Рецензия на рассказ Рандеву после дождя
В произведении «Рандеву после дождя» Александр Щербаков-Ижевский раскрывает тему смысла жизни человека. Указывая на вопросы, волнующие каждого в определённый момент бытия, автор использует мистические образы. Смерть, пришедшая за главным героем, подталкивает персонажа, перспективу которого автор вырисовывает метафорами «громадьё планов» и «сияние благополучия», на серьёзный анализ прожитых на данный момент дней. Апостол успения призывает героя не фальшивить и требует держать ответ за совершенные поступки, обвиняя в том, что все достижения и материальные возжелания нужны были для большой услады, а не для бессмертия души.
Автор (устами Ангела смерти) совершает суд над судьбой героя, подчеркивая ошибки, учинённые в семейной жизни. Перед читателем – развращённые благосостоянием домочадцы, ничего не знающие о подвигах своего деда, героя войны, не желающие чтить память о нём. Ангел Смерти указывает на одиночество персонажа: в его жизни есть лишь невнимательные, чёрствые члены семьи и друзья, которые появляются по необходимости из меркантильных интересов.
Демон произносит резюме прежней жизни героя, где он был успешным бизнесменом, подчеркивая, что всё складывалось внешне удачно и был «прекрасный шанс проявить себя на земле». Итог разговора персонажа и Ангела Смерти таков: вряд ли можно назвать настоящую жизнь героя благодатью, она – лишь агония несбывшейся мечты.
В развитии сюжета произведения переломным моментом является заседание представителей потустороннего мира и бравого военного, лет двадцати отроду, солдата с наколкой СССР и лучами солнца на запястье, которого читатель уже встречал в начале рассказа за столиком ресторана. Неслучайно именно он «горячо требовал» дать шанс герою остаться жить и выполнить своё предназначение, ведь это и есть его отец, участвовавший в ВОВ.
Символичны условия, поставленные смертью в качестве назидания на дальнейшую жизнь. В уста героини, представительницы потустороннего мира, автором вложены философские мысли о смерти, которая, по мнению писателя, стимулирует жизнь, помогает человеку осуществлять великие достижения. Используя «говорящую» метафору, писатель утверждает, что она «не тормоз по жизни», а «маяк», «ориентир», потому человек ищет и творит, чтобы отложить встречу с ней. Так, автор подводит читателя к мысли, что нужно наслаждаться жизнью, но всегда помнить о финале, выстраивая свою жизнь согласно своему предначертанию, и ставить задачи значительно более широкие, выходящие за рамки материальных.
Символично, что именно отец, военный подвиг которого герой безмерно чтит, после ухода представителей потустороннего мира возвращается, чтобы в финале произведения подвести итог и задать вопрос сыну о смысле его жизни. Таким образом, процесс поиска цели существования, проходящий в рассказе Александра Щербакова-Ижевского в трёх измерениях (в настоящее время, в потустороннем мире и в прошлом измерении, включая эпоху войны), заканчивается осознанием персонажа себя как писателя: «Рука машинально потянулась за карандашом»...
Стригина Марина. Январь 2019 года.
Свидетельство о публикации №219020701272