Голубая Надежда. Игры Богов ч. 40

 
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов

"Обопри на себя лишь посильное..."

"Как драгоценный камень не может быть отполирован без трения, так и человек не может совершенствоваться без попыток"
 (китайская пословица)

   Древнейшие боги, известные нам из мифов, сказаний и легенд, боги Древней Греции,  Древнего Рима, славянские и скандинавские боги были олицетворением  тех сил природы, чья деятельность не только помогала, но  возбуждала  в сердце человека как опасение и ужас, так   надежду  и доверие. Боги были олицетворением сил, загадочных для человека, но очевидно властвующих над его судьбой,  сил, которые были им обожествлены. (1) Сил великих и прекрасных.
   Но боги не были только символами сил внешней природы, они были вместе с тем создателями и хранителями всех нравственных начал,  определявших противостояние сил Добра и Зла. Сил, которые должны находится в равновесии  для высоконравственной жизни людей.
  Все  силы человеческого духа, всё лучшее, что создаёт культурную  жизнь людей, были вложены  в мифы о богах.
"Дел беззаконных, однако, блаженные боги не любят:
Правда одна и благие поступки людей им угодны"
(Гомер (2) "Одиссея" кн. XIV)
   Мир богов - полное отражение человеческой цивилизации. Люди сделали своих богов в мифах подобными им, потому чувствовали себя обязанными быть на них  похожими. Совершенствоваться, следить за своим телом и духом было главной заботой и непрекословной обязанностью  греков и римлян. Считалось, что боги не любят больных и увечных, не только телом, но и душой. Человек неотрывно связан с жизнью, душа его неотрывно связана с телом. И весь человек, вернее, сам человек, должен быть прекрасен и светел. Тело, как и душа, тоже должно быть "добродетельно". (3)
"Хотя верно сказано, что люди тогда наиболее подражают богам, когда совершают добрые дела, но ещё правильнее было бы сказать, что люди наиболее уподобляются богам, когда они счастливы"
(Страбон)
   Боги не лишены чувств: ими владеют любовь, ненависть, раскаяние, стыд и безрассудство. Они то и дело встают на защиту людей,  то на одну сторону, то на другую, а  с ними природные силы  - моря и океаны, леса и поля, горы и скалы камни и минералы. То  помогают, то мешают в  делах.
 В начале VI века до н. э. об этом сказал в одной из своих элегий
древнегреский законодатель и поэт Солон. (4)
"Город же наш не погибнет по воле державного Зевса
Ни по решенью иных в сонме бессмертных богов:
Великодушная наша заступница, дева Афина,
Дщерь Громовержца, свою руку простёрла над ним".
  Греки почитали своих богов и шли к ним не с покаянными вздохами, не с мольбами о помиловании. Они шли к ним в белой одежде, с венком на голове  - символом радости, молились им танцами  и хороводами.  И, рождённые из радости, боги его шли навстречу радости человека. (3)
  Греки представляли своих богов такими же, как они  сами. Зевс, глава олимпийцев, почитавшийся в Греции в образе грозного громовержца, патриарха и отца многочисленного семейства, царя и судьи, стоящего высоко над всеми богами и людьми, на Крите был больше известен как божественный отрок или юноша, от благоволения которого зависело приумножение стада и плодородие полей.
   Считалось, что этот Зевс, рождённый на Крите, как его называли,
 Криторождённый,  каждый год рождается заново. В его честь устраивались празднества/мистерии, разжигались большие костры  на вершинах гор. На Крите сохранилось и место рождения этого Зевса - в пещере на горе Дикта, и  его могила.
   Среди олимпийских богов мы не найдем ни одного монстра вроде египетских божеств в столь характерном для них полузверином облике или божественных слонов и обезьян индуистского пантеона.  Когда-то такие божества-чудовища  существовали и у греков. О них напоминают некоторые фантастические образы греческой мифологии: змееногие гиганты, горгоны с волосами в виде клубка змей, сфинксы с женской головой на львином туловище, грифоны-полульвы-полуптицы и многие другие.
   Все эти чудища были изгнаны из светлого и гармоничного мира олимпийцев, как об этом рассказывает в своей "Теогонии" древнегреческий поэт Гесиод,  либо сброшены в пропасти мрачного Тартара, либо выселены куда-нибудь на самые дальние окраины земли, где с ними еще могли сражаться случайно забредшие туда герои.(5)
    Аполлон, один из самых светлых богов Олимпа, ясновидец, предсказатель будущего,  бог-целитель, гарант законности и правопорядка, покровитель искусств и сам великий музыкант,  в некоторых областях Греции почитался в странных зверообразных обличьях. В ионийских полисах/городах-государствах Малой Азии он был известен как Аполлон Сминфейский, то есть "Мышиный" -  бог в облике мыши, которое оберегало от грызунов поля и амбары, но в гневе мог в несколько раз увеличить их полчища. В Аркадии почитали Аполлона Ликейского. Ликейский - прозвище  Аполлона, первоначально означало его как бога света, потом стало приводиться в связь с символом волка (греч. ;и;;;). В Лаконии представаляли Аполлона Карнейского - древнего бога плодородия -  в облике барана.
    Артемида, сестра Аполлона, гордая и строптивая богиня-охотница, вечная девственница, жестоко каравшая мужчин  за одно лишь приближение к ней, в одном из главных городов греческой Малой Азии Эфесе почиталась в образе Великой матери - загадочного многогрудого божества, воплощавшего в себе несметные силы земного плодородия.
   Совершенно ясно, что все эти разноликие боги первоначально вели совершенно самостоятельное существование и лишь на каком-то неизвестном для  нас этапе эволюции религиозного сознания древних греков были скорее искусственно объединены под  псевдонимом  того или иного олимпийца. (6) Но как и как это произошло, сказать трудно, да и стоит ли.
"Не пытай бессмертия, милая душа,
Обопри на себя лишь посильное"
(Пиндар)

