Возврат в Энергетику

               Цикл рассказов: Возврат в Энергетику. 2000 – 2015 гг.
               
                Рассказ 1-ый. Энергоаудит. Первые опыты.

Оглавление.
1. Закат бизнеса на запчастях. Надо уходить.
2. Вхождение в энергоаудит.
3. «Окучивание» предприятий энергоаудитом.
4. Первый опыт энергоаудита ("чёртовы игры" на полиграфкомбинате).
5. Ан, не пронесло! 

1. Закат бизнеса на запчастях. Надо уходить.

   После ухода из Общепита в 1990 году я почти 10 лет занимался сначала бизнесом по продаже компьютеров, а потом плавно перешёл на бизнес по запчастям и машинам (это я описал в цикле моих рассказов о Новой России:  «И пришла к нам демократия» и др.).
 
   Для Тольятти тогда это был основной вид бизнеса. В первые «рыночные» годы (в 1990 – 1994 гг.) бизнес на машинах и запчастях  в Тольятти давал от 200 до  300 % чистой прибыли. Но желающих торговать запчастями и навариваться на них было гораздо больше, чем автозавод производил запчастей. Число продавцов и особенно перепродавцов в этом виде бизнеса непрерывно росло, а маржа (чистая прибыль) соответственно снижалась.

   Шёл 1999-ый год. Казалось, что всё в Тольятти и, наверное, в России  захвачено бандитскими группировками. Поскольку я в тот год лично   занимался перепродажей запчастей, то неизбежно приходилось сотрудничать с фирмами, созданными бандитами. А с ними шуточки плохи: «Шаг влево, шаг вправо – разборка».

   К началу 2000-го года маржа в этом виде бизнеса снизилась до  10 - 15 %.  Работа с запчастями и машинами (на перепродажах) стала практически нерентабельной. Сильные фирмы поглощали слабых, а кто сопротивлялся – уничтожали. Мне в моём возрасте (в 55 лет) было уже несолидно и бесполезно тягаться с молодыми, сильными и наглыми конкурентами.
 
   В конце 1999-го года  у меня на фирме со склада воры украли запчастей на сумму 400 тысяч рублей (тогда это была цена трёхкомнатной квартиры). Эти запчасти фирма «Сфера-С» давала мне на реализацию. Сначала все начали винить персонал моей фирмы, но, к счастью, нам удалось найти копию накладной на вывоз запчастей и определить воров – это были работники фирмы «Сфера-С». Руководство фирмы «Сфера-С» очень сурово расправилось с ворами, окопавшимися у них на фирме. Однако оставшиеся на фирме друзья тех воров решили убить меня, но завскладом фирмы «Сфера-С» вовремя меня предупредил. Я был готов к нападению и отбился от них.
 
   Этот случай был последней «каплей в моей бочке» негатива и он вынудил меня пересмотреть моё отношение к этому виду бизнеса. Проблемы и страсти того периода я описал в рассказе «И на кой мне такой бизнес». Я окончательно решил покинуть запчастёвый бизнес и вернуться в мою прежнюю профессию - в энергетику, там бандитам пока ещё не всё было понятно.
 

2. Вхождение в энергоаудит.
 
   В самом начале 2000-го года  мой давнишний знакомый (ещё по энергетике) позвонил мне и сообщил, что его сосед, который работает в Тольяттинском отделении «Самара-гос-энерго-надзор», сказал, что они срочно ищут людей разбирающихся в энергетике. Он предложил мне сходить туда. По моей просьбе он договорился о моём визите.
 
   Я пришёл к ним в офис. Принял меня зам начальника Отделения. Когда он узнал, что я окончил МЭИ и десять лет проработал на электростанциях и что мои однокашники теперь «рулят» Центром инновационных энерго-сберегающих технологий при МЭИ, он сказал – пошли к шефу. Тот выслушал нас и говорит: «Давайте будем оформляться». Определили они меня в дочернюю фирму в ООО «Аудит-Энерго-Сервис» заместителем директора по развитию с условием, что я на следующей неделе уеду в МЭИ на курсы энергоаудиторов. Через неделю я уехал в командировку в Москву в МЭИ. Это был период, когда Чубайс пробил в правительстве необходимость массовой проверки энергохозяйств наших предприятий.

