Города Подмосковья

   Мы закончили геральдическое путешествие по Золотому кольцу. Но и вне этого кольца, в центре России, есть множество исторических городов с очень интересными историями гербов. Представим себе небольшие однодневные поездки из Москвы в такие города. Это возможно, если они находятся на территории Московской области - не боле чем за сто с небольшим километров от столицы. Мы уже познакомились с одним из старинных подмосковных городов - Сергиевым Посадом. Теперь "поедем" по другим направлениям.

                Коломна
   Москва-река, давшая имя российской столице, где-нибудь, конечно, кончается. Это "где-нибудь" - в Коломне, городе у впадения реки Москвы в Оку. И с Рязанского шоссе, и с Казанской железной дороги далеко виден Коломенский кремль, стоящий над разлившейся в устье рекой. В 1301 году Коломна - удельный город Рязанского княжества - отошла к владениям Москвы. Для защиты подступов к стольному граду в XVI веке были выстроены каменные стены и башни коломенского кремля. Коломничи - садоводы и ремесленники -  заселили и Коломенское под Москвой (княжье, а затем царское село),и район в Петербурге под названием Коломна.
   Впервые городской герб составили к 1729 году для знамени Коломенского полка. И вот тут мы сталкиваемся с таким явлением, как "Говорящий герб". Изображение в таком гербе должно как-то объяснять название города, края, страны или фамилию гербовладельца.
   Например, в гербе города Вязники - вяз, Гороховца - стебли гороха, Медыни - пчёлы.
   А что же у Коломны?
   Свои соображения о том, что изобразить на гербе, присылали в Петербург городские власти. И предложили они изобразить колонну - дескать, слово "колонна" очень похоже на "Коломна".
   Но при чём здесь Коломна?
   Тут же придумали легенду, что в 1147 году (не поздней Москвы!)город основал выходец из Италии "знатный человек Карл Колонна", и добавили6"отчего он имя своё и герб, представляющий колонну или столп, заимствует."
   Невероятные приключения итальянцев...даже не в России, а на Руси XII века!И кто бы в такое поверил? Конечно, только итальянец - граф Франческо Санти, возглавлявший герольдмейстерскую контору. И появился герб Коломны, прямо-таки повторяющий фамильный герб известного римского семейства Колонна, - коринфская, греко-римского вида колонна под княжеской короной в поле. К ней добавили две шестиконечные звезды по обеим сторонам - может быть, потому, что город входил сначала в Рязанское, а потом в Московское княжество.
   Позднее, когда в России появились настоящие исследователи родного края, стало ясно: название "Коломна", скорее всего, финно-угорского происхождения. "Кольм" означает "три".
   И точно - из города идут три водных пути: вверх и вниз по Оке да вверх по Москве-реке. Или были здесь какие-то три посёлка?
   Одно ясно: синьор Колонна здесь явно ни при чём. Итальянцы, "фрязи", как их называли, на службе у князя Ивана III появились в Центральной России лишь в конце XV века( и оставили даже названия на карте Подмосковья - Фрязино, Фряново...), а город впервые упоминается в летописи в 1177 году.
   Но в XVIII веке классические образцы считались особо благородными. И колонна в коломенском гербе прижилась, её повторили и при новом утверждении гербов городов Московской губернии в 1781 году. Как "старый", герб оказался без символа Москвы - святого Георгия - в верхней части.
   Со временем, когда версию об итальянском основателе города отвергли начисто, стали придумывать какое-то другое объяснение колонне в гербе Коломны: колонна - памятник в честь защитников города во время ордынских нашествий, в месте сбора полков перед Куликовской битвой при Дмитрии Донском; колонна - пограничный столб между княжествами...
   Было время, когда коломенцы чуть не расстались совсем с таинственной колонной. В 1977 году праздновался юбилей - 800-летие города. И был объявлен конкурс на новый городской герб. Победивший вариант утвердили в октябре 1976 года. В верхней части были изображены красные зубцы Коломенского кремля. В основной, красной, части - древнерусский боевой шлем, окружённый шестернёй, и три соединяющиеся в центре голубые полосы. В углу - башня под пятиконечной звездой, а внизу - год основания: цифры 1177. Шлем символизировал боевое прошлое Коломны, полосы - слияние рек Москвы и Оки, московская кремлёвская башня - принадлежность к Московской области, а шестерёнка - машиностроительную промышленность города. Вроде бы всё правильно, по существу, но какой-то очень уж невыразительный, с нагромождением деталей получился герб.
