Наталья Запорожцева Дом с кикиморой уездный детект

                Посвящается присяжному поверенному,
                журналисту Ивану Тимофеевичу Воронцову.


Дом Корешевых «на низах»(слева) — дом с «кикиморой» (заставка к спектаклю)

Вступление автора:
Главный герой этого уездного детектива — мы назвали его «Сарапульский Фандорин» —  Иван Тимофеевич Воронцов — адвокат, присяжный поверенный, журналист, имевший различные псевдонимы — Гамлет, Тимон Афинский (1854-1916). Благодаря службе в окружном суде, он знал подноготную почти каждого жителя Сарапула, особенно видных людей. Поэтому в своих правдивых статьях о гласных думы и «отцах города» он разоблачал лодырей, болтунов и карьеристов. Его статей боялись бездельники и казнокрады. В купеческом и кумовском уездном Сарапуле сарапульцы ждали его правдивого слова, как глотка правды. Как адвокат, он брался за самые трудные дела и выигрывал. В духе справедливости он воспитал и свою дочь, Маргариту.

Действующие лица

ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ ВОРОНЦОВ — присяжный поверенный
МАРГАРИТА — его дочь
ВАДИМ НЕВОЛИН — учащийся реального училища, друг Маргариты
«КИКИМОРА» - ВЕДЕРНИКОВА
СЫН КИКИМОРЫ
 и  ВОРИШКА БАЗАРНЫЙ  — может играть один мальчик-артист
САРАПУЛЬСКИЕ КУМУШКИ — БАЗАРНЫЕ ТОРГОВКИ:
1 ЖЕНЩИНА
2 ЖЕНЩИНА
САРАПУЛЬСКИЕ ОБЫВАТЕЛИ, ПУБЛИКА — массовка
Действие происходит в вятском уездном городе Сарапуле в 1915 году.

Картина 1

Сарапульская улица. Поздний летний вечер. Смеркается. Раздается  тревожная музыка. С одной стороны на авансцене появляются две сарапульские торговки. Они грызут орешки-семечки, переговариваются.
1 ЖЕНЩИНА: (оглянувшись, негромко) Кать, слышь, ночью огонь в корешовском доме видали, будто свечи жгут?
2 ЖЕНЩИНА: Бают, привидение вокруг дома шастат. Кикимора, говорят…  Следы–то мокры оставлят…
1 ЖЕНЩИНА: (всплеснув руками) Кикимора?! Да ты чё?!  (оглядывается, полушепотом) Да-да-да, а в слободе у Нюрки шерсть-то  у овцы кто выстриг?        (подумав) Поди, старая хозяйка  за домом-то  присматриват…(перекрестилась).
2 ЖЕНЩИНА: Спаси и сохрани! (тоже крестится) Тише, накличешь на нашу голову…(прислушивается) Слышишь?
С другой стороны из-за кулис появилась детская фигурка в лохмотьях, хотела быстро пробежать, но увидев баб, попятилась и присела на корточки у кулис, закрыв голову руками. Но бабы сами перепугались:
1 и 2 ЖЕНЩИНЫ: (истошно орут ) А-а-а ! Кикимора!!!
На сцену стремительно выскочила женская фигурка, остановилась, пошла, вытянув руки на баб, и завизжала…. Бабы в ужасе  бросились в разные стороны. Кикимора подхватила  мальчика лет 10 и скрылась  за кулисами. Затемнение…
В это время выносят кресло, столик, настольную лампу.

