Самое обыкновенное детство
Родился Леонид Иванович 14 июля 1912 года. Его отец Иван Алексеевич Крылов происходил из крестьян маленькой деревеньки Шапкино Хотебцовской волости Можайского уезда (теперь Рузский район Московской области). Деревня была крохотной – всего пять домов.
Рассказывали, что название своё эта деревенька получила из-за давнишнего скандала в благородном дворянском семействе. Что-то не поделили между собой и расскандалились жители дворянской усадьбы. Разругались настолько, что одна из хозяек, бедная, но гордая, взяла свою личную собственность – пятерых крепостных, как будто бы положила в шапку, и перенесла их на новое место – поселилась на крохотном кусочке своей собственной земли, среди лесов, на холме, возвышавшемся над маленькой, чистенькой речушкой, которую можно было легко перейти вброд в любое время года, и которая брала своё начало в незаметном, прохладном ключе неподалёку. Поэтому и вновь основанная деревенька из пяти домов стала называться Шапкино. И была эта деревенька такой тихой, уютной и ладной, что жители любили своё маленькое поселение бесконечно.
В числе попавших в дворянскую шапку крестьян оказались и родители Ивана Алексеевича Крылова – моего деда. Был дед человек красивый, с голубыми глазами, аккуратными пшеничными усами и светлой, русой шевелюрой. Естественно, что для Ивана Алексеевича, как и для всякого крестьянина во всякой деревне, огромное значение имел сенокос. И вот однажды, как рассказывал отец, по жеребьёвке, Иван Алексеевич получил под сенокос самый неудобный участок. Неудобство заключалось в том, что участок размещался на крутом склоне того самого холма над речкой и выкашивать его было очень неловко. Во время покоса, Иван Алексеевич наткнулся на две маленьких, только что народившихся берёзки. Берёзки были тоненькие, с нежными прозрачными листочками, такие трогательные и красивые, что у Ивана Алексеевича не поднялась рука скосить их обоих одним махом. Он аккуратно обкосил берёзки со всех сторон и оставил их расти до осени. А осенью берёзки заметно подросли и стали ещё краше. И Иван Алексеевич в следующую весну без всякой жеребьёвки, добровольно взял себе под сенокос тот неудобный участок и берёзки выросли ещё на полметра. Так продолжалось три года. И только когда берёзки превратились в маленькие деревца, Иван Алексеевич ушёл с этого неудобного покоса.
Но деревца были ещё очень маленькие и следующие по жребию косари могли легко срубить их под корень, чтобы не мешались. Но на такой поступок никто из жителей деревеньки не решился. Берёзки превратились в огромные белые деревья, которые возвышались на холме над чистенькой речушкой еще каких-то 40 лет назад, когда мы в последний раз заезжали навестить деревню Шапкино. Они были ещё живы и напоминали всем о любви русского человека к своей стране и к своей природе безо всяких тщетных напоминаний об экологической угрозе и неизбежной экологической катастрофе.
Деревня была родным местом, жизнь в ней – привычной, но земли было крайне мало. Работали тяжело, но никакого труда не хватало, чтобы прокормиться всей семье. Иван Алексеевич, молодой тогда мужчина, уехал искать счастья в столицу и поступил работать на известную табачную фабрику «Дукат» набивать папиросы табаком.
Работный дом, где жили рабочие фабрики, был характерным и очень интересным архитектурным сооружением. Выстроен он был из красного кирпича и имел толстые, почти метровые стены. Хозяева фабрики не сделали в доме никакого отопления. Они считали, что в маленькой комнатушке, в которой жила либо рабочая семья в несколько человек, либо несколько мужчин или женщин по принципу общежития, и зимой можно было жить, обогревая помещение своим дыханием и своими телами.
А комнатушка была действительно крохотной. В ней помещался небольшой казённый шкаф с двумя вертикальными отделениями – маленьким со стеклянным окошком, где на полках помещались платки, бельё, скатерть и полотенца, и большим, где на самодельных вешалках висело всё остальное имущество. В нижнем горизонтальном отделении хранилась семейная обувь. Сразу за шкафом, впритык к кровати, стоял единственный «венский» стул черного цвета с многочисленными маленькими дырочками в сиденье. Напротив шкафа и стула стоял кухонный стол с дощатой столешницей в 1 метр 20 сантиметров в длину. Под столешницей, в маленькой выдвижной полочке хранились ножи, вилки и ложки. Впритык к стулу и столу, вдоль окна стояла кровать. Но она не поместилась целиком, и её длину обрезали, поэтому спать на ней можно было, только скрючившись, вытянуться было невозможно.
Дверь из комнатки выходила в огромный коридор с каменным полом, и таких дверей было в этом коридоре, по меньшей мере – 50. У каждой двери стоял маленький столик с керосинкой, на которой готовили еду. А заканчивался этот человеческий муравейник единственным туалетом. Слева – женским, справа – мужским.
Комнатушка была семейной, потому что вскоре после поступления на фабрику Иван Алексеевич встретил девушку – Елену Денисовну, которая, на наше счастье, и вышла за него замуж. Отец Елены Денисовны, мой прадед, оказался греком Дионисием, но как он очутился в Москве и чем там занимался, мы так никогда и не узнали. Остались нам от него только крючковатые носы и способность быстро загорать на любом солнце.
