Дом

“1. Жилое (или для учреждения) здание.  2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. 3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. 4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее ка-кие-н. общественные нужды. 5. Династия, род.” (Толковый словарь Ожегова)

 

  Дом начали строить, когда Союз трещал по швам. Бывшие ярые приверженцы советской коммунистической идеологии быстро переквалифицировались в успешных предпринимателей. Руководство страны и партии пошло по пути удовлетворения собственных интересов и интересов своих приближенных. И те и другие стали в последующие годы теми, кто был у истоков того “ада”, который начался в новом государстве. 

Ну а пока...пока дом начали строить. Причем качественно, как привыкли. И фундамент уже есть, и стены начинают подниматься. Да и сам дом-то какой будет! Не то что соседствующие с ним пятиэтажки. Новый, современный. И главное - кирпичный. Никаких панельных конструкций, все капитально и на века. 

“Мы строили, строили и наконец построили!” - так ведь должно быть? Увы, так не получилось. Не успели. Советский Союз юридически и фактически закончил свое существование. Денег нет - стройка встала. Никому уже не интересен это дом, не нужен. У чиновников от мала до велика новая цель жизни - растащить и выгодно продать все то, что было “нажито непосильным трудом” в период расцвета канувшего в небытие государства. В разворовывание включались все новые и новые лица, вылезли на свет все те, кто еще несколько лет назад воровал с заводов продукты и изделия, только теперь они стали предпринимателями, бизнесменами. Обзавелись вооруженной охраной, золотом, безвкусной одеждой и толпой подхалимов.

  А что делать с недостроем? Ничего не делать. Либо растащат предприимчивые граждане, либо само постепенно развалится. Вот только не развалилось, растащили, конечно, но не развалилось, потому что строили еще “те” и “тогда”. Но об этом чуть позже.

  Не знаю почему, но я любил этот дом. Мы это место называли просто “стройка”.  “Пойдем гулять на стройку?” -  И бегом через забор, пока родители не видят. А охраны там все равно нет. А что еще ребенку в суровые 90-е нужно было? Конечно, хотелось и новый велосипед, и новую приставку игровую, чтобы как у того мальчика, а можно и покруче. Киндер хотелось, Сникерсы, Колу. Но это все было не так доступно, потому что за деньги. А дом-то вот он и совершенно бесплатно. Дом и “Спокойной ночи, малыши” по вечерам. 

  Многое из того, что происходило в те годы нам - детям было не понятно. Да и не должны мы были это понимать, другие мысли в голове, другие мечты. Инфляция, убийства, взрывы, рэкет - это ведь для нас были просто слова, за которым не стояло ничего. Это уже сегодня, по прошествии лет, начинаешь понимать, что творилось на самом деле. А тогда не до понимания было. Поел, поспал, погулял, сбегал на речку искупаться, потом на огород бабушка тащит, чтобы без дела дома не сидел. Велосипед старенький, сиденье вечно натирает, но “мы не гордые”, можно и стоя ехать. Катафоты нужно приделать, разноцветной проволокой спицы скрутить, чтобы твой “велик” был мощнее Андрюхиного. Вот это я понимаю - важно, а то, что остатки великой страны “непобежденно тлеют” за окном - это взрослых волнует. И это правильно, в этом я сейчас уверен. Дети должны оставаться детьми.

