Не боялась любить

...Напишу я сегодня и еще об одной чудесной женщине.
Она была родом из христианской берберской семьи. В детстве их с сестрами родители препоручили попечению старой няни, которой они всецело доверяли. Девочка очень ее любила и особенно всю жизнь была благодарна ей за то, что именно от няни узнала о Христе, слышала поучения и училась молитве. Однако няня не скупилась на наказания и ограничения: например, она разрешала девочкам пить воду только за обедом, во время которого они находились за родительским столом, и только в небольшом количестве. Такое странное распоряжение, да еще и в жарком климате, няня объясняла так: если сейчас девочки привыкнут пить много воды, то потом в доме мужа, распоряжаясь кладовыми, они начнут пить столько же вина!
Однако девочек уже учили "распоряжаться кладовыми", приказывая принести пищу или вино. И однажды девочка, просто от жажды не выдержав звука переливающейся жидкости, припала к кувшину с вином. Вкус ей не нравился и даже был противен, но жажда оказалась сильнее. С тех пор она нередко тайком пила вино и совсем подорвала бы свое здоровье, если бы однажды не увязалась с ней служанка, которая девочку не любила. Увидев, что маленькая хозяйка отхлебнула вина, служанка начала насмехаться над ней и ругать "горькой пьяницей". Совестливая и впечатлительная девочка очень испугалась: она - пьяница! С этой поры она больше никогда не притрагивалась к хмельному. Ей было не до того, чтоб жаловаться на служанкины оскорбления или нянины ограничения: её мысли захватил страх оскорбить Бога грехом.
Когда она выросла, родители отдали ее замуж за знатного и богатого человека, который, однако, был язычником. Он любил молодую жену и был обычно очень добрым человеком, но иногда нападали на него приступы гнева. Как и большинство мужчин его круга, он приносил жертвы идолам и иной раз не считал зазорным изменить супруге. Впрочем, он всегда прислушивался к жене, признавал свои ошибки (что не мешало ему их повторять...) и ни разу не ударил ее, хотя даже в их кругах побои в семье были делом обычным. Он не был для нее грозным господином, а она, пользуясь "затишьями", в надежде на лучшее откровенно говорила с ним о Христе, о любви и целомудрии. Не боясь, что отмахнется, что сочтет женской глупостью, не отчаиваясь от его очередных падений. Уж очень она любила - и его, и Бога.
А муж тоже по-своему проявлял свою любовь к ней. До поры до времени не совсем так, как бы хотела жена. Например, однажды велел высечь служанок, когда выяснил, что они наговаривают на его жену свекрови. Свекровь же была покорена тем, что невестка не злится на нее за ее старческое брюзжание и подозрительность - и за служанок заступаться не стала. Свекровь и муж очень ценили и то, что к молодой женщине за советом и помощью приходили люди - и она бежала по первому зову, как к родным. Молодая хозяйка их дома становилась уважаемым человеком и среди христиан, и среди язычников.
Наконец супруг принял решение креститься. Крещение приняли и все их дети, - дочь впоследствии, овдовев, даже станет монахиней и будет известна праведной жизнью... Все дети. Кроме одного. Этот один оставался тем, о ком мать плакала по ночам в молитве к Богу. Пример отца и бурный темперамент делали свое дело: то юноша пускался во все тяжкие и где-то у него даже родился ребенок, то увлекался оккультизмом, то и вовсе попал в секту и увел с собой нескольких друзей. Мать продолжала молиться. Однажды она забылась сном после долгих бессонных ночей и увидела ангела, сообщающего ей: не отчаивайся, твой сын будет там же, где и ты.
Великой радостью было такое извещение, вот только с той ночи прошло лет десять - а слов ангельские все не исполнялись. Одному Господу ведомо, каково было бедной матери. И вот еще один удар: сын заявил, что уезжает из родного города.
Обливаясь слезами, мать впервые пыталась его удержать: до того она, как отец из притчи о блудном сыне, не сковывала его свободы и только молилась о нем и выражала свою любовь. Сын ослушался ее и уехал...впервые не выдерживает она ждать - и бросается в путь за ним.
По приезде в другой город ее ждала новость. Юноша прислушался к беседам местного епископа, живущего праведно, и оставил ересь. Однако к вере матери сердце его еще не лежало...но недолго ей оставалось ждать исполнения пророчества. Вскоре с сыном произошло чудо - чудо обретения Бога. От рук епископа он принял Святое Крещение и с тех пор уже не разлучался с Церковью.
В том же году женщина, отдавшая всю жизнь ради того, чтобы увидеть своих любимых христианами, преставилась ко Господу. Ей шел пятьдесят шестой год. Перед смертью она благодарила детей за заботу, особенно благодарила "блудного сына" за то, что тот никогда не оскорбил ее ни словом, даже когда она особенно пыталась убедить его в своей правоте. Она хотела быть похороненной рядом с любимым мужем, и желание ее исполнилось. Завещала же она только одно: поминать ее у святого алтаря.
Эту женщину, которая не боялась любить и жила как бы вне времени, звали Моника, и завтра, 17 мая н.с., - один из дней ее памяти. А знаем мы о ней, по большей части, от того самого "блудного сына", который вошел в мировую историю и историю Церкви как блаженный Августин.


Рецензии