   Я приехал в Москву, повстречался со своими бывшими однокашниками, в первую очередь с Сашей Злобиным и Толей Вакулко, они меня определили на ускоренные одномесячные курсы энергоаудиторов. Я прошёл эти курсы, получил «корочки» и вернулся в Тольятти уже лицензированным (законным) энергоаудитором.
 
   Руководитель фирмы ООО «Аудит-Энерго-Сервис» - Лозин Сергей Павлович  поставил передо мной две основных задачи:
   первая – в кратчайший срок подготовить необходимый комплект документов и получить для ООО «Аудит-Энерго-Сервис» сертификат на право проведения энергетических обследований (энергоаудитов) на предприятиях и учреждениях;
   вторая задача – начать персональный объезд и обход по предприятиям и учреждениям города Тольятти с целью предложения услуг по проведению энергоаудита.

    Начали по порядку - с первой темы. Подготовили комплект документов для получения в Самарском управлении «Энергонадзора»  сертификата для ООО «Аудит-Энерго-Сервис» на проведение энергетических обследований (энергоаудитов).

   Поехали в Самару в офис «Самарагосэнергонадзор» (СГЭН)  вдвоём: директор Лозин С.П. и я.  Сертификат получили (точнее – защитили) с правом проведения энергоаудитов на всю Самарскую область.  Я, конечно, напряжённо в течение двух недель готовил этот комплект документов и текст своего выступления. Поскольку документы и доклад там приняли без замечаний – значит, подготовил качественно. Наш генеральный директор Лозин С.П. остался весьма доволен, сказал, что с него причитается премия.
 
   Пока мы доехали из Самары в Тольятти, меня разбил радикулит (видимо я  переволновался и растрясло) и Лозин сказал: «Станиславыч, ты хорошо сработал, но ты что-то совсем загнулся – на тебе обещанную премию пять тысяч - иди в баню прогревай свой радикулит. В понедельник выходи на работу – нам надо двигать энергоаудит в массы».
 
   Они с шофёром подвезли меня к центральной городской бане и высадили. Я зашёл в баню, купил билет на целый номер и стал звонить своим прежним приятелям из общепита. Компания мужиков в пять человек собралась за тридцать минут. Погрелись, попарились, попили, погалдели, отметили всё и вылечили мой радикулит.


               3. «Окучивание»  предприятий энергоаудитом.

    После успешного получения сертификата на проведение энергоаудитов мы занялись решением второй задачи - продвижением энергоаудита на разных  предприятиях и учреждениях города Тольятти. Гендиректор Лозин С. П.  с начальником Тольяттинского отделения «Самарагосэнергонадзор» начали объезжать все основные предприятия города, а мне поручили начать обход всех предприятий промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района с целью склонения их к проведению энергоаудита. Ещё одна группа под руководством зам директора по производству Ульянова В.Н. начала обход медучреждений, школ и садиков.
 
   Мы подготовили на фирменном бланке  ООО «Аудит-Энерго-Сервис» коммерческое предложение  с описанием услуг, которые могут оказывать наши специалисты: от экспресс-энергоаудита по какому-либо одному виду  энерго-носителя  до полного комплексного энергоаудита всего предприятия, плюс оказание энерго-консалтинговых услуг, участие в спорах и в судах.

   Лозин с протекции начальника Тольяттинского отделения «Самара-гос-энерго-надзора» (СГЭН) заключил договор на проведение комплексного энергоаудита с крупным заводом  «Тольяттикаучук». Под контролем СГЭН мы начали разработку плана проведения энергетического обследования (энергоаудита) этого завода. Затем сводная бригада СГЭН и нашей фирмы приступила к проведению комплексного энергоаудита этого завода. В этой работе участвовали почти все работники фирмы «Аудит-Энерго-Сервис».
 
   Я тем временем добросовестно начал обход с крайнего предприятия промкомзоны  – с  Хлебокомбината. Я созвонился с гендиректором и договорился о встрече. Поскольку мы ссылались на наш сертификат от «Госэнергонадзора», то нам предпочитали не отказывать во встрече. На Хлебокомбинате меня приняли нормально – послушали, поспрашивали, поговорили, но проведение энергоаудита отложили на неопределённый срок. Но я всё равно с их главным энергетиком осмотрел их энергохозяйство и договорился о связи. Далее по ходу был Пивкомбинат. Результат тот же.
 
