Мутанты в творчестве Юрия Сташа

Уникальная коллекция черкесского художника-модельера Юрия Махмудовича Сташа, заслуженного работника культуры Адыгеи, обладателя Государственной премии Республики Адыгея (2005 г.) и Премии республиканской общественной организации «Лига мира», выставленная в Северокавказском музее Востока в Майкопе в Республике Адыгея, насчитывает десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Авторские платья-символы, женские и мужские национальные костюмы, тематические декоративные арт-объекты: панно, пирамиды и инсталляции сочетают традиционные и новаторские мотивы, соединяют воедино мифы и реальность, передают древний эпос адыгов и современные социально-философские темы.  Все его работы наполнены глубоким смыслом и не просто передают своими символами, формой, композицией и цветами авторский замысел, а «говорят», «рассказывают» свою историю, историю адыгского народа или отвечают вызовам современного мира.

Наряду с такими уже известными работами, как платья-символы «Зеленый мир», «Толерантность» (2008 г.), «50 лет ООН» (1995 г.), «Республика Адыгея» (1994 г.), «Планета информации» (2008 г.), «Птица утренней зари» (2005 г.), «Сокровище курганов Адыгеи» (2007 г.), появляются новые арт-объекты. Так, в 2017 году - в Год экологии в России Юрий Сташ представил свою эко-экспозицию, состоящую из костюмов-символов «Черкесские сады», «Золотое руно», «Молния», «Легенды Кавказа», «Дудугуш»; панно «Мутанты», «Триптих «Вопреки», «Pepsi» и другие. Основной идеей художника стало то, что «туризм помогает людям со всего света знакомиться с культурой народов мира, что сближает представителей самых разных национальностей и вероисповеданий. А это ведет к миру,  добру и созиданию». Особое место в его коллекции заняла работа «Зеркало природы», настоящее зеркало, оформленное в национальном стиле с надписями на адыгском и русском языках: «Вы видите того, кто в ответе за чистоту планеты Земля». Эта эко-коллекция была выдвинута Северокавказским филиалом Государственного Музея Востока на соискание Государственной премии Республики Адыгея в области науки, литературы и искусства в 2017 г.

Для более наглядной  и содержательной передачи выбранной тематики Юрий Сташ подбирает для своих работ конкретные символы и узоры, смысл которых ясен для людей всех национальностей, вероисповеданий и возрастов. Именно эти символы позволяют его арт-объектам «говорить» искренно, откровенно и глубокомысленно. Будь то видоизмененные адыгские орнаменты: узоры растительного и звериного стиля, геометрические фигуры, культовые символы: кресты и круги, родовые знаки – тамги, присущие его традиционно-этническим работам, или же зигзагообразные и сферические узоры, а также конкретные фигуры и образы (круг, колесо, изображения животных, скрипичный ключ, слова на разных языках, в том числе на адыгском), предметы современного бытового обихода (куклы, шприцы, папиросы, части жестяных и пластиковых бутылок и т.д.), отличающие его работы на социально-философскую тематику, все символы гармонично соединены воедино, так или иначе, относятся к солярным знакам и используются художником, в первую очередь, для передачи добра и красоты.

Однако не всегда, для передачи своего авторского замысла и отвечая вызовам современного мира, Юрий Сташ использует в своем творчестве позитивно ориентированные символы. Некоторые его работы являются громким предупреждением и даже посланием художника будущим поколениям, направленным на то, чтобы призвать людей противостоять негативным вызовам современности во имя спасения человечества, Земли, добра, красоты и гармонии. Для наглядности и более зычного воплощения своих идей он прибегает к использованию порой неприглядных и негативно окрашенных символов. Железная проволока, бомбы, ракеты, шприцы, безжизненная маска, обклеенная денежными купюрами, и даже плачущая кукла, не уступающая ужасным куклам из известного американского фильма-триллера, и наконец, мутанты  не просто «говорят» или «рассказывают» историю платья или панно, они кричат, призывают и предупреждают об опасностях современного мира. А контрастируя с солярными и позитивно ориентированными символами, они усиливают авторский замысел. Среди подобных работ Юрия Сташа платье-символ «Война и мир», костюм «Чего хочет этот безумный мир?»,  декоративные панно «SOS», «Глобализация» и, конечно, серия мини-панно «Мутанты». Именно об этих работах рассказывает в своем интервью знаменитый адыгский художник-модельер Юрия Сташ.
 
- Юрий Махмудович, какой смысл вкладывали Вы, создавая серию мини-панно «Мутанты»?

