
- Софья Петровна, я сожалею о своих словах. Был груб с вами. Очень переживаю за сына. Кроме него у меня больше никого нет.
- Я уже забыла. Хотя было очень неприятно.

- Вы знаете, вышел на пенсию. Свой бизнес организовал, крутился, как мог. В общем материальное будущее семьи обеспечивал. Машину дорогую купил. В одночасье все потерял. Главное, за рулем я был, когда на встречку вынесло, на мне – ни царапины, жена сразу погибла, а сын несколько лет по больницам мыкался. Только сейчас на поправку пошел.

- Мой сын и невестка работают вместе на круизном лайнере. Он – соусье (повар), она – фотограф. Паром заходит в Сочинский порт всего на два дня. Вот тороплюсь привезти внука на встречу с родителями.

- А что это за работа у вашего сына? – заинтересовался Рудольф.
- Максим в шутку называет себя «начальником соусов». Он отвечает за приготовление различных соусов, также за все блюда, которые подаются с соусами или тушатся, обжариваются в них. – выдержав паузу, женщина добавила. – Да, с продуктами человек, всегда может быть спокоен, они ему грубить не будут. Вот со словами нужно быть поосторожнее. – и выразительно посмотрела на Миринду.

   Девушка с минуту молчала. Потом смущенно произнесла: «Со мной в детстве произошел неприятный случай. Мы всей семьей решили поехать в гости к тете в Новосибирск. Билеты на самолет стоили целое состояние, поэтому выбрали поезд. Во время завтрака я подавилась яйцом. Во время обеда я подавилась куском мяса. Ужинать я не стала, но мама меня заставила съесть апельсин. Дальнейшее я не помню, очнулась в больнице. Нас мамой сняли с поезда, а отец с сестрой поехали дальше. С той поры я в любом транспорте не могу ничего есть. У меня начинаются спазмы в горле».

- Бедная, девочка. Ты прости меня. Я даже не могла предположить, что такое возможно.
- А протертую пищу? Пюре какое-нибудь, можешь? – в разговор с любопытством вступил Рудик.
- Нет. Ни соки, ни напитки с запахами не могу пить. Только воду.
- Как же ты ездишь?
- Стараюсь ездить на короткие расстояния. Или ем на перроне, или в ресторане вокзала.

- Как важно, понять другого человека. – задумалась пожилая женщина. – Бывает на родных накричу. Начинаем разбираться, оказывается, я все не правильно поняла.
- Бабушка, я хочу кушать. – Кирилл протер глаза. Софья Петровна достала пирожки. – Я курочку буду и пюре картофельное, потом пирожок. – внук быстро съел. – Еще хочу.
- Не жадничай.
- Бабуля, я ведь расту. Дай, пожалуйста, еще кусочек курочки.

   Миринда, глядя, как ребенок уплетает за обе щеки, улыбнулась. Все рассмеялись.
- Да, недопонимание рождает курьезные случаи. – продолжила девушка. - У моего знакомого программиста Ивана есть старенькая родственница Римма Ивановна. Раз в неделю он по списку делает для нее покупки.

     Как-то Римма Ивановна звонит и говорит: «Ванечка. Внеси в список боты (резиновая обувь)».
- Тетя, а для чего вам боты (программный продукт)?
- Ванюша, отстал ты от жизни. Для хождения конечно. Погода сырая, я с Алевтиной Федоровной в библиотеку собралась. По какому-то кусочку будем картину искать.

- Понятно. В библиотеке встроенный есть. Вам со своим не дадут работать.
- Ванечка, я – женщина, хоть и возрастная, но современная. Использованные мне не нужны. Никогда бэушными вещами не пользовалась.

- Римма Ивановна, у вашей подружки компьютер есть?
- Да. Хвалится постоянно. Внучка недавно подарила.
- Я подберу вам бот или скрипт (программные продукты), да принесу с покупками в субботу. А вы у подруги на компьютере поищете, что ей надо.

