Из лекции

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Философия образования


Обратная связь от студентов вуза

Потребителем образовательных услуг является обучающийся, именно он сейчас задает критерии успешности деятельности преподавателя. И обучающийся сегодня обосновывает самую серьезную проблему – эффективное построение процесса преподавания, с учетом новых информационных и компьютерных технологий, методов активного социально-психологического обучения, инновационных образовательных технологий.

***

Недавно в народном фильме об отечественном образовании «Последний звонок» зачитано письмо студента одного из вузов:

«Пишу Вам из одного из лучших университетов России,… [лучшего университета Сибири], - так, по крайней мере, кажется некоторым. При поступлении было нам обещано образование по классическим программам формирования фундаментальной подготовки по гуманитарному профилю. Однако вместо этого нам преподносят преподавание общих компетенций. [Обучение компетенций идет по программе «Ядро бакалавриата».] В рамках этого ядра мы изучаем самые разнообразные сферы человеческого знания, разделенные на модули. Так, например, за месяц мы освоили темы, связанные с квантовой механикой, химией, биологией и когнитивистикой. Читали нам эти лекции преподаватели философии. Вместо нормального познания мы получаем информацию в игровой форме. Скажем, в качестве домашнего задания и предаудиторной работы нам предлагают ознакомиться с такими безусловно важными и полезными материалами, как очередной выпуск мультсериала «Пинкод - Смешарики» или научно-популярный фильм с участием Стивена Хокинга. Прикрепляю скриншот. Иногда просят просто описать собственную рефлексию по поводу пройденного материала, записать свои мысли. Сокращаются профильные дисциплины. Некоторые, такие как латынь и философия исключены вообще. При предъявлении нами требований изменить ситуацию, при обсуждении этой ситуации декан лишь говорит, что без этого, без того, чему нас учат, имея лишь диплом бакалавра по истории, мы не сумеем трудоустроиться. Поступая сюда, я ожидал, что сумею стать историком, квалифицированным специалистом, человеком, способным как к преподавательской деятельности, так и к научным изысканиям. В действительности же остается получать лишь обрывочные знания о чем попало: от истории Древнего Востока до современности. Так формируются у нас некие призрачные компетенции, непонятные позиции по всем на свете вопросам вместо настоящих знаний».

***

Комментарий об инновационной дисциплине и видах учебной деятельности 

Позволю себе небольшой комментарий к данному письму.

То, что описывает студент, - казалось бы, «сборная солянка» разных знаний в одной дисциплине, скорее всего, относится к актуальной сегодня дисциплине «Междисциплинарная составляющая в гуманитарных науках» (может иметь и другие, близкие по смыслу, названия), которая вводится во многих университетах для расширения сферы научной эрудиции будущего специалиста. Компетентностный подход в высшем образовании предполагает не только узкую профессионализацию, что ограничивает развитие человека (о чем предупреждал еще Н.И. Пирогов в XIX веке) но и охват всей картины мира в целом, в представлениях разных научных направлений – выработку опыта социального разворота в динамичных условиях современной цивилизации.

Просмотр фильмов и мультфильмов не является основным видом самостоятельной работы студентов. Обратите внимание: на скриншоте задания первым шагом обозначено прочитать текст лекции и ответить на вопросы. Таким образом, на первом месте находятся именно фундаментальные знания. Эссе предполагает связать фундаментальную науку с реалиями современной жизни – иллюстрирует учебный материал в более привлекательной форме научно-популярного фильма и предлагает ознакомиться, как та же теория преподносится младшему поколению – собственно обучает технике «говорить на одном языке с обучающимся» с целью повышения доступности знания. Таким образом, проработка данной темы охватывает разные аспекты будущей профессиональной деятельности: научное познание, популяризацию научных знаний среди населения и учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся в соответствии с классическими принципами культуросообразности и природосообразности.