   Потом я посетил Швейно-трикотажную и Обувную фабрики, там выслушали более заинтересовано, сказали, что у них скоро будет потребность в энергоаудите – идут переговоры о продаже объекта. Затем я пришёл на  Тольяттинский полиграфкомбинат «Современник».
 
   Везде я знакомился и с директором и с главным инженером и с главным энергетиком. На всех предприятиях мы предлагали как комплексный (полный) энергоаудит, так и разбивку его на этапы или разделы. Самый первый этап назывался экспресс-энергоаудит по одному из используемых энергоресурсов, его мы оценивали примерно в 30 – 50 тысяч рублей. На каждом предприятии я оставлял памятку - наше технико-коммерческое предложение на бланке ООО «Аудит-Энерго-Сервис».


     4. Первый опыт энергоаудита. («Чёртовы» игры на полиграфкомбинате).

   Надо сознаться, что на полиграфкомбинате к моим предложениям отнеслись наиболее скептично, особенно их главный инженер – служба главного инженера обслуживала очень сложное импортное оборудование, а к энергохозяйству он относился как домохозяйка к туалету.
 
   Единственный плюс на полиграфкомбинате – это их новый главный энергетик, молодой парень лет 30 - Николай Николаевич Шатохин, который, узнав, что я 10 лет проработал на разных теплоэлектростанциях, попросил зайти к нему в кабинет и помочь разобраться по электрочасти. Сам он до недавнего времени работал мастером в энергоцехе на Обувной фабрике и отвечал там за теплохозяйство, поэтому электрохозяйство полиграф-комбината для него было «котом в мешке».

   Я согласился ему рассказать основные правила эксплуатации и правила  переключений в главной схеме электроснабжения комбината. Электро-снабжение Комбината осуществлялось по двум линиям 6 киловольт через два трансформатора 6/0,4 кВ с «мостиком разъединителей» как на высокой, так и на низкой стороне. Эти трансформаторы входили в зону обслуживания Районной электросети, а граница обслуживания проходила на контактах разъединителей в сторону распредустройства 0,4 кВ, которое находилось в зоне обслуживания полиграфкомбината. Зоны обслуживания были отделены друг от друга металлической сеткой «рабица» во всю высоту, а нижняя часть перегородки вообще была закрыта сплошным металлом .

   Все эти трансформаторы и распредустройства находились внутри здания  трансформаторной подстанции (ТП), которая находилась на территории полиграфкомбината и была огорожена металлическим забором. Ключи от ворот забора и от подстанции хранились у главного энергетика. Изучив электрическую схему по проектным чертежам, мы решили с Николаем Николаевичем пойти посмотреть оборудование по месту.
   
   При осмотре этой подстанции я обратил внимание на отсутствие одного  стационарного заземляющего ножа на низкой стороне одного из разъединителей, а в проектной схеме они значились. Николай объяснить это не смог и предложил обратиться к главному инженеру. Как объяснил нам  Главный инженер, этот заземляющий нож когда-то при переключении «сломался» и заменить весь комплект было дорого, тогда остатки этого заземляющего ножа убрали по рацпредложению одного из мастеров электрохозяйства, а на это место при необходимости вешали переносное заземление (ПЗ).
 
   Я сказал, что это ошибочное решение: при проведении ремонта соседнего разъединителя оперативный персонал должен установить переносное заземление (ПЗ) вместо ликвидированного заземляющего ножа. А если они забудут убрать это ПЗ, то явно включатся на ПЗ и произойдёт короткое замыкание. А при стационарном заземляющем ноже ошибочное включение невозможно, поскольку этому противодействует механическая блокировка между заземляющим ножом и разъединителями.

   Главный инженер сказал, что ошибочное включение на ПЗ маловероятно – они уже лет пять так эксплуатируют подстанцию и всё нормально. Я ему  возразил, что вероятность ошибки возрастает, когда персонал неопытный или нетрезвый, особенно это опасно в пятницу или в понедельник, а задача инженерных служб предприятия - всегда готовиться к худшему варианту и своевременно исправлять повреждения и уж во всяком случае - вовремя проводить соответствующие противоаварийные тренировки. Расстались мы каждый при своём мнении.
 
