Иерусалим - город тайн

 Иерусалим, как охарактеризовать его одним словом? К примеру: Париж – веселый; Питер – величественный; Москва – широкая, а Тель-Авив – деловой и это видно с высоты, когда подлетаешь к нему.
  А вот Иерусалим больше всего у меня ассоциирует со словом - таинственный.  И, в самом деле, у него  много тайн, и подобное ощущается везде. Идешь по улочке старого города, посередине каменный сруб, накрытый стеклом, а под ним  на глубину до 10 метров уходит раскоп с остатками древних строений, и такое здесь можно встретить на каждом шагу, стоит только копнуть.
 
  Памятно для меня и то, как мы подъезжали к нему в первый раз. Я смотрел тогда на темно-зеленые горы окрест, дома на склонах, в зелени и цветах, а затем на одной из вершин, среди сосен и кипарисов засверкали золотые купола христианского храма, и я испытал потрясающее ощущение счастья и удовлетворенности. А на душе была такая благостность, что словами не передать. И подумалось, может это просто радость оттого, что я, наконец, здесь?! Но и потом, при подъезде к Иерусалиму, я испытал подобные чувства.

  А еще, кто-то сказал: «Каким бы вы его ни представляли, Иерусалим все равно будет другим», - и я в этом убедился, когда приехал сюда в первый раз, но и в следующие посещения он удивлял меня снова и снова.
 Так во второй свой приезд сюда я пытался самостоятельно, с картой Старого города в руках найти  Горницу Тайной вечери, но не получалось. Попросил, знающего иврит, спросить у проходящих евреев, где комната Тайной вечери и он спрашивал, но те удивленно пожимали плечами.
 
- Что их так удивляет? - спросил я.  И он пояснил, что на иврите «Тайная вечеря» звучит, как «секретный ужин», по-другому не переведешь.  Разумеется, о таком ужине они ничего не слышали. В третий раз помог экскурсовод.
Но, оказалось, что я и раньше ходил  вокруг этого места, однако мне и в голову не могло прийти, что вход в Горницу - через мечеть. Проходишь через зал мечети, поднимаешься наверх и попадаешь в комнату Тайной вечери Иисуса, но можно подняться сюда и по наружной лестнице, пристроенной к стене этого здания.
А под мечетью (вход с другой стороны) находится еврейская святыня – могила царя Давида. Три святыни: иудеев, мусульман и христиан - под одной крышей, такое возможно только в Иерусалиме.

Здесь же можно пройтись и по  улочке, где половина её арабская, а другая часть - еврейская, посередине железные ворота, которые запирают на ночь, перекрывая проход.
На арабской половине свеже разделанные туши баранов на крюках и вываленные в тазы их внутренности (запах специфический). А через пару метров картины и сувениры еврейских художников в чистеньких и светлых магазинчиках.

В этом ряду тайн и Тайная вечеря Иисуса.  Его искали,  он скрывался, а в четверг – первый день опресноков (еврейской Пасхи), когда иудеи потребляют только пресный хлеб – мацу, символизирующую исход евреев из египетского плена, Иисус с Апостолами – своими учениками,  собрался отметить еврейскую Пасху, последнюю в его жизни. Он знал, что « …пришел его час, перейти от мира сего к Отцу своему».
И хотя в этот вечер они исполняли обряд таинства по-еврейски, преломляли пресный хлеб и запивали его красным вином, но уже с другим смыслом. Как сказал Иисус: «Хлеб – тело моё, вино – кровь моя. Сие творите в моё воспоминание». И это было уже другое таиство - Таинство святого Причащения. Иисус установил его в этот вечер, а отсюда и название «Тайная вечеря».

…А потом он ушел молиться в Гефсиманский сад на Елеонскую гору, где и был схвачен стражниками. Затем скорый суд и Голгофа.
И вот тут возникает ещё одна тайна и заключена она в «еврейском вопросе», который мучает человечество вот уже более двух тысяч лет. А возник этот вопрос в тот момент, когда евреи распяли Христа. И хотя казнь свершили римские легионеры по приказу Понтия Пилата, наместника Рима в Иудее, виновными всё же признали евреев, потому что они осудили Иисуса на казнь.

Однако парадокс этого деяния состоит в том, что не сделай они этого, то и не было  Иисуса Христа, а был бы просто иудей Иисус, проповедующий новую религию. Не было бы основного в этой религии - мученика Иисуса Христа, принявшего на себя все людские грехи. Так можно ли их упрекать в этом, а если упрекать, то в чем?
Рассуждения на эту тему, есть у многих  философов. Я приведу лишь одно из них - известного русского мыслителя Николая Бердяева, которое, на мой взгляд, и отображает суть еврейского вопроса.

«Иудейский народ ждал Мессию, но не узнал его, когда он пришел. Отверг и распял. Это центральный акт  во всемирной истории, к которому всемирная история шла, из которого она исходит и который делает еврейство, как бы осью всемирной истории.
Поскольку Христос явился этому народу, он был народом Божьим, но после отвержения Христа он перестал быть таковым. Христос отвергается ими потому, что он умер на Кресте, вместо того, чтобы царственной мощью уничтожать зло и страдание и начать историю блаженную и справедливую.

Без еврейства христианство было бы невозможно, и невозможна была бы христианская история. Без еврейства не было бы Голгофы. Ненависть к евреям - не христианское чувство. Христиане должны относиться к ним по-христиански».

Но вернёмся в Иерусалим. Здесь много мест, которые невозможно забыть – это и Масличная гора, Храм Гроба господня, Стена плача, улица скорби Виа Долороса - путь Иисуса на Голгофу и много других мест, которые остаются в душе и памяти навсегда, не зависимо от того верующим ты или атеист.
 
Но,  у всякого дня есть исход. Вот и очередной день в Иерусалиме клонится к вечеру, солнце заходит и начинает быстро темнеть, уходит и тепло. Воздух становится прозрачным и прохладным, чувствуется, что мы в горах. Иерусалим расположен на высоте почти тысяча метров над уровнем моря.

Рассаживаемся в автобус уже в сумерках. Проезжаем вдоль крепостной стены,  мимо Гефсиманского сада, где когда-то прогуливался Иисус и был схвачен стражниками. Неподалеку в темноте высится  башня Давида, а рядом с ней,  находится и горница Тайной вечери.

Кварталы города остались позади, а впереди открылось пространство, точно мы идем на посадку на самолете. Внизу по склонам гор гирляндами светятся огни невидимых в темноте домов. Огненный поток течёт и далеко внизу, и мы снижаемся к этому потоку, пока он не превращается в  широкую автостраду, в которую вливаемся и мы.
В наступающей ночи огни Иерусалима сливаются  со звёздами и не понять, где город, а где небо. А перед глазами продолжают стоять его улочки, заполненные  многоликой  толпой, и дух древнего и таинственного, витающего в его воздухе, бередит душу.

Раньше, во времена Иисуса, прощаясь, говорили: «До встречи в Иерусалиме». Пожелаю и вам хотя бы раз в жизни встретиться с этим городом.

     …И в заключение. Путевые заметки, а это результат двух поездок на Святую Землю, опубликованные в СМИ участвовали в международном конкурсе и  заняли первое место в номинации «Израиль - святая Земля». А награда - недельная поездка по Израилю и Палестине, и обо всём, что было  интересного и необычного в эти три поездки на Землю обетованную, можно прочитать и здесь.


Рецензии
Иврит правильно характеризует "Тайную Вечерю",это был "секретный ужин" на котором замышляли как развести европейцев обещанием "воскреснуть из мертвых."

Радиомир Уткин   04.12.2021 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.