- Ванечка, лучше бери боты без скрипа, не люблю при ходьбе поскрипывать. Да, темные не покупай, возьми в мелкий цветочек или красненькие. У меня красный берет есть.
- Римма Ивановна, у меня флэшки в цветочек нет, имеется одна светлая, другая темная.
- Какой ты заботливый, Ванюша. Напомнил мне про фланель. Подкладка в ботах пусть будет любого цвета.

    На этом их разговор закончился. Женщина была немного глуховата, да Иван в это время с другом переписывался в чате. Поэтому, на слова тети не обратил внимания. Племянник принес Римме Ивановне флэшку, а тетя ждала резиновую обувь. Посмеялись оба. Правда, нет худа, без добра. Иван научил тетю, как пользоваться программой.

    - Мне это недопонимание знакомо: «кто про Фому, кто про Ерему». – вступил в разговор Сергей Иванович. – Несколько раз по жизни подобным образом обжигался. В молодости дачный дом очень хотел построить. С друзьями на эту тему много говорил. Только вышел в отставку, случайно встретился со старым приятелем. Посидели, выпили, о бизнесе разговорились. Я ему говорю: «Хочу дачными домиками заняться. Нашел пилораму, где бревна да доски можно дешево закупать». Он поддержал: «Давай. Я тебе помогу. Вдвоем замутим. Быстро одолеем. Зови, когда нужно».

- Я все по серьезному: бизнес-план составил, деньги просчитал, кредит взял. Звоню приятелю, чтобы сказать, какую долю денег ему вложить надо. Он смеется и говорит, что уже все сделал. Спросил, по какому адресу подъехать. Приехал с машиной гравия. Крепко мы тогда поссорились. Каждый на своем стоял. Он понял, что я хочу себе дачный домик построить,  я – что он хочет в совместном бизнесе участвовать. До сих пор мы с ним не общаемся.

     Поезд замедлил свой ход и остановился. Сергей Иванович посмотрел на соседей. Все спали. Только сын лежал с открытыми глазами.
- Ты мне никогда этого не рассказывал.
- Рудик, у нас с тобой еще вся жизнь впереди.
- Расскажи, как вы с мамой познакомились?
- Хорошо. Давай, немного отдохнем. – Отец и сын быстро засопели в унисон.

                ***

     В жизни каждого из нас найдется много примеров недоразумений,  связанных со словами, понятыми на свой лад. Сейчас кто-то усмехнется или, закусив губу, вспомнит: несостоявшиеся встречи, непонятые ситуации, разорванные отношения, несбывшиеся мечты.

      Люди – странные существа. Они прячут за словами: свою сущность, мотивы, поступки, планы. Настройка волны общения с окружающими людьми затянута туманом многозначности, где слово выступает и лекарем и палачом. Наверное, это будет следующий виток развития цивилизации, когда человеку не нужно будет укрываться за словами. Ибо мысли, не ведающие приспособления к окружающему миру, будут доступны для общения.   

     На сегодняшний день, нам остается уповать на свою интуицию, которая способна понять и почувствовать другого человека. Так же всем необходимо помнить, насколько ценна человеческая жизнь, насколько важен мир природы, окружающий нас.

Я вижу тебя изнутри.
Мне мысли понятны твои.
Страхи прячутся в словах.
Ложь застыла на устах.
Слов одежда не важна,
Когда Душа твоя видна.
Разбился глиняный колосс,
Почуяв Сердца голос.

    «... Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», (Евангелие от Матфея, гл.12, ст.34-35-37).


Рецензии
Нет Ольга ты не права Нашими мыслями иногда управляет дявол сатана и человек под действием этих мыслей дявольских сатаниских.. Грабит Убивает Насилует Изменяет и делает другие дявольские сатанинские дела ведущие человека и человечество к погибели

Григорий Фролов   13.02.2024 00:35     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо за то, что прочитали. Мне интересно ваше мнение. Добра и мира.

Ольга Марж   13.02.2024 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 66 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.