Театр открыл фронтовой сезон
Предвоенная ссылка и военная эвакуация перемешала население столиц и прикамской провинции, окружив сарапульцев талантливыми представителями советской культуры, живописи и литературы, музыки и театра, способствовала дальнейшему расцвету науки и искусств в «глубинке». Мы вспоминаем с благодарностью филолога Б.И.Ярхо, художницу Л.Т.Тимошенко архитектора В.Г.Мищенко, историка-музейщика М.А.Легздайна, писателей В.Г.Фролова, артистов Е.И.Шувалову, А.Пастунова, М. Алешковского, врача Ф.Л.Брайнину, дрессировщицу В.Л.Дурову и многих других прекрасных профессионалов.
В этом ряду профессионалов был режиссер-новатор, Александр Брониславович Скибневский. Приехав в Сарапул в 1937 году, он к удивлению своему нашел здесь сильную творческую труппу и с удовольствием вернулся к любимой профессии, когда директор сарапульского театра попросил его взять на себя художественное руководство театром. Для сарапульцев режиссер Скибневский, в короткий срок поднявший городской театр на недосягаемую высоту, стал подарком судьбы.
Кто же он, какими судьбами попал он в прикамский торговый городок?
Родился Александр Скибневский в 1903 году в Москве в Лефортово, в немецкой слободе на Солдатской улице. В небольшом деревянном домике с садом прожили четыре поколения Скибневских, позже переселились в Измайлово. Его мать, Эвелина и отец Бронислав были из гродненских поляков, переселившихся в Москву в 1900 году.
Семейная легенда гласит, что у Эвелины и Бронислава очень долго не было детей. И вот однажды, когда они гуляли в парке, который заложила Екатерина II, под огромным старым деревом они нашли младенца-подкидыша. Родители принесли его в дом и хотели оставить, но к великой радости, Эвелина вскоре узнала, что ждёт ребёнка и т.к. они жили достаточно бедно, подкидыша отдали в приют. При рождении Саши по Москве прошел ураган, и все деревья в парке были вырваны с корнями. Александр учился в городской и средней школе.
В 1918 — 1921 был в продармии, в 1921 - 1924 — работал на заводе Серп и Молот, одновременно учась в Государственном институте слова.
В ту пору в Москве при Театре РСФСР №1, позже театре В.Э.Мейерхольда, существовала театральная школа, экспериментальные театральные мастерские — ГЭКТЕМАС, давшие стране С.Эйзенштейна, С.Юткевича, П.Фоменко, артистов Э.Гарина, И. Ильинского. Окончив школу, Скибневский отправился вместе с молодой женой, Мирой в Рязань. Мира Владимировна Гонина происхождением была из вятской купеческой семьи. Ее отец держал в Нолинске лавку кож и мехов. Девушка окончила нолинскую гимназию, училась в одном классе с артистом Б.Чирковым. В Рязани у супругов Скибневских родилась дочь, Катя или Кэти, как звали ее в семье. Ее рождение тоже было сопряжено с бурей. Александр с беременной женой Мирой отправились в романтическое путешествие — кататься на лодке по реке, и попали в бурю. Лодка перевернулась, но Мира, выросшая на Каме, прекрасно плавала, доплыла до берега и на животе выползла на крутой берег.
ТРАМ
Рязанским профсоюзом было решено организовать новый Театра рабочей молодежи (ТРАМ), и молодой талантливый ученик Мейерхольда А.Б.Скибневский, режиссер губернского театра, был назначен художественным руководителем ТРАМа. Художественный совет под руководством Скибневского набирал артистов по конкурсу. Условия были такими: хорошие сценические и актерские данные, возраст — не старше двадцати трех лет, образование – не ниже семилетки, положительная характеристика предприятия, где работает кандидат, рекомендация комсомольской организации. Условия работы в театре – на общественных началах. Первыми участниками ТРАМа стали двадцать человек, среди них кузнец, слесарь, кассир магазина, работница горкома комсомола, художник, служащий, студентка и др.