Ю.С.: На самом деле, этим я хотел напомнить людям, что из-за их безобразного  отношения к окружающей среде существа, что обитают в реках и водоемах, превращаются в мутантов, то есть в такие же безобразные существа. Как следствие, это влияет и на людей. Беспокойство об окружающей среде и побудило меня создать эти шесть работ, объединенных одной идеей о мутантах. Правда, изначально я хотел, чтобы эти панно смотрелись страшно, но они, в итоге, выглядят гораздо лучше, чем я задумывал. Как я читал, сегодня в морях и реках уже больше пластика, чем самих рыб. В общем, сегодня есть о чем беспокоиться. А так как планета Земля – наш общий дом, мы, люди, должны проявлять заботу о своем доме, об окружающей среде, стараться сохранять ту чистоту, которую дает нам природа.

- У Вас есть работы, которые люди воспринимают на первый взгляд не совсем как эстетичные, хотя, на самом деле, они лаконичные и гармоничные, если в них вглядеться, вдуматься и услышать то, о чем они наглядно рассказывают. Ваши панно «SOS», «Глобализация» и инсталляция «Хирасима-Нагасаки» сперва шокируют, хотя потом они раскрывают свою правду. Почему Вы использовали в них такие, скажем, не совсем эстетичные или неприглядные, а порой безобразные символы для передачи своего авторского замысла?

Ю.С.: Этими символами я, как бы, даю ключ для разгадки смысла. В целом, в моих работах много символов, и каждый человек может увидеть что-то свое, понять и отгадать их смысл по-своему. Но я использую их, такие, как есть, стараясь передать людям свое беспокойство в отношении того, повторюсь, что творится на нашей планете. Вот, к примеру, рождаются творческие люди, которые несут в мир красоту, хотят улучшить мир. Но одновременно природа создает будущих военачальников, у которых, к сожалению, война – это и есть творчество. Возможно, это резко, но, тем не менее, это так. Знаменитый «Детский доктор мира» Леонид Рошаль сказал, что «война – это атавизм», то есть отросток. А другой врач сказал, что «война – это болезнь, и её надо лечить». И я с этим согласен!
 
- В Вашем панно «Глобализация» Вы используете маску, обклеенную денежными купюрами, правда, не настоящими, и в этом, так называемом «глобальном» круге ничего больше. Какому Вашему авторскому замыслу служит обезображенная деньгами маска?

Ю.С.: Говорят так: «Глобализации  не нужна культура, ей нужна система потребления». К чему нас призывает реклама по телевизору? Купи! И когда дети её смотрят, они становятся частью потребительской среды, зачастую лишенной всякой культуры. И в итоге, глобализация, как косилка, уничтожает многообразие культур, сближая их, перемешивая. И вот эта утрата многообразия языков, традиций и обычаев отрицательно сказывается  на всей мировой культуре. Как-то я видел передачу о Камчатке, это же красота, непохожесть, самобытный мир. Вот допустим, например, адыгская культура. Если она потеряет свою сущность, свою индивидуальность и уникальность, какое желание будет у туристов приехать сюда, если у них на месте та же безликая картина, такая же, как и везде. Конечно, природа – это одно, а вот костюмы, танцы, обычаи, технология приготовления пищи, Именно это многообразие и привлекает туристов. То есть они хотят видеть то, что не могут увидеть у себя дома. А потом туризм, как способ общения одних людей с другими местами, влияет на нравственность, взаимопонимание и сотрудничество. Туризм - это дорога к миру! Незнание чужой культуры предполагает, хоть это и немного резко, какой-то страх перед другими, перед всем тем, что кажется непонятным. Нам всем надо стремиться к тому, что на самом деле человека обогащает познание культуры другого народа, его обычаев, традиций, языка. В свое время я создал платье-символ «Толерантность», через которое я говорю: «Не отрицать чужую культуру, обычаи, традиции, язык! Проявляя любознательность, обогащаться!». Как-то я уже говорил, или об этом писали, я хотел бы, чтобы «толерантность» было не просто словом, а служила бы человечеству как мировая религия. Один философ сказал, как бы нам найти такую одну религию, которая бы служила всем.
 
- Следовательно, в панно «Глобализация» Вы использовали маску для обезличивания, передавая свой замысел глобализации культур, что приводит к утрате самобытности и многообразия. А это, так или иначе, обезображивает наш мир.

Ю.С.: Все верно!