   В ближайшую пятницу мне звонит Николай Николаевич и говорит, что приехала оперативно-ремонтная бригада с электросетей и срочно требует допустить их на поочерёдный профилактический осмотр самих трансформаторов (с обтяжкой контактов при необходимости). Для этого эти трансформаторы надо поочерёдно отключать и заземлять с высокой и низкой стороны. Его испугало то, что время уже одиннадцатый час, в наряде начало работ значится с 8:00,  работы вроде бы много, а персонал электросетей подозрительно возбуждён и, кажется, слегка выпивши.
 
   Я порекомендовал ему поближе к ним подойти и если от них действительно пахнет алкоголем, то лучше не допускать их сегодня, предложить им перенести работу на понедельник. Объём работы действительно большой, они явно будут спешить, а в нетрезвом состоянии они наверняка нахомутают и остановят тебе электроснабжение всего предприятия. Весь наш разговор слышал мой коллега – зам директора по производству Ульянов В.Н., он тоже согласился, что лучше перенести работы на понедельник.


   5. Ан, не пронесло!

   А в понедельник, примерно часов в десять утра, к нам офис звонят и просят пригласить к телефону меня. Подхожу, говорю: «Жемповский, слушаю Вас».
    «Станислав Станиславович, здравствуйте! С Вами говорит директор полиграфкомбината Петров Рудольф Давидович, я очень прошу Вас  подъехать к нам на разбор аварии, которая произошла в пятницу». Я сразу понял, что произошло. Я говорю, что я тогда хотел бы приехать с моим коллегой - заместителем директора по производству Ульяновым Владиславом Николаевичем. Петров отвечает, что нет возражений.
 
   Мы собрались с Ульяновым В.Н и поехали. По дороге я ему рассказал, как устроена подстанция и почему там заложена вероятность включения на переносное заземление. Приехали на Полиграфкомбинат, нас сразу провели в кабинет директора. Мы представились. Петров Р. Д. встал,  пожал нам руки, представил остальных, потом попросил нас присесть за стол совещаний и велел главному энергетику Николаю Николаевичу рассказать, как  всё происходило.
 
   Рассказ Главного энергетика.
   В пятницу около 11 часов дня приехала оперативно-ремонтная бригада с Районных электросетей, показали наряд на профилактическое обслуживание трансформаторов, потребовали открыть подстанцию и допустить их к работам. Мне, говорит Николай Николаевич, показалось, что от них пахнет алкоголем. Я вспомнил о случаях,  рассказанных  мне энерго-аудитором Станиславом Станиславовичем и я решил позвонить ему -  проконсультироваться.
 
   Станислав Станиславович порекомендовал мне подойти к ним поближе и удостовериться, есть запах или нет и предложить им, от греха подальше,  перенести эти работы на следующую неделю. Запах точно был. Я сказал, что не допущу их из-за запаха алкоголя. Они позвонили к своему руководству, оттуда ихний Главный инженер позвонил нашему главному инженеру Валентину Николаевичу, он обругал меня, сказал, что я порчу отношения с электро-снабжающей организацией и сам открыл им ворота забора и двери самой подстанции.
 
   Внутри подстанции оперативники из электросетей имеют право сами производить переключения. Они вывели в ремонт первый трансформатор, а когда стали выводить в ремонт второй трансформатор, то «врубились» на ПЗ и «вырубили» всё электропитание на комбинате. Я увидел, что погас свет и перестали шуметь вентиляторы. Остановилась вся технологическая вентиляция в цехах, возникла угроза накопления свинцовой пыли и нам с Валентином Николаевичем (главным инженером) пришлось срочно выводить персонал из цехов. Хорошо, что это был день и было всё видно.
 
   Потом из электросетей примчалась аварийно-восстановительная бригада, а чуть позже и их начальство. Первую бригаду они увезли к себе на разбор, а другая бригада провела необходимые переключения и к ночи подала по одному трансформатору напряжение на наше РУ-0,4 кВ.  Мы включили технологическую вентиляцию и приступили к поочерёдной продувке цехов. Сегодня утром наш персонал возобновил работу, а ремонтники из электросетей приступили к ремонту повреждённого разъединителя, к вечеру обещают восстановить нормальную схему электроснабжения.
Николай Николаевич Шатохин закончил свой доклад.
 
