Рецензия на рассказ Рандеву после дождя

          Среди мистических произведений Александра Щербакова-Ижевского с говорящими заголовками «Лунная поляна», «Фантом», «Хеллоуин», хотелось бы выделить рассказ с житейским названием «Рандеву после дождя», в котором уже в завязке читатель ощущает напряженное внутреннее состояние героя. В описательных оборотах, где автор рисует красивую блондинку с синими «божественной красоты» глазами, соблазнительной фигурой и носом, указывающим на «очевидную холёную самодостаточность», как бы невзначай указывается на взгляд, который проникает в самую душу и вызывает легкий озноб. И взор парня-красавца, высокого роста и физически крепкого, с вьющимися волосами, которого читатель застаёт в баре ресторана, «холодный», «невозмутимый», вполне способен загипнотизировать. С помощью эпитетов «дьявольская» и «сатанинская» (красота плейбоя) автор настраивает читателя на мистическое развитие действия.
          В произведении «Рандеву после дождя» Александр Щербаков-Ижевский раскрывает тему смысла жизни человека. Указывая на вопросы, волнующие каждого в определённый момент бытия, автор использует мистические образы. Смерть, пришедшая за главным героем, подталкивает персонажа, перспективу которого автор вырисовывает метафорами «громадьё планов» и «сияние благополучия», на серьёзный анализ прожитых на данный момент дней. Апостол успения призывает героя не фальшивить и требует держать ответ за совершенные поступки, обвиняя в том, что все достижения и материальные возжелания нужны были для большой услады, а не для бессмертия души.
          Автор (устами Ангела смерти) совершает суд над судьбой героя, подчеркивая ошибки, учинённые в семейной жизни. Перед читателем – развращённые благосостоянием домочадцы, ничего не знающие о подвигах своего деда, героя войны, не желающие чтить память о нём. Ангел Смерти указывает на одиночество персонажа: в его жизни есть лишь невнимательные, чёрствые члены семьи и друзья, которые появляются по необходимости из меркантильных интересов.
          Демон произносит резюме прежней жизни героя, где он был успешным бизнесменом, подчеркивая, что всё складывалось внешне удачно и был «прекрасный шанс проявить себя на земле». Итог разговора персонажа и Ангела Смерти таков: вряд ли можно назвать настоящую жизнь героя благодатью, она – лишь агония несбывшейся мечты.
          В развитии сюжета произведения переломным моментом является заседание представителей потустороннего мира и бравого военного, лет двадцати отроду, солдата с наколкой СССР и лучами солнца на запястье, которого читатель уже встречал в начале рассказа за столиком ресторана. Неслучайно именно он «горячо требовал» дать шанс герою остаться жить и выполнить своё предназначение, ведь это и есть его отец, участвовавший в ВОВ.
          Символичны условия, поставленные смертью в качестве назидания на дальнейшую жизнь. В уста героини, представительницы потустороннего мира, автором вложены философские мысли о смерти, которая, по мнению писателя, стимулирует жизнь, помогает человеку осуществлять великие достижения. Используя «говорящую» метафору, писатель утверждает, что она «не тормоз по жизни», а «маяк», «ориентир», потому человек ищет и творит, чтобы отложить встречу с ней. Так, автор подводит читателя к мысли, что нужно наслаждаться жизнью, но всегда помнить о финале, выстраивая свою жизнь согласно своему предначертанию, и ставить задачи значительно более широкие, выходящие за рамки материальных.
          Символично, что именно отец, военный подвиг которого герой безмерно чтит, после ухода представителей потустороннего мира возвращается, чтобы в финале произведения подвести итог и задать вопрос сыну о смысле его жизни. Таким образом, процесс поиска цели существования, проходящий в рассказе Александра Щербакова-Ижевского в трёх измерениях (в настоящее время, в потустороннем мире и в прошлом измерении, включая эпоху войны), заканчивается осознанием персонажа себя как писателя: «Рука машинально потянулась за карандашом»...

Стригина Марина. Январь 2019 года.


Рецензии