Исаак Григорьевич Моргенштерн

У нас в институте был очень знаменитый человек, чем он был знаменит я не понимала. Но когда он шел по коридору, все говорили шепотом: Это же Исаак Григорьевич, академик!- и ты тоже многозначно качал головой в такт этим словам. Идет он по коридору, а сзади шлейф за ним : "Это Академик! Академик! Академик!" -  и все замирают. И вот знаменитый  Исаак Григорьевич начал нам читать свой предмет. Я сидела на первой паре в небольшой аудитории и как всегда занималась своими делами, не обращая внимания на лектора. Исаак Григорьевич выглядел не угрожающе и поэтому  бояться было нечего. Учитель что - то  оживленно рассказывал, но мне было не до этого, поэтому я погрузилась в сон с открытыми глазами.  Вдруг  он  спросил меня:
 - Вы часто стираете? – и улыбнулся.
- В каком смысле стираю?- я задергала глазами ,мне было не по себе что он обратился ко мне .
- Ну ,часто стираете свой свитер?- повторил он.
- Нет, не часто- раз в неделю, а почему вы это  спрашиваете?- оживилась я.
- Потому что  ваш свитер белый, а город у нас промышленный, я думал вы каждый день его стираете!- засмеялся он.
- А…- покраснела я, от пристального внимания  всей аудитории ко мне и начала смотреть на свой свитер.  И правда белый -подумала я.
Я проснулась и оживилась, и мне стало стыдно, что я не слушала его. Почему он  начал со мной беседовать я уже не узнаю, с этого момента началась наша дружба  студента и профессора!
  Имя его для меня было невообразимо сложное, я никогда не встречала людей с таким именем, плюс отчество постоянно  путала с Георгиевичем.  Я всегда слишком нервничала, когда хотела назвать его  по имени, что бы не ошибиться, поэтому перед тем как произнести его имя, я выдерживала паузу. Однажды он  подошел ко мне и  тихо сказал : « Вы знаете , я так обижаюсь на людей когда они меня называют Исак, но  я привык.»- и вздохнул. Я ответила: «А ,что разве Вы не Исак?»- вытаращив глаза от удивления громко сказала я. « Меня зовут Исаак, с двумя а. Это древнееврейское имя.»- и удалился. Я стояла вкопанная минут пять и осмысливала сказанное. После этого я наизусть выучила его имя и отчество и очень громко  всегда произносила - Исаак Григорьевич!
Он вел беседу, а не лекцию, заставлял участвовать в разговоре и высказывать свое мнение на его предмет, тем самым вовлекая учеников в процесс сотворчества.  Первое что он сделал- это подарил внимание мне, это редкое чувство, потом я поняла, когда человек интересуется тобой.  Он был так прост в общении, что ты  начинал с ним просто общаться без комплексов и страхов, он затрагивал твои больные темы и начинал ненавязчиво оборачивать твое мнения к 12 противоположным мнениям, никогда  не давя на тебя и  не давая полный ответ на твой вопрос и бесконечно уважая тебя как личность и принимая тебя любой со всеми недостатками и видя в тебе только хорошее.  Ты приходил к нему с одним мнением, выходил  с другим и думал ,  думал  ночами и днями, подходил  к нему- и говорил вот  так?- он помнил, что тебе дал и говорил  да, да ,теперь идите подумайте вот с этой стороны!   У него всегда было время для нас. И никогда он не жаловался и не хвастался своими делами. И даже любил советоваться с нами!  И всегда у него было очень хорошее мнение о тебе несмотря ни на что! В жизни он предпочитал мало говорить ,задавал вопрос и внимательно слушал тебя и даже записывал в свой блокнот. Всегда сдерживал свои обещания.
Много смешного и хорошего было в нашем общении, когда мы стали  и  коллегами, это останется со мной навсегда, что заложил он в меня 20 лет назад. Единственное о чем я жалею, что  я боялась с ним дружить по человеческим канонам, сколько я потеряла! Теперь если мне дорог человек, я стараюсь с ним быть чаще, что бы не жалеть, когда его не  станет! Светлая память тебе мой Учитель, Исаак Григорьевич! Надеюсь, я тоже стану как ты Учителем с большой буквы! И твоя утренняя звезда начнет светить ярче!


Рецензии