Тишина в библиотеке

– Так где у вас тут закрытый отдел, говорите? – обратился я к старенькой библиотекарше.
– Да говорю же тебе, милок, у нас все отделы открыты. Можешь смотреть сколько хочешь, здесь полки, там каталог, но сначала нужно записаться.
– Да, конечно, вы меня записывайте пока, вот документы. – я положил на стол паспорт – может я выразился неправильно, я имею в виду не закрытый, а запретный отдел, понимаете? Запретный.
– Нет, милок, запретного у нас ничего нет, все книги в порядке держим сами. Сами клеем что надо, обложки починяем, а что ты ищешь-то? Помочь может?

Ещё вчера вечером я закончил смотреть мистический сериал и ночью решился на поиски неразгаданных тайн самостоятельно. В библиотеке мне раньше бывать не приходилось, но во всех фильмах расследования начинаются именно оттуда. Конечно, я рассчитывал сразу же обнаружить какую-нибудь тайную книгу в запретном отделе, но хитрая библиотекарша явно пыталась скрыть от меня все самое интересное и загадочное. Выглядела она тоже подозрительно – вся какая-то кукольная, сухая, тонкая с серебристыми волосами, в темно-синем платье и платке, накинутом на плечи. Именно так и должны выглядеть ведьмы днем.

– Да я сам посмотрю, вы мне только допуск дайте к книгам древним.
– Все что есть, милок – она указала на полки с книгами за моей спиной – смотри, ищи, если вопросы есть какие, спрашивай.
– А это что за дверь? – полок было оскорбительно мало, около десятка и все они высотой не превышали двух метров, что тоже огорчало своей обыденностью, поскольку я представлял себе огромные залы с теряющимся в черноте потолком и специальными лестницами.
– А это зал наш компьютерный, вот мы тебя уже и оформили, здесь расписаться нужно и можно будет в интернете посидеть бесплатно. У нас для читателей интернет бесплатно – с некоторой гордостью произнесла старушка – открыть дверь-то?
– Ну да, откройте пожалуйста, посмотрим на ваш зал.
За деревянной дверью меня ждало два стола с персональными компьютерами и одно занавешенное окно, хотя я надеялся увидеть винтажные кожаные кресла, напольный глобус и инкунабулы в индивидуальных витринах. Я немного удивился, увидев ЭЛТ-мониторы, но меня интересовали ещё более древние артефакты и знания.
– Знаете, я лучше просто так почитаю книги, бумажные. Можно у вас где-то присесть?
– Садись, милок, вот я сейчас со стульчика только уберу – она подобрала несколько пожелтевшись плакатов, свернутых трубками и указала мне на старую школьную парту.

Насколько мне было известно, для работы в библиотеке нужно обязательно взять около десятка толстых томов и обложиться ими со всех сторон. Минут пятнадцать я медленно листал какую-то книгу с картинками, пока на моей парте возвышались две высокие стопки из случайных книг – я просто взял их с ближайшей полки.
Еще через пять минут мне стало нестерпимо скучно и я решил посмотреть что-нибудь забавное на телефоне.

– Извините – я отвлек библиотекаршу от газеты – а вот вы говорили, что можете найти нужную книгу, да?
– Конечно, милок, уж не первый десяток этим занимаюсь. Ты только, будь добр, верни книги обратно на полку, если читать их не будешь.
Я не был уверен, подкалывает ли она меня тем, что последние полтора часа я просидел в телефоне, или всерьез хочет чтобы я убрал за собой. Сделав в уме еще одну заметочку на счет подозрительности старушки, я в несколько движений поставил все книги обратно на пустую полку. Даже ту, с картинками.
– Вот у меня здесь каталог алфавитый есть, а есть систематический, по какому смотреть будем?
Я здраво рассудил, что для систематического каталога вероятно придется совершать какие-то регулярные действия, поэтому выбрал алфавитный.
– Так какую книгу ищем?
– Некрономикон, пожалуйста
– Некрономи, что-то не припомню такого, это имя или фамилия?
– Ну что вы, как можно не знать что такое Некрономикон – проговорил я несколько высокомерно – это же великая книга.
– Ах, название книги такое, некрономи. Так ты мне автора скажи где искать, они же по автору расположены.
– О, вот оно как – я немного смутился – ну тогда ищите на букву Б. Безумный араб Абдул Аль-Хазред.
– Безумный, сейчас посмотрим – желтые пальцы медлено начали перебирать картон в узком деревянном ящичке – есть Безуглов Анатолий Алексеевич, подойдет?
– Что? Нет, зачем мне Безуглов какой-то? Мне нужен безумный араб Абдул Аль-Хазред.
Старушка несколько секунд смотрела мне в лицо, но я старался не пересекаться взглядом с ее водянистыми глазами, поэтому смотрел то на ее губы, то на грудь, скрытую грубой материей темно-синего цвета.
– Так это тебе на А надо Абдула искать твоего – через пару минут она снова обратилась ко мне – есть Абдукаимов Узакбай и есть Абдуллаев Евгений Викторович, нужно из этого что-нибудь?
Конечно было неприятно признавать поражение, но как я вообще мог рассчитывать найти Некрономикон в библиотеке, расположенной на первом этаже девятиэтажного жилого дома, если точно знал, что эта книга находится в библиотеке Мискатоникского университета в городе Аркхэм.
– Нет, спасибо. А посмотрите пожалуйста ещё пару книг.

Глупая старуха специально не хотела посвящать меня в тайные знания и не выдала ни одной книжки из запрошенных. Ни Безымянные культы Фон Юнца, ни других его книг, ни произведений Алистера Кроули, ни даже Книги Мертвых. Нашла только какое-то собрание Гегеля, но это потому что я его перепутал с Геноном. Вскоре я заметил, что старушка даже начала проявлять недовольство в ответ на мои просьбы и чтобы не вызвать подозрения и не провоцировать старую ведьму я решил попробовать найти загадочную тайну иначе.

– Скажите, а может есть у вас какие-нибудь подшивки журналов старых? Ну скажем за 1958 год. Например.
Мой тактический ход слегка обезоружил ведьму и она отложила очередной ящичек с бумажками на стол.
– Нет, милок, таких старых нет журналов, кому они нужны?
– Ну а какой самый старый журнал у вас есть, допустим? А хотя не важно, вот вы мне лучше как человек, повидавший жизнь, скажите. А происходило в нашем городе что-то страшное? Какие-нибудь преступления нераскрытые, может быть детей похищали или там дом сожгли чей-нибудь?
– А как же, было кончено.
– Расскажите пожалуйста – я почувствовал мистический привкус на губах, а кончик хвоста загадки уже почти трепетал в моих пальцах.
– Ой, чего только не происходило в 90-е, прямо на улице грабили, зарплату по полгода ждали, а кому давали, так давали носками или кастрюлями, это еще в центре города ничего, а я на окраине жила, так там братки фабрику отжимали…
– Аа, понятно – я одновременно боролся со своим разочарованием и внезапной разговорчивостью старушки – Ну, знаете… спасибо вам, конечно, большое, но мне уже пора. Нужно расписаться где-то, что я ухожу?
– Да нет, милок, ты же ни одной книги не взял, ступай с Богом.

Я и пошел.


Рецензии