Мodern Еcclesiast
И возликует сердце человека из-за его трудов, ведь ему должна достаться вся эта доля из-за его трудов! Но оглянется он на дела, что сделали его руки, и на труды, над чем он трудился: и вот, всё – тщета и ловля ветра и нет в том пользы под солнцем этой страны! И не в том здесь дело, что вечная природа вершит свои дела по бесконечному кругу, одни дела завершая и начиная их снова. Не в том здесь дело, что результаты труда человека превращаются в прах, как прахом становится и сам человек. В конце концов, это участь всех людей и никто не избежит этой печальной участи. Можно считать эту участь несправедливой, однако так устроен мир и не только под солнцем этой страны, но и под солнцем любой другой страны, ибо над всеми странами властвует единый закон. Но почему-то лишь в этой стране человеку никогда не достаётся никакой доли из-за его трудов, над чем он трудится под солнцем.
Он трудится под солнцем этой страны, но приходит урядник и отбирает результаты его труда. Он отбирает у человека его накопления и его вино, его книги и его золото, его коров и его дом, его одежду и его сухари. Потом он забривает человека в войско на двадцать пять лет, а значит - на всю жизнь, значит - навечно. Чем объясняет свой произвол урядник? Он утверждает, что человек есть раб подневольный, что он живёт в государстве и является человеком государства. А посему под солнцем этой страны человеку ничего не может принадлежать: ни его дом, ни его, труд, ни его семья, ни даже он сам. Человек есть не просто человек, но человек государства, а посему раб, вечный раб системы. Раб должен только подчиняться, он не имеет никаких прав, одни только обязанности. И лишь одно только право имеет человек под солнцем этой страны – трудиться и отдавать результаты своего труда по первому же требованию государства, поскольку государство превыше всего и интересы государства превыше всего; а значит, превыше интересов человека, ибо у человека не может быть никаких личных интересов под солнцем этой страны. И уводят человека из его бывшего дома, поскольку и дом его присваивает эта страна, которая лишь прикрывается волшебными словами – государство и родина. И исчезает человек навечно.
Потом меняются декорации в этой стране и человеку говорят, что теперь-то он получил настоящую свободу – свободу трудиться и жить. Часто сам человек принимает участие в событиях по слому старой несправедливой системы и созданию новой системы – справедливой, как утверждали ведущие его на баррикады певцы свободы. И человек снова начинает трудиться и жить на земле под солнцем этой страны, ибо некуда ему уйти из этой страны. И вот он снова трудится, создаёт материальные ценности, строит жилище и обустраивает свой нехитрый быт. Проходит какое-то время и к человеку является комиссар, который говорит, что человек этот – никто, чмо болотное и кругом он должен государству. И нет человеку спасения от произвола комиссара, он отдаёт ему всё, что сумел заработать и накопить под солнцем этой страны. Комиссар отнимает у человека хлеб, который вырастил человек, одежду, которую приобрёл человек, семью, которую создал человек и жизнь, которой жил человек. Чем объясняет свой произвол комиссар? Он утверждает, что человек в этой стране есть не просто человек, но человек государства, гражданин этой страны, а значит, обязан подчиняться законам этой страны. А законы этой страны гласят, что гражданин её есть раб и червь, болотное чмо и тотальное ничто. В законах этой страны сказано, что человек обязан только подчиняться, и не имеет права думать и рассуждать. Законы этой страны вкруговую обязывают человека и лишают его хоть каких-нибудь прав. И лишь одно только право имеет человек под солнцем этой страны – трудиться и отдавать результаты своего труда по первому же требованию государства, поскольку государство создало ему все условия для этого. Интересы этого мудрейшего и справедливейшего государства превыше всего, ибо нет у человека никаких личных интересов, и не может быть у него личных интересов под солнцем этой страны. И уводят человека из его бывшего дома, который предоставило ему государство во временное пользование, ибо всё временно под солнцем, а особенно под солнцем этой страны, которая лишь прикрывается волшебным словом – государство или другим волшебным словом – родина. И исчезает человек навечно.
И вот проходит время, род уходит и род приходит, а Земля остаётся навек. Восходит солнце и заходит солнце, и на место своё поспешает, чтобы там опять взойти. Кружит ветер с севера на юг и с юга на север и на круги свои возвращается ветер. Реки бегут в море, но не переполняется море, и всё вокруг – одна маята и никто рассказать не умеет. Нет ничего нового под солнцем, тем более нет ничего нового под солнцем этой страны и небом этой страны. Всё здесь решает начальник, всё подчинено его строгому взгляду и мнению. В каждой стране всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать, время насаждать и время вырывать насажденья, время убивать и время исцелять, время разрушать и время строить, время молчать и время говорить, время любить и время ненавидеть, время войне и время миру. Но в этой стране, существующей под собственным солнцем, и время подчиняется взгляду и мнению начальника. Только он решает, чему и кому наступает здесь время: время существовать и время сдохнуть, время плакать и время рыдать, время бросаться камнями и время проламывать камнями головы, время убивать и время быть убитым, время молчать и время поддакивать, время обнимать и время душить в объятиях, время войне и время ни войне, ни миру. Каждый должен понять задачу, которую начальник дал решать людям государства, существующим под солнцем этой страны. Человек думает, что праведного с нечестивым бог рассудит, ибо должно быть время для каждой вещи и каждого дела. Но приходит начальник и говорит, что человек – это скот, и только! И участь человеку и участь скоту – одна и та же участь для них под солнцем этой страны. Скот поедается начальником и человеком, а человек в этой стране поедается начальником, ибо дух человека здесь уподобили духу скота. И прежде чем человек, как и скот, превратится в прах, начальник должен его обобрать, срезать с него мясо и зажарить его, чтобы ничего не пропало и не превратилось в гной.
