Святая Геновефа

…И вот ведь она какая. Как поступить? Совсем маленькая. Кто он такой, чтобы, как Сам Господь, взять за руку двенадцатилетнюю и сказать «талифа куми»? Возможно, восставить умершую проще, чем укрепить ребенка в мысли, что ей и именно ей Господь открывает великий путь, путь, который может пройти только она. Вчера озадаченно потирала лоб, в который он поцеловал ее, посматривала на изумленных родителей, которые внимательно слушали слова о том, кем суждено быть их дочери… Вот она, стоит сегодня в храме, приведенная отцом.
- Помнишь ли, что я сказал вчера? – улыбнулся Герман.
Девочка смущенно закивала, но вдруг заговорила свободно и чисто:
- Я помню, отче святый, что обещала тебе и Господу прожить жизнь в чистоте плоти и духа.
- Тогда возьми эту монету, - святитель поднял с пола монету с монограммой Христа. – Да не будет у тебя других украшений ни для шеи, ни для пальцев. Не соблазнись преходящими сокровищами мира сего.
***
- Я кому сказала – немедленно иди в дом! – прикрикнула Геронция. – Бездельница! Все твои подруги прилежно учатся вести хозяйство, чтобы стать хорошими женами, а ты что ни день, то в церкви! Лишь бы не работать!
- Но мама, - всхлипывая, выговорила девочка, поправляя выбившиеся от бега косы, - у меня не будет мужа, я же буду девой ради Христа! И мне велено усердствовать в молитве, чтоб быть всегда с Ним! Я готова работать день и ночь и совсем-совсем ничего не есть, только позволь мне молиться в храме!
- Как ты смеешь, ослушница?! – вне себя мать замахнулась на дочь и прежде, чем она смогла удержать свой гнев, девочка уже сидела на земле с полными слез глазами, держась рукой за щеку.
Геронция сделала еще пару шагов вперед – как вокруг все заколебалось, потом помутнело и…
- Дочка, ты где? – в ужасе закричала женщина.
- Здесь, здесь, мама! – с готовностью воскликнул ребенок, и маленькая ладонь девочки легла на материнскую руку.
- Дочка, я ничего не вижу… Возьми меня за руку и веди в церковь. Вот так, да. Согрешила я перед Господом, согрешила и перед тобою. Это я здесь ослушница. Простишь ли, будешь ли молить Бога обо мне, несчастной ослепшей матери? Будешь ли водить меня в храм?
- Не бойся, дорогая мама, - уверенно ответила дочь. – Господь обязательно исцелит тебя. Мы Его попросим – и Он исцелит!
***
Много ударов перенесет святая на своем тяжком пути. Принимавшая пищу лишь два раза в неделю – примет клевету от горожан как лицемерка и тайно живущая в довольстве и наслаждениях, и лишь сам святой Герман, вновь придя в город, спасет ее от их злости. «Это ваша покровительница, ее молитвами вы живы!» - скажет он… да кто ж такое слушает. И Сам Господь исцелял и воскрешал – однако и Его распяли, куда там беззащитной женщине, даже исцеляющей и чудотворящей именем Божиим, защититься от толпы, слушающей наущения врага. Сколько ни проводи прославленный святитель клеветников в келью, сколько ни указывай на пол, сплошь залитый слезами молитвы за город… А когда приблизится враг и она позовет горожан сплотиться в молитве, уверяя в откровении от Бога, что город останется невредим, а те места, куда собрались они бежать, напротив, будут уничтожены – что сделают люди? Схватят святую, обвинят в замысле всех погубить… «Бросить ее в реку!» - «Да нет, побить камнями!» Не подоспей архидьякон Седулиус, не прокричи имя святого Германа, которого все-таки почитали здесь – кто знает, что было бы. Просили ли они прощения у той, которую сами вчера звали к заболевшим детям или просили молиться о благополучии? Вопрос пустой. А она все так же продолжала раздавать нищим горячий хлеб, всё так же ходила к местам упокоения святых и молила их об этих людях.
Любимица отверженного люда, заключенных и обездоленных, однажды станет любимицей новой королевской семьи:  король оставит языческие заблуждения и уверует во Христа молитвами святой заступницы столичного города.
Когда-то с ее мощами зверски расправятся безбожники - потомки той толпы. Но что они могут против той, чьи детские губы шептали над этой землей слова чистой молитвы? Она и сейчас видит нас.
Находясь в небесных обителях, которые она созерцала еще при жизни в период тяжкой болезни, где-то там, рядом с Дионисием Ареопагитом и святым Мартином, память которых она так почитала, воздевает она руки ко Христу, моля даровать нам духовное прозрение. Моля, чтобы у каждого из нас была своя монетка святого Германа, напоминающая о нашем истинном предназначении.
Но монетки подают только нищим… Блаженны нищие духом. Их есть Царство Небесное, и о них просит Бога сильная и стойкая святая Женевьева Парижская, которой мы сегодня совершаем память. Геновефа, как ее имя значится в святцах.
Святая Женевьева, моли Бога о нас.


Рецензии