Поцелуй ворона

Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2019/02/05/1079
Я много писала о взаимоотношении "моей "пары воронов со мной, и эти взаимоотношения отнюдь не сводятся к простому "принеси-подай", как например, часто бывает при кормлении других видов птиц. ВОроны в одно время могут предпочитать один вид корма (например, курицу или куриную печень) в другой - скажем, рыбу или вообще собачий корм. И угадать их пристрастия невозможно! Принесешь им что-то особо вкусненькое на твой взгляд) а на твое подношение кинут презрительный взгляд, вяло поковыряются клювом и опять: "тррррр!". Это означает: "Корми! И не той фигней, что притащила, а нормальной едой".
Но не в этом самое главное. ВОроны настолько умны, что у меня порой возникают серьезные сомнения, кто же все-таки умнее - ворон или человек. И если после нескольких настойчивых требований (и даже забрасываний веточками) требумая еда все-таки не появляется, до черный пернатых наглецов все-таки доходит, что значит, требуемого все-таки нет в принципе. И приходится удовольствоваться тем, что ест.
Но есть другое, гораздо более важное.  вОроны - в известной степени "параноики", если видят новый предмет в знакомой обстановке, ни за что не спустятся, пока не изучат этот предмет, или пока его не заберут. Это очень разумно в дикой природе - иначе не выживешь. А если новый предмет явно притащила я то это совершенно возмутительно - нужно потребовать, чтобы немедленно забрала. Даже если незнакомый предмет лежит в непосрественной близости от хорошей и вкусной еды. Это вообще никуда не годится - степень безмозглости двуногих существ превысила все разумные пределы! И вот ту-то приходится пренебречь своим высокомерием по отношению к глупым бескрылым существам и вступить в ними с непосредсвенный контакт!
Так, недавно они помогли мне не потерять собачий поводок. А вышло так: пришла я кормить их на новое место, позвала их, положила им еду. Ухожу, смотрю - они не спускаются. Один круг сделали, другой, третий, - не спускаются. Сели на дерево, сидят все втроем и громко обсуждают. Потом Крокус с ребенком прилетели ко мне и сели на дерево надо мной. И сидят, смотрят. Не кричат, но смотрят пристально, и упорно не слетают. Да что ж такое? Вроде и место хорошее - людей нет, и еды много разной и вкусной, и положила на открытое место, как они любят. Я им рукой туда показываю, убеждаю, что больше ничего нет, стою, значит под деревом и чуть ли не лекцию им читаю. А Крокус, мудрый черный мужик, смотрит на меня таким добродушно-снисходительным взглядом, и голову поворачивает. Мол, что с нее взять, это же человек, подождем, когда сама догадается. Что делать - пошла смотреть, что им на этот раз не понравилось. Оказывается, я клала им корм, и забыла рядом собачий поводок. Я их искренне поблагодарила, они тоже искренне обрадовались, что до меня дошло наконец-то, и полетели есть.
И вот удивительно, какие же они разные по характеру. Некоторое время назад у меня была похожая ситуация, только тогда я забыла пакет. Кроша в такой ситуации, как настоящая женщина, устроила скандал, кричала и долбила веточку клювом, пока я пакет не забрала. А Крокус просто молча смотрел и ждал, когда до меня дойдет.
Конечно, они это делают не потому что заботятся о том, чтобы я ничего не потеряла. Просто это у них в крови - бояться новых, незнакомых предметов. Неофобия, свойственная многим диким животным. В частности, например, волкам.
Еще интересный момент - у них немного изменились коммуникационные сигналы. Сейчас я совсем не слышу от них такого забавного "трррр", каким они привлекали мое внимание зимой. Может быть, это связано с тем, что зимой они меня искали, а теперь я их ищу, точнее даже не ищу, а просто подзываю. Зато у них появился интересный звук - "кро-кра", раньше я от них такого не слышала. Прилетели днем на мой зов Крокус с Крошей, Крокус сел на ближайшее дерево, а Кроша чуть подальше. Я положила еду и дальше пошла, Кроша издалека:
- Кро кра? кро-кра?
Крокус утвердительно:
- Кро-кра!
Выглядело как диалог:
- Она принесла еду?
- Принесла!
- Много?
- Да!
- Лечу!
Подобная ситуация с Крошей вглядела совсем иначе. Я положила птичкам еду, и беззаботно ушла себе дальше. И вдруг слышу прямо надо мной :"кра!!!!!!! "Кро-кро-кра!!!! Прошла еще 10 метров. От меня не отстают: ""кро-кро-кра!!!!!!". Ну что делать? Пришлось вернуться и посмотреть: оказывается, выкладывая корм, я забыла рядом пакет, в котором он лежал.А пакет - это очень страшно, это, скорее всего ловушка, это, несомненно, придумано против воронов, и вообще - совершенно никуда не годится. Так вот меня заставили поддерживать чистоту в лесу.