***

Комментарий о рефлексии и модульном обучении

Упомянутая рефлексия относительно учебного материала и способов его освоения также не чужда педагогике, но, к сожалению, она игнорируется в практике большинства педагогов. Рефлексивная функция педагогики позволяет оценить дидактические особенности представленного учебного материала, формы и методы его преподнесения аудитории, определить дидактическую и воспитывающую эффективность учебного занятия и на этой основе скорректировать дальнейшие педагогические действия. Вовлечение студентов в рефлексию – необходимость, а не пустое времяпрепровождение.

Модульное обучение является разновидностью блочного, когда в курсе учебной дисциплины выделяются тематические блоки. Такой подход к обучению позволяет регулировать темп работы и содержание учебного материала.  В каждом обучающем модуле (автономная часть учебного материала) есть точно сформулированная учебная цель, банк информации (обучающая программа), методическое руководство по достижению учебной цели, практические занятия по формированию необходимых умений и опыта, а также аттестация по итогам освоения учебного материала. Так что модуль является очень удобной единицей образовательного процесса, который позволяет вариативно составлять учебный план. И в нем нет ничего необычного или нелегитимного, что могло бы вызвать такое стойкое предубеждение относительно правомерности деления содержания образования на модули. Единственное, что может не понравиться студенту, который приходит после школьной скамьи, где, в основном, от него требовалась репродукция ограниченных порций учебной информации, - это то, что модульное обучение предполагает большой объем самостоятельной работы, к которому, к сожалению, не формируется готовность в рамках школьного обучения. Далеко не каждый поступающий в вуз способен к самоорганизации и самомотивации в деятельности учения.

И в этом как раз проблема: у нас есть дидактика для педагога, но нет дидактики для обучающегося, несмотря на то, что в педагогической психологии, к примеру, разрабатывается отдельно теория учения. Так или иначе, она отдельными порциями попадает к школьнику, но в виде авторитарных инструкций со стороны учителя, поэтому, возможно, большинство обучающихся не занимают субъектную позицию, а остаются в зоне инфантилизма, где удобно быть ведомым, действующим по указке.

***

Комментарий о включении методов активного социально-психологического обучения и субъект-субъектных отношениях

И, наконец, основная проблема, выявленная данным письмом, - проблема субъект-субъектных отношений в педагогической системе вуза. Недопонимание студентом особенностей учебного процесса и негативное отношение к предлагаемому современному обучению может сложиться вследствие отсутствия разъяснений учебных, воспитательных и развивающих задач на учебном занятии со стороны преподавателя. Далеко не каждый преподаватель, а, может быть, и только один из ста, прописывает эти задачи и озвучивает их обучающимся на начальном этапе учебного занятия: какие формы и способы учебной деятельности направлены на решение тех или иных задач образования. Итак, профессиональная некомпетентность проявляется именно на уровне открытости структуры учебного процесса, которой нет.

Вместе с тем, здесь можно обнаружить еще одну проблему уже в технологическом выстраивании занятий - перекос в сторону методов активного социально-психологического обучения. У обучающихся не должно складываться ощущение недополучения фундаментального содержания. Методы активного социально-психологического обучения нужно уметь грамотно встраивать в учебный процесс, не злоупотребляя ими; помнить о том, что в условиях массового предъявления знаний на большую аудиторию в вузе удобны и экономичны традиционные методы обучения – словесный, наглядный, репродуктивный, которые никто не отменял, тем более, что на аттестации (на зачете и экзамене) большой вес придается именно к репродукции знания – что освоил студент из фундаментальной науки, как он понимает это знание, каким образом он может вписать его в план будущей профессиональной деятельности. Методы активного социально-психологического обучения занимают больше времени и при отсутствии опыта у преподавателя затягивают освоение материала. Грамотное их применение предполагает, что они могут занимать часть учебного занятия или, к примеру, реализовываться за счет домашней подготовки студента к такому занятию, через включение самого обучающегося в выбор методов обучения.


Рецензии