Дед и бабка более 20 лет проработали на табачной фабрике «Дукат» в Москве набивщиками папирос. За это время у них родились десятеро детишек, но все они умерли в самом раннем возрасте. Леонид Иванович был одиннадцатым ребёнком, и он сумел выжить.
В 1911 году папиросы стали набивать машинами и семья осталась без работы. Иван Алексеевич к этому времени окончил воскресную рабочую школу и был по тогдашним меркам довольно грамотным человеком и его взяли на работу кассиром, почему-то на Украине, на железнодорожной станции Дебальцево. Там и родился мой отец Леонид Иванович.
В начале 1913 года вся семья вернулась в Москву, в ту же самую комнатёнку, на другую работу, но на ту же фабрику. В эти годы уже начались волнения среди рабочих. Иван Алексеевич принимал участие в некоторых демонстрациях, но однажды на демонстрантов налетели казаки и деда до полусмерти исполосовали нагайками. Когда он окровавленный добрался до своей комнатушки, Елена Денисовна была и в ужасе, и в ярости. Ивану Алексеевичу было строго-настрого запрещено любое участие в политике. На этом его революционная деятельность закончилась навсегда и окончательно.
В 1918 году в Москве не было ни работы, ни продуктов. К этому же времени в деревне Шапкино скончались последние родственники, надел оказался пустым и семья переехала жить в это забытое в лесах поселение.
Там, в деревне Шапкино и прошло детство Леонида Ивановича. Вокруг деревеньки на многие вёрсты простирались ласковые среднерусские леса. В этих лесах местные мальчишки, после обязательной и тяжёлой крестьянской работы в семье, находили себе дополнительный приработок грибами, ягодами, плетением корзин, лаптей и охотой.
Охотились и примитивно, и, в то же время, виртуозно как какие-нибудь индейцы Фенимора Купера. Использовались, в основном, силки, ловушки и самодельные капканы. А вот хорька, например, били, затаившись в засаде, одним точным ударом копья в нос. На самом деле про Фенимора Купера там никто не слышал, а вместо копья в руках была самодельная лыжная палка с металлическим наконечником, которым чаще всего оказывался какой-то обломок металлического предмета или просто гвоздь.
Но самое интересное заключалось в том, куда деревенские мальчишки тратили заработанные деньги! Двенадцать мальчишек деревеньки Шапкино, имея крайнюю нужду практически во всём, на самостоятельно заработанные деньги, выписывали в складчину «Пионерскую правду»!
Поэтому, совершенно закономерным результатом этой жизни и таких чтений, было вступление Леонида Ивановича в 1925 году в пионерскую организацию деревни, а в 1927 году в члены ВЛКСМ.
А осенью 1927 года Ивану Алексеевичу удалось найти постоянную работу в Москве и Крыловы всей семьёй вновь переехали на жительство в Москву.
В феврале 1928 года Леонид Иванович с биржи труда был направлен на работу, что было большой удачей, на обувную фабрику им. Капранова (тогда это предприятие называлось «Коллективом безработных №2). На фабрике отец окончил школу бригадного ученичества ( ФЗУ – фабрично-заводское училище), получил квалификацию закройщика и начал свою трудовую карьеру рабочим в закройном цеху. Очень скоро он сделался мастером обувной кройки и был выдвинут на работу инструктора-закройщика ФЗУ. В то же время, в возрасте 16 лет, отец был избран в члены московского городского совета по рационализации и изобретательству.
Надо же, в 1928 году, ещё в пору безработицы и разрухи промышленности существовала организация, которая занималась вопросами рационализации и изобретательства на городском уровне!
Здесь, как мне кажется, необходимо напомнить принципы образовательной системы, сложившейся с 1918 года. Русская национальная духовная и техническая интеллигенция была, в основном, уничтожена или выдавлена в иммиграцию. Детям русских банкиров, финансистов, адвокатов, профессоров, помещиков – то есть русским детям бывших правящих (или эксплуататорских) классов, было запрещено получать высшее образование и поступать в институты.
Дети русских крестьян и рабочих, имели, как правило, только начальное образование и они не могли поступать в высшие учебные заведения по образовательным причинам.
Но дети фабрикантов, юристов, профессоров, банкиров, издателей и даже помещиков национальных меньшинств были признаны детьми угнетённых народов, и им разрешалось поступать в высшие учебные заведения и получать высшее образование.
Таким образом, в высших учебных заведениях тогдашней России не оказалось ни одного, практически, русского человека! Государствообразующая нация, по планам тогдашних руководителей и идеологов России, была априори отстранена от высшего образования и обречена на исполнение примитивного физического труда. То есть, по замыслу тогдашней власти, русский человек должен был нести на себе всю тяжесть примитивного труда и навечно остаться на самой нижней ступеньке социальной лестницы! И только после устранения из руководства страны Троцкого, Зиновьева и Каменева ситуация стала как-то исправляться. На всех фабриках были созданы ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА, некоторое подобие среднего образования, после окончания которых, можно было поступать в техникумы и в высшие учебные заведения. То есть, сложилась разумная образовательная система. ФЗУ, в последствии ремесленные училища, готовили грамотных профессиональных рабочих, техникумы – руководителей среднего звена, а высшие учебные заведения – руководителей производства, научные кадры и кадры духовной и технической интеллигенции.
