Поход на реку Обручевку Ян-Патагоу Или Незнание ес

Поход на реку Обручевку /Ян-Патагоу/
                Или Незнание есть Страдание
               
Готовились к походу на водопады реки Обручевки  большой группой. Но уже за сутки до  отъезда в пос.Врангель-место начала похода, стало ясно, что ухожу как всегда один. Это обстоятельство не смутило. Настрой был решительный. Ведь это был третий поход к этой реке в течении месяца. Два оказались неудачными. В первый раз шел к  Обручевке со стороны Черемшового плато. Долго  плутал в распадках между  правой  Обручевкой и рекой Кривой, но в левую Обручевку,  на  которой находятся водопады, попал лишь в конце дня. Был уже измотан совершенно, но в довершении всего, неожиданно наплыли тучи. Начался  сильный ливень. Пришлось возвращаться на мыл Лапласа, где находились все вещи и продукты. Второй раз,  кажется,  ничего не предвещало неожиданного и тем более неприятного. Ехали к реке Обручевке через бухту Краковка. За рулем автомашины  сидел фотограф Тропин Юра. Он беспечно гнал свой Джип по лесной дороге. Вдруг: страшный удар и  Джип встал как мертвый. В  большой траве не заметили пень. Рессора была сорвана. Благо недалеко  отъехали от Водозабора, где есть электричество, сварка и мастера. О продолжении похода и речи не было.
Уже вечером, накануне отъезда, узнав, что мой знакомый Костя Плотников уезжает в с.Владимиро-Александровское, где он приобрел дом, позвонил ему.
-Григоричь. добросишь завтра меня за деревню Унаши /Золотая Долина/? Не безвозмездно. Подарю тебе лучшую фотографию большого размера.
-Без проблем!-ответил Костя. Выходи в 9 часов на Центральную площадь.
-Договорились, Григоричь.
На следующий день встал на оговоренное место задолго до назначенного времени. Вот и 9 часов. Кости не было.
-Ну, без опозданий не бывает, решил я. День ожидался жарким. Вот уже и полчаса прошло, но Кости все нет и нет. От несущихся мимо автомашин стала кружиться голова. Уже  заметно припекало. Когда пошел  второй   час ожидания, то стало ясно, что после нашего телефонного разговора что-то случилось. Но что? Как это узнать и сколько мне стоять? Уже пожалел, что  не пошел в этот  поход привычным маршрутом: через п.Врангель. Неожиданно мои дальнейшие рассуждения были прерваны подъехавшей ко мне автомашиной. Из нее вышел незнакомый мужчина и представился  родственником Плотникова.
-Григоричб утром рано срочно выехал во Владивосток. Предупредил меня о тебе. Я  еду в Партизанск и могу подбросить до Унашей.
Деваться было некуда. Просить же незнакомого о том, чтобы он меня довез до Соломенного перевала было неудобно.
-Уже первые неувязки. Это меня уже отбрасывает на несколько часов от запланированного. Уже сегодня после обеда я должен был снимать водопады. Завтра на мысе Лапласа. После завтра возвращение домой.
За этими переживаниями незаметил, как доехали до Унашей.
-Извини, я тороплюсь.
Без радости отдал ему свою лучшую фотографию с изображением параллельного мира на Чандалазе. Водитель был искренне рад подарку.
Взвалив на спину рюкзак, зашагал в конец улицы, которая заканчивалась полем. Тут же дорога  раздваивалась. Одна уходила вправо на юг, вторая на восток.
-На юг, это видимо к Черному Кусту. Туда мне не надо. Пойду на Восток.
Так и пошагал. Дорога забирала все более к  Северу, чем на Восток. Это настораживало. Как некстати на полях не было ни души. Да и можно ли эти заросшие бурьяном пустыри назвать полями. Помниться когда-то на этих полях рос картофель, капуста, морковь, свекла, помидоры, огурцы. Повсюду трудились люди. Суетилась разная техника.
