Местничество
При венчании на царство первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича его дядя Иван Никитич Романов был поставлен держать шапку Мономаха, а боярин, князь Трубецкой - скипетр. Трубецкой, считая себя рангом выше дяди царя, затеял спор за право держать шапку. Скипетр он при этом был готов отдать подержать сопернику. Только вмешательство царя, сказавшего: «Быть вам без мест!», - прекратило распрю.
Известно множество споров за право занять более высокое место в войсках, быть ближе к царю в его свите или за его столом, в любых случаях жизни считаться знатнее, чем прочие, иметь особые привилегии и т.д. Это и было проявление местничества – борьбы за места.
Феодалы часто затевали споры друг с другом за родовую «честь». Такие споры нередко возбуждали вражду, переходившую из поколения в поколение. Основное мерило определения старшинства – чей род старше и знатнее, чьи предки занимали по службе пост выше.
Поскольку местничество определяло отношения всего высшего класса и имело общественную важность с середины 16 века назначением на службу стало ведать специальное учреждение – Разрядный приказ. Здесь, учитывая честь каждого, давали рекомендации на назначения на различные должности. Принимались во внимание многочисленные нюансы. Например, старшинство братьев сына вельможи и их соотношение с другими родственниками. Это была весьма сложная наука, и без постоянных тяжб, взваимных обвинений, подтасовок и подачи ложных документов не обходилось.
Сначала местничество было на руку центральной власти, так как позволяло ей становиться арбитром в спорах подданных, и тем самым возвышаться над ними. В 17 веке пришли к выводу, что местничество стало представлять опасность для государства. Например, по правилам того времени считалось, что, если один воевода помог в бою другому, ниже его честью, то он понижал свою честь до уровня чести того, кому помогал. Поэтому старшие воеводы не помогали младшим, и битвы проигрывались. Примерами таких проигранных сражений считаются следующие: при Орше в 1514 году, под Казанью в 1530 году, под Конотопом в 1659 году и Чудновом в 1660 году.
Под Казанью получилось вообще анекдотично. В 1530 году судовая рать под началом князя Бельского и пешая во главе с князем Глинским пошли на Казань. Общими усилиями с реки и с суши город был успешно атакован. Захватили острог. Горожане сочли сопротивление бесполезным и покинули крепость, ворота которой были открыты 3 часа. А что же победители? Оказывается, предводители пешей и судовой ратей затеяли между собой спор, кому первому въезжать в завоеванную Казань. Между тем бежавшие защитники города пришли в себя, вернулись, заняли крепость, закрыли ворота и возобновили оборону. Казань в тот раз взять не удалось.
К 17 веку главную политическую и экономическую силу в стране представляло дворянство, которое не могло соперничать в родовитости с боярами и князьями и потому было весьма заинтересовано в отмене местничества.
Местничеством стало тяготиться и боярство. С подъемом дворянства привилегии все равно стали работать плохо и регулярно нарушаться, и от них боярам было больше позора, чем толка. Свой статус можно было поднять или опустить в зависимости от того, через какие ворота ты въезжал в город, высоко или низко находилась твоя резиденция, был поднят или опущен по службе твой родственник.
В свою очередь центральная власть, опиравшаяся на дворянство, к середине 17 века настолько усилилась, стала самодержавной, и ей уже было не нужно особо считаться с претензиями чванливых бояр.
В итоге в 1682 году царь Алексей Михайлович местничество решительно отменил. Разрядные книги были сожжены в царских покоях, но привычку рядиться родословными это не отменило. Споры среди родовитых на эту тему продолжались еще долго. Разрядных книг, конечно, жаль. Историкам бы они очень пригодились.
Традиции – вещь живучая и не так легко их искоренить. Отголоски местничества существуют и в наши дни. Каждый может найти примеры из своей жизни, недаром, ходит шутка: «Сын полковника не станет генералом, потому что у генерала тоже есть сын».
Литература.
Антонов В.Ф. «Книга для чтения по истории СССР». Москва. Издательство «Просвещение» 1976 г.
Свидетельство о публикации №219020901510
С благодарностью за интересный рассказ о местничестве, Зоя
Декоратор2 25.02.2019 19:44 Заявить о нарушении