Зависть богов

"Человек, которому завидуешь (по-настоящему завидуешь!), - не тот, кто достиг большего, чем ты. Человек, которому завидуешь, -  тот, кто по сути своей лучше тебя"
(Мэри Уэстмакотт "Роза и тис")

  Одиссей у Гомера рассуждает:
Если же кто из богов мне пошлёт потопление в тёмной
Бездне, я выдержу то отверделою в бедствиях грудью:
Много встречал я напастей, немало трудов перенёс я
В море и битвах; пускай же случится со мною и это.
  Так Одиссей безропотно встречает препятствия на своем пути. Домой вернется только через 20 лет....да...
  Архилох утешает друга, оплакивающего близких друзей, погибших в морской пучине:
"Но и от зол неизбывных богами нам послано средство:
Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар,
То одного, то другого судьба поражает: сегодня
С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде,
Завтра в другого ударит. По-женски не падайте духом,
Бодро, как можно скорей, перетерпите беду".
  Остается терпеть и стойко переносить все, что уготовано судьбой.
    Может показаться, что и  Геродот в "Истории" (7)  представляет человека несчастным существом, со всех сторон окружённым  враждебными и загадочными силами, которые внимательно следят за каждым его шагом, лишь выжидая подходящего момента для нанесения гибельного удара. Он постоянно возвращается к  теме зависти богов к выдающимся людям.
"Безделью сопутствует зависть"
(Веллей Патеркул)
  Но боги не всегда проводят дни в бездельи, пирах и праздности. Они внимательно следят как сами за собой, друг за другом, так и за людьми.
  По этому поводу  Геродот утверждает:
"По своей природе боги страшно завистливы и терпеть не могут, когда кто-нибудь из людей намного превышает других смертных в богатстве, славе, могуществе и вообще счастлив больше,  чем ему положено судьбой".
  Боги нарочно заманивают таких "счастливчиков" в хитроумно расставленные ловушки и западни, усыпляют их бдительность множеством выпавших на их долю благ, а потом испытывают удовлетворение, видя, как они погибают. (6)  Конечно не все.
"Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют"
(Будда)
   Богатство лидийского царяч Крёза (8) вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, столицу Лидии Сарды посетил греческий мудрец Солон, известный своим изречением: "Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь". Крёз спросил у Солона:
"Можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных?"
 На что Солон ответил:
  "Меня ли, знающего, что всякое божество завистливо, капризно, непостоянно, спрашиваешь ты о человеческой жизни? Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти."
 Так он предупреждает Креза, возомнившего себя самым счастливым человеком на свете, что все меняет смерть.
"Счастью следует доверять всего меньше, когда оно всего больше"
(Тит Ливий)
   Зависть и капризы богов делают человека "игрой случая". Человек никогда не знает, что может с ним произойти на следующий день и потому до самой своей смерти не может с уверенностью сказать, что он действительно был счастлив.
Черно завистника нутро и злому сердцу в лад,
Извечно ближнего добро его глаза когтят.
Бел потолок, как серебро, и тянется к нему
От угасающих свечей завистливый их чад.
(Бедиль)
   Крез не внял предупреждению афинского мудреца и вскоре жестоко за это поплатился. Сначала он из-за нелепой случайности потерял своего горячо любимого сына, а затем сбитый с толку двусмысленными ответами оракулов ввязался в войну с владыкой персов и мидян Киром. (9) Вот тогда и  потерпел поражение, едва избежав смерти.