КАРТИНА 2

Кабинет присяжного поверенного  Воронцова: стол, кресло, настольная лампа. Хозяин кабинета входит с трубкой и садится в кресло читать газету. Он увидел в газете что-то  интересное.
ВОРОНЦОВ: Занятно… (смеется, потом  напевает):
В заколдованных болотах
Там кикиморы живут…
Входят Маргарита с Вадимом, смеясь о чем-то своем. Маргарита замолкает и прислушивается к словам отца…
МАРГАРИТА: (подхватывает со смехом)
…Защекочут до икоты
И на дно уволокут.
ВОРОНЦОВ: Вы  вовремя, друзья!
МАРГАРИТА: Мы тут как тут! Разве мы отдадим такого замечательного папку на растерзание каким-то кикиморам! И в какой сарапульской роще привиделась тебе  эта шишига?
ВОРОНЦОВ: Да в том-то и дело, дочура, что не в лесу, а на улице Большой Покровской в полуверсте от нашего дома. Послушайте, что пишут в «Прикамской жизни».
Молодые люди окружают Воронцова.
ВОРОНЦОВ (читает): «С тех пор, как заколотили окна в старом Корешовском доме, что на низах, поползли про него причудливые легенды про «кикимору», которая поселилась в забытом купеческом доме и ночами пугала боязливых прохожих» (отложил газету). Ну, домовыми да привидениями давно богат Сарапул, теперь вот кикимора появилась.
МАРГАРИТА: Папа, ты же в эту ерунду никогда не верил и нам не велел. Что же тебя заинтересовало?
ВОРОНЦОВ: Интересен купеческий род — Корешевы. Глава его преуспел в торговле лесом и построил замечательно красивый особнячок на Соборной площади.
МАРГАРИТА: Еще бы не знать дома Корешева. Здесь самый лучший магазин дамского платья. Но не похоже, что там живет кикимора.
ВОРОНЦОВ: Не на площади, конечно, а «на низах», то есть на Большой Покровской улице, где давно заколочен дом. Там жил сын Павла Тимофеевича Корешева, Сергей Павлович, большой любитель театра, женатый на актрисе. Он уехал из Сарапула и вскоре умер на чужбине…(задумался)
МАРГАРИТА: А в доме поселились кикимора? Не кроется ли здесь какая-нибудь тайна?
ВАДИМ: …или еще одна криминальная история?…
МАРГАРИТА: А скажите, Вадим, каждому будущему юристу везде мерещатся криминальные истории или только нашим, сарапульским?
ВАДИМ: А скажите, Марго, отчего это всем девушкам повсюду мерещатся неразгаданные тайны?
ВОРОНЦОВ: Брэк! – как говорят рефери на ринге. Опять вы за свое!
ВАДИМ: Прошу меня извинить. Каждый случай по делам Ивана Тимофеевича — для меня просто находка, интереснейшая практика.
ВОРОНЦОВ: Может Вадим и прав. Но дела-то пока никакого нет. Есть слухи, сплетни. По народному поверию, кикимора вроде домового, внешне напоминает недоразвитого ребенка или девушку, вредничает, пакостит людям, живет в домах, где случилась беда…( задумался) А теперь, во время войны, если ли у нас в городе хоть один дом, где не случилась беда?( пауза) Во всяком случае, мы встретились с загадкой. Не хотите ли ее разгадать?
ВАДИМ и МАРГАРИТА: (вместе) Хотим!!
ВОРОНЦОВ: Сначала, как всегда, расспросите рыночных торговок: кто что видел и слышал насчет кикиморы.
МАРГАРИТА: Слушаемся…
ВАДИМ: … и повинуемся, ваше превосходительство!
МАРГАРИТА:(Вадиму со смешинкой и иронией) Идемте, сыщик!(уходят)
 Воронцов гасит лампу и  уходит вслед за ними. Затемнение. В это время на сцену вносят 2 мешка с орешками и семечками. Музыка

Картина 3
Сарапульская улица. Базарчик. Играет базарная музыка. На сцене мешки с орешками и семечками. Две базарные торговки выходят, продают орешки стаканами. Народ покупает, насыпает карманы семечками. Бегает мальчонка-воришка, потаскивает орешки из мешка торговок. Они обнаруживают воришку, одна кидается за ним, отгоняет, он убегает от нее и со сцены. К базарчику подходят Маргарита и Вадим, о чем-то расспрашивают  торговок, те жестикулируют, рассказывают, крестятся,  жестами показывают куда-то, но ничего не слышно, т. к. музыка и шум базара все заглушают. Маргарита и Вадим уходят, потом уходят торговки. Затемнение. Мешки выносят. Вносят стол, кресло, лампу.
Картина 4
Кабинет Воронцова. Входят, оживленно беседуя, все трое: Воронцов, Маргарита, Вадим
МАРГАРИТА: …кое-кто видел огни в доме сквозь неплотно забитые доски.
ВАДИМ: Мы разговаривали с базарными. Чего только не наслушались! И шерсть кто-то выстриг у овец-то на окраине Сарапула, и стучит-верещит кто-то на Больше-Покровской, и  вокруг дома мокрые следы оставляет. Это началось недели две назад. Не раз ночью в саду  дома Корешева видели фигуру…
ВОРОНЦОВ: Женскую фигуру?
МАРГАРИТА: Тут мнения разделились. Кто-то видел женщину в лохмотьях, другие утверждают, что бегал чумазый ребенок.
ВОРОНЦОВ: Придется вам устроить наблюдение за домом. И я соберу кое-какие сведения.
ВАДИМ: Я могу один покараулить.
МАРГАРИТА: Нет уж, дорогой сыщик, не лишайте меня этого удовольствия!
ВОРОНЦОВ: Мне вас учить не надо, как тайно устроить наблюдение. Это вы проделывали уже не раз. Будьте осторожны, идет война. Может, это мародеры или военнопленные. Не вступайте ни с кем в контакт. Только наблюдайте, что увидите — потом расскажете. Посоветуемся. Ну, — с Богом! (перекрестил их).
Уходят.
Картина 4