  Нахлынули что-то ностальгические воспоминания, отошел куда-то далеко от темы. Вернёмся к повествованию о доме. Забор, огораживающий стройплощадку от посягательств детей и других подозрительных личностей, убрали... Или украли. Кран стоял, большой такой притягательный. Но туда забраться так и не удалось, потому что его как-то подозрительно быстро порезали на метал и вывезли. Жаль, конечно, но может и к лучшему, иначе мы бы там точно инвалидность получили. Мусора, как строительного, так и бытового много валялось, потом еще и прибавляться стало, людям ведь сложно до контейнера дойти. Идешь по территории и не знаешь куда наступишь - либо на гвоздь ржавый, либо в отходы жизнедеятельности чьи-то. Но на это можно было и не обращать внимания, потому что впереди конкретная цель - залезть в недостроенный дом. Целеустремленные все были. А как можно было не хотеть там полазить? Дом был расположен буквой “Г”, самая длинная часть была построена только на уровне фундамента и первого этажа, причем потолка не было, просто стены. И те не везде. А где-то еще и провалы в подвал. Красота. Самое лучше место для мальчишек, тут и просто посидеть можно, причем прямо на стенах, потолка-то нет, и побегать можно. Опасно? Не то слово. Но адреналин гнал вперед. Перепрыгнешь со одной стены на другую - а сердце стучит, страшно, но весело. А вторая часть здания, которая короткая, была уже отстроена этажа на четыре, но нам туда путь заказан был. Там “старшаки” обитали. Бывает забежишь туда, заигравшись, а они тебя оттуда выгоняют словами нехорошими. Чем они там занимались? Тогда не очень интересно было. Музыка у них там играла, костры жгли, бутылки гремели. Иногда кого-то из них скорая забирала с милицией, хоронили потом на третий день. Пытались мы разузнать, что случалось, но нам не говорили. Потом уже поняли, что шприцы не просто так валялись. А тогда хоть ума хватало не поднимать их и не лезть в ту часть дома. Нам и этой части хватало на всю ораву. 

  Падали, коленки разбивали, носы, головы, переломы, вывихи. Больно, неприятно, зарекаешься туда возвращаться, но вылечишься - и все равно лезешь туда, как будто тянет что-то. При том, что в самом недострое творилось что-то запредельно ужасное. Трупы находили с ужасающим постоянством, наркоманы, алкоголики, сектанты. Но все это происходило в тех четырех этажах. Мы этого не видели, нас это не касалось. У нас своя территория, у них своя. Один единственны раз было, что, играя в “Казаков”, случайно наткнулись на мужика в “нашем” подвале. Части потолка не было - свет поступал хорошо, поэтому и рассмотреть его удалось. Мужик сидел, прислонившись к стене, прикрывая рукой кровоточащую рану, а в другой у него был зажат пистолет. Он медленно поднял голову, грустно посмотрел на нас и сказал: “Идите отсюда, ребятки, поиграйте пока где-нибудь в другом месте. Опасно тут сейчас”. А мы стоим как истуканы, смотрим на него, на рану, на пистолет, глазами хлопаем, но с места не можем сдвинуться. И тогда он как заорет: “Валите отсюда! Быстро!”. Оцепенение как рукой сняло - развернулись и бегом в свой двор. Прибежали, отдышались и начали этого мужика словами всякими обносить, всеми, что знали на тот момент. И страшно было и обидно, хотели вернутся и камнями его закидать. Побоялись. А потом вертолет низко пролетел над территорией стройки, машины милиции примчались. Стрельба началась. Но не как в кино - в кино все подряд друг в друга стреляют очередями, эффектно выпрыгивают, взрывают все кругом. А тут пол часа что-то милиционеры в мегафон кричали, стоя на значительном отдалении, потом три человека в форме ОМОНа забежали с другой стороны в подвал. Три выстрела и тишина. Что дальше было, к сожалению, мы уже не видели, потому что домой всех родители загнали. 

  Только несколько вопросов мне не дают покоя по прошествии стольких лет. Почему он тогда прогнал нас? Почему в заложники не взял, если он бандит какой был? Почему не выстрелил в нас, если маньяк или псих? Кто он был? И, возможно, спас нас от чего-то? Теперь уже эти вопросы так и останутся без ответа...