Через 2 месяца, 15 июня 1929 года, в клубе кожевников состоялся первый спектакль. Давали пьесу П.Голикова «Будни», хорошо принятую зрителями. Первый успех воодушевил трамовцев. Через месяц были подготовлены к постановкам пьесы В.Шестакова «Алтайские робинзоны» и А.Скибневского «Тревожный свисток», написанные на местном производственном материале. Росла известность ТРАМа. Театральная труппа стала выезжать в колхозы, совхозы, в дома отдыха. К летнему гастрольному сезону ТРАМ было сыграно двадцать спектаклей для более 10 тыс зрителей. Все спектакли были бесплатными. Трудностей было много, и с костюмами, и с декорациями, но любовь к сцене, комсомольский задор и пламенные сердца увлекали молодежь и превозмогали все сложности. Как же сложилась судьба трамовцев? А.Б.Скибневский стал заслуженным деятелем искусств Белорусской ССР и Удмуртской АССР, доцентом кафедры режиссуры Харьковского института искусств, автором нескольких пьес, монографий, статей по вопросам театра. Бывший актер ТРАМа Борис Зазаев долгие годы был директором Театра юного зрителя и театра драмы в Рязани, актером и режиссером Государственного русского драматического театра в Якутске.
Арест и ссылка
В 1929–1930 годах Скибневский был режиссером Туркменского Национального театра. Как память о южной республике в семье на даче хранились два туркменских ковра, которые были в свое время украшением дома. Вернувшись в Москву, Скибневский вскоре перешел в Киевский Польский театр по приглашению Главискусства РСФСР. Чтобы подключить к культурному социалистическому строительству широкие массы этнических поляков, исторически проживающих на украинских землях, решено было организовать в Киеве польский профессиональный театр. В 1926 году образовалась «Польская драматическая студия», главным режиссером которой был поэт и драматург Витольд Вандурский. Он поставил 25 спектаклей польских драматургов Б. Ясенского, В. Броневецкого, С.Станде. Но набирала обороты антипольская кампания. Деятельность Вандурского подверглась критике украинских партийных функционеров за «национал-социализм». После увольнения Вандурского осенью 1931 года художественным руководителем театра был приглашен Александр Скибневский, поляк по происхождению. Он значительно изменил ситуацию в театре, создав коллектив единомышленников.
В Киев семья прибыла в сентябре 1931 года. Мира Владимировна поступила учиться в мединститут. Политэкономию, историю партии ей нужно было сдавать на украинском языке, который она не знала. Пришлось мужу идти к ректору и просить разрешение допустить к сдаче экзаменов жену. Дело было улажено. Обстановка в Киеве была сложная — голод, разруха. Ходили слухи, что в Киеве орудовала банда, которая похищала и умерщвляла детей, из их мяса делали котлеты, которые продавались на базаре. Маленькую Кэти чуть не украли. Семья жила на грани голода, в нетопленной комнате, распродавая и закладывая вещи. Глава семьи по 2 месяца не получал зарплаты.
В Польском театре Александр Брониславович увлекся историей родной ему Польши, окунулся в ее литературу. Его интересовало все: и восстание Т.Костюшко, и судьба его адъютанта, писателя Ю. Немцевича, биография блестящего адъютанта Наполеона И. Сулковского, драматургия С. Красиньского и польского романтика Ю.Словацкого… Новый худрук активно принимал в театр актеров-поляков, добивался отражения в танцах «шляхетской лихости», использовал в музыке национальные польские патриотические мотивы. Им были поставлены «Улица радости» Н.Зархи, «Вильгельмь Телль» Ф.Шиллера, пьесы Вандурского и Ясенского, сатирический спектакль по собственной пьесе «Еще панська не згiнела». Однако режиссура А.Скибневского, основанная на новых художественных приемах, также подверглась критике национальной тоталитарной системы за «национализм», «буржуазные течения». Были сняты из репертуара многие пьесы и, наконец, в 1938 году театр был закрыт. 3 июля 1933 г Скибневского арестовали и содержали в Киевском Допре вместе с 23 представителями польской интеллигенции по сфабрикованному ГПУ УССР делу ПОВ (Польской Военной Организации). 23 февраля 1934 года А.Б.Скибневского обвинили в контрреволюционной работе среди поляков по заданию ПОВ. Из протокола допроса: «… указывал на озлобленность крестьян-поляков погранполосы кампанией ликвидации кулачества… В беседе с Якубовским… ругал существующее положение вещей, при котором «одни сидят голодные, а другие деликатессничают», что, безусловно, свидетельствует о наличии аристократии и плебса». Судебной Тройкой при Коллегии ГПУ УССР по ст. 54-2, 54-II Скибневский приговорен к заключению в концлагерь сроком на пять лет. Соцзащита изменила приговор на высылку на три года.
