Когда логика бессильна

         
Я хочу рассказать одну интересную историю, которая с обычной точки зрения может показаться неправдоподобной. У нас было небольшое своё предприятие по производству станков для начинающих мебельщиков. На наших станках в то время выросло наверное не менее девяноста процентов мебельных предприятий города. Дизайн, конечно, хромал из-за отсутствия нужного оборудования и средств, но станки неплохо себя зарекомендовали и пользовались популярностью благодаря хорошей надёжности и низкой стоимости. Особенно форматно-раскроечные (станки для раскроя без сколов листовых древесных материалов), спрос на них был большой, так как в России они практически не выпускались. Импортные начинающим были не по карману. Наши возможности позволяли выпускать не более трёх таких станков в месяц. Мы арендовали механический цех предприятия, на котором часть из нашего коллектива работала в советское время, в том числе и я.
Заканчивались последние работы с очередным форматником, он уже был настроен и опробован. А завтра должен был приехать заказчик. Особенно устраивало наших покупателей то, что мы не брали предоплату, достаточно подробно рассказывали об устройстве станка, показывали его в работе и заказчик сам своими руками мог испытать и убедиться воочию в работе, чего не было на других предприятиях. Я осматривал станок и увидел, что ко мне идёт с улыбкой на лице, лет так под пятьдесят, коренастый, среднего роста мужчина. Он протянул руку и назвал имя. Мы познакомились. Оказалось – были тёзками.  Владимир попросил разрешения осмотреть станок и задал ряд вопросов. Надо сказать, что человек произвёл на меня очень приятное впечатление своими душеными качествами. Когда чувствуешь родную душу, но более открытую, прорвавшую сквозь застенки подсознания. Это был очередной заказчик, приехавший из Екатеринбурга. Но приезд этот был не совсем обычный. Сотовых телефонов в то время ещё не было. Меня удивило, как он умудрился нас найти. Ему позарез нужен был форматник и это ощущалось не только с его слов, но и, как мы нередко говорим – шкурой, когда не можем выразить, чем ощущаем. Оказывается, о нас он узнал от одного знакомого мебельщика. Его хозяин с полугода назад приобрёл наш станок. Но когда обратился к нему, тот ответил, что потерял наш телефон и адрес. Так это было или нет – история умалчивает. Тогда знакомый вывел его на водителя, который забирал станок с хозяином. Водитель названия предприятия не знал и адреса в голове не держал, но примерно помнил, где мы были расположены и он в общих чертах это обрисовал, хотя не исключал, что в чём-то может ошибиться. Курган он не знал. И всё-таки мужчина решился ехать на газельке с наличными деньгами, в надежде купить станок.
Надо сказать, что нас не так уж редко не могли найти, зная адрес. И даже после подробного объяснения улиц, по которым придётся проезжать с «яркими» приметами поворотов. Я не знаю, что их вело, но заказчик был передо мной. Конечно, меня это заинтересовало. О нашем существовании не знали и многие находившие на одной с нами территории, так как наши интересы не пересекались. Как выяснилось, они достаточно удачно проехали и после последнего к нам перекрёстка спросили у стоявшего на обочине улицы мужчины, который и показал куда ехать и как найти нас на территории. По описанию я догадался, что это бывший главный инженер предприятия, цех которого мы арендовали. Он хорошо нас знал.
Я показал станок в работе и Владимир начал меня упрашивать его продать.
– Заказчику уже позвонили и завтра станок должны забрать, – был мой ответ.
– Я готов заплатить на десять процентов больше, – пообещал он, а затем добавил, – даже двадцать, если продадите станок. 
Заказчик за станок ещё не рассчитался. Предложение было заманчивым. Деньги для нас были не лишними, но репутация – дороже. Мне очень хотелось помочь этому человеку, даже без его процентов, но вынужден был отказать. Хотя этот отказ меня ещё мучил несколько дней. Он понял, что здесь уже ничего изменить нельзя.
Заказов у нас было на полгода вперёд.
– Могу пообещать станок только через шесть месяцев. – Дату я ставил точную, плюс, минус три дня.
– Когда будет следующий?
– Через десять дней.
– Я готов его взять на тех же условиях.
Договоров мы не заключали, но я обещал каждому, что заказ будет выполнен не позже указанного срока при условии, что у меня будет не менее двух их телефонных номеров. Некоторые оставляли до пяти, включая близких, которые могли передать им в случае их отсутствия. Обещаний я никогда не нарушал.
– Единственное, что могу вам пообещать – в случае, если все последующие  очередники не смогут по какой-то причине станок забрать, я позвоню вам. Простите, но я на самом деле не могу нарушать установленное нами же правило.
Мы хорошо понимали друг друга. На прощание пожали руки. Он улыбнулся и сказал:
– Следующий станок будет мой!
– Это совершенно невозможно! Перед вами восемнадцать человек.
– Посмотрим!
Я проводил Владимира взглядом. Меня удивляла его уверенность. К сожалению, логика иногда оказывается бессильна перед обстоятельствами.
Заказчиков предупреждал, чтобы они сами узнавали о готовности за неделю до назначенного срока. Звонка на очередной станок не последовало. Я позвонил на все указанные телефоны, но, ни один из них не ответил. По нескольку раз звонил на второй и третий день – эффект тот же. Сомнение уже закрадывалось, но все-таки  начал звонить по остальным очередникам. Кто-то уехал в командировку, кто-то в отпуск, у кого-то не было на данный момент денег, другие причины, но чаще телефоны молчали. Все мои попытки были бесполезны. Было понятно – кто-то вмешался и не простой. До готовности оставалось два дня. Я набрал номер Владимира и сказал:
– Послезавтра приезжайте. Станок ваш.
Он вошёл так же, улыбаясь. Я задал вопрос:
– Как вам удалось?
– Да никаких хитростей – просто сходил в церковь, поставил свечку и помолился.
– Тогда мне понятно. К тому же ваше огромное желание и моё в придачу помочь. Видимо, это соответствовало чему-то, что выше нашего понимания. И вам дали зелёную улицу.
На следующий день позвонил очередной заказчик. 


Рецензии