Но насколько же различалась реакция самца и самки! Самец в подобной ситуации просто садился поближе ко мне и как можно более укоризненно смотрел на меня, стараясь вызвать у меня врожденное чувство совестливости и вообще понимание, что здесь что-то явно не в порядке.
Самочка же, Кроша, в подобной ситуации устроила мне самый натуральный, фирменный, бабий скандал! Более того, не удовлетворившись воплями и долбежкой веток, она намеренно села прямо надо мной на мокрую, всю усеянную каплями после прошедшего дождя ветку, чтобы вся вода упала прямо на меня!
Вот вам и разница между мужским и женским темпераментом.
И все-таки - причем здесь поцелуй ворона, вынесенный в заглавие этой главы?
Пары воронов (в отличие от ворон и других врановых) не распадаются даже зимой. И хотя зимой территориальный инстинкт ворона выражен значительно слабее, чем в период гнездования (февраль - август), все-таки взаимные ухаживания пары воронов друг за другом в этот период сохраняются. Редко кому доводится увидеть интимную жизнь ворона. И все же мне повезло. Даже два раза. Первый раз - в феврале 2017, когда мне довелось увидеть как самец кормит самочку на крыше дома ( в этот период этот ритуал не носит никакой функциональной нагрузки, птенцов в гнезде еще нет, и ритуал служит исключительно для укрепления связи в паре самец-самка).
Второй раз это было при довольно необычных обстоятельствах. Осень 2018 оказалась довольно щедрой на грибы и мы много времени проводили в лесу в поисках этих замечательных даров леса. Моя же чудесная черная парочка тоже заметила, что двуногие как-то подолгу и медленно стали ходить в лесу. Не может ли это сулить некой дополнительной выгоды?
И вот, не успев пройти буквально десятка шагов, я услышала: "тррррррр". Это, в нашем общепринятом лексиконе, означает: "немеденно корми". Разумеется, к подобному я была подготовлена, корм выкладывался на наиболее симпатичное, с точки зрения воронов, место (то есть пустое, без кустов и травы), самое вкусное съедалось, остальное пряталось - и вот опять, откуда-то свеху: "тррррр!" Такое преследование продолжалось до тех пор, пока последние карманы не были вывернуты, но однажды я все-таки допустила оплошность: корм был положен на такое место, которое, с точки зрения воронов, оказалось невероятно опасным. Я, кстати, так и не поняла,  чем там было дело: полянка и поянка. Но Кроша (самочка), сначала бросила мне в спину возмущенное "кро-кро-кро!!!". Но увидев, что возвращаться и перекладывать мне далеко и лень, она завела долгий диалог сама с собой. Звучало это так: "Вя! Вя-вя-вя! Вяяя-рррррр" Врррр"Вя-вя--вя". Вя-вр-вя!!!". В переводе на человеческий это, видимо, означало:"спуститься или нет? Место плохое...дурное...ох, какое дурное... вот за тем корнем наверняка кто-то сидит... несомненно, кто-то, кто питается воронами.... но еда вкусная... много... но куст... но еда... что же делать, что делать?"
Чем решилась эта дилемма, я так и не узнала... грибов в тот день было много, а Крошу с тех пор я не раз видела живой и здоровой.
Но в тот же день мне довелось увидеть то, что, даже немногим зоологам видимо, водится видеть часто... Решив все свои пищевые и прочие проблемы, моя пара, Крокус и Кроша вновь прилетели ко мне в надежде на еще хоть немного еды.
Обычно в таких случаях они рассаживаются на разные веточки и ждут. Но теперь оба сели на одну ветку, как можно ближе друг к другу, прижались друг к другу, Крокус раскрыл свой огромный клюв, а Кроша про просунула туда свой... Это не было кормление - оба в тот день были сыты, к тому же стояла осень - а ритуальное кормление самки самцом наблюдается у воронов только весной, перед гнездованием. Это просто была демонстрация любви. В этом нет ничего удивительного - элементы ухаживания в паре воронов наблюдаются круглый год.
В этом было только одно удивительное, невероятное, чудесное - этот поцелуй воронов продемонстрировали мне, представителю чужого, и совершенно чуждого вида, мне показали то, что вообще не предназначено для человеческих глаз, то, что не должен видеть никто, кроме влюбленной пары... И не кто-нибудь, а одна из самых мудрых птиц...
Я не знаю, что будет завтра, я не знаю, что будет через год и даже через день... я даже не знаю, придет ли весна и взойдет ли солнце...
Но мне никогда не забыть поцелуй двух черных воронов в ярком осеннем лесу, на рассвете, в обрамлении падающих листьев, на фоне черных стволов - просто осень, просто любовь, просто жизнь. Просто тайна на двоих... случайно или сознательно открытая третьему.
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/02/12/1333


Рецензии