Кир пощадил Крёза, сохранив ему жизнь, сделав своим советником.
 Крез напоминает Киру:
"Ты и его воины смертны и, стало быть, нельзя равняться с богами, которым все доступно и все позволено. Существует круговорот человеческих дел, который не допускает, чтобы всегда одни и те же люди были счастливы".
   Не прислушался Кир к словам Креза. Сопутствовавшее ему военное счастье заставило забыть об осторожности, когда он,  рассчитывая замкнуть кольцо своих владений на востоке, выступил в свой очередной поход против диких и воинственных кочевников массагетов. (10)
"Лучше пусть завидуют, чем жалеют"
(Греческие пословицы и поговорки)
  Кир поступает так, как если бы он и в самом деле был богом, и, вторгшись в земли массагетов, находит в бою свою смерть.
  Судьбу Кира во многом повторяет и один из его преемников на персидском престоле Ксеркс. (11)  Римский историк Гней Помпей Трог в знаменитом труде "Филиппова история"  называет Ксеркса I "ужасом народов". Действительно, властитель огромной империи Ахеменидов, чье имя в переводе означает "воин", наводил страх на тех, кого подчинил или собирался подчинить.(12)
   Разрушитель Афин, но не покоритель греков, Ксеркс, который  находился у власти, в славе и почете 20 лет и 8 месяцев, был убит на 55 году своей жизни. И уже из Европы, которую так и не покорил Ксеркс, с походом на Персию отправился Александр Македонский, чтобы прекратить существование империи Ахеменидов
"Самая тяжелая форма зависти - это когда человек постарше завидует человеку помладше, потому что понимает, что его время ушло"
(Иван Абрамов)
   Гомеровские боги отличались от людей, прежде всего, своей неимоверной физической силой и огромными размерами тела. Когда Афина в одной из батальных сцен "Илиады" взбирается на колесницу Диомеда и становится рядом с героем, чтобы помогать ему в сражении, колесная ось трещит под чудовищной тяжестью тела богини. Это красноречивая деталь - наглядное представление о физическом превосходстве божества над человеком.
    В других случаях Гомер  еще более усиливает эту наглядность, прибегая к языку точных цифр. В еще одном эпизоде "Илиады" бог войны Арес, сраженный камнем, брошенным рукой Афины, валится наземь так, что его тело покрывает целых семь плетров земной поверхности (плетр = 0,095 га). Так что считайте...
   Глотка Ареса под стать гигантским размерам его туловища: раненый в пах копьем Диомеда, он издает чудовищный вопль, равный по силе крику 9 или 10 тысяч воинов. Ого!!!
  Так же грубо  оценивает Гомер и огромную мощь самого верховного олимпийца Зевса. На общем собрании богов Зевс, хвастаясь своей силой, предлагает другим небожителям попробовать стащить его с неба на землю, ухватившись за один из концов золотой цепи, другой конец которой будет держать он сам. (6)
    Конечно, боги превосходят людей не только грубой физической силой. Им доступно многое такое, что явно не по плечу простым смертным. В несколько шагов они преодолевают огромные пространства, переносясь  с Олимпа на землю и обратно. Без особого труда перевоплощаются в людей, а также в животных и птиц или же становятся совсем невидимыми т неузнанными появляются там, где их присутствие необходимо.
   Боги могут изменить также и облик человека, в судьбе которого заинтересованы. Так, Афина в "Одиссее"  несколько раз меняет внешность главного героя,  то превращая его в изможденного и сгорбленного нищего старика, то, наоборот, наделяя почти божественной красотой и такой же силой.