- Изучая суть Ваших произведений, не возможно не заметить, что Вы поднимаете тему экологии жизни. Какие нестандартные, а порой негативные символы Вы используете в таких работах?

Ю.С.: Сегодня, к примеру, если посмотреть на нашу столицу, город Майкоп, в результате современных преобразований почти в каждом подъезде стоят железные двери. Это тоже элемент состояния нравственности в обществе. С помощью этих железных дверей люди замкнулись. А если идти дальше, то на первых этажах люди установили решетки. Это всё от страха. Один коммунист в Турции как-то сказал: «Светлые 12 лет перечеркнули ржавые прутья». Как верно сказано! Так, я на моем костюме «Эмпатия», что означает сострадание, нашил карман и вставил замок, который закрыт ключом, что висит рядом.  Это, в первую очередь, символизирует то, что сегодня люди замыкаются, закрываются от других. Но рядом висит ключ. Это значит, что есть надежда, что нравственность в своем высоком проявлении вернется к людям. А второй карман на костюме представляется как двери, из-за которых выглядывает сердце. Люди закрыли не только свои двери, но и сердца.

- Да, трудное положение! Но как, по-Вашему, искусство может помочь людям раскрыть двери и сердца?

Ю.С.: Настоящее искусство может сделать многое. Во-первых, искусство может помочь улучшить экологию, способствует развитию нравственности. Любой художник должен ставить перед собой задачу, чтобы из человека сделать Человека. Как было уже сказано кем-то. Искусство должно воспитывать людей. На самом деле, мне трудно понять, зачем в искусстве показывать негативные стороны.
 
- Однако у Вас есть работы, которые содержат, скажем, негативные элементы. Например, это костюм «Чего хочет этот безумный мир?» с пулеметными лентами и платье-символ «Война и мир» с изображением ядерной бомбы. Судя по историям, рассказанным этими работами, они – часть сложной драматической композиции.

Ю.С.: Этим я передаю свое возмущение тому, что происходит в мире. Это, по-видимому, говорит о недостаточном воспитании подрастающего поколения. Кажется, об этом писал Омар Хайям, а у адыгов говорят так: «Изгибай прутик, пока он сырой, а высохнет – надо огнем». Негативными элементами в этих работах я пытаюсь разбудить людей, чтобы наш мир стал лучше. Этим я осуждаю негативные стороны нашей жизни, войну. Опять же такие работы носят воспитательный характер. То же самое я показываю в своем панно «SOS». Шприцы с наркотиками, сигареты несовместимы с жизнью и неприемлемы для сохранения человечества.

- Если вернуться к теме мутантов в искусстве, то хочется обратить внимание на Вашу арт-инсталляцию с куклой. Какова история её создания? Кажется, что, не смотря на негативные элементы, например, бомбы, у неё двойной смыcл. Эту работу мало кто относит к произведениям искусства. Но, тем не менее, это так, поскольку Вы выразили свой авторский замысел своими самобытными художественными средствами.

Ю.С.: Эта авторская инсталляция «Хирасима-Нагасаки» - протест войне, протест применения атомной бомбы. Здесь как бы девочка, представленная куклой, говорит: «Остановитесь! Хватит! Сколько еще бомб?» Но, как видно, спираль с бомбами еще не закончилась, и на неё продолжают их нанизывать. Сегодня мы наблюдаем, как в разных частях света проходят испытания. Героиня инсталляции – это та самая японская девочка, которая должна была сделать 1000 журавлей, а успела лишь более 600 и умерла от лейкемии.

- Резюмируя, что для Вас как для художника и человека экология жизни?

Ю.С.: Для меня экология жизни – это быть человеком нравственным. Это взаимопонимание людей, взаимопомощь, сострадание, сочувствие. В том числе и толерантность. Хотя сегодня в Европе это палка о двух концах. Там разрешены однополые браки, свобода порой выражается через пошлость. Но надо помнить, свобода должна иметь какие-то нравственные нормы. Так, Чингиз Айтманов писал: «Люди должны знать, что конец света в нашем беспрерывном накоплении зла, в нас самих, наших мыслях и деяниях». Он же говорил, если верно цитирую, что «то, как мы, люди, обращаемся с животным миром, за это человечество будет платить».  И, на мой взгляд, человечество должно работать на то, чтобы в мире не было мутантов, негатива, войн и разрушений. Всё во имя добра и красоты!

- Большое спасибо, Юрий Махмудович!

Подготовлено Фатимой Теучеж
Фотографии с работами Юрия Сташа


Рецензии