В саду дома «кикиморы». Полумрак. Луна. Играет негромко тревожная  музыка. Выходят Маргарита и Вадим, устраиваются на авансцене у плетня, переговариваются между собой.
МАРГАРИТА: (Вадиму вполголоса) Слышите? В доме кто-то разговаривает…
ВАДИМ: ( также вполголоса) Кажется, детский голос…
Колышется задник на сцене, как будто кто-то проходит. В доме раздаются шорохи, какие-то негромкие разговоры, детский голос. Мелькает свет. Через некоторое время на сцену скользнула, оглянувшись по сторонам, фигура в развевающихся одеждах, что–то несет в руке. Это лопата. Начинает копать под яблоней.
МАРГАРИТА(Вадиму, шепотом): Лопата? Ищет клад?
ВАДИМ( шепотом) :Тише, а то спугнем…
Маргарита неожиданно спотыкается о плетень и падает с грохотом. Вадим поднимает ее. Фигура бросает все и убегает в дом. Маргарита прихрамывает, Вадим поддерживает ее. Уходят. Затемнение.

Картина 5.

В кабинете Воронцова. За столом сидит Воронцов, как всегда, курит трубку и читает газету. Входят Маргарита и Вадим.
ВОРОНЦОВ: Ну, юные сыщики, как успехи?
МАРГАРИТА: Такое впечатление, что в доме Корешевых кто-то живет. Слышны шаги, шорохи, мелькает свет…
ВАДИМ: В то же время на двери висит замок, а черный ход заперт изнутри. Мне показалось, я слышал, как плачет ребенок.
МАРГАРИТА: Я видела в лунном свете, как бесшумно пробежала фигура из дома в сад. Высокая, в развевающихся одеждах… В руках у нее было что-то вроде лопаты…
ВАДИМ: …но надо же было в это время  Марго шумно приземлиться  с плетня,  кикимора испугалась и скрылась.
ВОРОНЦОВ: Поскольку мы с вами современные люди, и не верим ни в каких леших и кикимор, то следует предположить, что в доме действительно кто-то обитает. Например, родственники Корешевых или старые хозяева.
МАРГАРИТА: Да, но ты  же, папа, говорил, что Сергей Павлович скончался.
ВОРОНЦОВ: Он был женат на актрисе Ведерниковой, с которой уехал за границу — то ли в Германию, то ли в Австрию. Поскольку там второй год идет война, его вдова, скорее всего, подалась оттуда в родные края.
ВАДИМ: А ребенок у них был?
ВОРОНЦОВ: Ставлю вам «отлично» за вопрос, Вадим! В самую точку! Я в очередной раз убеждаюсь в  ваших незаурядных способностях аналитика! Ведь это объясняет, откуда детский плач! Но, друзья мои, надо спешить! В газете появилось объявление, что не сегодня-завтра в старом доме Корешевых будут проводиться  празднества для приютских ребятишек. Как бы они не спугнули нашу кикимору! Как стемнеет, пойдем наблюдать за домом все вместе. Мне кажется, что развязка загадочной истории близка. Идите, переоденьтесь. Вадим, возьмите фонарь( все уходят). Затемнение.