-Что же с нами произошло за эти десять лет? Какой враг прошелся по этой земле? Вот  здания , которые когда-то были коровниками. Ныне это развалины. Коров не видно. Как-то проезжал мимо затопленных шахт, которые еще могли давать и давать уголь на гора.
-А  что стало с людьми, с шахтерами и сельскими тружениками? Спились от безъисходности. Деградировали.
Солнце уже палило немилосердно. Было не менее 35 градусов. Ни ветерка. Пауты и мухи просто зверствовали. Приходилось ежесекундно отмахиваться опахалом из снопа полыни.
Только у реки увидел идущих навстречу рыбаков. Спросил у них о дороге и о  Соломенном перевале.
-Ну, ты, батя, даешь. Ответили ребята. Ты уже перед Корейским перевалом. А куда тебе надо вообще-то?
-До Кретовского перевала и на реку Обручевку.
-Можно и через Корейский перевал по Полозову ключу, но вернуться назад по  реке Кривой. Крюк в 15 километров.
-Поблагодарил их за информацию. Осознал, что сегодня  ни при каких обстоятельствах на Обручевских водопадах не окажусь. График похода явно ломался.
-Зачем только я соблазнился этой машиной? Шел бы сейчас привычным  маршрутом…
Перевал оказался не таким высоким, как его представлял. Сразу же за перевалом обступила хвойная тайга. В хвойном лесе почему-то всегда жутковато. Особенно когда идешь один. Это придало прыти. Появились лужи и грязь. В лесу было сумрачно. Лучи солнца дорогу не освещали и никогда не сушили. Нестерпимо хотелось пить. Но пить холодную воду  нельзя. Это усвоил уже прочно. После первых же глотков пить захочется еще сильнее. Начинаешь часто пить, и сила уходит. Счет времени потерян. Кажется, что этому лесу нет конца. Но вот просветлело. Стали появляться поляны, а затем и старые давно заброшенные поля. Долина Полозова ключа расширилась, и очертания хребтов расплылись. Надо было дойти до слияния Полозова ключа с рекой Кривой. Вдоль Кривой от Киевки есть дорога до Соломенного перевала и далее к селу Унаши. Именно на эту дорогу мне и надо выйти.
-Ничего тут сложного нет. Разберусь без карты. Стал оправдывать себя, так как карту брать не стал.
Но дорога уводила все влево и влево.
-Неужели Полозов ключ  так забирает на Восток? Вот тут бы карта и не помешала. Уже сам с собой разговаривал я вслух. Ключ был мелкий. Очертания сопок мне ни о чем не говорили. Последний раз был на Кривой почти 30 лет назад. Солнце стало заходить за вершины сопок. Ничего не мог понять. Семь часов почти бежал по Полозовому ключу. Прошел  не менее  30 километров. Что-то тут не то? Впереди послышались голоса. У омута стояли два мужика и  ловили рыбу. Подошел к ним. Скрывая тревогу,  спросил у них, где же Полозов ключ впадает в Кривую и далеко ли Соломенный перевал.
-Откуда ты идешь?-спросил меня один из рыбаков.
-От Корейского перевала к Кретовскому.- ответил им с тревогой в голосе.
-Ты что мужик, о…л ?Тут уже недалеко до Чистоводного.
-Так это что Кривая, что-ли? Изумлению моему предела не было.
-Ты кто, турист? С усмешкой спросил один из них.
-Да вот, пошел  на Обручевские водопады .
-Ну, ты и даешь турист!
-Я никак не ожидал, что Кривая будет такой мелкой. Я все считал, что это тянется Полозов ключ. Последний раз был тут более 25 лет тому назад. Стал как- бы оправдываться я перед  рыбаками.
-Ну, 25 лет назад…Тон у рыбаков уже изменился. Они тоже начали вспоминать, что здесь было в те далекие годы.
-Леса много повырубили. Вода теперь не задерживается в горах, а скатывается после дождей и поэтому река обмельчала. Раньше ключи были больше, чем сейчас Кривая. Затем они рассказали мне, как дойти до сворота на Кретовский перевал, как вновь не заблудиться.