В Сарапульском театре.
Ижевский драматический театр образовался в 1935 году. Сарапульский драмтеатр имени А.В.Луначарского был гораздо старше ижевского, но в полную силу заработал во время войны. В предвоенные годы ему не везло с руководством. Состояние театра было удручающим: огромный долг, дотация «съедена» за год вперед. Денег на зарплату и отпускные артистам нет. Если закрыть театр до окончания сезона — куда денутся безработные артисты. В то время в Сарапуле собрался очень сильный театральный коллектив: заслуженный артист Д.Л.Даворский, В.А.Герке, М.Л.Павлова, Е.И.Шувалова, Д.Я.Патрин. Директор В.М.Владимиров всеми силами стремился сохранить труппу и театр. Он отыскал и пригласил художественным руководителем ссыльного режиссера А.Б.Скибневского. И не ошибся в нем. Хотя Скибневский недавно вышел из больницы и был еще слаб после перенесенного туберкулеза, он активно включился в работу и сумел сплотить труппу. «Настоящий рыцарь театра, он оказался великолепным воспитателем коллектива, умел пробудить чувство огромной ответственности за спектакль, за общее дело, - вспоминает бывшая актриса Сарапульского городского театра Г.Помогаева. - В «сороковые-роковые» все мы верили ему, как самому Станиславскому, и работали с большой ответственностью, с трепетом… Театр - живой источник, - повторял нам слова своего великого учителя Скибневский, - и в дни мира, и в дни войны он оказывается нужным
Чтобы спасти финансовое положение, он поставил несколько кассовых спектаклей по хорошим пьесам. В коллективе царила творческая атмосфера. Ни склок, ни ссор, ни сплетен, ни неприязни. У всех актеров были блестящие работы. М. М. Павлова с блеском играла Адриану Лакуврер, Г. Помогаева – Вассу Железнову. Сезон закончили так, что заработали зарплату и отпускные и даже отдали кое-какие долги. Все это вдохновило артистов и зрителей, которые валом повалили на спектакли. К новому сезону по вызову Скибневского приехали прекрасные актеры Б.Н.Гальнбек и А.Ф.Горюнова.