  Шли годы, тут как обычно, как у всех. Мы становились старше, времена менялись, менялись интересы, кто-то уехал, на их место приехали новые, совершенно пока чужие для этого места люди. Детство закончилось. На заброшенную стройку перестали залезать не только мы, но и “новые мелкие” - им это уже было не интересно, появились компьютеры, интернет, гаджеты. Дом одиноко стоял, смотря пустыми окнами на пробегающих в отдалении от него людей, проезжающие мимо новые иномарки, строящиеся дома, магазины. Казалось, что про него окончательно забыли все. Но однажды, вокруг заросшей сорняками территории, всего за несколько дней вырос металлический забор, потом поставили времянку с суровым охранником. В течении нескольких недель с территории стройки КАМАЗами вывезли весь мусор, нагнали строительную технику, завезли новые стройматериалы и повесили на забор табличку с информацией о строительной компании и с изображением будущего дома.

  С учетом того, что уже был фундамент, а в недостроенной части необходимо было заменить разрушенные временем кирпичи, дом достроили быстро. Вставили новые пластиковые окна, провели все коммуникации, а потом, что самое неожиданное, сделали лифты. Хоть и располагались они снаружи, так как в первоначальном проекте не было запланировано лифтовых шахт, все равно это выглядело необычно по местным меркам. 

  И что в итоге? Какой этом дом сейчас? Семиэтажный дом, с лифтами, с огороженной и, пусть и не шикарно, но благоустроенной и аккуратной территорией, с охраной и шлагбаумом при въезде. Со своим независимым отоплением, газоснабжением. Конечно, в сравнении с другими новостройками по соседству, этот дом выглядит несколько неказисто, отчасти из-за внешних лифтовых шахт, отчасти, потому что, проект дома очень простой, без изысков и красочного убранства. В этом доме живут разные люди, с разным достатком, разными возможностями. Но живут они спокойно. И самое главное - они следят за порядком на территории своего дома, не выбрасывают мусор, не ставят машины на газон. Из мрачного и “криминального” недостроя здания стало таким, какое оно есть сейчас. Оно стало “живым”.

  Почему я решил написать про этот дом? Казалось бы, дом и дом. Обычный недострой, которых было много после “веселых девяностых”. Но для меня этот дом не совсем обычный. Он олицетворяет, по моему мнению, всю Россию сегодняшнего дня. Он, как и наша страна, стоит на фундаменте, созданном еще в Советский период, он повидал многое в течении тех ужасных лет, которые кто-то пытается поскорее забыть, а кто-то вспоминает с тоской. Его можно было бы разрушить до основания и возвести на его месте современную новостройку, но вот была бы она настолько “капитальной”? Смогла бы она простоять веками? Или бы пошла трещинами спустя несколько десятков лет, как некоторые вновь возводимые дома? Да, он не выглядит “модно и современно”, но в нем есть все, что нужно людям. А внешние атрибуты -их можно и сделать постепенно, тем более с учетом современных технологий с этим проблем не будет. Можно и крышу сделать красивую-покатую, и лифтовые шахты задекорировать, и стены покрыть чем-то более презентабельным. А забор, огораживающий территорию дома и без изменений достойный. Он не сплошной, через него прекрасно видно, что происходит и внутри, и снаружи. Охрана на въезде дежурит круглыми сутками, впускает и выпускает жильцов этого дома и их гостей. 

  Хорошо, что его не разрушили. Ведь это наш Дом. Земля Имперская, фундамент Советский, а стены Российские. Сколько он простоит? Если правильно его эксплуатировать - то срока годности нет. Только ухаживать нужно не только за своей собственной квартирой, но и за прилегающей территорией. Не рисовать на стенах, не курить в подъездах, не мусорить на улице. И прививать детям с самого рождения норму такого поведения и мышления. Но и забывать, что было “до” нельзя, чтобы не повторять ошибки, а учиться на них. И хорошее помнить нужно, опыт прошлого перенимать, чтобы делать не хуже.  Разрушить все - очень просто, но будет ли стоять Дом, утративший свою историю?


Рецензии