Лучшее произведение

              ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ


           Саныч открыл дверь в свою мастерскую. Если сказать, что распахнул дверь в свою студию,  звучало бы- слишком. Потому что студия- это что-то светлое с большими окнами и высокими потолками. А это был  просто гараж. Вдоль стен на полках и на полу стояло множество скульптур маленьких и побольше, в бронзе, керамике и гипсе. В  центре на столах  тоже стояли  скульптуры. Шаг в это не слишком светлое помещение, если не включать свет, и Сан Саныч оказывался в окружении своих скульптурных работ. Он начинал ощущать необъяснимый подъём. Его мягко окутывала чудесная неведомая энергия.
Всё что он делал своими руками, вкладывая свои мысли и чувства, было полно энергии. Получается, что это  был такой маленький собственный храм — Храм Искусств.
В то же время это была и Машина времени. Например, если он брал в руки свой пластилиновый эскиз 30-летней давности, на котором были отпечатки его пальцев ( его отпечатки были везде- на гипсе, на керамике и на бронзе ) и накладывал свои пальцы на этот эскиз, как бы возвращаясь к прежней работе к прежним мыслям,  в тишине мастерской в отключении от окружающего мира  к нем возвращалось то время, когда он создавал этот эскиз. Всё возвращалось. О чём он тогда думал, какие его окружали люди, о чём был разговор, и звуки того мира.
        А будущее, оно было не одно, это были варианты будущего. Ты рисуешь, задумываешь композицию, делаешь эскиз, представляешь, как это будет на  самом деле и  как это творение будет жить дальше, самостоятельной жизнью. Например, для бронзовой скульптуры выставка, на которой её поставили для обозрения зрителей, уже ни чего не значит; это мгновение в её вечной будущей жизни.
Вот, например, эта бронзовая скульптура, под названием Девушка.  Хорошая работа. Она проживёт тысячи лет  нашего линейного времени. Она может пережить всевозможные потрясения, даже гибель цивилизаций. Вполне возможно, что  когда нибудь её могут найти в земле, достать из глубин океана или выловить в безграничном космическом пространстве в каком- нибудь другом секторе Галактики. И даже тогда, скульптура будет сохранять его энергию, его мысли и чувства. Она часть его. Но это будущее очень далёкое и неопределённое.
Или он создаст эту работу на разных линиях времени, а дальше у них будет разная судьба. Конечно всё это, неопределённо, фантастично.
А вот если нет ни прошлого ни будущего, а есть только Сейчас. Вот это-уже определённо. Пусть будет так.
Значит, сделаем это Сейчас ещё более приятным. Сан Саныч приподнял бюст сурового усатого мужчины и аккуратно извлёк красивый графин с густым, красным вином и симпатичный маленький стаканчик. Такие стаканчики у него имелись ещё и  для гостей.
Сан Саныч поднял наполненный стаканчик и обратился к суровому выразительному портрету.
         -Ну вот, Пётр Павлыч, настало это удивительное время. Мы ведь когда-то говорили  именно об этом времени. Конечно, мы не могли знать в точности, какое оно будет. Но мы мечтали о чём-то подобном !  Ну, давай Пётр Павлович !
          Сан Саныч поднял стаканчик повыше и обвёл взглядом свою невзрачную мастерскую. Со всех сторон смотрели на него его творения - творения его рук и чувств и  он добавил, обращаясь уже ко всем:
– За Рассвет ! - и опрокинул стаканчик.
     Сделал паузу, как бы прислушиваясь к самому себе, настраиваясь на начало работы. Затем подошёл к станку и начал разворачивать пленку  и снимать мокрую ткань с начатой работы в глине. До завершения ещё было далеко и спешить не надо было. Если спешить не надо, то  это хорошо, потому что много приятных моментов в самом рабочем процессе, а завершение-это отдельное событие. Многие больше  любят именно  рабочий процесс. У живописцев процесс идёт, идёт, но наступает момент, ты его останавливаешь и работа готова. Один из секретов мастерства заключается, как раз в том, чтобы во время остановиться. В скульптурной работе это тоже важно, но вовремя остановиться, это не значит, что работа закончина. Это только полдела или даже четверть дела. На следующей стадии создания скульптуры, приходится много работать с материалами. Мысли и эмоции воплотить в твёрдых материалах, дать им вечную жизнь. Надо снять с глиняной скульптуры форму и отлить её в гипсе, но гипс это ещё промежуточный материал. Дальше скульптура переводится, так сказать, в вечный материал. Это может быть керамика, дерево, бронза, камень, пластмасса, медь, нержавеющая сталь и т.  д.