   И в 2002 году решением местных властей вернулись к изящному коронованному столпу в лазоревом поле, с двумя золотыми звёздами, на зелёном холме.
   В пояснении к гербу указано: "Колонна - символ величия, прочности, надёжной опоры. Корона - символ светской власти. Звёзды - символ божества, света, бесконечности, вечности, путеводности." А исторический смысл этого изображения по-своему объясняет автор стихов:
    На гербе под короною столб,
    По бокам - две звезды золотые...
    Сколько раз расшибал себе лоб
    Здесь злодей, начиная с Батыя...
      Сколько раз, заслоняя от бед,
      Нас вело против вражеской силы,
      Словно солнце, к вершинам побед
      Светозарное сердце России!
                (В.Герасимов)
   Колонна помещена теперь и в герб Коломенского района, но там же и три полосы из герба 1976 года в жёлтом поле, а также (в углу)герб Москвы - Георгий Победоносец.
 
                Серпухов
                -Павлины, говоришь?
                (Фильм "Белое солнце пустыни")
   Ещё более удивительная история у герба другого города Подмосковья, стоящего на реке Оке, - Серпухова. Из столицы дорога туда идёт в южном направлении, по Симферопольскому шоссе или Курскому направлению железной дороги. Легенда говорит, что название города пошло именно от Оки - она в этих местах выгибается серпом. Но в городе, у самого исторического Кремля, - река Серпейка - вот она-то и течёт серпом, а Ока была в старину от города далековата.
   Серпухов возник не ранее начала XIV века, стал центром удела внутри Московского княжества. Укрепился и расцвёл город при двоюродном брате Дмитрия Донского, - Владимире Андреевиче Храбром-Донском, сыгравшем видную роль в победе на Куликовом поле. Стал тогда чеканить Серпухов монеты, изображения на которых можно считать первыми символами города. На одних кентавр - человек-лошадь. Это, возможно, указание на воинскую доблесть. На других - две мужские головы: определённо, это были святые - покровители княжества. Но кто? Борис и Глеб? Апостолы Пётр и Павел? Вероятно, мы так до конца этого и не узнаем.
   Удельное княжество, а с ним и местные сонеты, исчезли в середине XV века, когда его ликвидировал московский князь Василий II . С тех пор Серпухов, как и Коломна, много раз встречал неприятеля на пути к Москве. Город славился и ремёслами и крупными Высоцким и Владычным монастырями. Но эмблемы не имел - не считался земельным центром. Как и для ряда других российских городов, поводом для составления герба Серпухова стало учреждение в XVIII веке Серпуховского полка. Но оказался в городском гербе вовсе не серп, как можно подумать. Уже знакомый нам граф Санти получил из города справку об "особенностях Серпухова". Особо жители города выделили то, что "в монастыре одном родятся павлины", и это пленило впечатлительного герольдмейстера. В разработанном под его руководством гербе Серпухова появился павлин с распущенным хвостом в красном поле.
   Но что это за монастырь? И откуда в центре России в те времена появились павлины? Из документов известно, что в 1691 году окольничим Михаилом Колупаевым были подарены Высоцкому монастырю "гнездо журавлей, павлин да пава". Конечно, диковинные, удивительной красоты птицы стали на протяжении десятилетий достопримечательностью города. И вот павлин закрасовался и в городском гербе, который, правда, был утверждён лишь в 1781 году, вместе с другими гербами уездных городов Московской губернии. Описание его краткое:"В красном поле стоящий с распростёртыми крыльями павлин".