   Боги способны  вдохнуть в душу героя боевую отвагу и ярость, но также часто морочат людей, посылая им обманчивые сны или давая двусмысленные предсказания. Они могут даже вмешиваться в обычный ход природных явлений, меняя его по своему усмотрению. Так, Гера в одном из эпизодов "Илиады", приказывает Солнцу зайти раньше положенного ему времени лишь для того, чтобы утомленные битвой ахейцы (13) смогли наконец отдохнуть.
  Посейдон, разгневанный на Одиссея за ослепление своего сына - циклопа Полифема, то и дело устраивает на море страшные бури, рассчитывая погубить скитальца.
    Довольно часто боги прямо отождествляются с теми или иными явлениями природы. Время от времени употребляются выражения типа "Зевс дождит", как у Алкея (14), или "Зевс гремит", что означает просто "идет дождь" или "гремит гром".  Зевс и в самом деле воспринимался как олицетворение грома и молнии или дождевых туч.
  Пав­са­ний отме­ча­ет, что в Афи­нах была ста­туя Геи-зем­ли, моля­щей Зев­са о нис­по­сла­нии дождя. (15) Афи­няне про­си­ли Зев­са про­лить­ся дождём над паш­ня­ми. В виде дуба, кор­ни кото­ро­го омы­вал ручей, почи­тал­ся Зевс Додон­ский.
   В гомеровские времена окрестности города  Додоны были населены селлами, которые называются в "Илиаде" пророками. Способ предсказаний был тот же, что и впоследствии: люди слушали волю Зевса с высоковерхого дуба. В "Одиссее" Додона впервые упоминается как место, где находился оракул.
    В  отдельных случаях боги способны управлять событиями и даже менять по своему произволу течение истории. На это указывают уже первые строки "Илиады": "совершалася Зевсова воля".
  Но если одолеть зависть, возможно  взять судьбу в свои руки.   Гомер ясно дает понять, что могущество богов далеко не беспредельно. Часто они бывают неспособны предотвратить то или иное бедствие, угрожающее им самим или их любимцам. Аполлон покровительствующий Гектору, помогает ему одолеть его противника Патрокла, но не может спасти его самого от копья Ахилла. Но и божества, опекающие Ахилла, прежде всего, Гера и Афина,  тоже не смогут уберечь его от роковой стрелы Париса.
"Редко завидуют славе тех, чьего могущества не боятся"
 (Веллей Патеркул)
   Могущество отдельных богов ограничивает их постоянное соперничество между собой. Их интересы непрерывно сталкиваются друг с другом, порождая страшные конфликты, за которые, однако, приходится платить не столько им самим, сколько ни в чем не повинным людям.
  Именно из такого конфликта - знаменитой ссоры трех богинь из-за "яблока раздора" родилась, согласно наиболее популярной версии мифа, Троянская война.
  К тому же у каждого из богов есть своя более или менее четко ограниченная обычаем сфера деятельности и власти, в которую другие божества не имеют права вторгаться. Подобно земным царям, боги ревниво пекутся об этой своей "чести".
  Так, Посейдон в гневе напоминает Зевсу, приславшему к нему свою вестницу Ириду, богиню радуги,  с очередным повелением, о том, что он нисколько не уступает ему честью, ибо уже изначально все мироздание было поделено на три "жребия" между тремя братьями, сыновьями Крона и Реи таким образом, что одному из них, Посейдону, досталось море, другому, Аиду, преисподняя, а старшему, Зевсу, небо, тогда как земля и гора Олимп остались в их общем владении.
   Отсюда следует, что боги вообще не властны принимать самостоятельные решения, а лишь беспрекословно повинуются всесильному жребию или судьбе. Действительно, во многих эпизодах "Илиады" и "Одиссеи"  сам Зевс и другие олимпийцы выступают в роли покорных исполнителей велений Мойр, богинь судьбы.
