Сергей Юрский и Леонид Куравлёв в Юрьеве Польском

    Это было весной 1968 года, я приехал на вечернем пригородном поезде домой в Юрьев - Польский из Иваново, где учился на 4 курсе энергоинститута. Моя жена Тамара сказала, что у нас в городе снимается фильм по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок».

Я хорошо помню, как мои приятели, два закадычных друга, Толя Сизов и Лёва Рунов, первыми прочитав оба романа "Двенадцать стульев" и Золотого телёнка" постоянно шутили и при разговорах применяли в качестве цитат различные  выражения из этих книг, заливаясь смехом. Юмор этих романов для нас был полным откровением, был что - то вроде критики власти.

Утром, придя с Тамарой в центр города, мы узнали, что в этот день будут киносъёмки в музее, внутри валов кремля.                Стараниями работников кино, центр города Юрьева - Польского превратился в уездные города Арбатов и Удоев. Наша старая гостиница стала уездным исполкомом, где в кабинете председателя "счастливо" встретились дети лейтенанта Шмидта - Коля - Остап Бендер - Сергей Юрский и Вася - Шура Балаганов - Леонид Куравлёв.               

    Отсюда, с высокого крыльца два работника исполкома раскачали и бросили на мостовую нарушителя "конвенции" третьего сына "Лейтенанта Шмидта" - Михаила Самуиловича Паниковского - Зиновия Герда. За процессом "выноса тела" со специально установленной на нашем городском валу скамейки наблюдали Остап Бендер и Шура Балаганов и я с моей женой Тамарой, находясь в стороне на валу.

    А напротив педучилища, в западающем в торговые ряды, углу, где были общественные туалеты, была оформлена пивная и висел плакат "ПИВО ОТПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЛЕНАМ ПРОФСОЮЗА". Здесь за столиком, вместе с местными мужиками, сидели и пили пиво Остап Бендер и Шура Балаганов. Здесь у Остапа Бендера родился план, как можно сравнительно честным способом заработать миллион.

    С южной стороны Георгиевского собора была установлена импровизированная трибуна, на ней представители власти уже другого города - Удоева ждали прибытия лидера автопробега. В фильме слева видны абсиды Георгиевского собора. У трибуны, в касках пожарников, стояли музыканты нашего знаменитого фабричного духового оркестра. Из них я хорошо знал: соседа по Луговой улице Михаила Шилова и Бориса Ильичёва, с которым мы учились в одном классе в Юрьев - Польской Ш Р М (школе рабочей молодёжи).

    И вот в пролом вала, со стороны Ивановской улицы, въехала машина - знаменитая "Антилопа ГНУ", она сташно грохоча, подъехала к трибуне. В машине сидели Остап Бендер (Сергей Юрский) Шура Балаганов (Леонид Куравлёв) и Михаил Паниковский (Зиновий Герд), а за рулём Козлевич. Зиновия Герда я знал давно, вернее его голос с необыкновенным тембром. Дело в том, что когда я учился в Ивановском энергоинституте, в Ивановском драмтеатре шли представления театра кукол знаменитого Сергея Образцова и мы, студенты, смотрели его «Необыкновенный концерт», где Зиновий Герд блестяще вёл концерт, озвучивая конферансье - куклу Эдуарда Апломбова.               

     Юрский - Бендер вбежал на трибуну и выступил с краткой речью: "ударим автопробегом по разгильдяйству и бездорожью", "автомобиль не роскошь а средство передвижения" и "на смену крестьянской лошадки идёт стальной конь". Но когда он, скосив глаза, прочитал телеграмму, которую только что принесли одному из стоящих рядом с ним и в которой сообщалось, что проходимцев, которые едут на этой машине, надо задержать, Юрский быстро сбежал с трибуны, крикнул оркестру: «Гип, гип, ура!», он тут же грянул "ТУШ" и под этот шум троица, сев в автомобиль, быстро укатила.

      Помню съёмки эпизода, как третьего "сына лейтенанта Шмидта" - Михаила Паниковского вынесли на высокое крыльцо двое работников "исполкома", раскачали, но не бросили, а потом его сняли на тротуаре так, как будто он был брошен и упав (он просто лежал на боку) резво подскочил и побежал прихрамывая (Зиновий Герд во время войны был ранен в ногу).               

     В 2002 году Юрьев - Польский отмечал 850 летие со дня основания его князем Юрием Долгоруким. На этот юбилей были приглашены артисты фильма "Золотой телёнок", но приехал только Леонид Куравлёв, меня с ним сфотографировал мой товарищ Володя Филлипов. К сожалению, главный герой фильма "Золотой телёнок" Сергей Юрский почему то тогда не приезжал. В память о съёмках фильма "Золотой телёнок" на Юрьев - Польской ткацкой фабрикой «Авангард» была выпущена серия отличных гобеленов с сюжетами из «Золотого Телёнка» в том числе с изображениями Юрского – Бендера.

    Сергея Юрского я запомнил, увидев в первый раз в фантастическом фильме «Человек ниоткуда», где он отлично сыграл главную роль - «снежного человека». Из всех фильмов, в которых он сыграл, наиболее впечатляющая его роль в "Место встречи изменить нельзя", где он сыграл Груздева и он бесподобно сыграл роль дяди Мити в фильме "Любовь и голуби". 
    
     Как - то у Сергея Юрского спросили, во время интервью, какой герой фильма ему больше нравится, он не задумываясь ответил  «Остап  Бендер», да это видно и по фильму "Золотой телёнок".
   
     На заставке сыновья лейтенанта Шмидта Коля и Шура Юрский и Куравлёв во время съемок фильна "Золотой телёнок" в городе Юрьеве - Польском. Они стоят на нашнм крепостном валу, как раз напротив гостиницы - исполкома города "Ардатова". Из исполкома выносят третьего сына Шмидта - Самуила Паниковского - Зиновия Герда.   
    
     PS

     Не стало Сергея Юрского. Вечная ему память. Пусть земля будет ему пухом.
   

     PS

А сегодня, 30 января 2022 года нам сообщиили, что скончался прекрасный актёр  Леонид Куравлёв -  Шура Балаганов из этого фильма, Афоня из фильма "Афоня", Милославский из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"... Вечная ему память.


Рецензии
Мне очень понравилась эта Ваша миниатюра. Она очень интересная и познавательная,с уважением и с теплом,Она у меня юбилейная Вам 390-тая.

Лилия Фрайзингер   30.10.2023 07:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо Лилия! Я вегда радуюсь, когда с Вами встречаюсь!

Николай Павлов Юрьевский   30.10.2023 07:51   Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за ответ. У меня к Вам рецензию,которую я Вам сегодня написала удалось сейчас сюда в Ваши личные сообщения скопировать. Я тоже очень рада,когда Вы заходите ко мне на огонёк на Прозу ру и пишите мне рецензии. С уважением и с теплом,

Лилия Фрайзингер   30.10.2023 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.