   Хоть павлин птица и не традиционная для России, но он довольно давно "прописался" в русской литературе и в народном творчестве. В сборнике разных сочинений, вышедшем в России в XVII веке, был рассказ "О паве". С заморским дивом - павлином уже в те времена сравнивали красивого, статного юношу, с павою - девушку. Известна народная песня:"За павой павлин идёт". И у Пушкина:"А сама-то величава, выступает, будто пава". Изразцовый узор "павлиний глаз" применялся при отделке дворцовых зданий и церквей. Не удивительно, что павлин как символ города полюбился серпуховчанам. Его стали связывать и с тем, как город зорко берёг южные пути к Москве, и с красотой ситцев местных ткацких фабрик.
   Впрочем, в 1969 году при составлении советского герба Серпухова, оставив павлина, потеснили его изображениями шестерёнки, колоса, спутника и даже...ядерного реактора (символы промышленности, сельского хозяйства, космической отрасли и центра ядерных исследований в ближнем Протвине на Оке). В углу оказался шпиль башни Московского Кремля со звездой. Не совсем удачное это соседство - птица и реактор, и "навороченный" герб критиковался ещё в те времена. НА значках чаще изображался один павлин;такой же, традиционный, герб укасил в 1983 году станцию Московского метро "Серпуховская" у начала исторической дороги на Серпухов в Замоскворечье. В 1990-ые годы дореволюционный герб официально восстановили. Только в правом верхнем углу изображается теперь герб Московской области - Георгий Победоносец, скачущий направо, а не налево, как в Москве.
        Павлин...И вроде предо мной
        Заря павлином распахнулась
        И, отражённая волной,
        Красой-девицей обернулась!
                (В.Герасимов)
   Ну, а если бы не завелись павлины триста лет назад в Высоцком монастыре? Был бы, наверное, в гербе Серпухова тогда крестьянский серп, говорящий, более того - "именной" - образующий как будто букву С. Всё резонно, но... не так броско. А тут, как из сказки, павлин!

                Звенигород
   Очень часто город, которому было суждено стать великим в истории, какое-то время спорил за первенство со своим соседом: Древние Афины - с Элевсином, Флоренция - с Ареццо. А с Москвой спорил Звенигород, расположенный к западу, выше по течению Москвы-реки. Вероятно, возник он одновременно с Москвой, а может быть, немного раньше. Название города красиво и таинственно. Звени-град - так называли город, если он находился на высоком открытом холме и с церковной колокольни или набатной башни далеко разносился колокольный перезвон...
     Знали люди здесь -
     Коль пахарь шёл на дело,
     В колоколе серебро,
     Смеясь, звенело.
     Когда же враг врывался
     В Звениград,
     Гремела медь,
     И это был набат!
     Колокол людей
     Скликал на вече,
     Потому гербом
     Он стал навечно!..
             (В.Герасимов)
   Звенигородов на Руси было несколько. Но наиболее прославился этот, на Москве-реке. В XV веке ветвь московского княжеского рода, получившая в удел Звенигород, вела борьбу за великокняжеский престол. Некоторые склонны связывать отождествление московской эмблемы - воина с Георгием Победоносцем именно с Юрием Звенигородским, племянником Дмитрия Донского, временно отбиравшим Москву у Василия II - своего внучатого племянника... Всё-таки Георгий Победоносец - святой покровитель Юриев, и как знать? После бегства проигравшего в этой распре сына Юрия Дмитрия Шемяки стал Звенигород скромным городом, но почитался и церковью, отстроившей Саввино-Сторожевский монастырь,и царями - любил сюда приезжать Алексей Михайлович, и приказал построить Царицыны палаты. Даром от властей был и медный колокол, попавший в "говорящий" городской герб в 1781 году.
   "В голубом поле великий колокол, подписанный по краю оного неизвестного нам литерами (буквами - Авт.), каковой колокол, вылитый из меди, и поныне хранится", - гласит описание герба. "Неизвестные литеры" - шифр - в XIX веке прочитали; колокол оказался с дарственной надписью от царя Алексея. Но в новом описании 1883 года колокол уже стал "серебряным с золотыми украшениями". Возможно, к тому времени, например, после войны 1812 года, достопримечательный колокол пропал, а рисунок решили "повысить в цене". Есть версия, что колокол существовал до 1941 года, когда он разбился при попытке вывезти его в эвакуацию.