Но к моменту этих преобразований, детям русских крестьян и рабочих после революционных лет уже исполнилось более двадцати лет, и подавляющее большинство из них обзавелось детьми. А каждый разумный человек понимает, как трудно окончить высшее учебное заведение, имея на руках семью. Остаётся только удивляться, как много талантливых русских людей преодолело эти изощрённые преграды, сумело получить образование и стать лидерами в самых разных областях человеческой деятельности!
Коренным образом ситуация изменилась только после окончания Великой Отечественной войны, когда приоритет в поступлении в высшие учебные заведения был предоставлен всем фронтовикам, среди которых, в соответствии с реальным пропорциональным наличием в стране, были уроженцы всех наций СССР.
В 50-ые, 60-ые годы в университетах и институтах страны учились представители всех наций примерно в пропорциональных отношениях. Ваш покорный слуга, учился в эти времена в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ и во ВСЕСОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КИНЕМАТОГРАФИИ. В обоих учебных заведениях, на всех курсах учились и русские, и украинцы, и белорусы, и евреи, и кавказцы, и прибалты, и казахи, и киргизы, и карелы, и, даже, югославы – граждане СССР. Для поддержания национальных кадров, регулярно набирались целые национальные курсы – украинцев, болгар или монгол и все студенты понимали цели таких наборов и были согласны с таким положением вещей. Весь национальный вопрос исчерпывался безобидными шутками о болгаро-монгольском иге.
Поступить в ведущие учебные заведения было трудно (в обоих вышеназванных институтах конкурс по 11 человек на место), но ни о каких взятках никто из нас не слышал. И никто из нас, студентов, даже не подозревал о существовании национального вопроса. Такого вопроса просто не было на нашем студенческом уровне. И, окончив свои ВУЗы, мы долгие годы сохраняли и сохраняем взаимные симпатии и дружеские чувства с нашими сокурсниками других национальностей. Мы до сих пор уверены, что пресловутый национальный вопрос был специально создан из уже уснувших в советские времена национальных предрассудков, раскручен и внедрён в повседневную жизнь с единственной целью – уничтожить наше государство. Мирные, демократические способы решения национального вопроса – это только циничное прикрытие наших недругов. Мы уже имеем тысячи жертв в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Отдельные вспышки национальных противостояний прокатываются по всей стране. К сожалению, это может быть только началом. Профилактические меры НКВД имели конкретные объективные основания. (Депортации прямых пособников фашистов в годы войны имели фактические основания. По законам военного времени все, кто помогал врагу, подлежали немедленному расстрелу. Вспомните приказ Гитлера расстреливать хотя бы за косой взгляд). В демократических США с начала войны были репатриированы в концлагеря все этнические японцы. Уничтожение подпольных националистических групп и бандформирований в Прибалтике и на Западной Украине неизбежно приводило к жертвам, но несоизмеримым с жертвами национальных войн. Сейчас, это становится очевидным не только на опыте России, но и в практической жизни всего мира.
Сегодня мы имеем демократическое государство, где получило широкое распространение платное обучение. А русский народ, в очередной раз отстранён от высшего образования и в очередной раз диплом превращается в бумажку, которую можно легко купить за деньги. Очень немногие русские люди, ничтожная часть, представители 80% населения, смогли выбиться, по многим объективным причинам, в олигархи или просто в состоятельные слои общества. Русскому человеку, вновь готовят места на самой низкой ступеньке социальной лестницы. Такое состояние гражданского общества – является бесконечно опасным и для состоятельных граждан. Оно взращивает ненависть огромной части населения, которая непременно взорвётся. С другой стороны юные отпрыски состоятельных граждан получают образование без усилий, почти насильно. Такое образование не пойдёт впрок. Всё это предвещает трагедию, если не катастрофу.
В нашей истории жизни Леонида Ивановича Крылова всё было по-другому. Работая инструктором ФЗУ и продолжая обучение в кожевенно-обувном техникуме, в 1931 году Леонид Иванович избирается секретарём комитета ВЛКСМ фабрики им. Капранова и от коллектива фабрики депутатом Краснопресненского районного совета. Молодому рабочему было тогда 19 лет. В этом же году он принимается в члены ВКП(б).
В феврале 1932 года Леонида Ивановича Крылова направляют на работу, на должность заместителя заведующего массово-производственного отдела, а затем заведующим этим отделом Краснопресненского райкома ВЛКСМ, вскоре он избирается членом бюро РК ВЛКСМ. Начинается политическая деятельность молодого коммуниста Леонида Ивановича Крылова.
Свидетельство о публикации №219020801776
Андрей Рамодин 08.02.2019 23:59 Заявить о нарушении
Художник Владимир Крылов 09.02.2019 14:34 Заявить о нарушении