Девяностые или как мы покупали холодильник

(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду.»
(Антуан Франсуа Прево крупный французский писатель XVIII века)

«Лучшее алиби - быть жеpтвой.»
(Михаил Жванецкий)

Было это в те давние времена, когда курс обмена валюты в любом банке был гораздо хуже, чем у нелегальных уличных менял. Из-за чего благосостояние этих самых менял росло как на дрожжах. Кто-то из них даже превратился во вполне себе банк, пока банков этих в стране стало больше чем светофоров на перекрёстках. Из-за этого решено было их сократить. Чай не в Америке живем. С тех пор два - три банка в месяц лишаются своих лицензий. Это игра такая у нашего Центробанка. Раньше в детстве такую игру называли «в Чапаева».
Так вот именно в те самые времена возникла у нас в семье острая необходимость в новом холодильнике. Большом, вместительном, современном. А доверия к рублю не было, народ держал любые свои накопления в долларах. Страна потихоньку превратилась в филиал федеральной резервной системы США. Не из-за любви к портретам президентов, а только лишь в целях сохранения своих кровных и не на кустах собранных денежных знаков.
Интернета тогда ещё не было, маркетинг проводили исключительно пешим порядком. Обходили все места силы,  торговые центры или просто магазины нужной вам ориентации. Но при покупке, там в этих магазинах, надо было расплачиваться рублями.
И вот мы уже вроде и нашли то, что хотели. Стоит прилично, но именно то, что надо. Пришло время менять валюту для совершения покупки. А курс в банках ну такой, что совсем  неинтересно. Реальный же – «с рук»,  раза в полтора лучше.
В обмене «с рук» в те времена таилась некая опасность, характерная особенному периоду в истории нашей страны. Люди, что назывались уличными  менялами, на самом деле были в большинстве своём не чем иным как «кидалами». И был у них любимый трюк – оставить клиента и без валюты и без «деревянных». Но, даже зная это, русский народ так просто не остановишь – в погоне за недополученной прибылью в виде разницы курсов он с риском для жизни сам идет на заветные злачные углы. Типа посмотрим ещё кто кого…
Был такой угол и на «Апрашке» (Апраксин двор, угол ближе к Гостинке). Там самые лучшие курсы называли. Поэтому мы с женой пошли именно туда. Холодильник не ждёт, слюна пошла, организм медленно и верно разъедается желудочным соком.
Как всегда на «Апрашке» толпа, не поймёшь кто бандит, кто просто прохожий. «Менял» видно издалека – стоят, скучают.
План у нас был такой – я как бы сам по себе, за ведущего, но делаю вид, что один. Жена идет отдельно и меня прикрывает, типа ведомого в воздушном бою. Её задача поднять тревогу, как только начнётся «шухер». И действовать уже по обстановке.
- «Шухер», это когда все начнут пихаться, - объяснил я верной супруге. Опыт кой-какой уже к тому времени был. Чеки мариманские, в прошлой жизни, приходилось в основном конвертировать. А это были такие же валютно-обменные операции и с точно такими же менялами. Поэтому принцип один - не выпускай свои деньги из рук. Тогда может всё пройдёт удачно. Если же выпустишь пачку раньше времени, то останешься ни с чем.
«Шухер» у нас получился на славу. Просто феерический… Вариантов не было ни у одной из сторон.
 Мне назвали баснословно выгодный курс, мы уже «ударили по рукам» и тут все окружающие нас люди, которые вроде бы были просто прохожими вдруг стали единым целым. Начали пихаться, толкаться и создавать суету. Но вдруг, КАК ЧЕРТИ ИЗ ТАБАКЕРКИ, свалилась будто бы с потолка третья сторона этой истории - оперативники. «Всем стоять, всем бояться!!!».
Смотрю - меняла от страха стал скидывать свои деньги, что были в руках. Стоит, боится, всё как приказано. Жена же, как коршун на добычу, среагировала чётко, всё скинутое подобрала.
«Мои» тоже при мне. Морская закалка не дала мне выпустить свои кровные из рук.
-Так, граждане. А теперь коллективненько все идём в опорный пункт.- Приказал главный оперативник, довольный проведённой охотой. Опорный пункт был недалеко, рядом с Гостинкой. Там все мы спокойно расселись и стали подводить итоги.
- Ну вы у меня будете потерпевшими. Согласны?- Предложил «главный».
- Согласны, согласны! – Закивали мы в ответ.
- Паспорта есть? Хорошо. Заполняем контактные данные. На всякий случай хочу предупредить об ответственности за незаконные валютно-обменные операции. –Миролюбиво информировал меня оперативник.
- Мне чужого не надо, - смекнув, что дело может иметь неприятный для нас оборот, тут же среагировал я. Вся сумма «деревянными» у жены, а «навариваться» на этой истории никак не следовало.
- Вот все доллары. Принимайте. – Сдал я наличность командиру. Сумма была более, чем приличной.
- Всё! Потерпевшие могут быть свободны. А вот вас, товарищ бандит, попрошу остаться.
Весёлые и довольные выходили мы с женой из пункта охраны правопорядка. Пусть решают там, как хотят, разберутся думаем, не в первый же раз. Нас же ждал невыкупленный холодильник.
Этот бытовой прибор послужил нам верой и правдой пока не состарился. В своей второй жизни был продан за вывоз и символические 500 рублей гастарбайтерам. Им как раз такая техника нужна.
Ну а как при желании могут работать наши оперативники, мы с удовольствием узнали из этой истории. В ней остались «и овцы целы и волки сыты», а о «кидалах» - долгая память.


Рецензии