  В отличие от людей боги обычно знают обо всем заранее и поэтому стараются удержать слишком ретивых героев от неверных поступков, или же, наоборот, убеждают их поступать именно так, как им это было суждено уже при рождении. Нередко боги делают это явно против своей воли, сокрушаясь всем сердцем, что им не дано изменить по своей прихоти жребий человека.
  В  сцене решающего поединка Ахилла и Гектора Зевс, троянскому герою, всегда чтившему его обильными жертвами, и вовсе не заинтересованный в его смерти, в конце концов берет в руки золотые весы и взвешивает на них жребии обоих противников. Это и решает исход схватки: жребий Гектора опускается вниз "к Аиду". Следовательно, он должен умереть, и Зевс уже не может остановить Афину, спешащую на помощь Ахиллу.
   В "Илиаде" царь богов оказывается вынужденным смириться даже с гибелью своего собственного сына Сарпедона, которого сам он называет "дражайшим мне среди смертных". Сарпедону суждено пасть от руки Патрокла, и Зевс, как ему не хотелось бы этого, не может пренебречь этим приговором судьбы.
  У Гомера  люди и боги живут в мире, где все заранее предопределено и просчитано некой грозной,  безличной силой, своего рода универсальным законом,  нарушить который не вправе ни те, ни другие.
"Вот только не была эта сила ни темной, ни светлой. Она была всем"
(Алексей Пехов "Крадущийся в тени")
   Вечное блаженство богов и быстротечная, заполненная скорбями и несчастьями человеческая жизнь связаны друг с другом в гомеровской картине мира как две стороны одной медали. Одно здесь не может существовать без другого. Люди необходимы богам уже для одного того, чтобы было с чем сравнивать свое беспечальное существование и еще острее переживать каждый миг своего нескончаемого счастья.
  В одном из так называемых "Гомеровых гимнов" изображен пир богов, на котором Аполлон вместе с хором муз услаждает собравшихся своим пением. В их песне рассказывается, как прекрасно живут боги, пользуясь дарами вечной молодости, красоты и бессмертия, и как тяжела человеческая жизнь, как велики страдания людей "в руках богов",  как они неразумны и беспомощны и нигде не могут найти защиты и спасения от старости и смерти.
  Эта безжалостность и бессердечие олимпийцев кажутся чем-то чудовищным и непонятным. Греки гомеровской поры, да еще и гораздо более позднего времени видели в них вполне естественное презрение сильного к слабому.
   В эпосе боги нередко напоминают людям о разделяющей их дистанции, что, видимо, было и нелишне при их чрезвычайном внешнем сходстве и постоянном тесном общении, располагающем к известной фамильярности. Так, в "Илиаде" Аполлон останавливает разбушевавшегося Диомеда, который только что поразил своим копьем Афродиту, и приводит его в чувство такими словами:
"Вспомни себя, отступи и не мысли равняться с богами,
Гордый Тидид! Никогда меж собою не будет подобно
Племя бессмертных богов и по праху влачащихся смертных!"
   И неукротимый смельчак Диомед смиряется и отступает. Это презрительно брошенное Аполлоном: "Вспомни себя",  т. е. опомнись, знай свое место,  невольно вызывает в памяти знаменитое дельфийское изречение: "Познай самого себя". В нем видят обычно призыв к самопознанию человека, к проникновению в свою собственную душу, в свои скрытые помыслы. Так толковал его, например, Сократ. (Ск)
   Первоначальный смысл этого наставления был, однако, скорее всего, иной. Впервые высказавший его мудрец призывал людей к смирению, к осознанию своего ничтожества перед лицом бессмертных богов и неумолимого рока. (6)
