В баварский Эберсберг к мощам святого Севастиана

Фото: Мощи (часть главы) в приходской церкви св. Себастьяна  (Севастиана)  в  Эберсберге (Верхняя Бавария). Фото из открытых источников.


I.

Более тысячи лет баварский город Эберсберг (Ebersberg)  на юге Германии известен как место паломничества к мощам одного из самых почитаемых раннехристианских мучеников – святого Севастиана Медиоланского и Римскогo, начальникa дворцовой стражи.

Здесь в  приходской церкви св. Себастьяна  (Севастиана)    церкви находится одноименная часовня  (Sebastianskapelle; 1668–1671 ), где в алтаре установлен  драгоценный  бюст-реликварий с мощами  (лобно-теменная  часть черепа)  святого мученика. До 1808 г. эта церковь  была монастырской  и принадлежала  бенедиктинскому аббатству Эберсберг в Верхней Баварии.

Само поселение Эберсберг  основано в 876 – 880 гг. графом Зигфартом и первоначально оно  называлось «Эбереспере».  Около  931 г. прибывший из этого баварского поселения   в Рим   августинский пропст Хунфрид получил  в подарок от папы Стефана VIII   ( 928 –  931)  мощи  св. Себастиана. Примерно  с того же года начинается паломничество  к мощам св. Себастьяна в Эбереспере (Эберсберг), продолжающееся и по сей день. В Германии  день памяти св. Себастьяна (греч. – досточтимый) отмечают  20 января. Своим покровителем  его почитают военные, полицейские, охранники,  охотники, оружейники, стрелки, лучники, кузнецы, садовники, переплетчики, мастера по изготовлению спиц и иголок, и др. Верующие призывают этого святого в молитвах против чумы, эпилепсии, "врагов религии", болезней скота и др. В Средние века св. Себастьян считался одним из самых почитаемых на Западе святых и входил в число 14 святых-заступников.  Среди пилигримов Эберсберга   издавна  популярен   "атрибут–сувенир  святого",   называемый «Стрелой Себастьяна». Стрела напоминает и об орудии мученичества Себастиана, и в то же время  является  так называемым "символом внезапной болезни".

В 970 г. архиепископ Фридрих освятил в Эбереспере первую соборную церковь Cвв. Марии и Cебастьяна, где  хранились мощи святого мученика.  В 990— 1013 гг. в городе появились первые монахи-бенедиктинцы. Среди них всесторонними и глубокими знаниями отличался аббат бенедиктинского монастыря Виллирам (до 1010 – 1085). Его считали теологически образованным переводчиком Библии на немецкий язык. Спустя четыре столетия, в 1446 г. здесь основалось «Братство Св. Cебастиана». При правлении аббата Экхарта (1446 – 1472 гг.) неизвестные ювелирные мастера изготовили разбирающийся на несколько самостоятельных частей серебряный бюст-реликварий для хранения в нем мощей св. Себастьяна.

В самом конце XVI в. монастырь перешел  к Ордену иезуитов, а после пожара 1781 г. и вплоть до времен секуляризации всеми  монастырскими  постройками и  реликварием с  ценными мощами владел Мальтийский орден.


II.

18/31 декабря в Русской Православной Церкви отмечается как день памяти мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула († ок. 287).

Местом рождения св. мученика Севастиана считается город Нарбоне (Narbonne), в Галлии. На месте предполагаемого места, где  в этом городе стоял родительский дом Севастиана, в 1451 г. возвели церковь. Образование св. Севастиан получил в г. Медиолане (Милан), который святитель Амвросий Медиоланский († 397) называл и местом рождения святого мученика. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане Севастиан занимал должность начальника дворцовой стражи. Он был храбрым, правдивым и справедливым человеком, пользующимся авторитетом у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, св. Севастиан много помогал преследуемым за веру людям. Так, он обратился к заключенным в темницу Маркеллину и Марку с призывом сохранить верность Христу и преодолеть соблазн вероотступничества.

Св. Севастиан обращал многих в христианскую веру и исцелял людей от болезней. Благодаря  Севастиану в Риме возрастало число новопросвещенных. История страданий св. мученика Севастиана имеет характер эпического романа, где присутствуют лишь незначительные исторические подтверждения, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому. В разгар страшных гонений на христиан братья уговаривали Севастиана удалиться из Рима, однако он отказался. Подойдя к языческому храму, Севастиан увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. После задержания стражей Севастианa и  членов его дружины император Диоклитиан  допрашивал святого мученика.  Убедившись в непоколебимости исповедника, император после истязаний Севастианa приказал отвести его на ипподром, привязать  там к дереву и пронзить стрелами.

