Сквозь годы 20

     О культуре написаны эвересты книг, о ней спорили, спорят и будут спорить до скончания веков, ибо Страшный суд тоже будет артефактом культуры...
     Со мной культура разговаривает своеобразным языком знаков, смыслов, которые посылает мне мир, а, может, судьба в лице "добрых" и "недобрых" людей - так я в детстве и юности определял культурных и бескультурных...

     ...Когда я учился в четвёртом классе, на чердаке домика, который мы снимали, я нашёл много книг, к сожалению, в основвном на венгерском языке, но были и на русинском - языке моего маленького народа в Закарпатье - русинов. Это были книги Платона, Аристотеля и Франца Кафки!!!  Я  их читал, почти ничего не понимая, поэтому своими вопросами я "доставал" милейшую Марию Иосифовну, учительницу начальных классов.... Через какое-то время она подарила мне два словаря - толковый и иностранных слов, тем самым заставила САМОГО искать ответы... Я занялся самообразованием - самым важным, по-моему, методом приобретения знаний... В этом проявилась КУЛЬТУРА учителя, которой я многим обязан до сих пор... Земля Вам пухом, Мария Иосифовна...

     ...Ещё знаковое проявление КУЛЬТУРЫ: педагог художественного чтения в театральном институте часто говорила о том, что я плохо "сегодня" читал, и назначала дополнительные занятия у себя дома на 6 часов вечера... И как ни в чём не бывало, приглашала отужинать вечно голодного студента... И Вам земля пусть будет пухом, Юдифь Израилевна...

     ...Знаменитый поэт Борис Алексеевич Чичибабин, в поэтической студии которого я учился, просидел много лет в лагерях, имел право предъявить претензии Советской власти... В день выхода разгромной статьи о творчестве молодых поэтов, в том числе и меня, сказал:"Ваня, Советская власть здесь ни при чём, а есть конкретные люди, бегущие впереди этой власти..."... Это - тоже КУЛЬТУРА... Земля Вам пухом, Борис Алексеевич...

     ...В октябре 1964 года, тогда я уже учился на филологическом факультете, один преподаватель всё время восхищался Хрущёвым, а после снятия его со всех постов, начал яростно критиковать... А вот это БЕСКУЛЬТУРЬЕ...

     Культура непосредственна, истинна и скромна, бесстрашна и неподкупна, совестлива, она первична, непреходяща, вечна; культура непрактична, избыточно щедра, ненавязчива... Именно КУЛЬТУРА сохраняет ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в человеке...
     Бескультурье расчётливо, притворно и нагло,трусливо и продажно, оно подражательно,  себялюбиво и кровожадно, но ему при всём нашем беспамятстве, больше, чем культуре, хочется в вечность:"Невежда начинает с поучения, а кончает кровью" (Б.Пастернак)... 

         Продолжение следует...
 


Рецензии
Очень интересное толкование: КУЛЬТУРНЫЙ" и "БЕСКУЛЬТУРНЫЙ", восхищают своим поступком Ваша первая учительница и педагог в театральном институте... В их действиях проявлялась любовь и мудрость. А еще я потеряда "Сквозь годы 19", проверьте текст, может вы не выложили их на сайт СТИХИ.РУ? Во свяком случае, я не нашла. Читаю дальше, Людмила

Людмила Ханаева   24.06.2020 14:49     Заявить о нарушении
Спасибо большое,уважаемая Людмила, за добрые слова. По поводу 19 записи: скорее,всего, что я пропустил нумерацию. С уважением,Ив.Яр.

Иван Ярославов   24.06.2020 18:59   Заявить о нарушении
Иван, не стихи.ру. а проза.ру. Людмила

Людмила Ханаева   24.06.2020 19:05   Заявить о нарушении