   В греческой мифологии  немало поучительных историй, показывающих, как опасно человеку тягаться с богами. Будь он хоть семи пядей во лбу, рано или поздно он все равно потерпит поражение. Таковы мифы о Сизифе, обманувшем и заманившем в ловушку саму смерть, о любимце богов Тантале, похитившем со стола богов  нектар и амброзию, об Иксионе, который так же, как и Тантал, был допущен на Олимп и там стал домогаться любви самой Геры.
  Все эти и некоторые другие мифические герои, совершившие сходные преступления против богов, были приговорены к страшным наказаниям, которые они должны были понести уже после смерти в загробном мире.
   Греки охотно допускали, что у богов могут быть среди людей свои любимчики-фавориты, которых они всячески опекают, стараясь облегчить им жизнь. Некоторым из них удавалось даже попасть на Олимп, как Танталу и Иксиону, потом, правда, оттуда низвергнутым за недостойное поведение, или как Гераклу и Ганимеду.
   Геракл был приравнен к богам за свои знаменитые подвиги. Ганимед  необыкновенной  красотой  пленил самого Зевса. Однако это были исключения. Как правило, боги весьма охотно устраивали людям всевозможные каверзы, вредили, обманывали, заманивали в ловушки. Не говоря уже о злоключениях и гибели отдельных геров, прямыми виновниками которых и в мифах, и в эпосе постоянно оказываются враждебные им боги и стоящая за ними судьба.
  Стремясь обезопасить себя от гнева богов, греки и в гомеровское время, и еще много столетий спустя задабривали их жертвами. Сама церемония жертвоприношения означала, что совершающий ее человек добровольно отдает себя под покровительство того или иного божества, признает его силу и власть над собой и рассчитывает на его поддержку и защиту в разного рода делах и начинаниях. По сути своей это была как бы коммерческая сделка, смысл которой выражает известная латинская формула "do ut des"/"даю, чтобы и ты дал".
   Практичные и экономные греки даже и в делах такого рода не видели большого греха в том, чтобы провести партнера по сделке, очевидно, полагая, что при всем своем могуществе он достаточно простодушен и не распознает обман. Поэтому вместо того, чтобы сжигать на алтаре всю тушу жертвенного животного или хотя бы одну из наиболее лакомых ее частей, они, как правило, отдавали богам лишь кости, прикрытые кусками жира и шкурой, а все остальное съедали сами.
   Греки были убеждены, что с помощью жертвоприношений, возлияний и молитв человек может искупить любую вину, даже грех пролития крови. Эта мысль не раз повторяется и в поэмах Гомера, и в более поздних произведениях греческой литературы. Даже ритуальные очищения от скверны человекоубийства и других страшных преступлений, производившиеся в храме Аполлона в Дельфах, требовали от преступника не столько искреннего раскаяния в своем грехе, сколько опять-таки обильных жертв божеству. Только Платон впервые указал на глубокую безнравственность представлений и поступков этого рода.
"Интересное существо - человек! Вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него нет"
 (Александр Свияш)
  И боги наказывают людей, посылая им беды и катастрофы. Одной из таких катастроф была Троянская война. 
   Как иначе , чем катастрофой вселенского масштаба  можно назвать открытие злополучного ящика Пандоры?
 В  наказание людям  за похищение для них огня Прометеем  Зевс задумал  коварный план: отправил на землю Пандору, снадбив ее подарком для людей - железным ларцом, который она открыла.  Из него тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия. Под захлопнутой крышкой, на дне, осталась  одна скромная Надежда.
Чуть приоткрыв завесу тайны,
И прикоснувшись не дыша,
Мы с видом - будто бы случайно,
Все лезем глубже, не спеша.