По преданию, местом казни св. Севастиана является территория ипподрома возле Дворца Флавиев на римском холме Палатин. Тело убитого св. Севастиана бросили в большой коллектор сточных вод. Нечистоты  текли от Дворца Флавиев и впадали в Тибр возле Моста Эмилия.

Согласно легенде, в VII в. во время эпидемии чумы жители Павии (Италия) по молитвам к св. Себастьяну остановили распространение «черной смерти». Святой мученик, пронзенный стрелами, стал на колени перед Богом, чтобы просить Его спасти человечество от страшной болезни – таков сюжет одной из картин французского художника Йоса Лиферинкса (†1508 ?).

Мученически погибли в Риме и члены дружины святого  Севастиана: Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин, Маркеллин, Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул († ок. 287).


III.

По преданию, святой мученик явился в сонном видении  христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого за городскими воротами в ранней христианской могиле, называемой «Coemeterium». В более поздние времена это место стали называть «Катакомбами св. Себастьяна».

Здесь, на месте небольшого сооружения (258 г.), позже построили базилику (340 г.), посвященную апостолам Петру и Павлу. В ней первые христиане почитали  святых апостолов. По некоторым данным, уже в V веке на могиле святого мученика Себастьяна, расположенной в Риме на Аппиевой дороге (Via Appia), построили базилику его имени.

В IX в. базилику  стали именовать церковью  Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура. В XIII веке это здание   было перестроено, a в 1612 г.  фасад  церкви приобрел  барочный вид. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура долгое время считалась  одной из семи главных  паломнических церквей Рима. Около 1671/72 г.  в церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура  на месте предполагаемого захоронения св. Себастьяна   была установлена скульптура Джузеппе  Гиоргетти, изображающая лежащее и пронзенное  стрелами тело святого.


IV.

Во второй половине XVI века в Западной Европе распространились сведения о существовании, помимо Рима, еще одной главы св. Севастиана, которая якобы хранилась с XVI века в Эхтернахе (Люксембург).  Это послужило поводом для баварских историков высказать общую точку зрения  относительно святых мощей в Эберсберге. Они засвидетельствовали в своих трудах, что папа Пий II (1458—1464) и  папа Климент VIII (1592—1605) не раз подтверждали достоверность мощей св. Себастьяна в Эберсберге. В 1928 г. кардинал Фаульберс и папа Пий XI (1922—1939) для разрешения  сомнений верующих совместно с профессором Фердинандом Брикнером сначала в Эберсберге, а позже и в Риме еще раз подтвердили, что хранящаяся в Баварии верхняя часть главы (черепа) св. Cебастьяна точно совпадает с размерами той части честной главы святого, что хранится в монастырском комплексе Санти–Куаттро–Коронати (Basilica dei Santi Quattro Coronati) на холме Целий в Риме. 8 –11 июля 1928 г. был составлен и подписан десятью ответственными лицами специальный протокол о достоверности мощей св. Себастьяна в Эберсберге.

V.

О существовании «эбербергской» части мощей св. Себастьяна и его житии стало известно в конце X-го – начале XI-го в. и на Святой Земле. Это произошло благодаря  рассказам католической святой Хадемунде ( ? —1029),  в прошлом графини, паломницы и уроженки Эберсберга. Она приходилась родной дочерью графа Адальберо Эберсбергского и сестрой графа Ульриха. Набожная Хадемунда была воспитана в страхе перед Господом,  и  в своем  родном городе постоянно молилась перед мощами святого мученика Себастиана. Вскоре после смерти супруга-маркграфа и передачи церкви и  неимущим нажитого имущества графиня Хадемунда отправилась в паломничество в Иерусалим. Здесь  она вела до самой смерти праведную жизнь. Согласно преданию, на могиле Хадемунды   в Святой Земле происходило множество чудес.


Литература.

1.Kloster Ebersberg. Pr;gekraft christlich –abendlandischer Kultur im Herzen Altbayerns.- M;nchen:Verlag Lutz Garnies, 2002

2. Krammer M. Ebersberg. Katholische Pfarrkirche St.Sebastian.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2003.

3. Минея. Декабрь. Ч. 2. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

4. Vollst;ndiges Heiligen-Lexikon. Band 2. –Augsburg, 1861, S. 597.

5. Холодюк А. Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ - Украина, 2015. – 271 с. : ил.

6. Холодюк А. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 295 с. : ил.

(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.)
 


Рецензии