          Вот например, бронза, которой Сан Саныч посвятил  в своё время лет десять.  Всё оборудование он конструировал и делал своими руками, начиная с бронзоплавильной печи и тигелей. Создать скульптуру в бронзе, это длительный поцесс. Можно сказать, что  здесь работает маленький литейный заводик, потом, отлитую в бронзе, скульптуру нужно ещё доводить своими руками  не один день. И вот наконец, когда бронза заиграет своими золотисто-зеленовато-коричневатыми тонами, когда твоим пальцам будет приятно прикасаться к ней, когда она будет, вращаясь на станке, играть своими формами и сиять- наступает рождение Вещи. 
         Сан Саныч вспомнил, как рождалась скульптура Девушка.
.... На станке стояла бронзовая скульптура, накрытая самым чистым куском белой ткани, найденным в мастерской. На ритуале “рождения”  скульптуры присутствовали скульптор и его модель, с которой он лепил композицию. Была произнесена “речь”, что-то типа того,что теперь наше творение будет жить в веках, а вместе с ним и частица нас. Затем  сдёрнули  ткань со скульптуры, брызнули на неё из стаканов чего-то крепкого и выпили в честь её рождения.
       Тут вдруг  вспомнились слова преподавателя  о его дипломном портрете Маринка , вылепленным  с соседской девушки. Он сказал:
– Чтобы сделать такой портрет, нужно любить, — и в  его голосе  чувствовалось не поддельное волнение.
 Эти слова были сказанны при всей группе, что не маловажно. Но тогда, в суете преддипломной работы они воспринялись как полушутка.  Это теперь, вспоминая их, он понимал, что серьёзный  пожилой скульптор, решился сказать ему эти слова, как высший комплимент.
Теперь слово любить в изобразительном искусстве применяется крайне редко и то, в каком - нибудь, своём третьестепенном значении.
Но дети, рождённые в последние годы, возвращают этому слову первостепенную важность. Вот, например, его внучка Ульяна, чем-то занимается, играет, рисует и вдруг говорит:
– Деда, я тебя люблю.
И дед ей отвечает так-же:
– Ульяша, я тебя тоже люблю.
Эту фразу она может сказать совершенно  неожиданно, в любое время дня, при любых обстоятельствах и не только своим близким, но и дереву и цветам. Ульяша не знает, что она и в самом деле волшебница и произносит самое удивительное, волшебное и необходимое заклинание в мире.
В жестяную хлипкую дверь послышался бодрый стук. Затем детский голосок сообщил:
– Деда, Уля пришла, это Уля !
Деда распахнул дверь. На фоне зелёной поляны стояла, ярко освещённая солнцем, девочка, годиков трёх.
– Деда, можно к тебе?
– Конечно, заходи.
Ульяша заходила к деду по разным делам и  он лепил её очередной портрет.
Первый портрет он сделал, когда она была совсем маленькая. Её приносили, садили и она говорила:
– Пить, пить .
Приносили ей воду, но она показывала пальчиком на завёрнутый в пленку портрет, стоящий на станке.
– Лепить!- восклицали все и смеялись.
....
– Деда, — сказала задумчиво Ульяша,- а ты, хороший скульптор ?
– Ну, вообщем, да. Ни кто не жалуется и призы бывает на выставках получаю.
– Деда, а люди, они тоже могут быть произведениями искусства ?-с просила Ульяша и добавила - Вот мама сказала, что я её лучшее произведение.
– Да, дорогая. Все мы чьи- то произведения, а те кто нас создавал, они тоже чьи-то произведения. Только бывает, они совсем не догадываются, что они художники создающие божественное творение, и это плохо.
– Помнишь, ты сочинял историю про меня. Я тебе сейчас расскажу. Когда я ещё не умела ходить, а только ползала,  смотрела на кота Ромку, который важно ходил возле меня и думала, что  вот настанет время, когда  я  встану на четвереньки и быстро пойду, как кот. Потом  посмотрела на людей и подумала, что  встану на две ноги и быстро, быстро побегу, как люди. А когда пролетела над головой птичка, Ульяша подумала- а потом я начну летать.
– Да, было такое сочинение, было,- закивал головой Дед.
– А теперь, видишь Деда, бегаю я уже хорошо!
– -Ещё как хорошо!- восхищённо, подтвердил Деда,- да ты просто летаешь!

