О светлых песнях и светлых людях

«Чё слушаешь?» – этакий вопрос-лакмусовая бумажка. Когда получаешь на него ответ, обычно понимаешь, какой человек перед тобой, о чём его мысли, мечты, какова его действительность, прошлое, как он будет резонировать с тобой… Чё ты слушаешь, Яшка, и о чём поёшь? И Чайкин рассказывал:
– Пришло такое время, когда меня стало тошнить от блатняка и армейского шансона, в котором без конца мусолились привычные надрывные темы о пуле-дуре, павших в неравном бою товарищах, предательстве любимых на гражданке. Не песни, а засаленная шелуха, вызывающая у слушателя снисходительную жалость, а у певца – шизофрению. До слишком позитивных, радостных композиций я пока не дорос – для меня они отдают передозировкой медовой патоки, не имеющей связи с действительностью. Моя больная душа не верит им, не звучит в унисон. Остаётся что-то среднее, но правдивое, живое. Простые, жизненные, человеческие песни, светлая, наивная, но вечная юношеская романтика:

Люди идут по свету. Им, вроде, немного надо.
Была бы прочна палатка, и был бы нескучен путь.
Но с дымом сливаются песни, ребята отводят взгляды,
И шепчет во сне бродяга кому-то: «Не позабудь». 

Вот, что мне сейчас созвучно. Музыка – это волны с определённой частотой. Человеческое сознание тоже характеризуется той или иной частотой. И люди выбирают для себя то, что им на данный момент ближе, понятнее, комфортнее. Чайковского, шаманские бубны, флейту или тяжёлый металл. Высокочастотную музыку, зовущую задуматься о смысле жизни, или низкочастотную, подмывающую устроить бешеный расколбас.
Песни, которые человек поёт или слушает, исподволь оказывают влияние на его судьбу, формируют будущее. «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты». Слушаешь одни и те же песни каждый день и программируешь себя на их частоту, резонируешь с ними, веришь в них. А потом ещё и удивляешься, что всё складывается по сценарию, который прописан в любимых композициях.
Однажды поехали мы с концертом в подшефный детский санаторий, где нам велено было петь нечто из разряда армейской романтики для поддержания патриотизма. А я им – про вечные ценности: «И человек мечтал о том, что он построит где-то дом», «Мне звезда упала на ладошку», «Камни прожитых дорог сумел пробить росток», «Звёздочка моя, свети, свети, что бы ни случилось, ты должна светить…», «В пути не ищи ты дороги лёгкой, позволить не смей короткий привал, движенье, движенье без остановки – вот идеал». Представь, все эти архаизмы дети слушали с интересом, они им понравились, вызвали активное обсуждение. Видимо, какие бы песни ни пел суровый солдат в камуфляже, они звучат авторитетно и горчат жизненным опытом. От своих, конечно, потом огреб за неоригинальный и несоответствующий тематике концерта репертуар. Но это не главное.
Главное – образы. Ключевой, формирующий образ в песнях.
Один из моих любимых образов – образ простого светлого человека. Такого, как в песне «Любэ»:

Тянет к людям простым, чистым, тёплым, святым,
Неприметным на вид, что живут без обид.
Растят малых да детей, ждут хороших вестей,
Праздник любят да уют, верно, в общем, живут. 

Это моя боль, моё проклятье и счастье одновременно. Я вижу этот свет в каждом, он очевиден, если уметь его разглядеть. Я стараюсь защищать светлых людей… Каких смогу и от чего смогу… Я боюсь потерять способность видеть этот свет. Хотя и пью, вою от боли, что, видя свет, должен убивать. Но если перестану чуять свет – перестану быть человеком. Ты знаешь, все дети видят свет, а потом что-то с ними происходит и не всем удаётся сохранить такую способность. Когда по уши затопчут в грязь, можно сломаться, захлебнуться там, а можно увидать, что и в грязи солнце отражается.
Я, кстати, соображал по поводу мата. Знаешь, понял, в чём его вред. Он образное мышление в нас выключает. Ведь на каждое нормальное слово в голове рождается образ (тебе сказали «шляпа», ты и представил шляпу или написанное слово «ш-л-я-п-а», если ты бегущей словесной строкой думаешь), а на мат – нифига: образа-то нет... Я за собой понаблюдал. Думаю либо образами, либо матом, по-другому не получается. И чтобы с людьми общаться, мне надо перекодировать свои думки на человеческий язык. Я стараюсь, подбираю слова, правда, иногда собственные изобретаю за неимением аналогов в лексиконе.
Образное мышление – это сила! Можно огромную скорость мысли развить при желании. Вот прикинь, сколько картинок ты за секунду сможешь увидеть? А сколько слов прокрутишь в своей «бегущей строке»? Слов меньше, то-то и оно. У нас есть золотое правило: кто быстрее думает, тот дольше живёт. Поэтому учимся переключаться на образное мышление, если кто ещё не умеет. Для этого простые упражнения. К примеру, слушать музыкальную композицию и рассказывать, что ты в это время представляешь, или рисовать. Представил картину? Сидят этакие дядьки – боевая группа спецназа и… рисуют музыку. Ещё можно пытаться понять, что говорит собеседник, если он произносит фразы на совершенно незнакомом тебе языке. Или сочинять стихи, но не на листочке, а когда к тебе обращаются в стихотворной форме, и сходу нужно придумать соответствующий ответ. Сложно? Да, брат, это тебе не кирпичи ладошкой ломать. Хотя, кирпичи тоже умею…


Рецензии