Многие из вас недоумевают: почему под солнцем этой страны вечно творится бардак, и нет счастья людям, живущим и трудящимся под небесами этой страны? И ещё вопрошают они: почему так много угнетённых в этой стране, а утешителя нет им? Сами себе бесконечно задают они один вопрос: «И для кого я тружусь и себя лишаю блага?». И ещё один вопрос тревожит их: «Куда уходят результаты трудов моих?». Они обращаются к небу с этими вопросами, но небо молчит и не отвечает на вопросы их. Между тем есть ответы и на эти вопросы, но не каждый готов узнать правду. Кто же из тех, кто правду знать хочет, и без ответов небесных её уже знает. Ведь если в стране совершается угнетение бедных, извращение суда и правды – не удивляйся делам таким, ибо за всем этим следит начальник, а за ним – начальство. Нет интереса к труду у трудящихся под солнцем этой страны, ибо с молоком матери они впитали горькую истину: результаты труда у человека отберут, а самого человека изымут из жизни и отправят в небытие. И сколько бы раз система ни меняла декорации, как бы она ни называла себя и своих начальников – суть её останется всё той же.
Эта страна пребывает в извечном горе, поскольку царь её – вечный невольник, а князья пируют спозаранку лишь для укрепления пьянства. Ленивые руки строят дома под солнцем этой страны, такие дома разрушаются быстрее, чем успевают в них вырасти дети, а о внуках здесь даже не слыхали. Протекают крыши в домах этой страны, потому что опущены руки у строителей и не видят они смысла в трудах своих. Для того, чтобы хоть что-то было построено под солнцем этой страны, и творится в ней невиданное угнетение, к которому, впрочем, все уже привыкли. Всё в этой стране делается по команде и с помощью кнута, а если выпадает вдруг кнут из руки начальственной, человек поднимает его и с поклоном вручает начальнику. Не может человек свободно трудиться под солнцем этой страны, ибо он превращён в скота, и сам согласен со своим скотским положением. Вот потому и бардак на улицах городов этой страны: потому что вечное рабство человека в ней возведено в высшую добродетель. Никому нет дела ни до улиц этой страны, ни до полей её – потому что результаты труда человека не достаются ему никогда. Всё отнимается скопом или по отдельности: добытый уголь и выплавленный металл, выращенное зерно и выкормленные стада, вытканные одежды и выловленная рыба, золотые кольца и серебряные слитки. Всё это и всё остальное не достаётся человеку, который трудится под солнцем этой страны, потому что он не имеет права быть человеком, а только одно он имеет право: быть скотом и умереть как скот. И даже в мыслях своих человек не свободен под солнцем этой страны; он должен думать лишь так, как ему приказало государство в лице начальника его, а лучше вообще не думать, лишь только молча трудиться, чтоб безропотно сдохнуть по первой команде начальника.
Но иногда ведь бывает и здесь просветленье и человек пытается, может и здесь ощутить себя человеком? Да, временами такое случается тоже, и тогда у человека появляются силы, возникает желание строить дома и растить в них детей. В такие времена доносятся слухи о внуках, в такие времена человек снова чувствует себя человеком и думает, что от него, наконец, все отстали: начальники со своим начальством, урядники, комиссары и прочие надсмотрщики с кнутами. У человека словно вырастают крылья, он устремляется в будущее и строит не только дома, но и планы на десятилетия вперёд. Проходит некоторое время, человек обрастает жирком и вещами, семьёй и украшениями. И тогда наступает расплата: снова является начальник и приказывает человеку всё отдать, расстаться со своими накоплениями, отказаться от дома и семьи, а о планах своих многолетних – забыть навсегда. И если человек силён и полон достоинства, он восстаёт против нового угнетения. А если человек слаб и полон рабской сущности, он безропотно подчиняется новому угнетению. Однако в любом случае его обдирают до костей, и человек исчезает навечно.
Все страны Земли живут под единым солнцем и единым небом, везде царит единый закон, всех призывает бог к суду и над всем сокрытым в тайне – худым и хорошим – он всякое дело к суду призывает. Любой прах возвращается в землю, которою он был, и возвращается дыхание к богу, который его дал. И люди даже этой страны превращаются в прах, предварительно обобранные начальником. Человек, живущий под солнцем этой страны и трудящийся под небом этой страны – дважды невольник: бога и начальника. Себе он не принадлежит, он принадлежит государству. И дети его себе не принадлежат, ибо это дети государства, а о внуках здесь даже не слышали. Солнце этой страны – мёртвый камень, кружащийся в небесах; время этой страны – ночь, и небо этой страны всегда черно. Люди в этой стране всегда рабы, а правители этой страны всегда правы. И нет другого закона для этой страны, ибо существует она лишь в назидание всем остальным, чтобы являть бесконечно миру свой горький и страшный урок.
ноябрь 2018
Свидетельство о публикации №219020801754