«Свой пятый, зимний сезон Сарапульский драматический театр открывает в дни отечественной войны» — писал в газету Александр Брониславович. – Перед Сарапульским театром, как и перед всем советским искусством, стоит сейчас задача: быть страстным агитатором и пропагандистом на идеологическом фронте, организовать досуг трудящихся, поддерживать боевой дух населения. Будут показаны «Фельдмаршал Кутузов», «Фронт»- В.Соловьева, «Батальон идет на Запад» - Мдивани, «Сокровище Сампо» - Щеглова, «Комиссар Бойцов» - Скибневского, «Смелые побеждают» - Чурака и другие новинки. Героическое прошлое и настоящее нашей родины, военные и антифашистские пьесы: «Мой сын» - Гертеля, Литовского, «Встреча» - Ю. Гая, «Продолжение следует» - Грунштейн – вот ведущая тематическая линия новых постановок. Не забыта и классика, занимавшая в мирное время видное место в нашем репертуаре. Намечен к постановке «Уриэль Акоста» - Гуцкова, «Эриани» - Гюго, «Испанский священник» - Флетчера. Отечественная классика будет представлена М.Горьким – «На дне», Чеховым – «Вишневый сад» и Островским – «Гроза». Кроме того нами будет практиковаться возобновление старых, наиболее ценных постановок театра: «Отелло» Шекспира, «Таня» Арбузова, «Любовь Яровая» Тренева. В составе труппы произошли изменения из-за ухода на фронт некоторых наших товарищей. В самом театре произведен текущий ремонт, исправлено отопление. В фойе будут организованы выставки, читальный зал и консультации. Мы открываем сезон, участвуя своим трудом в общем деле борьбы за уничтожение озверевшего фашизма». В мае 1941 года сгорело здание объединенного театра русской и удмуртской драмы, и часть труппы была переведена в Сарапул, где образовался объединенный Удмуртский республиканский драматический театр №1. В короткий срок подготовили концертные программы. Выступали в госпиталях, совхозах, на заводах и фабриках. Одновременно репетировали спектакли. В репертуаре — «Русские люди» и «Двенадцатая ночь», «Батальон идет на Запад» и «Дама-невидимка», «Нашествие» и «Сирано де Бержерак».
Заслуженный артист России, народный артист Удмуртии М. А. Алешковский, был одним из самых ярких и любимых артистов труппы. А, кроме того, — бессменным летописцем театра, запечатлевшим историю театра на фотографиях и кинопленках.
В 1943 году оформляла спектакль Сарапульского драмтеатра «Двенадцатая ночь» Шекспира эвакуированная из Москвы художница Лидия Яковлевна Тимошенко. Ею написан портрет А. Б. Скибневского и его дочери Кэти, хранящиеся в частной коллекции потомков режиссера в Харькове. Она же по просьбе уехавшего в Ижевский театр Скибневского делала эскизы к «Грозе» Островского для Ижевского театра. В 1946 году республиканский русский драматический театр переехал в новое здание. Из Первого республиканского драматического театра, базировавшегося в Сарапуле, были приглашены его художественный руководитель А.Б. Скибневский, заслуженные артисты УАССР Е.И. Шувалова, В.А. Герке и другие.
Сарапульский городской драматический театр 22 мая 1942 года был реорганизован в Первый республиканский драматический театр. К этому времени его труппа, с 1937 года возглавляемая художественным руководителем А.Б. Скибневским, представляла достаточно крепкий, сложенный творческий коллектив.
Жена Александра Брониславовича, врач Мира Владимировна лечила мужа, в войну работала заведующей отделением в госпитале, делала операции раненым. Дочь Кэти приходила в госпиталь и читала бойцам книги из прекрасной библиотеки своего отца -библиофила. В войну в Москве умерли родители Александра Брониславовича, похоронили их на Немецком кладбище в Лефортово.
Послевоенные годы
После Ижевского театра Скибневский работал в Ульяновском театре. Затем десятилетие в Белорусском театре Якуба Коласа. Среди спектаклей режиссера: «Алазанская долина» Губаревича и Дорского (1949), «Враги» Горького (1952), «Гроза будет» (по трилогии Коласа «На росстанях», 1958). Лучшей постановкой режиссера здесь было «Разоренное гнездо» Я. Купалы(1951).
В 1958 году Скибневского пригласили в старейший Харьковский русский драматический театр, и он с радостью вернулся на Украину, где проработал художественным руководителем до 1962 года, поставив 11 спектаклей.
Скибневский совмещал работу режиссера с преподаванием в Харьковском институте искусств. Спектакли, которые поставил в Харькове режиссер:
«Такая любовь» - Когоут, «Родная мать» - Алтухов(1958), «Плоды просвещения» - Л. Толстой, «Последняя туча» Муратов, «Ветер с запада» - Никольский(1959); «Братья Ершовы»- Кочетов, «И один в поле воин» Дольд-Михайлик, Ткаченко, «Иркутская история» Арбузов(1960); «Зыковы» Горький, «Проводы белых ночей» Панова(1961), «Знакомьтесь, Балуев» Кожевников, Табачникова(1962).