Картина 6

Улица, где стоит дом Корешева. В полумраке на сцену выходят две торговки навеселе.2 женщина ведет 1 женщину.
1 женщина (пьяным голосом поет): «Не брани миня, радная… Ну, и повеселились у сватьи! Кать, куда эт мы идем? Это  тот, што ли, дом, где  кикимора живет?
2 женщина: Нет тут никаких кикимор. А тебе не надо было после самогонки наливку пить. (Тем временем из дома выскользнула женская  фигура, но, услышав голоса, спряталась обратно)
1 женщина: Так ведь сват  подливат да  подливат… (горланит) «Не брани миня, радная, што  я так яво люблю…
2 женщина (оглядывается): Тихо ты… Идем домой, поздно уж…( бабы уходят) Издали слышно: «Скушно, грустно, дарагая, жить одной мне без няво…». Уходят.
Выходят трое – Воронцов, Маргарита и Вадим — в накидках, плащах. Располагаются на авансцене, приготовились ждать.
Через несколько минут мелькнул огонек фонаря, послышался скрип двери, и вышла безмолвная темная фигура, держа в руках лопату. Оглянувшись, начала осторожно копать. Вдруг лопата попала на что-то металлическое, раздался скрежет. Фигура наклонилась и подняла из земли шкатулку. Услышав шум шагов, она дернулась, изобразила «кикимору» и зашипела.
ВОРОНЦОВ (выходя на свет) С возвращением на родину, госпожа Ведерникова!
КИКИМОРА: ( в замешательстве) Да…   это я…  угадали,  но кто вы?( пауза) Впрочем, Иван Тимофеевич, я узнала вас.
ВОРОНЦОВ: Да, мы встречались в той довоенной жизни, когда Сергей Павлович был жив, а вы блистали на сцене (подталкивает дочь вперед) За это время подросла моя дочь, Маргарита (женщины здороваются). А это ее друг Вадим, реалист.
МАРГАРИТА: А вас уж тут соседи окрестили кикиморой.
ВЕДЕРНИКОВА: Что ж, пришлось вспомнить актерскую школу, чтобы отогнать чересчур любопытных.
ВАДИМ: Вам отлично удалась роль! Браво!
ВОРОНЦОВ: Да, Вадим, вот и  ты попал под чары несравненной актрисы Ведерниковой. В свое время она собирала полные залы, играя в сарапульском Кружке (актрисе). Зачем вы вернулись, ведь вами наверняка заинтересуется полиция? Идет война, а вы бежали из заграницы…
ВЕДЕРНИКОВА: Вернулась, чтобы забрать корешовский клад, завещанный моему мужу. Серж рассказал о нем перед смертью. Мы ведь с сыном остались совсем без средств к существованию…
ВОРОНЦОВ: Куда же теперь?
ВЕДЕРНИКОВА: В Казань, к родне. Володе надо учиться, мне — играть на сцене.
ВОРОНЦОВ: Однако, дорогая, надо спешить. Завтра в этом доме будет праздник для приютских сирот. Вам надо уходить.
ВЕДЕРНИКОВА: Вот как?! Спасибо, дорогой Иван Тимофеевич. Вы прекрасный адвокат и верный друг. Позвольте поделиться с вами этими монетами.
ВОРОНЦОВ: Нет-нет, они вам нужнее. Я лишь позаимствую у вас один единственный  червонец. На память…(целует ей руку). Мы вернемся через полчаса.  Собирайтесь, мы проводим вас до окраины, пройдете пешком пару верст до Яромаски, переночуете в храме, а утром сядете  на казанский дилижанс (уходят). Из дома выбегает мальчуган, плача:
МАЛЬЧИК: Мама, тебя не забрали? Кто эти люди?
ВЕДЕРНИКОВА: Это друзья, сыночек, не бойся. Они нам помогут.
Ведерникова и мальчик уходят в дом собираться. По сцене пробегает мальчик-воришка, таща что-то сворованное и оглядываясь. Затемнение.

Картина 7

В кабинете Воронцова. Входит Воронцов. Садится у стола и рассматривает в лупу  червонец. Входят Маргарита и Вадим. Воронцов не замечает их.

Маргарита безмолвно показывает Вадиму на отца.
МАРГАРИТА: ( Вадиму полушепотом). Отец сам не свой в эти дни. Все грустит.
Оба подходят к нему
ВОРОНЦОВ: откладывая монету, вздыхает. Говорит, обращаясь к детям:
Какая женщина!
МАРГАРИТА: (обнимая отца) Папка, эта актриса на тебя произвела незабываемое впечатление!
ВОРОНЦОВ  И не только на меня! Весь Сарапул был от нее без ума! (встает задумчиво и выходит с Маргаритой и Вадимом на авансцену) И какая судьба! Ушла пешком по омытому слезами терпеливому Сибирскому тракту, который еще помнит кандалы каторжников… Боже, храни этих путников!  Что их ждет? Обнимает детей. Что ждет всех нас?!
Музыка играет громче.

КОНЕЦ


Рецензии