Моя статья о романе Мантисса - Википедия

«Мантисса» (англ. Mantissa) — роман английского писателя Джона Фаулза, опубликованный в 1982 году.

Роман по большей части представляет собой диалог главного героя, писателя Майлза Грина с музой Эрато. Беседа эта проходит в больнице, которая то ли реальна, то ли создана воображением писателя (то же самое относится и к его амнезии, - она либо является истинным заболеванием, либо только лишь удачной завязкой для нового романа, плодом творческого воображения). Муза Эрато, являющаяся Грину в разных образах (доктор Дельфи, медсестра Кори, невидимка, японская женщина и др.), изначально им задаваемых, а потом постепенно выходящих из под его контроля, одновременно выступает в роли главной героини и литературного редактора еще не написанного произведения, своими действиями и советами помогающей писателю собраться с мыслями.

Однако, в соответствии с "Концепцией смерти автора", на которую постоянно ссылаются оба героя, литературный герой постепенно превращается в со-писателя, а затем и в диктатора, который навязывает реальному творцу свою волю.

Диалоги предельно интеллектуальны: в них поднимаются, прежде всего, литературоведческие темы. В развитии действия, однако, двузначность и многослойность отношений героев приводит к тому, что каждое предложение вызывает многочисленные ассоциации с известной читетелю реальностью. Поднимаются темы: роли автора в произведении, видоизменения современной литературы, отказа от античного наследия, теории постмодернизма, интерпретации мифологии, влияния христианства на литературу, возникают новые трактовки известных филологических дискурсов: личности Гомера, личности Шекспира. Так как Майлз Грин - специалист по английской литературе, текст изобилует отсылками к известным российскому читателю авторам и к тем, кто знаком только любителям литературы Великобритании.

Сводить книгу к чисто внутри литературному спору, однако, не стоит. Эрато и Майлз демонстрируют по ходу диалогов особенности мужского и женского интеллектов, постоянно спорят друг с другом - их темы сменяются с общественных на личные. Часто речь идет о мужском шовинизме и попытках женщины освободиться от него, особенно в творчестве, но и в жизни. Сам сюжет построен таким образом, что после, казалось бы, уже неминуемой интеллектуальной победы одного из героев, тут же наступает длительная фаза его поражения, торжество противоположной точки зрения.

Эрато - одновременно и муза в полном понимании этого слова, то есть богиня, и рабыня своего создателя. Грин - одновременно и всесильный творец и беспомощный человек, нуждающийся в божественном вдохновении.

Роман глубоко эротичен. Сцены секса, поданные то под видом медицинских процедур, то непосредственно во время кульминации диалогов, то в виде повествования Эрато граничат с диалогами, которые предполагают нейтральные отношения полов. Большую часть романа герои проводят нагишом, при этом довольно долгий повествовательный отрывок - в объятиях друг друга, но без перехода к активным действиям. Любое их рассуждение, поэтому получает кроме плана литературного или общественного еще и план плотский, потому что герои, создавая любовный роман с откровенными сценами, открыто или намеками проецируют их на себя. Они обсуждают и способности друг друга в постели, как правило, с крайним пренебрежением, которое оказывается ложным, наносным.

Герои давно знакомы друг с другом, имеют историю отношений, что накладывает на их диалоги отпечаток привычки. Важно, что Эрато, в отличие от Грина, будет жить и молодеть дальше, что дает ей некоторое преимущество, реализацию которого можно предположить в самой последней сцене.

По мнению Баткина Л.М. «Мантисса» — это роман о писателе, о процессе рождения литературного произведения. Исходная амнезия в пустой больничной палате представляет собой аллегорию ничто, из которого рождается замысел, а совокупление становится отправным пунктом для «зачатия» и «рождения» романа.

Правда, при таком подходе к анализу не очень понятна суть последней сцены - в которой ничто восстанавливается в полном объеме и уже, похоже, не является вымыслом.

По ходу произведения герои Фаулза обсуждают различные философские проблемы, такие как место и роль автора или его взаимоотношения с текстом[1]. Это дало писателю Дэвиду Лоджу основание назвать «Мантиссу» метароманом[2].

В конце романа Фаулз приводит определение из Оксфордского словаря: мантисса — «добавление сравнительно малой важности, особенно к литературному тексту или рассуждению». По мнению литературоведа Леонида Баткина, этот роман — дополнение к предыдущему творчеству писателя, однако не малой (здесь Фаулз снова играет), а исключительной важности[1]. По мнению Джона Леонарда (англ.)русск., описавшего «Мантиссу» как «удивительно скучный роман, ставший его [Фаулза] местью критикам, которые совершили грех непонимания», мантиссой может быть сам роман, а могут быть, по задумке автора, и критики[3].


Рецензии