    Здесь Деда переменил тему. Давно ему хотелось узнать у Ульяши её ощущения в своей мастерской. Потому что девочка, как многие заметили в семье, много чего видит и ощущает, чего не могут другие.
         -Ульяша, а вот когда ты входишь в мою мастерскую, ты чувствуешь здесь  какую- нибудь особую энергию?
       -Да, Деда. Когда я вхожу в твою мастерскую, то у меня в животике щекочет.

    Деда удовлетворённо кивнул головой, потому что, если у Ульяши щекочет в животике, то это хороший показатель.
       -Деда, давай поиграем, совсем немножко ?- Ульяша, умаляюще посмотрела на Сан Саныча.
       -Это будет совсем коротенькая игра. Давай я буду, таким большим кусочком глины или пластилина, а ты из этого кусочка будешь лепить маленькую девочку.
     -Ладно, - согласился Деда,- если, не долго.
Затем Деда-скульптор выдвинул низенький и  широкий столик с крутящейся крышкой на верху и торжественно сказал:
       -Раз такое серьёзное дело, сделать скульптуру девочки Ули в натуральный размер, то этот  комочек глины чем-то похожий на девочку, должен забраться вот сюда, на подиум.-
и он похлопал по вращающейся крышке столика. Ульяша забралась на этот столик, села на корточки и собралась вся в комочек, подобрав под себя руки и ноги.
– Вот, я и стала комочком глины,-прошептала торжественно она, - Деда, начинай лепить девочку.
– Так,- сказал Деда-скульптор,- сразу же определим в глине большие формы и детали. Вот спинка девочки, вот голова.
Скульптор водил по спине, по голове нежно, чуть касаясь руками, будто убирал лишнию глину, а потом добавлял её где надо.
         -А зубки ты мне сделал?-тихонько спросила Ульяша.
        -Да,- сказал скульптор, -Когда ротик и губки  лепил, тогда и зубки сделал.
Работа продолжалась ещё несколько минут.
        -Всё сделано!- сказал он радостно,- Какая красивая, замечательная получилась девочка!
– Деда, а теперь сделай мне крылышки.
– А какие тебе крылышки ?-
– Как у феи или  как у стрекозы.
– Так, начинаем делать крылышки...
Скульптор взял кусок мягкой, пластичной глины, размял его немного в руках.
           - Так, вот здесь, над лапаткой сделаем одно крылышко, а здесь второе.-
Крылышки скульптор закончил быстро. Через пару минут он уже радостно сообщил:
           -Ну вот, крылышки у девочки получились такие изящные, серебристые, лёгкие. Так и просятся в полёт !
Скульптор потёр руки, довольный проделанной работой и произнёс задумчиво:
           -Пожалуй, это и в самом деле, моё лучшее произведение.
           -Деда, ты пока отвернись,-сказала Ульяша тихонько, почти шопотом,-А то, можешь испугаться.
– Хорошо, я отвернулся.
Сан Саныч отвернулся и взглянул на свою полуоткрытую копозицию, настраивая себя на процесс предстоящей работы.
Всё произошло быстро. Порыв ветра сбросил со стола  все листы с  набросками, встряхнул паутину по углам и поднял пыль, которой в скульптурной мастерской всегда предостаточно.
Он услышал Ульяшин звонкий смех, резко обернулся и только успел увидеть, как в проёме двери мелькнули серебристые крылья. Он бросился к двери. Всё выше и выше поднималась  фигурка маленькой девочки, уже приближаясь к вершинам деревьев.
– Деда, я скоро вернусь,- крикнула она.
Дурацкие мысли вертелись в голове у Сан Саныча.
– Но крылья ведь совсем маленькие, а она летит!-
А потом ему пришла в голову новая мысль.
– Да она верит, она просто верит ! Потому и летит-
А потом ему пришла ещё одна чудная мысль:
– Не надо было играть в эту игру. Вот и доигрались! Вот и лучшее произведение! Ох, только бы соседи не увидели. Ну кто же мог знать, что она не только видит с закрытыми глазами... Видит, ну и видит, к этому уже привыкли....Все дети что-нибудь по-другому видят!... А вот, чтобы  выкинуть ТАКОЕ ! Да, уж больно она хотела феей стать,- вздохнул Сан Саныч
Потом Сан Саныч ещё немного подумал, беспокойно вглядываясь в облака, в синие небо и вершины деревьев.
– А, ведь она ещё  и русалкой мечтает стать ! Что же, теперь её к воде не подпускать !Вот тебе и Рассвет.
Сан Саныч сел на  какой-то пенёк возле своей мастерской и стал ждать Ульяшу,

                Александр Ефимов


Рецензии