Отношение к писательству

            

            Получил по рассылке от издательства «Bookscriptor» интервью с одним из переводчиков романа Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечной шутки» и автором романа «Центр тяжести» (ЭКСМО, 2018) Алексеем Поляриновым о том, почему он сбежал из Литинститута, как Уоллес повлиял на его писательский метод, что такое стадии писательской трезвости и чем хороша русская литература.

            Приведу только часть интервью (полная версия здесь http://urlid.ru/bl8o ).

            

            

            Вопрос:

            «К кому из авторов вы посоветуете присмотреться начинающему писателю?»

            Ответ:

            «Мне кажется, чтобы научиться писать, молодому автору стоит читать классиков, учиться по большим романам. Они же как стволовые клетки. По мне, самая лучшая книга — та, после прочтения которой у тебя остался вопрос: «А что, так можно было?» Когда я прочел «Шутку», я удивился тому, насколько автор был смел в том, что он вообще забил на все правила, на все, чему учат на литературных курсах. На курсах учат начинать так, чтобы сразу было понятно. У него непонятно, что происходит, примерно до сотой страницы. Поэтому я веду тихую войну с учебниками литературного мастерства, постоянно повторяю, что действительно нужно прочесть все книги по литературному мастерству, включая самые ужасные, чтобы знать, как не надо, чтобы знать, какие правила нужно нарушать».

            Вопрос:

            «А жизненный опыт, он влияет на то, как автор пишет и организует текст? Или вы за то, чтобы искать форму и черпать вдохновение только в прочитанном?»

            

            Ответ:

            «Прочитанное я не отделяю от жизненного опыта. Но когда тебе 22-23-25, для тебя вся жизнь где-то впереди, а 30 — это первый случай, когда ты начинаешь оглядываться назад и думаешь, а что ты сделал за последние 10 лет? В 20 о таком не задумываешься. То есть, чем старше ты становишься, тем больше ты черпаешь из себя. У меня есть шутка, что, как есть 12 стадий трезвости у алкоголика и наркомана, так же нужно выделить 12 стадий трезвости писателя. Первая стадия — это когда ты понимаешь, что тебе нечего сказать миру. Это самая важная стадия для меня. Почему все начинают писать с фэнтези или фантастики, все начинают придумывать миры? Я это понял, когда начал писать, один семестр проучился в Литинституте и быстро сбежал оттуда».

            

            Вопрос:

            «Потому что учили по схеме?»

            Ответ:

            «В Литинституте не учили по схеме. Там была другая проблема — там учили «писать о том, что знаешь». И это казалось мне довольно сомнительной тактикой, потому что, когда тебе 18 или даже 25 лет, ты ни хрена не знаешь. Мне кажется, писатель растет не тогда, когда «пишет о том, что знает», а тогда, когда пишет о том, что хочет узнать, о том, в чем хочет разобраться».

            

            Хочу обратить особое внимание на фразу «писатель растет не тогда, когда «пишет о том, что знает», а тогда, когда пишет о том, что ХОЧЕТ УЗНАТЬ, о том, в чем ХОЧЕТ РАЗОБРАТЬСЯ».

            К аналогичному мнению я пришел несколько лет назад, когда ознакомился с дневниковыми записями Владимира Богомолова к роману «Момент истины», которые он вел на протяжении 23 (!) лет.

            Это своего рода эталон отношения к писательству.

            Записи Владимир Богомолова в свободном доступе есть здесь: http://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html




UPGRADE 11/02/2019

            Один из примеров противоположного отношения авторов к своим публикациям описан в серии моих очерков здесь: http://www.proza.ru/2013/08/09/2
            


Рецензии