   После него стал говорить директор Петров Р.Д.:  «Так совпало, что я в пятницу уехал в Самару к начальству, вернулся очень поздно, не стал тревожить главного инженера Валентина Николаевича, думал, что он уже спит, а он, оказывается, меня пожалел и тоже не стал звонить мне. А в субботу утром я сам позвонил на комбинат и с удивлением узнал, что весь персонал инженерной службы находится на работе, запорчена уйма продукции  – люди  продолжают устранять аварию, происшедшую в пятницу.

    Я тут же сел в машину и приехал. И здесь я узнал, что у нас произошла авария, о возможности которой наш уважаемый энергоаудитор Станислав Станиславович Жемповский предостерегал и Валентина Николаевича и Николая Николаевича, но Валентин Николаевич тогда счёл, что у нас такое быть не может.

 Ан, случилось!
 
   Слава Богу, что перед этим на прошедшей неделе Николай Николаевич уговорил Валентина Николаевича рассказать ему, какие действия надо предпринимать в случае полного отключения электроснабжения – это позволило в пятницу оперативно вывести людей из производственных цехов и избежать свинцового отравления».
 
   Петров продолжил: «Я  сегодня специально собрал всех в таком составе, что бы: 
   во-первых, посыпать пепел на свою голову за то, что я сначала отказался от предложенного нам энергоаудита;
   во-вторых, указать нашему главному инженеру Валентину Николаевичу на то, что он проявил чрезмерную самоуверенность и допустил к работе нетрезвую бригаду из электросетей;
   в-третьих, объявить благодарность нашему новому главному энергетику Николаю Николаевичу за проявленную бдительность и за предварительную проработку аварийной ситуации.
 
   А самое главное – я хочу поблагодарить наших энергоаудиторов за добровольно проведённый экспресс-энергоаудит по электрочасти и сообщить им, что я готов подписать договор на проведение экпресс-энерго-аудита за 40 тысяч рублей и сразу попросить Вас оказать нам энерго-консалтинговые услуги на сумму порядка 60 тысяч рублей по анализу причин аварии и по возмещению электросетями наших убытков от этой аварии. Всего на 100 тысяч рублей.
 
   Прошу Вас, Станислав Станиславович, завтра принести мне текст договора и счёт на аванс на 30 тысяч рублей, а также счёт и акт на выполненный первый этап на 40 тысяч рублей. Вы уже заработали эти деньги. Наш финансовый директор Розенберг и юрист Левинский помогут вам».

   На обратном пути мой коллега Ульянов В.Н. говорит: «Ну, Жемповский, прямо чудеса - и авария тебе на помощь! На твоей стороне то ли Бог, то ли Чёрт!» Нет, говорю, это просто сработала «зловредная тётка Статистика» на основе многофакторного совпадения неблагоприятных обстоятельств. По приезду на нашу фирму Ульянов рассказал гендиректору Лозину С.П. о нашей поездке на Полиграфкомбинат, тот тоже удивился и сказал, что премия за ним.

   Договор мы на следующий день принесли, подписали, они оплатили первый этап, далее мы оказывали им помощь в расследовании аварии и  участвовали в их спорах с Электросетью, которая в итоге оплатила им все убытки по этой аварии. Полиграфкомбинат в свою очередь оплатил нам все суммы по договору.
 
   Когда я приехал на Полиграфкомбинат уже подписывать акт выполненных работ, то Николай Николаевич мне по секрету сказал, что Главный инженер ругался на «этих чёртовых энергоаудиторов»: мол-де, этот Жемповский, гад, с чертями дружит, это он накликал им такую аварию. Ладно, отвечаю, мы переживём, это у него уязвлённое самолюбие говорит. Главное, что мы с тобой знаем, что аварию накликали те, кто дружит с «зелёным змеем». И ваш директор понял это, а нас с тобой он публично отблагодарил. Нам это весьма важно.
 
   Слух о происшествии на Полиграфкомбинате быстро распространился  по всем предприятиям промышленно-коммунальной зоны. После этого к нам установилась очередь на энергоаудит и на разные энерго-консалтинговые услуги. Мы стали работать по плану аж на полгода вперёд. В процессе этих работ часто возникали интересные и поучительные ситуации, но это уже другие истории, о них я расскажу в следующих опусах.

Станислав Жемповский     06.02.19.


Рецензии