За информацию с удовольствием отдал им один лаваш. Облегчил чуть- чуть рюкзак, лямки которого уже изрядно натерли плечи. Ведь шел уже 12 часов, не снимая рюкзака.
Решил: буду идти до полной темноты! Откуда-то взялись еще силы, и я почти побежал обратно. Вот и то место, где я не свернул с Полозова ключа на дорогу. Полозов ключ был совершенно сухой.
-Вот почему я так обмишурился. Впрочем, этот сворот надо было знать. Надвигалась ночь. Надо было думать о привале. Вот как раз красивая коса и рядом крутая скала и омут. Есть дрова. Тут видимо часто останавливаются рыбаки и охотники.
Быстро поставил палатку. Разжег костер и вскипятил чай. Хотелось только пить. Ни к варенью, ни к меду не притронулся. Тем более не хотелось ни каши, ни хлеба. От гнуса не было спасенья. Надо было лезть в палатку. Набрызгав в палатку ядовитой жидкости, быстро залез в нее и закрылся наглухо. Гнус остался за стенками палатки. Заснул почти мгновенно. Только успел подумать:   какой же был длинный и бестолковый день. И еще одна выплыла фраза: Не Знание-это Страдание. Откуда это изречение, так и не вспомнил.
Утро встретило облаками.  Явно к дождю. Есть совершенно не хотелось. Даже не стал кипятить чай. Проглотил две ложки меда, запив холодной водой. Собрал рюкзак и быстро отправился в путь. Уже часа через два начался дождь. Сначала шел теплый, неторопливый, но постепенно он стал превращаться в ливень. К счастью встретил рыбаков. Они  пригласили залезть в будку автомашины Урал на чай. Достал из рюкзака лаваш и подарил им. Это тоже был лишний груз. Пока хлестал дождь, поговорили  о рыбалке, охоте, о реке Кривой и даже о политике. Они рассказали, где сворачивать на Кретовский перевал Ливень постепенно перешел в мелкий дождик. Вылазить из кузова автомашины не хотелось, но идти было надо. Сегодня надо было быть на водопадах во что бы то ни стало. После крепкого чая с медом  сил прибыло. Часа через три дошел до сворота на Кретовский перевал. До самого перевала было 15 километров. Если найти сворот на Левую Обручевку, то  можно было  бы сэкономить часа три. Но где этот сворот? Боясь вновь  заплутаться как три недели назад, когда дважды уходил с Правой Обручевки на Кривую и наоборот, решил идти только по дороге. Знал, что она приведет к реке Обручевка.
-Уж, лучше  дам крюк, чем вновь блуждать неизвестно где! Этот  крюк увел  далеко-далеко от устья, где сливались две Обручевки. Только через два часа я оказался у заветного места. Вот и поляна, где останавливаются на ночлег туристы и рыбаки. Давненько тут никто не бывал! Снял рюкзак. Решил не мешкать. Солнце уже катилось к вершинам сопок. Сразу же пошел к первому водопаду. Солнце освещало водопад с противоположной стороны. Снимать водопады было сложно. В ущелье же, где были самые красивые места, было уже темно. Солнце освещало его только утром. Ладно, буду фотографировать их утром. Вдруг среди ароматов тайги в нос шибануло кисло-дурным запахом. Что же это?  Кто хозяин этого запаха: кабан, тигр, медведь? Остановился. Достал свисток. Фальшфейер остался в рюкзаке, если вообще не забыл его взять. Стал внимательно осматриваться. Вдруг над самым водопадом увидел медведя. Он стоял на задних лапах и,  крутя башкой, принюхивался. Меня не заметил.