   В отличие от более старых гербов Коломны и Серпухова, в верхней половине звенигородского герба (а затем в углу) был помещён московский герб.
...Не так давно предполагалось назвать новую большую магистраль в Москве, включающую историческое Звенигородское шоссе - начало дороги на Звенигород - Звенигородским проспектом. А назвали Краснопресненским проспектом, что куда менее точно. Жаль. А то могла бы появиться на новой линии метро и станция "Звенигородская", которую, конечно же, украсил бы герб с колоколом...

                Дмитров
   И, наконец, поговорим о гербе ещё одного города, который долго был удельным княжеским центром. Это - Дмитров, находящийся к северу от столицы. Туда ведёт одноимённое Дмитровское шоссе, самое спокойное Савёловское направление железной дороги, а с конца 30-ых годов минувшего века ещё и водный путь - Канал имени Москвы, соединяющий кратчайшей дорогой Москву-реку и Волгу.
   Говоря о гербе Дмитрова, придётся вновь вспомнить существа, казалось бы, никакого отношения к этому краю не имевшие, - сирен, драконов, горностаев... Но всё по порядку.
   Дмитров, один из двенадцати городов, основанных Юрием Долгоруким, носит церковное имя - Димитрий - его младшего сына Всеволода, родившегося, по легенде, именно в этом месте в 1155 году. После нашествия Батыя владимиро-суздальские земли распались на мелкие княжеские уделы, и центром одного из них в конце XIII века стал Дмитров.
   Через полвека Дмитровское княжество отошло "под руку" Москвы, но Дмитрий Донской восстановил его уже как часть своих владений, посадив в Дмитров княжить младшего сына - Петра. При нём-то и началась в городе чеканка местных монет. Одним из изображений на них был символ Москвы - всадник с оружием.
   А вот собственно местными символами выступали и Самсон, борющийся со львом, и длиннохвостый дракон, на котором иногда сидит сказочная сирена - птица с женским ликом. На Руси такое существо называли птицей Сирин.
   Птица Сирин считалась символом жизненной силы, долголетия и удачи. Понятно, что местными князьями такое изображение было выбрано не зря. Дракон же, по-видимому, означал побеждаемое зло, вражеские вторжения, усобицы, в предотвращении которых город сыграл в разное время заметную роль. Интересно, что такая же сирена на драконе изображалась на монетах другого подмосковного города - Можайска. Удельное Дмитровское княжество существовало долго, до времён Ивана Грозного.
   До сих пор за высокими валами находится старинный Дмитровский кремль - свидетель расцвета города. Но его герб приобрёл в XVIII веке новый вид. Хотя Пётр I и оказывал внимание этому краю в связи с изысканиями возможности строительства каналов, полка, дававшего городку права на герб, создано здесь не было. Город получил герб лишь в 1781 году как уездный центр московской губернии - "четыре княжеские короны в горностаевом поле в память бывшего в оном городе знаменитого четырёх князей съезда".
   Что же это за съезд?
   В 1301 году в Дмитрове, встретившись "дружелюбно". по выражению летописца,решили свои дела Даниил Московский, Иван Переяславский, Михаил тверской и Андрей Городецкий. К этому можно добавить и то, что в XV  веке дмитровский князь часто мирил соперников - Василия II Московского и Юрия Звенигородского.
   Выделив достойное событие в истории города и отметив его в гербе княжескими коронами, геральдисты особо подчеркнули исторический вес Дмитрова: горностаевый мех - серебряное поле и чёрными прожилками - означает благородное происхождение. В верхней части щита поместили герб Москвы в красном поле.
   Хотя горностай, северный пушной зверь,  никогда не водился в подмосковном крае, красивый рисунок меха полюбился местным жителям. И в наши дни старый герб утвердили вновь, только в варианте 1883 года, где московский герб занимает лишь угол, а  значит, мех с четырьмя коронами выглядит более внушительно.
      ...Над ликующим городом слышатся мирные звоны,
         И над площадью праздничной ночью огни взметены.
         Торжествует и герб, на котором четыре короны,
         Символ мирных решений, что лучше вражды и войны.
                (Виктор Красавин. "Дмитровский герб")


Рецензии