Кафедра режиссуры в Харьковском институте культуры гордится А.Б. Скибневским – одним из основателей кафедры, у которого учились и министр культуры Белоруссии С.Гордеев, и художник-монументалист А.Д. Поступной, и многие народные артисты Украины – Ф. Чемеровский, А. М. Сокол. Александр Брониславович был замечательным педагогом и заведующим кафедрой. Он собрал на кафедре сильных режиссеров-преподавателей Студентов по-отечески опекал и даже помогал материально.
В творческой судьбе актрисы Скибневский сыграл главенствующую роль. Сегодня народная артистка Украины А.М.Сокол ничуть не жалеет, что 34 года отдала Сумскому театру. С театром им. Щепкина Скибневский познакомился, когда приехал сюда принимать дипломную работу у одного из своих студентов. И увидел настоящую русскую драматическую школу. Тот театр он называл одним из лучших на Украине.
В Сумах продолжилась переписка актрисы с учителем. Она писала учителю про атмосферу в театре, мешающую работе. Он ответил: «Милая Саша! Все, что Вы пишете, для меня не ново. Это обычное состояние театральных дел, особенно таких, где все личное для людей главное. Большинство актеров зарабитчане. А раз так, то ей богу им не до творчества. Труд в театре для них наиболее легкий. Вот и все. Не будьте такой.
Александр Брониславович жил весьма скромно. Он был человеком закрытым, не позволял панибратства студентам. Стены его квартиры были обшиты полками с книгами авторов мировой литературы. В последние годы жизни А.Б. увлекался китайской и японской литературой, писал инсценизации для кукольного театра. Женой режиссера была светловолосая русская красавица, лет на 15-20 моложе мужа, не имеющая отношения к театру. Дочь Скибневского училась в Ленинградском художественном институте. Как отдыхал Александр Брониславович? С семьей ездил на целое лето в украинское село Блотница Роменского района Сумской области. Там они днем работали в колхозе, вечером отдыхали. Почему именно в этом месте? В селе Блотница было имение выдающейся актрисы мирового театра А.П. Затыркевич-Карпинской. Там он узнавал подробности жизни актрисы, собирался писать монографию о ней. Скибневский часто проводил уроки у себя дома. Когда он собирал выпускников-режиссеров сразу после госэкзаменов, он вручал каждому 10 профессиональных заповедей. Вот некоторые из них: " В свободное от театра время разводи птичек и рыбок, а не сплетни и склоки", " Читай книги, если ты уверен, что они принесут тебе пользу"». Заслуженный артист УАССР и БССР Александр Брониславович Скибневский умер в апреле 1977 году. Полностью реабилитирован он был лишь в 1989 году.
Семейная жизнь Скибневских дала трещину: слишком независимы по характеру были оба супруга. В 50-х годах они разъехались по разным городам. Мира Владимировна с дочерью жили в Москве, Александр Брониславович – в Минске. Мира Владимировна возглавляла отделение недоношенных детей в 20 московском роддоме, затем в разных московских больницах. Дочь Кэти училась в московском мединституте. А.Б.Скибневский работал в Белоруссии с 1949 по 1958 г, затем вернулся на Украину.От второго брака родилась дочь Людмила.
Судьба детей и внуков
Кэти Скибневская окончила медицинский институт, вышла замуж за кадрового военного, капитана Юрия Ивановича Фролова. Впоследствии он стал доктором технических наук, профессором. «Капитанская дочка», Ольга Юрьевна Фролова-Гусева – учитель, завуч, отдавшая свою жизнь московской школе и вырастившая двух дочерей. Дочь Ирина окончила МТУСИ (Московский технический университет связи и информации). У старшей дочери трое детей.
Дочь Людмила от второго брака у Александра Брониславовича есть дочь 1953 г, родившаяся в Харькове. Она художница, живет в Америке.
г.Сарапул, Удмуртия, 2017
Свидетельство о публикации №219020800853