-Надо уносить ноги. Отступил за выступ скалы. Тихо поднялся к тропе. По ней уже побежал к поляне, где собирался остаться на ночевку. Схватил рюкзак и, не выбирая перехода, пересек вброд реку. Решил идти только к морю. К Водозабору. Помнил, что за рекой тогда мы лезли на крутой хребет. Вот он, кажется, и есть. С трудом залез на почти отвесную скалу, откуда начинался хребет. Здесь должна  дорога, но ее почему-то не оказалось. Пройду по хребту и все равно выйду. Но дороги не было, а хребет вдруг резко изменил направление на Восточное. Тот хребет  тянулся только  к югу. –Неужели, с перепугу, перепутал хребты? Значит, мне предстоит пересечь дугу  в несколько распадков, что бы выйти на  хребет, где дорога. Стало  смеркаться. И откуда только взялись силы после 60 километров пути?! Ведь  кроме стакана чая за весь день ничего не брал в рот. Что движет человеком в этих условиях? Но распадок следовал  за распадком и они все были круче и круче, а хребта все не было и не было. Наступала ночь. В распадках уже ничего не было видно, и идти приходилось на ощупь. Но вот показалась громада большого хребта.
-Неужели дойду? Когда поднялся на хребет и увидел дорогу,  то упал  на нее и около получаса лежал  без движения. Сил уже не было даже поставить палатку. Но комары и гнус все-таки подняли меня и заставили поставить палатку. Долго не мог уснуть. Болело все тело. Подошвы ног стер до крови. Поясница от станкового хребта была также натерта до крови. А клещ? Ведь  не осматривался ни разу. Сколько их на мне? Ладно, авось пронесет. С тем и уснул. Проснулся ровно в 4  часа. Кто-то осторожно ходил недалеко от палатки. Долго прислушивался к каждому шороху. Стало тревожно. Но сон сморил. Вижу сон. Стою на краю обрыва над омутом. Берег начал обваливаться. Я лечу в воду. Долго погружаюсь. Догадываюсь: это же  сон. Заставляю себя проснуться. Просыпаюсь с облегчением и сразу же вижу через палатку силуэт тигра. Начало светать. Тигр не спеша, ходил вокруг палатки и урчал. Свисток лежал рядом, но все тело  занемело. Каким-то образом, все таки, дотянулся до свистка и попытался свистнуть, но губы были как деревянные. Да и скорее всего я даже боялся свистнуть. Как исчез тигр, даже не заметил. Но он исчез. Еще долго без движения лежал, боясь даже пошевелиться. Затем набрался смелости и раскрыл палатку. Долго во всю мочь легких  стал свистеть в милицейский свисток. Пока не устал. Затем быстро собрал палатку и почти побежал к Водозабору. Из тайги к морю мчался как на крыльях. Как будто не было позади двух  тяжких дней похода. Где-то у ягодицы тело жгло. Характерный признак, когда впивается клещ. Останавливаться не хотелось. Страх был сильнее. У моря облегченно вздохнул. Разделся. Вытащил клеща. Ни на теле, ни на одежде больше этой дряни не обнаружил. Обычно в этом районе клещ сыплется с каждой ветки. Хоть в этом повезло. Впереди был крутой и высокий перевал. Его надо было преодолеть до наступления жары. Вновь взвалил на себя рюкзак, который  вдруг значительно потяжелел. Видимо  закончились стрессовые ситуации. Вот и начался упадок сил. Поднялся на перевал с большим трудом. Перевалы поменьше дались легче. Далее раскинулась большая бухта. Идти через нее  пришлось уже под палящими лучами солнца. Но и лес не спасал. Духота  разлилась повсюду. От мух и слепней  приходилось отбиваться только веником. Лезли в глаза, рот и в нос. Кусали. Впереди был еще один большой перевал. Набрал  несколько бутылок воды. Через каждые сто-двести метров обливал голову и грудь. Тем не менее, начала кружиться голова. Затошнило. Наконец   подошел к речке. Долго в ней плескался. Выстирал одежду. Отжал. Одел   на себя. Впереди было еще десять километров. Вновь набрал воды во все бутылки. Солнце палило во всю мощь. Сознание сузилось до дороги, но лучше бы и  ее не видеть и не осознавать. Как-то там тибетские монахи умеют отключать сознание, когда бегут  сотни километров? Вот бы нам, туристам, научиться.! Поселок Врангель приближался. Вот и автобусная остановка. Дошел!  Победил!  Все страдания остались позади. А ведь и  в правду они от НЕ- ЗНАНИЯ!!!

       Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов               


Рецензии