Подарок Зевса - что за чудо?
Сюрприз Пандору не смутил.
Скорей открыть и будь что будет,
Рассудок чувству уступил.
 
И вылезли на свет проклятья,
Пороки, страхи и беда.
С тех пор забыли люди счастье,
И лишь НАДЕЖДА - навсегда!
 
О, тайны, - спутники людские,
В шкафах скелетов уж не счесть.
И манят чары колдовские -
Заполучить благую весть.
(Татьяна Стахова)

   В новое время стала крылатой фраза "Открыть ларец Пандоры", что означает совершить действие с необратимыми последствиями, обычно негативными.
***
Великий Зевс, тот самый бог, который векам для сплетен столько пищи дал, на откровенный шёл скандал, когда с красавицей Пандорой на землю ящик ниспослал.

Чудесный ящик из металла  стал не случайно знаменит. Сама посланница не знала, кем скован он и чем набит.

И только из легенды старой узнали мы уже потом, что он являлся страшной карой за обладание огнем.

Что было в ящике Пандоры? Бесстыдство. Жадность. Скупость. Ложь. Злость, приносящая раздоры, разврат... Всего не перечтешь!

А равнодушие? А чванство? Всегда! Повсюду! Каждый день! А необузданное пьянство? А лицемерие? А лень?

То вдруг - война, то просто драка. То град, то молния и гром...

Зевс!.. Бог... Каким же он, однако, коварным был озорником!

Тьма провокаций, взрывов злобы... И всюду - он, его рука, от похищения Европы в нелепом образе быка до разных мелких актов мести...

Все эти авантюры вместе, и спесь, и блажь, и хвастовство, о доброй мудрости его, о благородстве и о чести не говорят нам ничего.
(Владимир Масс)

(1) Русская Историческая Библиотека "Боги Древней Греции"
(2) Гомер (IX -VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм "Илиада" (древнейшего памятника европейской литературы  и  "Одиссея"
(3)  В. В. Вересаев " Аполлон и Дионис" на nietzsche.ru › century › apollon
(4) Солон (640 -558 г.до н.э.) -  афинский политик, законодатель и поэт, один из "семи мудрецов" Древней Греции. Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт.
(5)  Гесиод (VIII—VII века до н. э.) - первый исторически достоверный древнегреческий поэт. Наиболее значительное произведение - поэма "Труды и дни"
(6)  в главе использованы материалы Ю.А. Андреева "Цена свободы и гармонии", гл.11 "Парадоксы греческой религии"
gumilevica.kulichki.net
(7) Геродот Галикарнасский (484 - ок.425 гг.до н.э.) - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона "отец истории", автор первого сохранившегося значительного трактата "История", описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры
(8)  Крёз - последний царь Лидии, правивший в 560—546 гг. до н. э. Считается, что Крёз одним из первых начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла и гербовую царскую печать на лицевой стороне. По этой причине он слыл в античном мире баснословным богачом.
Умер в 547 году до Рождества Христова
(9)  Кир II Великий (593-530) -  персидский царь, правивший в 559—530 годах до н. э. Основатель персидской державы Ахеменидов
(10)  массагеты - имя используемое античными авторами для обозначения ираноязычного кочевого народа, обитавшего на территории Скифии. Геродот, ссылаясь на современников, писал, что по мнению некоторых из них массагеты -  это скифское племя
(11) Ксеркс I (521/519-466)  персидский царь, правил в 486—465 годах до н. э., из династии Ахеменидов.
(12)  Алексей Сурин "Ксеркс I - "ужас народов" на сайте m.diletant.media/
(13)  В эпическом языке "Илиады" Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса.
(14)   Алкей (621-560) -  древнегреческий поэт и музыкант, представитель мелической/музыкально-песенной  лирики. Сохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые делят на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) прочее.
 (15) Пав­са­ний (110-180 от Р.Х.) - древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя "Описание Эллады".


Рецензии