Рома, режиссер Альфонсо Куарон

Наблюдение -  раньше в западном кино показывали красивых людей на фоне неприглядного мира, нынче красивый мир на фоне неприглядных героев. Фильм «Рома» исключением не стал. Ну что это за героиня? «Я гляжу ей в след: ничего в ней нет». Да и взгляд бы отвел не замани меня сногсшибательно выстроенными планами.  Может добилась она чего, и поэтому режиссер посвятил ей два часа экранного времени и два года собственной жизни? Да нет же, героиня обычная служанка, таких любят показывать в мексиканских сериалах. Ну может быть сюжет такой, что не успеваешь даже выдохнуть? Опять нет,  обычные перипетии обычной жизни – жила себе у богатых хозяев, забеременела от первого мужика в жизни, потом встретила его среди карателей студенческого шествия, тут же родила от шока… Мертвого сына.
 
Таким же мертвым плодом режиссерской карьеры мог стать для Альфонсо Куароно и его новый фильм. Но все-же «Рома» - при всей его безсюжетности – один из главных претендентов на «Оскар». Как же так получилось? 

Во-первых, он абсолютно вписывается в тенденцию последнего времени – герои абсолютно не красивые, не стильные, простые, замученные, напуганные, нищие, потерянные… Такова «Ида» у Павликовского, такова героиня фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».  Это новая социальная волна западного кинематографа. Она временами то заливает кинопремии, то ненадолго отходит. Сейчас скорее она в отливе, тем больше шансов у «Рома» обойти конкурентов, рассказывающих истории из жизни музыкантов и королев («Зеленая книга», «Фаворитка»).

Во-вторых, западное кино все больше очеховедчивается. На смену шекспировским страстям и лихо закрученным сюжетам, приходят фильмы, где часами вообще может ничего не происходить, но при этом вы не за что не оторветесь от просмотра.  На самом деле сюжет в таком кино есть, просто разворачивается он на уровне метафизики, увидеть его глазами нельзя, только - сердцем. Поэтому и запоминаются такие фильмы надолго, и не отпускают часами. Кстати, другой Чехов – племянник Антона Павловича тоже в подобных картинках присутствует, я про актерскую систему. Чехов в квадрате – вот формула успешного фестивального кино.

И наконец, причина третья. Она несколько вытекает из второй.  Настоящие художники всегда обращают внимание на то, как в их работах передана (выстроена) атмосфера. От первого до последнего кадра. В ход идет все – черно-белая пленка, которая погружает зрителей в историю быстрее, чем цветная – доказано. Блестяще выстроенные планы. Ревностный подход к выбору натуры и экстерьеров.  Выверенные детали в кадре. Когда играют даже собачьи какашки! Другими словами – чтобы претендовать на «Оскар» нынче надо быть фанатиков. Не фанатики не смогут снять шедевр. Терпения не хватит.

Но главное, почему атмосфера (то, что обволакивает персонажа) вышла на первый план – режиссеры все больше стремятся сделать главным героем мир, весь мир. Будто предчувствуют его конец и хотят успеть понять о нем больше, чем рассказывают телеведущие и политики.


Рецензии