Долг

- Мааааам, а маааам, - обратился Гена, вернувшись из школы, к матери Алисе Викентьевне, - мы сегодня на классном часе говорили о долгах.
- О каких долгах? – удивлённо подняв брови, спросила Алиса Викентьевна.
- О тех, которые человек должен выполнить.
- И тебе что-то непонятно было на уроке? – спросила мама Гену.
- Да, непонятно. Говорили о многом, а в итоге ни к чему не пришли. И ещё мне непонятна фраза о том, что никто никому ничего не должен. У нас в классе разгорелась дискуссия, конца которой не было видно. Мы спорили и спорили, а учительница нас потом утихомиривала.

Учительница наша, Нина Петровна, говорила нам, что эта фраза воспринимается всеми людьми по-разному, в зависимости от мировоззрения человека. Разные точки зрения о долгах высказывались и Ниной Петровной, и ребятами, но мне всё равно непонятно, почему никто никому не должен. Послушай, что я думаю об этом, вот например, если я должен вынести мусор, а не вынесу его, или ты не приготовишь обед, когда должна его приготовить, то долги наши не будут выполнены. Так ведь, мам?

- И так и не так, сынок. О долгах говорят много и давно, рассуждения эти тянутся, но психология объясняет это по-своему, а педагогика по-своему. Но ведь подумай, родной мой, мы говорим не о профессиях. Мы о людях говорим. Точнее о Человеке с большой буквы. Только в этом случае работает эта фраза.
Вот вспомни, пожалуйста, Гена, что ты можешь сказать о великом звании человека?
- Мам, ну это же все знают. Человек - это и величие, и мужество, и бесстрашие, и самоотверженность, и честность, и искренность, и любовь к человечеству и к миру.
- Знать-то, сынок, знают, но забывают об этом, когда вспоминают фразу о долге. Долг этот не потому долг, а потому что он неотъемлемая часть человека, он как сердце его. Этот долг можно назвать ещё другим словом, например любовь. И смысл фразы о долге нисколько не изменится. Он только больше раскроется.

Вот подумай пожалуйста сам, говорят ещё так, что родители должны любить детей. Долг это? Обязанность? Или что? И что лишнее в этой фразе о долге и о любви родителей к детям? Как можно заставить родителей любить детей? Долг и любовь - разные слова и разная, казалось бы, суть. Но здесь не всё так просто, хотя и просто одновременно.
- Я, сынок, тебя люблю! – продолжила Алиса Викентьевна.
- Да, мамочка, я тоже люблю тебя! – отозвался эхом Гена.
А мама продолжила начатое:
- Я люблю тебя, сынок, и от полноты своей любви рада сделать для тебя всё, что необходимо. Любовь и долг в данном случае одно. Я не должна любить тебя, а люблю, я хочу любить тебя. Понимаешь, Геночка, я хочу, хочу любить тебя и помогать тебе во всём. И поэтому слово долг из моей жизни уходит. У меня остаётся только любовь к тебе и к тем делам и обязанностям, которые я делаю для тебя. Потому что всё, что я делаю, я делаю от любви.

Но моя любовь не заканчивается любовью к тебе. Мир ведь огромен. Он бесконечен. Он необъятен. И мир я тоже люблю. И хочу, чтобы все существа были счастливы. А раз я этого хочу, и люблю мир и всё, что в нём есть, то я делаю всё с любовью для них. И никто не может сказать, что я делаю это из долга. Я делаю это из любви. Понимаешь, сынок?
То есть получается, что я никому ничего не должна, я должна сама себе быть и оставаться человеком всегда. А раз так, то долгов у меня нет. Я живу с любовью и для любви. Любовь, на мой взгляд, движет миром и людьми. Возможно, что это не всем понятно, но ты-то, сынок, меня понимаешь?
- Мааааам, какая ты молодец! Маааааам, ты лучшая мама на свете! Ты так просто всё объяснила. И главное, мне стало всё понятно. А мы спорили и спорили в классе, а как оказалось, спор вырос на пустом месте.

- Знаешь, мааам, - проговорил медленно Гена, - понять-то я тебя понял, но вот как мне это объяснить ребятам, ума не приложу. Начинать ведь надо со звания высокого - Человек. А у нас про человечество и человеков говорят неласково и иногда даже с презрением.
- Знаю, сынок, знаю, что разговор этот нелёгкий может получиться, но ты попробуй. Ты думай о том, как лучше объяснить окружающим о долге. Ты думай, мой хороший, думай. И ведь вспомни ещё о том, что для каждого человека нужны свои особые слова. Но я уверена, сынок, что ты придумаешь, как донести смысл фразы о долгах до учителя и одноклассников, если им это ещё интересно будет.
- Мамулечка, милая, как я благодарен тебе за твои объяснения и за твою поддержку.
- Сынок, ведь всё просто, я люблю тебя!


Рецензии